Урок окружающего мира по УМК Перспектива на тему: Достижения 1950-1970-х годов


Урок окружающего мира в 4 классе
«Достижения 1950-1970-х годов»
Цели и задачи урока:
сформировать представление учащихся о жизни страны в 1950-1970-х годах, познакомить с наиболее значимыми достижениями в различных сферах жизни страны (полет в космос, успехи в спорте),
учить анализировать, делать выводы, работать в парах, группах, индивидуально,
воспитывать любовь к героям страны, патриотизм и бережное отношение к Родине.
Предметные результаты: ориентироваться во временной хронологии, знать персоналии и события изучаемой эпохи, формировать ценностное отношение к истории своей страны; объяснять, какие интересы объединяют граждан.
Личностные УУД:  уметь различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее, ориентироваться в основных исторических событиях своего народа и России и испытывать чувство гордости за славу и достижения своего народа.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция.
Познавательные УУД: отличать новое от уже известного с помощью учителя, ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД: Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста), слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им, учиться выполнять различные роли в группе.
Методы: объяснительно-иллюстративный (практическая работа и работа по алгоритму); репродуктивный (выполнение заданий по образцу, анализ по алгоритму), проектный (самостоятельное планирование и выполнение проекта по пробному действию), деятельностный.
Методы контроля: фронтальный, индивидуальный, групповой и в парах.
Технологии: деятельностного метода; мини-проект; наглядная.
Оборудование: ИД, иллюстрации, DVD к учебнику окружающего мира, аудио-, видеозаписи, тематическая литература.
Сценарий урока
Мотивация и актуализация:
- Давайте вспомним, каким должен быть настрой на урок?
- Положительным, рабочим.
- У всех ли такой настрой?
- …
(Какие способы исправить настроение вы знаете?)
- С чего мы начинаем урок открытия нового знания?
- С повторения того, что необходимо для открытия нового знания.
- В домашней работе вы отвечали на вопрос о том, что стало первоочередной задачей первых пяти лет после ВОВ?
- …
- Каковы были результаты этой восстановительной работы?
- …
- Я напишу на доске временной отрезок, который нам предстоит пройти на сегодняшнем уроке: 1950-1970 годы.
2. Целеполагание:
- Посмотрите небольшой видеоролик (Разведение моста в Санкт-Петербурге) и попробуйте ответить на вопрос, как он связан с указанными годами.
- Что показано в отрывке фильма?
- Разведение моста в Санкт-Петербурге.
- Кто-нибудь видел это своими глазами? Какие эмоции вы испытали? Как назывался этот город в начале-середине 20 века? Что было с городом во время войны? Могли ли люди послевоенных лет наслаждаться зрелищем разведения мостов?
- …
- Подумайте, как это может быть связано с эпохой 50-70 гг. 20 века?
- …
- Хотя первый разводной мост в Санкт-Петербурге был создан еще при царе, восстановление, реконструкция и строительство новых мостов пришлось как раз на изучаемый период времени. Попробуйте сформулировать, что именно в эту эпоху мы будем изучать на уроке?
-…
- Развитие шло только в строительстве?
-…
- Как мы сформулируем тему урока? Какую цель поставим перед собой?
- Узнать, как развивалась страна в 1950-1970-е годы.
- Если перечислять все события подряд, получится ли целостная картина жизни в эти годы?
-…
3. Выявление места и причины затруднения
- Сегодня я помогу вам найти и систематизировать материал. На ваших партах лежат сундучки, в которые мы сегодня будем собирать достижения тех десятилетий. Загляните в сундучки (флипчат 1), переверните лист (флипчат 2). Достижение в каждой области сродни богатству, накопленному народом или достижениям, которые вы собираете в свои портфолио.
- Можете ли вы сейчас заполнить эту таблицу полностью?
- Нет.
-Почему?
- Мы не знаем, что писать в некоторые графы.
- Какие сферы общественной жизни уже есть в таблице?
-…
- Можете назвать, каких не хватает?
- …
- Я помогу вам восстановить пробелы. Как назвать сферу, к которой относится реконструкция и строительство мостов?
- Строительство.
- Заполним таблицу по строительству… Только ли мосты строились в эту эпоху? Очевидно, нет. Послушайте материал, представленный на диске, и дополните графу по строительству: вкладка №3 по теме.
- (заполнение таблицы).
- Что еще вы записали?
- Строительство квартир, многоэтажных зданий…
- Источник информации по следующему разделу – ваши знания. Назовите событие, которое прогремело на весь мир и прославило нашу страну. День памяти этого события мы отмечали совсем недавно – 12 апреля.
- Это полет в Космос Гагарина.
- В каком году это произошло? Как мы назовем эту сферу жизни страны?
- Космонавтика.
Какие еще события и достижения в космонавтике тех лет вы знаете?
- Полет в космос первой женщины.
- Молодцы. Я намекну вам на еще одну отсутствующую сферу в ваших таблицах – послушайте песню (флипчат №3: песня «Трус не играет в хоккей») и посмотрите, я принесла Вам книгу, автор которой – Владислав Третьяк. Кто слышал или знает это имя?
- …
- Давайте прочитаем, что сказано об авторе в книге.
-…
- Как думаете, какой вклад сделал этот человек и в какую сферу?
- В спорте он был выдающимся вратарем. Потом тренером. Развивал хоккей, поднял уровень советского хоккея на небывалый уровень.
- Давайте заполним таблицу.
- (заполнение таблицы).
- Что вы вписали в графу имя и достижения?
- Какие источники информации мы использовали? А какой еще не использовали?
- Учебник.
- Надеюсь, вы поняли, как надо искать и выбирать информацию. Но пока мы все делали вместе. А когда знания становятся самыми прочными, когда вы действуете…
- Самостоятельно.
4. Построение проекта и его реализация.
- Как вы думаете, каким образом вам при самостоятельной работе будет легче найти информацию и заполнить таблицу? Индивидуально, в парах, группами?
- …
- Конечно, поскольку информации очень много, то в группе работать будет легче, можно распределить обязанности и сделать все быстро. Распределитесь на 3 группы. Каждая группа вытянет те сферы, над которыми будет работать… каждая группа должна предложить небольшое сообщение по тем разделам, который ей достались.
1. наука и техника
2. космонавтика и строительство
3. искусство и спорт.
Распределите обязанности и постарайтесь найти максимально полную информацию по вашим сферам в учебнике, заполняйте таблицу.
В помощь вам я предлагаю опорные фразы, которые вы можете использовать в своих сообщениях.
5. Первичное закрепление во внешней речи.
(Заслушиваются хотя бы по одному докладу от каждой группы).
6. Самостоятельная работа и включение в систему знаний.
- Получили ли вы сегодня новые знания? А зачем они вам? Зачем мы вообще стремимся получать новые знания?
- Чтобы становится умнее и делать жизнь лучше.
- Тогда сейчас вам предстоит самостоятельно подумать над тем, в какой среде деятельности вы хотелось бы проявить свой ум, трудиться в будущем, возможно, даже выбрать профессию, связанную с этой сферой. В вашей таблице есть правая колонка (она не заполнялась) выберите ту сферу, которая вам близка и заполните напротив правую колонку. Ответьте на вопрос, какую значимость имеют достижения в этой сфере для развития страны, для людей, улучшения их жизни.
(учащиеся либо озвучивают свои ответы, если времени на это нет, то сдают учителю лист с заполненной таблицей и сообщением).
7. Рефлексия деятельности на уроке.
- Достигли ли мы поставленной цели на уроке?
- Да, мы узнали много о достижениях 1950-1970-х годов.
- Хотелось бы вам узнать больше об этой эпохе или более подробно о ком-то из деятелей эпохи?
- …
- Тогда в качестве домашнего задания подготовьте доклад о том, что вас заинтересовало.
Отметьте на лестнице успеха с помощью смайлика, насколько понятен вам был материал, получили ли вы новые знания на уроке (флипчат 4). Свое отношение к уроку, активность и хорошее настроение покажите с помощью улыбки смайлика.