Гражданско-патриотический потенциал социально-педагогического проекта Струны столетий


Коммунальное государственное казённое предприятие
«Детская школа искусств посёлка Усть-Таловка»
отдела образования акимата Шемонаихинского района».
Шемонаихинский район, п. Усть-Таловка, ул. Школьная, д. 29, кв. 3.
Телефон / факс: 8 (72332) 36905. Электронный адрес: dsi_ust@mail.ru
Гражданско-патриотический потенциал
многожанрового конкурса
«Струны столетий»
250380563516065512704589780635
Алифанов
Валентин Игоревич,
преподаватель театральных дисциплин первой категории Плотникова
Елена Николаевна, директор,
преподаватель
по классу фортепиано высшей категории Нұрбекұлы
Әділет,
преподаватель
по классу домбры
второй категории
«Достоинство человека определяется тем, каким путём он идёт к цели, а не тем, достигает ли он её».
Абай Кунанбаев.
«Культура – это отражение нации, ее души, ума и благородства. Цивилизованный народ гордится ходом своей истории, развитием культуры, великими людьми, прославившими страну и внесшими огромный вклад в золотой фонд мировых достижений мысли, искусства. Именно посредством культуры, традиций нация становится известной».
Н. А. Назарбаев.
В условиях современного, развивающегося государства перед нами стоит цель воспитать не просто грамотного человека, а личность творческую, нравственную, толерантную, умеющую гибко существовать в социуме, с развитым чувством гражданственности, патриотизма, обладающего знаниями о традициях и культурном наследии своего народа.
В русле общенациональной идеи «Mәңгілік Ел» становится особенно актуальным вопрос о формировании через возрождение национального мировоззрения, духовных истоков, составляющих сущность самобытной истории и культуры, присущего данному обществу исторического сознания. «Нас объединяют любовь к нашему общему дому – Казахстану, согласие по отношению к истории нашей древней земли и развитию языков, глубокая вера в настоящее и великое будущее нашего государства и ее граждан. Это и есть основа нашей Вечной Родины – Мәңгілік Ел» (Н.А. Назарбаев).
Фундамент воплощения в жизнь общенациональной идеи «Mәңгілік Ел» должен быть заложен в школе. Сегодня воспитание у детей и молодежи высокой духовности, гражданской позиции, социальной ответственности, готовности к труду на благо казахстанского общества, формирование нового казахстанского патриотизма и чувства единения требует усилий со стороны родителей, педагогов, государства.
В дополнительном образовании, в частности, детских школах искусств, происходит непрерывный поиск эффективных форм организации воспитательной работы с детьми и молодёжью, направленных на формирование нового казахстанского патриотизма, активной гражданской позиции и чувств средствами искусства, то есть, в дополнительном образовании необходимо создать такие условия обучения, которые бы обеспечивали в максимальном диапазоне развитие каждой личности, ее интеллектуальных и психологических ресурсов.Творческое наследие казахского народа – духовное наследие, смысл которого не уменьшается в течение многих веков. Изменяется эпоха, и это наследие открывается с новой стороны, оно увеличивает свою ценность.
Расширение сферы применения государственного языка, пропаганду творчества великих композиторов, кюйши, исполнителей, поэтов, укрепление уважения к многонациональной культуре Казахстана, литературе и языку, развитие казахстанского духовного единства, повышение чувства патриотизма среди детей и подростков посредством привлечения детей и подростков к участию в интегрированных и тематических конкурсах, основанных на синтезе видов искусств, серии внеклассных мероприятий, считаем инновационной и эффективной формой организации воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования.
Эффективной формой организации воспитательной работы в системе дополнительного образования Шемонаихинского района стал многожанровый конкурс «Струны столетий», направленный на формирование активной гражданской позиции и чувств средствами искусства, расширение сферы применения государственного языка, пропаганду творчества великих композиторов, кюйши, исполнителей, поэтов, укрепление уважения к многонациональной культуре Казахстана, литературе и языку, развитие казахстанского духовного единства.366983114966728133149667
5214620855345Цель конкурса «Струны столетий» – создание социально-педагогических условий для воспитания языковой культуры, формирования духовной культуры, воспитания у детей и подростков чувства патриотизма, привитие интереса к казахскому языку и литературе, музыкальному, театральному, хореографическому, изобразительному искусству, художественным ремёслам в условиях дополнительного образования.
Задачи конкурса «Струны столетий»:
организовать ежегодное проведение интегрированного конкурса на школьном и районном уровне ко Дню Независимости Республики Казахстан;
отразить в тематике конкурсов и внеклассных мероприятий главные события и знаменательные даты, главные символы Независимого Казахстана;
изучать и пропагандировать среди детей и подростков культурные традиции Казахстана, творчество великих композиторов, кюйши, поэтов, писателей;
создать условия для активного освоения педагогами школы современных технологий;
создать условия для активной познавательной, творческой деятельности учащихся, формировать и развивать учебно-познавательные и общекультурные компетенции;
обобщить опыт работы по изучению культурного наследия казахского народа в условиях дополнительного образования в печатном и электронном варианте на уровне района, области, республики.
Конкурс «Струны столетий» ориентирован на учащихся общеобразовательных школ, воспитанников детского сада и учреждений дополнительного образования Шемонаихинского района.
5173345140335Номинации конкурса «Струны столетий» охватывают многие направления искусства:
Художественное чтение (Соло. Дуэт). 1) «Шын хакім, сөзің – асыл, баға жетпес». Выразительное чтение произведений Абая Кунанбаева. 2) «Көк тудың желбірегені...». Произведение любого литературного жанра казахстанского автора, посвящённое истории и современному этапу становления суверенного Казахстана, отражающее любовь к родине, казахской культуре.
Театральный жанр. Инсценировка по произведениям казахстанских авторов, посвящённая истории и современному этапу становления суверенного Казахстана, значимым памятным датам, в соответствии с тематикой конкурса.
-20320101605203825645160Вокал. 1) «Құлақтан кіріп, бойды алар жақсы ән мен тәтті күй». Исполнение песни Абая Кунанбаева. 2) Песня на стихи Абая Кунанбаева. 3) Песня отечественного композитора, выражающая образ современного Казахстана.
Инструментальный жанр (Соло. Дуэт. Ансамбль.). Произведение на любом музыкальном инструменте на выбор: обработка казахской народной песни или кюя; музыкальное произведение казахстанского композитора, посвящённое родине, истории, культуре, родному краю.
-12700247650Юные дарования. В данной номинации просмотр участников проводится по направлениям: исполнение авторского стихотворения; исполнение авторской песни (аккомпанировать может педагог, ученик); исполнение авторской инструментальной пьесы. Тема авторских сочинений должна соответствовать тематике конкурса, отражать патриотизм, любовь к Родине, уважение к национальной культуре. Приветствуется региональное направление темы.
2611755285115Хореография (Соло. Дуэт. Ансамбль). Каждый участник / коллектив представляет народный танец.
Изобразительное искусство. Иллюстрации к казахскому эпосу или литературным произведениям казахстанских авторов.
28575601345Декоративно-прикладное творчество. Работы, выполненные в любой технике, с использованием любого материала (природный, ткань, дерево, стекло, бумага, керамика и т.п.), отражающие культуру и быт казахского народа.В тематике конкурса «Струны столетий» отражены такие знаменательные даты, как:
550-летие основания Казахского ханства;
20-летие Конституции Республики Казахстан;
309054561595170-летие Абая Кунанбаева;
25-летие Независимости Республики Казахстан.
В процессе конкурса, и дети, и взрослые, доносят до зрителя историю народа великой страны, культурное наследие казахстанцев. Во время подготовки к конкурсу изучается биография авторов текстов песен и стихов казахстанской земли, их мировоззрение, патриотизм и любовь к Родине.
223859690529
4790440101600-19574109579
Музыкальные композиции, театральные и хореографические постановки, работы детского художественного творчества, представленные на конкурсе «Струны столетий», в дальнейшем, принимают участие в областных, республиканских и международных конкурсах и фестивалях, праздничных концертах, таких, как: День Первого Президента, День Независимости Республики Казахстан, День столицы, творческие отчёты округов района, Гала-концерт творческих коллективов Шемонаихинского района в ВКО, концертные программы дружественных визитов в РФ, выставки различного уровня.
На итоговых мероприятиях, таких, как творческие отчёты школ, происходит взаимный обмен информацией, знаниями, опытом, как среди учащихся, так и среди педагогов. Таким образом, становится возможным привлечение большого количества учащихся к участию в проекте, где накапливается ценный опыт по изучению музыкального, литературного, художественного материала народа Казахстана.
Сейчас районный конкурс «Струны столетий» стал своеобразной визитной карточкой среди традиционных мероприятий Шемонаихинского района. Первый районный конкурс «Струны столетий» был проведён в 2013 году, и его участниками стали 167 детей и подростков района. Ежегодно участниками конкурса становятся более 170-и учащихся. В 2016 году участниками конкурса стали 285 солистов и коллективов. Охват детей составил более 450-и человек.
421005077470-1206577470
3385185117475
-116233231


Подготовка к конкурсу способствует появлению креативных идей со стороны учащихся и педагогов. В Детской школе искусств посёлка Усть-Таловка ежегодно создаются новые творческие коллективы – малые смешанные инструментальные ансамбли, в которых дети играют с огромным удовольствием. Набирает популярность номинация «Юные дарования», в которой дети покоряют зрителей собственными стихотворениями о родном крае, песнями на стихи местных авторов, музыкальными сочинениями. Откликается сердце у каждого зрителя на вдохновенное прочтение стихов о любви к Родине, родителям, о своем родном крае. Радуют красочными выступлениями хореографические коллективы. Разнообразием жанров удивляют солисты и вокальные ансамбли. Новые проекты создают учащиеся изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Значительно обновляется репертуар солистов и коллективов.
4870478146326219088842959-19575146326
Для детей участие в конкурсе становится уникальной возможностью обогащения и углубления знаний о культурных традициях народа Казахстана. Они погружаются в творческий процесс с головой, и вместе со своими наставниками планируют новое выступление в следующем году. Среди педагогов дополнительного образования происходит активное освоение современных технологий: педагогические мастерские, технология интегрированных уроков, методика коллективно-творческих дел, проектное обучение.
Ребята показывают, как они артистичны, музыкальны и неповторимы. Ведь каждый ребенок, вышедший на сцену, уже одержал победу над своим страхом перед сценой и большой зрительской аудиторией.
Эффективность районного конкурса «Струны столетий» определяется следущими параметрами:
расширение познавательных возможностей и творческой активности детей посредством изучения и пропаганды среди детей и подростков культурных традиций, творчества великих казахстанских деятелей культуры и искусства;
формирование и развитие учебно-познавательных и общекультурных компетенций учащихся;
развитие у учащихся чувства патриотизма и гражданственности;
обновление и значительное обогащение новыми композициями и проектами репертуара солистов и коллективов, изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
создание условий для самореализации, самоопределения личности, её профориентации.
Для оценки эффективности конкурса «Струны столетий» применяются такие способы диагностики, как:
Мониторинг результатов районного интегрированного конкурса «Струны столетий».
Мониторинг качества знаний учащихся по предметам «История мировой музыкальной литературы», «История мирового изобразительного искусства», «История мирового театрального искусства», «Специальность».
Анкетирование учащихся, родителей, педагогов.
Отзывы коллег, публикации в СМИ о проведённых мероприятиях.
2872777915
Таким образом, создана большая лаборатория для развития детского и педагогического творчества, которая способствует расширению познавательных возможностей и творческой активности детей и педагогов посредством изучения культурных традиций, творчества великих казахстанских деятелей культуры и искусства, развивает у учащихся чувство патриотизма и гражданственности, создаёт условия для самореализации, самоопределения личности, её профориентации.
-6680867803