Урок на тему Образы материальной культуры прошлого. Италия, Франция, Россия

Тема урока: «Образы материальной культуры прошлого. Италия, Франция, Россия».
2 класс
Место темы в системе уроков: это урок объяснения нового, знакомство обучающихся с культурой прошлого трех стран в узкий промежуток времени от начала и до конца 18 века. Рассматриваются архитектура, интерьер и одежда в этот промежуток времени.
Тип урока: комбинированный (смешанный) урок.
Вид занятия: метод рассказа, объяснения, сочетающегося с беседой и демонстрацией учебно-наглядных пособий, иллюстраций.
Интеграция предметов гуманитарного цикла (межпредметные связи): история Отечества, литература.
Цели и задачи: Познакомить обучающихся с культурой прошлого трех стран, углублять знания учащихся о развитии архитектуры, познакомить с характерными особенностями одежды, дать понятие о стилях, воспитывать нравственно-эстетическое восприятие мира и произведений искусства, развивать творческую и познавательную активность.
Формы работы: фронтальная.
Зрительный ряд: иллюстрации.
План урока:
Организационный момент.
Сообщение нового материала.
Подведение итогов урока.
Ход урока:
1. Установить дисциплину в классе, проверить готовность учащихся к работе.
2. Рассказ учителя.
- Ребята, мы продолжаем знакомство с архитектурой различных эпох и стран. Сегодня мы перенесемся в Италию, Францию и Россию 18 века. Сравним, что же происходит в этот период в этих странах в архитектуре, интерьере и моде. Начнем с Италии: в 18 веке завершается классический период развития итальянского искусства. В архитектуре дальнейшее развитие получают принципы живописного пространства, наиболее яркое воплощение они находят в Испанской лестнице (1721-1726), которая объединяет площадь Испании с расположенной на верху холма строгой церковью Санта-Тринита Деи Монти.
Среди декоративных сооружений, возведенных в это время, выделяется сложностью и эффектностью динамичный, но чрезмерно перегруженный композиции – фонтан Треви (1732-1762), созданный Пикколо Сальви.
Надо отметить, что в этот период в Италию приезжали на обучение живописи, скульптуре и другим искусствам из различных стран (Франция, Германия, Дания, Россия).
Лучшие образцы итальянского жилого интерьера XVII первой половины XVIII века сосредоточены в дворцовых зданиях новых или заново оформленных в рассматриваемое время. Сам тип итальянского палаццо в отношении его плановой и объемной структуры не претерпевает разительных изменений при переходе от Ренессанса к барокко: сохраняется прямоугольный план и внутренний прямоугольный двор. В новом декоративном оформлении стенных плоскостей, потолков и полов парадных помещений. Лепные и живописные убранства потолков и стен помещений особенно среднего, наиболее высокого этажа, в котором сосредоточиваются парадные залы.
До середины XVII века потолки имели преимущественно плоскую форму, позже их вытесняют так называемые зеркальные (деревянные), покрывавшиеся штукатуркой с фресковой росписью и в своем основании обрабатывающиеся скульптурой. Стены оформлялись элементами ордеров, в основном пилястрами, лепкой; в их обработку включалась живопись в пышных, богатых обрамлениях с картушами, гирляндами, волютами, орнаментикой. В качестве облицовочного материала использовались естественные и частично искусственные полихромные полированные мраморы. Мраморными плитами настилались и полы. Особенно эффектны были обрамления дверей.
В комнатах меньших размеров стены затягивались ткаными обоями, а также покрывались росписью. Особое значение играли большие, доходившие до пола зеркала.
Подчеркнутое великолепие дворцовых интерьеров усиливалось мебелью. Столы, кресла, бюро-кабинеты, канделябры и другие предметы получают предельно сложную и изощренную обработку. Огромное значение, как никогда раньше, приобретает объемная резьба. Кресла и табуреты имеют сложно и разнообразно прорисованные изогнутые или прямые ножки, соединенные проногами, сплошь покрытыми позолоченной резьбой. В оформлении мебели используется и мотив витых колонок. Кресла наделяются прорисованными локотниками; их спинки и сиденья обтягиваются различными видами бархата, в том числе и восточного происхождения. Исключительно разнообразную структуру и отделку приобретают столы, иногда имеющие три или даже одну точеную ножку, напоминавшую вазу и имевшую дополнительные кронштейны и развитое основание. Столешницы создавались подчас из цветного мрамора, в технике флорентийской мозаики. Очертания столешниц приобретали часто восьми или шестиугольную форму, их края обрабатывались профилями и орнаментом.
В этот приходят новые виды мебели шкафы, бюро-кабинеты, отделываемые не только богатой резьбой, но и вставками из каменной цветной мозаики и цветного стекла. Изощренностью художественной отделки отличались флорентийские бюро-кабинеты с использованием каменной мозаики с традиционным изображением птиц. В оформлении широко применялись ювелирно отточенные детали из позолоченной бронзы статуэтки, бюсты, сфинксы, медали, всевозможная орнаментация. Помимо этого, створки и филенки обрабатывались мрамором и стеклом.
Мужской костюм, согласно французской моде того времени, состоял из аби, весты и кюлотов, а также шелковых или шерстяных чулок и кожаных туфель на высоком каблуке. Также по моде итальянские дворяне носили высокие пудренные парики и шляпы-треуголки. Верхней одеждой был редингот. Отличительной особенностью итальянского костюма были яркие и подчас контрастные цветовые. Любимыми цветами были – синий, красный и желтый. Платья и костюмы обильно украшались вышивкой и кружевом. Парики, уложенные по версальской моде, пользовались популярностью в Италии на протяжении всего XVIII века. Аристократки в Италии, как и во всей Европе, надевали несколько слоев одежды. Первый – состоял из нижней рубашки и чулок. Второй – нижняя юбка, корсет и фижмы (каркас). Третий – нижнее цельное и верхнее распашное платье. Туфли на каблуках украшались лентами. Крупная вышивка, изобилие кружев, контрастные цвета – это основное отличие итальянского платья. В конце 18 века рукава платьев удлиняются и становятся более облегающими силуэты платьев. Плечи и декольте дамы прикрывают косынкой.
ФРАНЦИЯ
Архитектура 17601770-х годов не изобиловала декоративными элементами. Колоннам, антаблементам, фронтонам возвращалось их конструктивное значение. В моду вошел парк, свободно разбитый по естественной пейзажной системе, с укромными уголками, рощами и прудами, с небольшими беседками, называемыми «храмами дружбы».
В зодчестве предреволюционных десятилетий преобладали общественные сооружения. В Париже, Бордо, Безансоне строились театры, рассчитанные на широкий круг зрителей, появлялись деловые торговые здания, биржи и др. Крупнейшая постройка этого времени Пантеон в Париже (прилож. 3), выстроенный Жаком-Жерменом Суфло (17131780). Задуманный как церковь святой Женевьевы, считавшейся покровительницей Парижа, он представляет сооружение большого общественного звучания и в 1791 году превращен в Пантеон некрополь великим людям Франции. Главный фасад подчеркнут шестиколонным коринфским портиком с фронтоном. Его композиция построена на четком разграничении частей, на постепенном облегчении масс от тяжелого портика к легкому, яйцевидному куполу, что порождает впечатление спокойного величия. Суфло ввел в интерьер с четкими горизонтальными и вертикальными линиями и правильными объемами коринфские колонны, поддерживающие систему арок и сводов, на которые опираются и купола. Эти колонны вместе с тем создают эффектную перспективу интерьера, парадно и утонченно декорированного классической орнаментикой и рельефом. Пантеон воспринимается как памятник просвещению, светлому разуму, гражданственности.
Красочно-нарядный, изысканный рококо сложился в 20-е годы 18 века, достигло расцвета в 3040-е годы. В это время строительство из Версаля было окончательно перенесено в Париж, который сохранил славу самого богатого и красивого города Европы.
В особняках рококо уже не было характерного для классицизма единства решения наружного объема и внутреннего пространства, архитекторы часто отступали от логической ясности и рационального подчинения частей целому. Внутреннее пространство получило свободное и рациональное расположение в соответствии с требованиями комфорта. Небольшие по размерам уютные комнаты, предназначенные для повседневного обихода, и залы обособлялись, их делали различными по форме в зависимости от назначения. Жилые комнаты обычно располагались вдоль второго фасада, обращенного в сад. Уделялось внимание и удобствам. Интерьеры отелей рококо поражают безудержной роскошью, ювелирной тонкостью отделки. Излюбленная овальная форма залов своими криволинейными очертаниями уничтожает конкретную определенность стены, а система декораций лишает их материальности. Все переходы и грани закругляются. Светлый камень, приглушенных тонов, нежно-розовые, голубые и белые шпалеры, изящные резные панели усиливают впечатление легкости и жизнерадостности. Невысокий рельеф растительного лепного орнамента то выступает из стен, то как бы растекается по их поверхности. Асимметричные завитки разветвляются, то расширяясь, то втягиваясь в узкие полосы. Мотивы цветов, масок, обломков скал, раковин животных вкрапливаются в узоры и образуют «чарующий стенной убор». Типичный образец рококо интерьер отеля Субиз (1730-е годы)(прилож.4), созданный архитектором Жерменом Боффраном (16671754). Его овальный зал отмечен грацией форм, непринужденным изяществом. В создании целостного пространства большую роль играет овальная форма плана. Его плавная динамика находит развитие в мягком закругленном переходе от стены к плафону, аркам окон, в формах зеркал, дверей, декоративных рам, волнообразных контурах живописных панно, в изысканной игре линий асимметричного орнамента, образующего тонкое кружево декора плафона и стен.В истории искусства и культуры принято отсчитывать начало XVIII века со смерти Людовика 14 в 1715 году. Новый стиль более изысканный, легкий, игривый противопоставлял себя тяжелому и помпезному стилю барокко. Рококо (от франц. ракушка, завиток) прославлял изысканность в частной, домашней жизни. Герцог Орлеанский всему предпочитал домашнюю интимную обстановку, ненавидел придворный церемониал и этикет, проводил свое время в кругу близких друзей. Его резиденцией стал дворец Пале-Рояль, который был обставлен в согласии со вкусами герцога Орлеанского, ценившего удобство и комфорт превыше всего.  Мужчины этого времени мало похожи на рыцарей или воинов. Сила теперь воспринималась как нечто дикое и безобразное. Атлетическое телосложение теперь признак мужиковатости. Мужчины высшего общества пользовались косметикой и парфюмерией, их кружевной наряд исключал ношение шпаги. Высокие каблуки, тонкое белье, всевозможные ювелирные украшения довершали образ «галантного» кавалера. Одежда в течение всего XVIII века меняла силуэт несколько раз. Именно в этом веке Франция становиться центром мировой моды. Модные наряды демонстрируют с помощью уменьшенных копий кукол - манекенов, т.н. пандор, которых рассылают по всем провинциям и за пределы Франции. Также, модели печатают на страницах модных[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Разнообразию нарядов и мод, в первую очередь, способствовало расширения ассортимента тканей. Помимо известных с ранних времен – шелка, атласа, парчи и бархата, а также тонких шерстяных и хлопчатобумажных тканей, в этом веке появляются смесовые ткани из шелка и хлопка – т.н. морской шелк бисусс. В женских платьях стали использовать муслин, батист. Популярным становиться шелк брокатель с вытканными золотыми и серебряными цветами, а также хлопковые ткани с набивным рисунком из букетов и корзинок с цветами. В мужском костюме стали активно использовать шелк и полушелк. Особое значение в костюме периода рококо придавали нижнему белью. Его стали шить из тончайших и изысканных тканей. Белье украшали вышивкой, кружевами, лентами. Мужской костюм первой половины XVIII века из большого количества предметов одежды. Нижнее белье состояла из панталон и чулок. Нижняя одежда состояла из тонкой рубашки, отделанной кружевом, и украшенной жабо. Поверх рубашки надевался камзол, шелковый или из плотной хлопковой ткани, прилегающего силуэта. Следующим был жюстокор их бархата или плотного шелка. Полочки камзола были видны, через распахнутые полы жюстокора, поэтому спинка выполнялась из дешевых тканей (она не была видна), а полочки декорировались золотой или серебряной нитью, цветным шелком, аппликациями. Обувью служили туфли на невысоком каблуке. Головным убором была треуголка, которую часто носили подмышкой, так как парики, являлись неотъемлемой частью мужского костюма. Хотя молодежь, могла позволить себе обходиться без париков и завивать и укладывать собственную шевелюру. Главное, чтобы она была густо напудрена. Женская одежда также состояла из нескольких слоев. К нижнему белью относились чулки и кружевные панталоны. Затем одевалось несколько нижних юбок. Вновь вернулся каркас, называемый панье. Панье (от франц. корзинка) конструировали из горизонтальных обручей китового уса, иногда ивовой лозы или металла, обшитого плотной проклеенной тканью. Панье пристегивали к жесткому корсету пуговицами. Корсет плотно шнуровали сзади. Платья, благодаря каркасу и плотному корсету имели глубокое декольте-каре, узкий лиф с мысом и пышную двойную юбку. По-прежнему носили два платья одновременно.
Нижнее платье - фрепон - на каркасе и корсете, украшалось по низу лентами и бантами. Верхнее платье - модест, шилось цельнокроеным, распашным от талии. Верхнее платье расшивалось по краям разреза юбки и украшалось бантами, лентами, цветами. Лиф модеста скреплялся на груди бантами. Банты, нашивались сверху вниз, от декольте к талии, уменьшаясь по величине, т.н. лестницей. Декольте, также, богато украшалось кружевом. Рукава платья узкие у плеча, шились короткими до локтя, они имели пышные воланы и декорировались по краю кружевами. Был в ходу и другой тип рукава в виде буфов у плеча.

Россия
18 век в архитектуре и градостроительстве России считается важным и знаковым. Он характеризуется тремя направлениями – барокко, рококо и классицизмом, проявившимися последовательно в течение века. В этот период появляются новые города, создаются объекты, которые в наше время считаются признанными историческими и архитектурными памятниками.

В первой трети столетия все архитектурные преобразования неразрывно связаны с именем Петра Первого. За этот период российские города претерпели значительные изменения и в социально-экономическом плане и в архитектурно-планировочном. Именно в это время развивается промышленность, что приводит к строительству множества промышленных городов и поселков. Политическая обстановка в стране и за ее пределами создала предпосылки к тому, что главенствующие в этот период дворянство и купечество оказываются втянутыми в строительство объектов общественного назначения. Если до этого периода самыми величественными и красивыми создавались в основном церкви и царские резиденции (палаты), то в начале 18 века в городах уделяется большое значение внешнему виду обычных жилых зданий, а также появляющихся театров, набережных, идет массовое строительство ратушей, школ, больниц (так называемых гошпиталей), домов для сирот. С 1710 года в строительстве активно начинают использовать кирпич вместо деревянных построек. Правда, первоначально это нововведение касалось, прежде всего, столиц, тогда как для периферии камень и кирпич надолго еще оставались под запретом.
Гражданское строительство уже преобладает над церковным. Большое значение придается не только фасадам, но и облику всего города – дома начинают строить фасадами вдоль улиц, производится разуплотнение застройки в противопожарных целях, благоустраиваются улицы, мостятся дороги, решается вопрос с уличным освещением, по обочинам высаживаются деревья. Во всем этом чувствуется зримое влияние запада и твердая рука Петра, своими указами совершившего в те годы практически революцию в градостроительстве. Поэтому не удивительно, что России за короткий срок удается практически догнать Европу, выйдя на достойный уровень по уровню градостроительства и благоустройства городов.
Главным архитектурным событием начала века считается строительство Санкт-Петербурга. Именно с этого города и московской Лефортовской слободы начинаются серьезные преобразования в архитектурном облике прочих городов. Ориентированный на запад Петр Первый приглашает иностранных архитекторов и отправляет российских специалистов на обучение в Европу. В Россию приезжают Трезини, Леблон, Мичетти, Шедель, Растрелли (отец) и другие именитые архитекторы, которым суждено внести большой вклад в русское зодчество первой четверти 18 века. Что интересно, если в начале своего творческого пути в России они четко следовали своим принципам и западному архитектурному мышлению, то уже через какой-то период времени специалисты-историки отмечают влияние нашей культуры и самобытности, которое прослеживается в их более поздних работах.
В этот период создаются Петропавловский собор, летний дворец Петра Первого, Кунсткамера, дворец Меньшиикова, здание Двеннадцати коллегий в Санкт-Петербурге. В стиле барокко оформлены, созданные в этот и более поздний период, ансамбли Зимнего дворца, Царского села, Петергофа, Смольного монастыря, дворца Строгановых. В Москве это церкви Архангела Гавриила и Иоанна Воина на Якиманке, характерными элементами свойственными этому периоду оформлен главный въезд в Арсенальный двор Кремля. Среди важных объектов провинциальных городов стоит отметить Петропавловский собор в Казани. (прилож.9,10,11)
В русской архитектуре в последнюю треть 18 века начинают проявляться черты нового направления, которое впоследствии назвали русским классицизмом. К концу века классицизм прочно закрепляется как основное направление искусства и архитектуры. Этому течению характерны строгость античных форм, простота и рациональность конструкций. Среди многих, стоит отметить дом Пашкова, здание Сената, Царицынский комплекс, дом Голицына, дворец Разумовских, которые считаются наиболее яркими примерами проявления классицизма в архитектуре. В Петербурге в это время возводились Таврический дворец, Александро-Невская лавра, Мраморный дворец, Эрмитаж, Эрмитажный театр, Академия наук. Выдающимися архитекторами того времени по праву считают Казакова, Баженова, Ухтомского и многих других. На период 18 века относятся и изменения, коснувшиеся множества провинциальных городов того времени, – Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода, Архангельска, Одоева, Богородицка, Ораниенбаума, ныне Ломоносова, Царского села, ныне Пушкина и так далее. С 18 века берут свое начало Петрозаводск, Таганрог, Екатеринбург и многие другие города, ставшие в тот период и впоследствии важными промышленными и экономическими центрами российского государства.
В России до XVIII века во всех слоях общества по-прежнему носили традиционный русский костюм, а все иностранные, «немецкие» моды отвергались. Замена русского платья общеевропейским модным костюмом произошла в начале XVIII столетия после ряда специальных указов Петра I. Эта почти насильственная смена костюма имела определенное политическое значение. Петр, понимая важность торгового и культурного общения с Европой, посылал русских «пенсионеров» за границу, пытался разбить домостроевские обычаи боярства, заставлял боярских сынков учиться и работать. Одним из средств борьбы со старозаветным боярством и местничеством была замена старинного боярского костюма, длиннополого и неудобного для работы, более удобной общеевропейской одеждой.
Смена форм костюма не прошла гладко. Многие горожане, особенно из купеческого сословия, считали короткополые модные кафтаны верхом неприличия. Сохранились гравюры, изображающие сцены, где солдаты насильно обрезают полы длинных кафтанов у купцов и бояр.
С не меньшим сопротивлением были встречены новая модная прическа завитой парик и бритое лицо. Многие откупались от бритья бороды: за её ношение платили в царскую казну налог. Только новое служилое дворянство и большая часть молодежи сразу приняли нововведения.
Для женщин переход к новому костюму был еще сложнее. Одетые в тяжелые, скрывающие формы тела сарафаны, закрытые рубахи, с плотно покрытой головой, они, согласно новой моде, вдруг должны были надеть декольтированные платья, стянуть талию, завить волосы в локоны.
Но, встреченные сначала враждебно, новые обычаи и костюмы за период царствования Петра I прочно вошли в быт дворянства и большей части городского населения. Прежние русские одежды остались в народе и в быту у части купечества и мещанства, вносившего все же в традиционный русский костюм модные элементы.
Но и дворянство еще не полностью отказалось от привычной старой одежды. Эта привычка к старому проявлялась главным образом в манере носить модный костюм. По старой привычке женщины старались как можно больше прикрыть декольте, натянуть плотнее на волосы кружевной чепчик (фонтанж), носили различные наколки.
Русский костюм петровского времени отличался от западноевропейского большей простотой тканей и отделки, более демократическим характером. Пример в простоте одежды подавал сам Петр. И только немногие щеголи, как Меньшиков, осмеливались надевать более пышные и дорогие костюмы. Новые формы быта, новые нормы поведения был сформулированы в книге «Юности честное зерцало».
Мужской костюм
Мужской костюм состоял из рубашки с кружевным жабо, камзола и кафтана, обычно суконного, сшитого узко в талию, с расширенными полами. Поколенные узкие кюлоты, чулки и башмаки с пряжками дополняли туалет. Волосы расчесывали па прямой пробор и спускали на уши. Модники носили парик. Наиболее распространенной формой шляпы была треуголка. Верхней одеждой служил суконный плащ.
Мужские костюмы были очень красочными и богато отделывались вышивкой, галуном и т. д.
После смерти Петра I мужской дворянский костюм продолжает меняться в соответствии с общеевропейскими модами. В русский быт окончательно вошли французский кафтан, камзол, кюлоты и пудреные волосы. Обязательным дополнением к дворянскому костюму стала шпага, которую носили под кафтаном на поясной портупее, пропустив ее слева в один из разрезов на полах кафтана. Дополнением к костюму служили также перчатки, трость, часы, которые носили в кармане камзола на цепочке, и лорнет.
Строгого разграничения одежды по ее назначению в это время еще не существовало. Парадный костюм от повседневного отличался только тканью и отделкой. (Основной отделкой мужского костюма являлось шитье по борту и обшлагам кафтана. Обычно золотое или серебряное шитье не могло быть шире 9 см.) Правда, в моду вошли домашние одежды, надолго сохранившие свою традиционную форму.
Дома носили шлафрок  халат, который, судя по названию, был первоначальной одеждой для сна. Шлафрок в XVIII и XIX веках надевали сверх рубашки и кюлотов. Он как бы заменял выходной кафтан и зачастую был сшит из бархата или шелка. Иногда домашнюю одежду шили из дорогих тканей, а зимой подбивали мехом. На домашние костюмы могли быть нашиты даже орденские звезды.
До конца XVIII века значительных изменений в моде не происходит, и только начиная с 70-х годов, под влиянием нововведений в западных модах, русский дворянский костюм также подвергается сильным изменениям. Моды распространялись не столько при помощи журналов мод, которые издавались нерегулярно, сколько благодаря готовым нарядам, выписываемым из Парижа и Лондона. Среди русского дворянства процветала не только галломания  подражание французским модам и этикету, увлечение французским языком, в последней четверти века начинается и англомания.
При Екатерине II, в 7090-х годах XVIII века, костюм столичного дворянства достиг необычайной пышности. Одного из вельмож; XVIII столетия, князя Куракина (русского посла во Франции), даже называли «бриллиантовым князем» за обилие драгоценностей, украшавших его костюм. Пример расточительства подавали многочисленные фавориты царицы Потемкин, Орловы и др.
Мелкопоместное дворянство тянулось за столичным, но, конечно, одевалось с некоторым отставанием от моды. В Москве также менее строго, чем в Петербурге, следовали за модой.
Некоторые упрощения силуэта и формы одежд происходят в последние годы XVIII века. Кафтан суживается и приобретает стоячий воротник и скошенные полы, а иногда заменяется фраком. Правда, фраки этого времени шьют не только из сукна, но и из бархата и тяжелого шелка.
В последние годы XVIII столетия, при Павле I, французские моды подверглись преследованиям, как крамольные. В том числе запрещены были длинные панталоны (они в эти годы надевались во время верховой езды), фраки, короткая стрижка и пр. Костюм стал ориентироваться на прусские образцы. Но уже в 1801 году, после смерти Павла I, ведущую роль начинают опять играть французские моды. По журналам мод одевалось не только столичное дворянство, по и часть столичного купечества, особенно купцы, торговавшие с Западной Европой.
Большая часть купечества и городской бедноты носила по-прежнему русский костюм, подвергшийся, однако, влиянию модного направления. Модные элементы были заметны прежде всего в костюмах купеческой молодежи. Такой костюм состоял из доходившего до икр кафтана со сборками по талии, обычно опоясанного, цветной рубахи и заправленных в сапоги штанов. Купцы и мещане стригли волосы «в скобку» и носили бороду.
Крестьянская одежда сохранила национальные традиции вплоть до начала XX века.
Женский костюм
В начале XVIII века женщины носили платье, состоявшее из пышной юбки и узкого лифа с глубоким вырезом. Обычно носили одновременно два платья: нижнее, глухое, и верхнее, распашное  гродетур. Одежду часто отделывали мехом. Платья, юбки, лифы шили из тяжелых шелковых тканей парчи, атласа, муара, крепа различных цветов, зачастую украшенных растительным орнаментом.
К середине века женский костюм подвергся изменениям, всецело подчиняясь французским модам. Юбки сильно расширились, их носили на панье, а с 60-х годов под них надевали расширяющие линию бедер фижмы, закрепленные вокруг талии. В 7080-х годах юбки становятся мягче и не расширяются в боках, драпируются сзади в виде турнюра, для чего под юбку, немного ниже талии, прикреплялся ватный валик.Обыденные платья были с округлым, сравнительно небольшим вырезом, который прикрывался косынкой или шарфом. Бальные платья имели шлейф. Его в те годы надевали отдельно сверх юбки верхнего платья, а во время танцев отстегивали.
Эти платья делались с глубоким вырезом. Необходимой принадлежностью бального платья был веер.Придворные туалеты отделывались с такой роскошью, что при Екатерине II последовал ряд постановлений, регламентирующих степень роскоши костюмов: «Об уборе дам, имеющих приезд ко двору», «О назначении, в какие праздники какое платье носить особам обоего пола, имеющим приезд ко двору» и др.
Уже в середине XVIII века возник новый тип придворного костюма платье, несколько напоминающее древний русский сарафан, но сшитый из великолепных тканей и дополненный кокошником. Этот парадный туалет сохранился с некоторыми изменениями при дворе на многие годы.
В конце XVIII века, в 90-х годах, на русские моды начинает влиять античность. В моду входят легкие платья, подхваченные под грудью поясом. Этому немало способствовала жившая в то время в России французская художница Виже-Лебрен, увлекавшаяся искусством и бытом древних греков и еще в Париже устраивавшая у себя «античные балы».
Один из современников так описывает костюмы этого времени: «...костюмы, коих память одно ваяние сохранило на берегах Эгейского моря и Тибра, возобновлены на Сено и переняты на Неве... и, право, было недурно: на молодых женщинах и девицах все было так чисто, просто, свежо; собранные в виде диадемы волосы так украшали их молодое чело. Не страшась ужасов зимы, они были в полупрозрачных платьях, кои плотно охватывали стан и верно обрисовывали прелестные формы... Но каково же было пожилым и дородным женщинам? Им не так выгодно было выказывать формы; ну что же, и они из русских Матрен перешли в римские матроны».
Большую роль в гардеробе модной женщины играли домашние одежды: либо модное платье, более скромное по отделке, чем платье «для выхода», либо специальный утренний туалет, состоявший из юбки, кофточки и изящного чепчика. Домашние платья шили преимущественно из светлых тканей, шерсти, фланели, батиста.Верхних одежд у женщин было мало, так как зимой они проводили большую часть времени в помещении. Однако постепенно в моду входят накидки, круглые, подбитые мехом, ротонды, рединготы, кофты карако и суконные сюртучки наподобие мужских. Городские жительницы мещанки и небогатые купчихи носили обычно юбку или сарафан с кофтой и верхнюю кофту с баской, напоминающую душегрею. Но и в этот «русский» костюм они добавляли модные мелочи обувь, головной убор и т. д. Зимой надевали шубы на беличьем, лисьем и даже куньем меху. Народный крестьянский костюм остался почти без изменений и даже сохранил свои местные различия по губерниям и уездам. Однако в пригородных деревнях молодые женщины часто изменяли костюмы согласно моде. Под влиянием модного силуэта конца XVIII начала XIX века многие крестьянки стали подпоясывать сарафан под грудью. В крестьянской и отчасти в купеческой среде сохранялся древний обычай скрывать волосы под головным убором или платком.








13PAGE 15


13PAGE 141015