Статья на тему: К вопросу о формировании коммуникативных универсальных учебных действий учеников старших классов в процессе проектной деятельности на уроках русского языка


Анастасия Андреевна Гошовская, магистрант 2 курса МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск, Челябинская область
К вопросу о формировании коммуникативных универсальных учебных действий учеников старших классов в процессе проектной деятельности на уроках русского языка.
Сегодня развитие общества выдвигает особые требования к образованию в школе. Его основной целью является воспитание творческой, деятельной личности, которая будет способна самостоятельно развиваться, добывать знания, выбирать способы и приемы решения задач, контролировать, регулировать свою деятельность и давать ей оценку, а также демонстрировать её результат. Для достижения такой цели необходимы новые подходы, методы и формы в образовании.
Такой новой формой в школе выступает проектная деятельность, которая в последнее время становится наиболее популярной и рассматривается в качестве инновационного подхода в российском образовании, поскольку включает в себя сочетание различных форм работы с многообразием средств и методов обучения.
Интересно, что предпосылки к такой форме работы с детьми впервые сформулировал американский педагог Уильям Херд Килпатрик еще в начале XX века. Килпатрик, отвергая традиционную школу, предлагал строить учебный процесс «как организацию деятельности ребёнка в социальной среде, ориентированную на обогащение его индивидуального опыта» [2.], ведущее место в обучении он отводил проектной деятельности и явился основоположником метода проектов.
В настоящее время проектная деятельность является одним из способов реализации требований ФГОС нового поколения и обладает рядом достоинств, среди которых:
- мотивированность и познавательная инициативность учащихся;
- совместная деятельность учителя и обучающихся;
- межпредметная интеграция знаний, умений и навыков;
- формирование умения сотрудничества в команде и самостоятельной работы и др.
Безусловным является и то, что проектная деятельность содержит возможности для формирования всех групп универсальных учебных действий (УУД), которые выступают планируемыми результатами обучения в современной школе. На наш взгляд, проектная деятельность способствует в первую очередь формированию коммуникативных УУД.
Коммуникативные универсальные учебные действия (КУУД) – это действия, обеспечивающие возможности сотрудничества. По мнению доктора психологических наук О.А. Карабановой, «уметь учиться» – значит уметь эффективно сотрудничать с учителем и с одноклассниками, уметь вести диалог, слышать, слушать и понимать партнера, согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать собственное мнение и мнение других людей.Насколько у учеников сформированы КУУД, можно диагностировать с помощью констатирующего эксперимента. Не так: Результаты экспериментальной работы позволяют судить о сформированности КУУД. На базе МАОУ «Академический лицей» г.Магнитогорска нами был проведен констатирующий эксперимент на уроках русского языка в двух 10 классах (10 «а» - 22 человека, 10 «б» - 23 человека). Материалом послужила тема «Повторение и систематизация знаний о причастии», выбор которой обусловлен тем, что знание причастия как части речи актуально для выполнения заданий ЕГЭ по русскому языку.
Цель констатирующего эксперимента заключалась в том, чтобы определить исходный уровень сформированности КУУД у обучающихся в рамках проектной деятельности на уроках русского языка. Задачи эксперимента:
- разработать критерии проверки и оценивания уровня КУУД у учащихся;
- создать условия для демонстрации КУУД;
- проанализировать уровень сформированности КУУД;
- предложить варианты для дальнейшего формирования КУУД.
На уроке русского языка для актуализации ранее изученного материала весьма эффективна такая форма проектной деятельности, как работа в группах. В рамках констатирующего эксперимента для проверки уровня КУУД на уроке русского языка по теме «Повторение и систематизация знаний о причастии» обучающимся было предложено разделиться на несколько команд с равным количеством человек и выполнить ряд заданий: объяснить правило, связанное с написанием причастия; придумать 2-3 тестовых задания для одной из групп; вставить пропущенные буквы в предложениях и объяснить написание; ответить на вопрос, связанный с особенностями функционирования причастия в тексте. Варианты карточек с заданиями, которые выдавались каждой команде, были равнозначными по трудности, чтобы гарантировать объективность полученных результатов.
Приводим пример одной из карточек с заданиями:
1. Объясните правило: правописание суффиксов причастий прошедшего времени.
2. Придумайте 2-3 тестовых задания, аналогичные заданиям ЕГЭ, для одной из групп.
3. Вставьте пропущенные буквы, объясните:
В горнице, кроме краш..ой кровати с точ..ыми шишками по углам, стоит возле двери оков..ый сундук. 2. Я умел делать плет..ые из травы плащи. 3. Та (же) закопч..ая люстра со множеством висящих стекляшек, те (же) картины, во всю стену, пис..ые масл..ыми красками. 4. Кроме зва..ых вечеров и обедов, каждый день у Курагиных соб..ралось большое общество. 5. Широкая черкеска кое-где была порв..а, шапка была заломл..а назад по-чеченски, ноговицы спущ..ы ниже колен. 6. Живому до мертвого так далеко, как до дневной звездочки. Глазом не увид..ш.., рукой не достан..ш...
4. Ответьте на вопрос: Способы образования причастий.
Проводимая в такой форме проектная деятельность предполагает участие консультантов. Для эффективной работы команд выбираются два-три консультанта из числа успешных учеников. Выбор консультантов осуществляется самим учителем, но учитывается желание самих учеников, видящих себя в роли консультантов, и предложения учеников класса. В задачи консультантов входит: помощь командам (по запросу команды), оценка их работы в процессе выполнения зданий и их защиты, оценка письменной работы (задание 3). В рамках нашего эксперимента консультанты также знакомятся с критериями определения уровня КУУД, для того чтобы совместно с учителем дать оценку командам по этим критериям.
Для оценки работы групп и анализа результатов этой работы было выделено несколько критериев для определения уровня КУУД учеников старших классов в рамках проектной деятельности на уроках русского языка. Критерии следующие:
1) умение объединяться в команды;
2) умение выбирать капитана команды;
3) умение распределить роли;
4) умение вести диалог;
5) умение участвовать в дискуссии;
Дополнительные условия проведения эксперимента заключались в следующем: время на организацию работы в команде и выполнение заданий ограничено – 15 (20) минут; помимо обращения за помощью к консультанту, ученики могут воспользоваться лежащими за отдельной партой общими учебниками. В последнем случае подразумевается, что ученики должны правильно оценить проблему – например, незнание какой-либо части материала.
Каждый критерий оценивался по четырехбалльной системе, где 1 – «плохо», 2 – «удовлетворительно», 3 – «хорошо», 4 – «отлично».
Всего в эксперименте поучаствовало 45 учащихся, которые объединялись в группы по 4-5 человек. По результатам работы каждая группа получила баллы по всем критериям: так как мы оцениваем КУУД, важна именно групповая работа, а не проявление индивидуальных личностных качеств. Результаты таковы:

В ходе констатирующего эксперимента по диагностике сформированности КУУД в рамках проектной деятельности на уроках русского языка, опираясь на результаты, приведенные в диаграмме «Уровень владения КУДД», мы пришли к мнению, что уровень КУУД у старшеклассников ниже среднего. Наименее сформированными критериями можно считать: умение распределить роли, умение вести диалог и умение вести и участвовать в дискуссии. Возможно, одной из причин таких показателей является то, что учителя не в достаточной степени владеют способами формирования КУУД и, как следствие, не предусматривают в структуре урока упражнений, направленных на их развитие.
Стоит отметить, что последующие этапы экспериментальной работы должны быть направлены на реализацию системы формирования КУУД на основе определенных в работе критериев и полученных результатов.

Список литературы:
Карабанова, О.А. Система учебников «Перспектива», Учимся учиться! / О.А. Карабанова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://old.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=12250Килпатрик, У. Х. Википедия. / У.Х. Килпатрик [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Килпатрик,_Уильям_Херд
Федорова Н. Н. Проектная деятельность на уроках русского языка // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 536-540.