Методические материалы к лабораторному уроку «Быт русского дворянства XVIII–XIX веках».


Методические материалы к лабораторному уроку «Быт русского дворянства XVIII–XIX веках»
Примерный сценарий урока
Цель: в результате урока учащиеся получат полное представление о повседневной жизни человека дворянского сословия в XVIII–XIX веках, используя мемуарные тексты, воспоминания современников и труды историков, тем самым создадут целостную картину событий и процессов, происходивших в дворянском обществе на протяжении двух веков.
Планируемые результаты
В результате урока ученики смогут:
охарактеризовать особенности быта дворянского сословия в XVIII–XIX веках
сравнить исторические источники и выявить общие и отличительные черты быта дворянского сословия в XVIII–XIX веках;
осмыслить и объяснить свою собственную позицию и соответствие поведения в современном обществе через моделирование ситуаций, в которых проявляется социально-нравственный опыт дворянского сословия России.
Тип урок: повторительно-обобщающий урок.
Форма урока: лабораторное занятие.
Основные понятия: быт, дворянское сословие.
План урока
Изучение быта дворянского сословия России XVIII–XIX веков с помощью исторических документов.
Досуг и развлечение – одни из важнейших категорий быта русского дворянина.
Карточная игра в жизни дворянского сословия.
Ход урока
Мотивационный этап урока
Учитель: У вас на столе лежат документы: фрагменты мемуарных текстов, воспоминаний современников и трудов историков. Эти документы содержат информацию о самом привилегированном сословии в России в период XVIII–XIX веков, о котором мы уже говорили на предыдущих уроках.
Ученики: Вспоминают, что это дворянское сословие.
Учитель: У истории много граней, это и даты важных исторических событий и биографии важных лиц, которые на уроках мы стараемся изучать и запоминать, но также важно знать в каком историческом пространстве жили люди, так как в нем и развёртывается история. Сегодня на уроке мы станем исследователями и попробуем на основе документов узнать, чем был наполнен быт русского дворянина, как она изменялась на протяжении двух веков и о том какую оценку дают современники человеку дворянской культуры. Запишите план и тему урока «Быт Русского дворянства в XVIII–XIX веках».
Ученики: Записывают план и тему лабораторной работы в тетрадь.
Исследовательская часть урока
Учитель: Разделимся на две группы. Первый ряд и половина второго – первая команда, третий ряд и вторая половина второго ряда – вторая команда. Первая команда будет работать с документами принадлежащие к XVIII веку, а вторая команда будет работать с документами XIX века. Но перед тем как приступить к исследованию документов разберемся с понятием «Быт».
Учитель: Запишем понятие, которое нам дает известный русский культуролог Ю.М. Лотман: «Быт – это не только жизнь вещей, это и обычаи, весь ритуал ежедневного поведения, тот строй жизни, который определяет распорядок дня, время различных занятий, характер труда и досуга, формы отдыха, игры, любовный ритуал».
Ученики: Записывают понятие в тетрадь.
Учитель: При работе с документами вы будете опираться на данное определение, в котором показаны важные составляющие быта, на которые нужно обратить внимание. Исследуя документы, каждая команда будет заполнять кластер (схему) начерченный на доске. Первая команда заполняет кластер «Быт русского дворянства в XVIII веке», а вторая команда «Быт русского дворянства в XIX веке».
Ученики: Перерисовывают кластер в тетрадь.
Учитель: На столах у вас лежат документы, сейчас вы будете работать только с документами, отмеченными желтым цветом. Внимательно проанализируйте документы и заполните кластер.
Документы для первой группы
Историк К. А. Соловьев о быте Русского дворянства в XVIII веке.
Послеобеденная часть дня отводилась в усадьбе отдыху и развлечениям. Самое простое и обычное из них – прогулка. Д. Н. Толстой вспоминал о том, что на прогулку отправлялись или в легком экипаже – дрожках «в поля», или пешком по саду.
В поместье генерала Недоброва «катались на линейке или гуляли, особенно в дубовом лесу, собирали грибы и орешки поддубные, из которых делали чернила». Как заметил один помещик, сад заводился «для веселости».
Прогулка по нему часто заканчивалась в беседке, куда в традициях сентиментального ХVIII века удалялись, «чтоб давать мыслям волю», или просто, без затей, попить чайку. В усадьбе Бутурлиных был принят целый церемониал прогулки-чаепития: если после обеда не уходили собирать грибы, то садились в линейку и отправлялись в ближайшую рощу пить чай в старом деревянном доме, оставшемся от прежнего помещика и сохраняемого специально для таких выездов. Дома вечером или в плохую погоду затевались игры. Модный при дворе Екатерины II в преферанс, а тем более азартные карточные игры, в ходу не были. Мужчины играли в вист по маленькой, женщины в пикет «на изюм». Очень широко были распространены бильярд, шашки и шахматы. Еще одно обычное «удовольствие» - музыка. Играли сами: отец С.Н. Глинки по вечерам выходил на крыльцо дома и играл на флейте; в семействе М.В. Толстого по вечерам пели. Пели и у Недоброва: «А я в три косы косила», «Ай Феня, Феня, ягодка моя», «Деревня наша хороша, только улица грязна». Многие помещики средней руки держали небольшие домашние оркестры, и «музицирование» обязательным пунктом входило в порядок дня. Помимо русских песен, исполняли классическую камерную музыку.
***
В последнее десятилетие ХVIII века в моду вошел домашний театр. Сначала пьесы разыгрывали дети. Автора брали немецкого или французского, пьесу на русский не переводили. Считалось, что так лучше учить языки. Потом дети подросли, а увлечение осталось. Уже в самом начале ХІХ века домашний театр, где играли не крепостные, а господа, стал явлением широко распространенным, если не сказать массовым. Большинство пьес, разыгрываемых в домашних спектаклях, брались из репертуара французского классического театра, а значит, были нравоучительными, что соответствовало первоначальной учебной задаче представлений. Так, например, одна из пьес, разыгранных в доме Архаровых, называлась «Ненависть к людям и раскаяние».
Бутурлины ко дню рождения хозяйки дома 25 июля 1916 года поставили пьесу, сочиненную старшей дочерью. Представляли ее в каменной риге (амбаре), но с «настоящими декорациями».
Позже в репертуар домашних театров вошли пьесы русских авторов. Например, спектакль, поставленный в поместье А.Д. Закревского (тоже к именинам жены) уже в 40-е годы ХІХ века, назывался «Не любо не слушай, лгать не мешай».
Имении Салтыковых в Марфине театр стал главным развлечением. Для постановок в специально построенном деревянном здании хозяева и гости разыгрывали не только драмы, но и оперы. Для веселого времяпровождения собирались небольшие кампании соседей и родственников, близких друг другу по положению, уровню образования, интересам. Вместе они проводили весь летний сезон, придумывая все новые и новые развлечения. Приведем описание одного из таких соседских кружков, сложившегося в 1812 году в усадьбе А.А. Плещеева, селе Черни:
«В кружке Плещеева, кроме его жены, Жуковского, дочерей Е.А. Протасовой и близких приятелей и знакомых: Д.Н. Блудова, Д.А. Кавелина, помещика Апухтина участвовали многие из образованных пленных французов, в том числе генерал Бонами. Здесь проводили время очень весело, читали, разыгрывали французские пьесы, играли в распространенные тогда в избранных кружках карты, исполняли музыкальные пьесы».
И уж совершенно особым сельским «удовольствием» были празднества и гуляния, устраиваемые редко, 2-3 раза в году, но зато на широкую ногу, с приглашением 50-100 гостей. Чаще всего поводом к такому празднеству были именины хозяина или хозяйки поместья, иногда – храмовый праздник села, и, конечно, приятные события, затрагивающие соседей и родню, такие как свадьба или крестины. Праздник – одна из трех форм соседского общения. Две другие – визиты и гости – более обычны и регулярны, о них мы расскажем отдельно. Праздник – развлечение из разряда обязательных. Как в городе уважающий себя дворянин должен был давать «два бала ежегодно», так и в деревне он должен уважить соседей и созвать их всех к себе на праздник, хоть раз в году. К еще одному отставному фавориту Екатерины - С.Г. Зоричу собиралось по праздникам более ста соседей. Гости графа Чернышева съезжались на праздник в течение 2-3 дней, в конюшнях освобождалось место для пятисот лошадей, на которых приезжали.
Но и скромный помещик, приглашая только родню и ближайших соседей, не мог надеяться, что к нему съедутся менее 20 человек. Праздник начинался службой в церкви, и продолжался обедом, за которым следовали развлечения. Самое короткое описание праздника принадлежит Н.Н. Муравьеву-Карскому. Это именины его жены: «Роща и сад иллюминированы, была и музыка, все повеселились вдоволь.
В одной лаконичной фразе поместились два главных атрибута праздника: он проходит на природе, объединяясь с гуляньем, и немыслим без музыки. Программа праздника составлялась заранее и включала ряд обязательных элементов, комбинация которых придавала празднику индивидуальную окраску. Для того чтобы убедится в этом, сравним два подчеркнуто разных праздника, данных в конце ХVIII века и сохранившихся в памяти мемуаристов. Первый из них давал помещик Дурасов в 17 верстах от Москвы, в Люблине. Устроил его во французском стиле, что означало обед на открытом воздухе, среди цветников, прогулку по саду после обеда и театральное представление, включавшее драматическую пьесу, балет и фарс. Во время представления, даваемого крепостными актерами, «публику обносили подносами с фруктами, сладостями, мороженым, лимонадом, чаем и другими напитками».
Второе же празднество организовал гораздо менее богатый тульский наместник Н.М. Кречетников. А Описавший торжество.Т. Болотов отметил, что проходило оно «так, как бывает в Англии». У англомана-наместника гости с утра получили свободу «гулять кто где хотел и делать что ему угодно». Обед, поданный по сигналу колокола, был «сытый и пышный», а после обеда началось «общее гуляние» по прудам и рощам, завершением которого стало чаепитие в особом, специально построенном шатре на другом берегу реки.
«Английский» вариант праздника не включал безумно дорогой театр, программа же в целом выдерживалась: обед – гулянье – чай. О том, что гулянье – это не просто прогулка по берегу пруда, вы, наверное, уже догадались. Но вот, чтобы все встало на свои места, более подробное описание гулянья в доме Бутурлиных 1 мая 1816 года. Оно проходило в Марьинской роще (не московской, а их собственной – бутурлинской) между Беседкой и Эрмитажем. Все время гулянья звучала музыка домашнего оркестра, крестьяне и крестьянки, одетые в лучшие наряды, водили хороводы для оживления пейзажа. Беседка на это время была «превращена в кондитерскую с мороженым, лимонадом, кофе и прочим». Это для гостей. Крестьян же угощали орехами и пряниками, что было дополнительным развлечением, особенно для детей.
Когда наступал вечер, праздник продолжался балом и фейерверком, как это бывало, например, в усадьбе Нарышкиных в селе Лопатино:
«В половине второго (ночи - авт.) танцы закончились, и господин Юшков подвел нас к окнам смотреть на приготовленный им великолепный фейерверк. Потом ужинали, а после ужина господин Юшков стал показывать фокусы, и они продолжались, вероятно, еще и после того, как в третьем часу мы поехали домой».
Но это у богатых и титулованных. Обычно же праздник заканчивался танцами под небольшой домашний оркестрик, иногда состоящий только из одного скрипача, что, впрочем, не мешало им именоваться «бальными вечерами».Деревенский бал отличался от столичных не только своими более скромными размерами и провинциальной манерой танцев, но и временными рамками: столичный бал заканчивался под утро, деревенский – в 9-10 часов вечера.
Документы для второй группы
Записки очевидцев Д. А. Засосова и В.И. Пызина о повседневной жизни дворянского сословия России в XIX веке.
Молодежь интересовалась театрами, концертами, ходила на балы, не отставала от обычной столичной молодежи зажиточного слоя. Когда наступали праздники и семейные торжества, собиралось много гостей, хозяева умели их принять богато и радушно. Гости говорили о делах и политике. Люди были солидные, что называется – «с весом», в прямом и переносном смысле. Фраков было мало, большинство сюртуков. «Матроны» купеческого звания, разодетые по случаю праздника, несли на своих дородных шеях тяжелые золотые цепи с громадными кулонами и медальонами с драгоценными каменьями. Золото и дорогие камни выставлялись напоказ, подчеркивая благосостояние семьи. Собиралась молодежь, в большинстве учащиеся – студенты, товарищи сыновей хозяина, барышни – подруги дочек. Курсисток среди них почти не было – в этом кругу считалось, что удел девушки – выйти замуж за «хорошего» человека, иметь свой дом и семью. Под словом «хороший» разумелось, что этот человек должен быть, в первую очередь, состоятелен, деловит, иметь связи в обществе, служебное положение. Среди гостей были и люди с малым достатком, зависимые от хозяина, некоторые даже и незваные, считавшие своим долгом прийти с поздравлением. Хотелось им покушать и выпить. Держали себя эти гости скромно, в разговор сами не вступали, больше поддакивали и соглашались с мнениями «солидных» людей. Когда все гости собрались и попили чайку, начиналась отчаянная игра в карты; игры были только азартные, процветали «железка», польский банчок, «двадцать одно», знаменитая «стукалка» с ее тремя ремизами. За дамскими столами играли в «девятый вал», менее азартную игру.
А что делала в этом доме молодежь? Сначала она пыталась потанцевать, наладить разные игры, успехом пользовались шарады, требовавшие артистизма . В квартире был большой зал, всегда приглашался тапёр; казалось бы, молодежь должна по-молодому и развлекаться. Но зараза азартной карточной игры не миновала и их: вскоре они рассаживались по столам и начинали играть в карты. Только небольшая кучка молодежи продолжала искренне веселиться, шутить, вести интересные разговоры, делиться впечатлениями.
В описываемое нами время азартная карточная игра в Петербурге была каким-то поветрием: играли в клубах, в богатых домах, играли в средних и бедных семьях, играли в вагонах дачных поездов, и на окраинах города, и во дворах. По-видимому, многие были заражены жаждой легкой наживы.
Часов в 12 ночи подавался первый ужин. Начинался ужин обильными закусками: икрой, семгой, копчеными сигами, всевозможными деликатесами. Привлекала внимание громадная осетрина или лососина на мельхиоровом блюде с разнообразным гарниром, с приколотыми по хребту особыми красивыми шпильками вареными раками.
После ужина опять садились за карты. Теперь начиналась самая настоящая крупная игра. После сытного ужина и выпитого вина сдержанность уменьшалась, толстосумы старались показать свое денежное величие. И даже во время азарта каждое слово взвешивалось этими деловыми людьми, потому что и за карточным столом нужно было проявить себя человеком сдержанным и умным, с которым можно вести дела.
Другие карточные столы тоже «работали вовсю», только игра там шла помельче, а азарта было и побольше. После ужина танцы иногда возобновлялись, но быстро кончались. Все предпочитали танцам карточную игру. Если две-три пары хотели потанцевать, всегда находился человек из гостей, который умел играть танцы. В это время гостей обносили кофе с ликером, коньяками, угощали чаем с тортами, предлагали шоколадные конфеты. Часам к шести утра собирался второй ужин, в общем повторение первого, но гости, усталые, «поработавшие» здорово за карточными столами, выглядели сонно, не проявляли ко второму ужину того интереса, который был при первом. Разговоры велись другого порядка: какие предстоят деловые встречи, вспоминали промахи за карточным столом, острили и подсмеивались над неудачником, благодарили хозяев и вскоре разъезжались, оставляя усталых хозяев и сбившуюся с ног прислугу.
Часам к 10 вечера гостей пригласили к ужину, молодые были переодеты в дорожные костюмы. Последние прощальные тосты и напутствия – молодые уезжали в свадебное путешествие. Братья невесты и некоторые правоведы, товарищи молодого супруга, поехали в каретах провожать молодых до Варшавского вокзала, откуда они уехали за границу. После проводов и возвращения провожавших опять началось пиршество. Гости еще долго сидели за ужином, потом опять играли в карты, танцевали и веселились. Только мать молодой часто подносила платок к глазам и тяжело вздыхала. Все ее утешали, говоря, что дочка вышла замуж хорошо и будет счастлива. Она верила этому, но все же плакала: любимая дочь навсегда ушла из семьи.
***
Мы были на серебряной свадьбе в одной зажиточной семье. Торжественность события определялась прежде всего тем, что, к удивлению всех гостей, в дом была привезена из Казанского собора известная, почитаемая икона , якобы сопровождавшая фельдмаршала Кутузова во время Отечественной войны 1812 года. Неожиданно это было и потому, что семья была малорелигиозна. Икона была привезена в карете в сопровождении священника, дьякона и псаломщика.
К моменту прибытия иконы собрались родственники и гости. После торжественного молебствия и провозглашения «Многая лета» все последовали в гостиную, где «молодожены» – он во фраке, жена в платье из серебристой ткани – принимали поздравления. Тут же, как ни странно, в присутствии гостей (видимо, чтобы всех поразить), «молодожен» преподнес жене тяжелую брошь, в крупные бриллианты которой была искусно вплетена цифра 25; жена тут же нацепила ее на грудь. Все гости пришли, конечно, с подарками, конечно, тоже из серебра, в зависимости от собственного достатка: кто преподнес целый сервиз, инкрустированный серебром, с цифрой 25, кто – поскромнее вазочку, кто – просто бокал. Один подчиненный хозяина поднес «самому» запонки, изображающие створки двери: на одной петля, на другой крючок, накрепко сцепленные; надо было понимать, что крючок – муж, а петля – жена, тесно скрепленные супружескими узами. И тут была цифра 25. Она же красовалась и на тортах и пирогах, обильно заставивших весь стол, ожидавший уже всех участников торжества в столовой.
Много было прочитано каких-то адресов, сказано речей и тостов, пили много, ели тоже не меньше, а после началось обычное: солидная публика села за карточные столы, а молодежь устроила так называемые «птижё», т. е. разные «умственные» игры: шарады, флирт цветов, фанты, почту и т. п., а затем стала танцевать, тапёр был отличный.В час ночи опять приглашение за стол с обилием ужина. Мы заметили очень древнюю, но еще статную старушку, которая знала «молодых» еще юными. Чтобы «не портить черед», она каждый налитый бокал выпивала до дна, нисколько не поддаваясь его действию. Когда ее сосед, молодой студент, совершенно завалился возле ее стула, она сказала с презрительной усмешкой: «В наше время молодые люди падали к ногам женщин не от вина, а от переполнения чувств». Она ушла со всеми остальными гостями только утром.
Ученики: Изучают документы и заполняют кластер.
Прогулки-чаепития/ Театр, концерты, Балы, Мода, чаепития.

Быт русского дворянства в XVIII/XIX веке.

Карточные игры, бильярд, шашки/ Карточная игра.


Музыка, Бал, Фейерверки/ Танцы, разные игры(шарады), Общение.

Театр, Изучение иностранных языков, Празднества и Гуляния/ Пиршества.

Учитель: Думаю, что все уже изучили документы и заполнили кластер. Какие составляющие быта дворян XVIII-XIX века можете назвать? (Спрашивает несколько человек)
Ученики (1 команда): Отвечают: «Много времени в быту уделялось развлечениям и отдыху. Самое простое из них прогулки и чаепития. В плохую погоду играли в карты, бильярд, шашки и шахматы, а в конце века в моду вошел домашний театр. Модно было изучать иностранные языки. Особое место уделяется празднествам и гуляниям, которые устраивались 2-3 раза в год. Важными составляющими праздника были музыка, танцы и фейерверки.
Ученики (2 команда): Отвечают: «В XIX веке в среде дворянского сословия было популярным посещать концерты, балы и театр. Особое место уделялось семейным праздникам, на которых собиралось много гостей. Большое значение уделялось карточной игре, во время которой зажиточные дворяне хотели показать свое денежное величие. Кроме карточных игр играли и в другие, например шарады. Отдых предпочитали проводить за чаепитием, прогулкой или общением».
Учитель: В подобранных документах как вы верно заметили, отражаются такие категории быта как досуг и развлечения дворянского сословия. Особое значение имели игры в быту дворян, а самыми популярными считались карточные игры. Как вы представляете карточного игрока дворянского сословия? Опишите его.
Ученики: Отвечают на вопрос учителя. Описывают своими словами карточного игрока.
Учитель: На партах у вас лежат документы помеченные зеленым цветом. Эти документы содержат информацию о карточной игре и игроках. Прочитайте документы и ответьте на вопросы.
Жена английского резидента при русском дворе, леди Рондо
У супруги польского министра (польско-саксонского посла Лефорта) бывают каждый вечер собрания, собираются все люди хорошего общества, но, к крайнему моему огорчению, большая часть их сходится для игры, хотя никого к ней не принуждают... На эти собрания приходят когда угодно, без всякого приглашения; для тех которые желают оставаться, бывает ужин, и я думаю, что беседа была бы там приятна, если бы карты не были известны в России».
Историк В.О. Ключевский о карточных играх при дворе Елизаветы Петровны.
Дворец представлял не то маскарад с переодеванием, не то игорный дом... С утра до вечера шла азартная игра на крупные суммы среди сплетен, подпольных интриг, пересудов, наушничества и флирта, флирта без конца. По вечерам сама императрица принимала деятельное участие в игре. Карты спасали придворное общежитие: другого общего примиряющего интереса не было у этих людей, которые, ежедневно встречаясь во дворце, сердечно ненавидели друг друга. Говорить прилично между собою им было не о чем; показать свой ум они умели только во взаимном злословии; заводить речь о науке, искусстве или о чем-либо подобном остерегались, будучи круглыми невеждами; половина этого общества, но словам Екатерины, наверное, еле умела читать и едва ли треть умела писать... Когда играл фаворит граф А. Разумовский, сам держа банк и нарочно проигрывая, чтобы поддержать славу тороватого барина, статс-дамы и другие придворные крали у него деньги.
Английский посланник при русском дворе Гаррис.
«Надо быть одаренным сверхчеловеческим терпением, чтобы иметь дело с людьми беспечными, которые неспособны выслушать вопрос и дать благоразумного ответа. Вы с трудом поверите, что граф Панин не посвящает делам более получаса в день. Несколько дней назад Оак [еще один английский посланник], которого обокрали на большую сумму, нашел шефа полиции, первое судебное лицо в государстве, власть которого громадна, раскладывающим в семь часов утра пасьянс грязными картами».
***
«Карточная игра в провинции, вместе с роскошью, усилилась до страшных размеров, хотя была прежде известна гораздо менее и составляла принадлежность лишь общества более богатых и образованных людей, но, начиная с конца 80-х, дворяне почти только и делают, что сидят за картами, и мужчины, и женщины, и старые, и молодые; садятся играть с утра, зимою еще при свечах, и играют до ночи, вставая лишь нить и есть; заседания присутственных мест иногда прерываются, потому что из самого заседания вдруг вызывают членов к кому-нибудь на карты, играли преимущественно в коммерческие, но много и в азартные игры; составлялись компании обыграть кого-нибудь наверняка; поддерживать себя карточной игрой нисколько не считалось предосудительным. Картежная игра больше всего содействовала тому, что многие тратили больше, чем получали, что стали продавать свои имения и даже завели обычай, на первое время всех сильно поразивший, продавать людей без земли, особенно в рекруты...».
Екатерина II о карточных игрока.
Эти люди никогда не могут быть полезными членами общества, потому что привыкли к праздной и роскошной жизни. Они хотят всю жизнь свою провести в этой пагубной игре и таким образом, лишая себя всего своего имения и нисколько об этом не заботясь, делают несчастными и других, которых они обманывают и вовлекают в игру!.
В послании Екатерины II к дворянам, покидающим военную службу перед русско-турецкой войной 1787-1791 годах.
Вы бежите от сабель турецких, в поместья свои, но для чего? Не для того, чтобы заняться умным домоводством, но чтобы рыскать по нолям с собаками; топтать свои и чужие нивы; заводить ссоры и драки с соседями, и нередко возвращаться домой с переломленными руками и ногами. Это ли дело дворянское? Так у вас проходит лето; а зимою вы безумствуете в карты и буйствуете в шумных попойках. Вы убиваете жизнь в позор себе и в поношение потомства своего.
Русский журналист Н.И. Новиков.
Игроки собирались ко всеночному бдению за карточными столами и там, теряя честь, совесть и любовь к ближнему, приготовлялись обманывать и разорять богатых простачков всякими непозволенными способами. Другие игроки везли с собою в кармане труды и пот своих крестьян целого года и готовились поставить на карту.
Ученики: Читают документы и отвечают на вопросы.
Вопросы к документам (общие для двух групп):
1) Как относились к карточной игре современники? Выделите ключевые слова из документов, которые, по вашему мнению, характеризуют это отношение.
2) Опишите карточного игрока, опираясь на воспоминания современников.
3) Какие негативные последствия карточная игра представляла для дворянина?
4) Можно ли сравнивать современного карточного игрока и игрока изучаемой нами эпохи?
Подведение итогов осуществляется в ходе беседы:
1) С какими историческими документами вы сегодня познакомились? Дайте им характеристику;
2) Отражают ли данные документы полную картину быта дворянского сословия? Объясните свою точку зрения;
3) Назовите отличия и сходства между бытом дворянина XVIII века и дворянина XIX века.
Учитель: Сегодня на уроке мы рассмотрели быт дворянского сословия в XVIII-XIX веках, через восприятие современников, которые отразили свое отношение к нему в мемуарных текстах и воспоминаниях. Благодаря этим текстам вам удалось поглубже познакомиться с такой категорией быта в среде дворянского сословия как досуг и развлечения. Одним из самых популярных развлечений являлась карточная игра, которая сделалась для дворянина своеобразной моделью жизни. За карточным столом дворянин мог показать свое материальное состояние, интеллектуальное превосходство, самоутвердиться, приятно провести время за беседой с игроками или разбогатеть. Важно понимать, что сегодня мы рассмотрели лишь одну сторону быта дворянства, которое занималось не только развлечениями.