Урок Традиционный русский народный костюм


Открытое занятие по географии по теме:
«Традиционный русский народный костюм".
Тип урока: межпредметный интегрированный урок
Дидактическая цель:
создать условия для применения знаний и умений в знакомой обстановке и новой ситуации;
создать условия для развития творческих способностей; воссоздающего воображения, образное мышление через проблемное изучение материала;
формировать представление о мужском и женском народном костюме (названия отдельных элементов костюма, способы их ношения, и т.п.);
найти взаимосвязь старинного костюма и его элементов в современном мире.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Определить, насколько комфортно чувствуют себя ученики.– Поприветствовать друг друга (улыбкой).
Учитель: Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь.
– С каким настроением пришли на урок?
Занятие я хотела бы начать с небольшого видеоролика (Сказка про русский костюм). Пожалуйста, посмотрите его внимательно.
Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (учащиеся формулируют тему урока)
2. Целеполагание и мотивация: формулирование учащимися темы урока.
Итак, тема занятия: Русский народный костюм.
Презентация. Слайд № 1
Слайд № 2: «Русский народный костюм»
Учитель: Что бы вы хотели сегодня узнать о народном костюме? (учащиеся самостоятельно ставят цель и задачи на урок, отвечая на вопросы: Что? Почему? Докажи что…). В процессе нашего урока мы постараемся ответить на эти вопросы. И для вас будет несколько заданий, так что, будьте внимательны!
3. Работа по теме
Слайд № 3
Учитель: Традиция русского костюма складывалась веками. Он отражал весь уклад народной жизни: условия и характер труда, хозяйственное положение, верования и обряды. По костюму определялось имущественное состояние человека, а также его положение в обществе. Одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), возрастному и семейному положению. При этом менялась цветность (окраска) и количество декора (вышитых и вытканных узоров). Всю одежду крестьяне испокон веков делали сами. Каждая область имела свой вариант костюма. Все они отличались друг от друга, но при этом имели общие черты.
Учитель: А теперь давайте вспомним видеоролик, что ещё мы можем там увидеть (костюмы мужские, женские, детские).
Учитель: Подойдите все ко мне и выберите себе одну фигурку. И поделиться на группы.
Перед вами лежат ноутбуки, откройте их и найдите там презентацию «Русский народный костюм». А на листках материал про каждый костюм выбранный вами. По логарифму данному каждой группе, распределите задачи каждому из группы. Изучите информацию и представьте её другим группам.
Слайд № 4 Детский костюм.
Сообщение ученика:
1. Первый русский народный костюм для мальчика – отцовская косоворотка, в нее закутывали появившегося на свет младенца. Для новорожденных девочек такой пеленкой служила материнская рубаха. При создании детских нарядов часто применялись отрезы ношенных вещей матери или отца. Делалось это не из экономии, а в угоду поверью, гласившему, что малыша спасает от дурного глаза родительская сила.
2. Увидеть разницу во внешнем виде рубах, предназначенных для детей разных полов, нельзя – это абсолютно одинаковые косоворотки, доходящие до самого пола. Обязательный декоративный элемент – вышивка, нанесенная материнской рукой. Рисунки всегда брали на себя функции защитных оберегов. Совсем детские модели могут быть сшиты с короткими рукавами, для пущего удобства, да и в принципе иметь общий вид платья, но с определённой национальными элементами3. Дети до 7 лет одевались одинаково. И мальчики, и девочки носили рубахи, сшитые из старой одежды родителей, или донашивали за старшими братьями и сестрами. В подростковом возрасте в их гардеробе появлялась половая принадлежность. Мальчики начинали носить порты, а девочки в подпоясанных рубахах, которые в праздники дополнялись сарафанами. Возможность носить украшения девочки получали только в подростковом возрасте. Украшения были дешевыми, из подручных материалов. В ход шли сухие ягоды, плодовые косточки. Только маленькие дети могли ходить по улице без головного убора и неподпоясанными. Костюмы для девочек и детей очень сильно похожи на взрослые модели и включают в себя рубахи, косоворотки, штаны, сарафаны, переднички, юбки, головные уборы.. Для девочек-подростков встречается большее разнообразие взрослых моделей, причём не только сарафанов и рубах, но и шубок, понев.
Учитель: Как вы думаете, ребята, чей костюм разнообразнее – мужской или женский? (учащиеся отвечают)
Слайд № 5 Мужской костюм.
Сообщение ученика: 
1. Костюм крестьянина Киевской Руси состоял из рубахи и портов из домотканого холста. Разрез у горловины в мужской рубахе слева, так называемая «косоворотка». Длина рубахи в среднем до колен, у парней и молодых мужиков немного короче. Мужской костюм в силу того, что мужчина был основным работником, с более тяжелыми работами, был функционален: широкий шаг мужских портков не сковывал движений, бока и рукава рубахи соединялись тканевой вставкой — прямоугольной ластовицей, которая, как правило, отличалась по цвету. Благодаря этой вставке рукава становились шире, что позволяло человеку свободно двигаться. Кроме того, она продлевала жизнь рубахе, так как когда ластовица портилась от пота, ее можно было заменить на новую. 2. Рубахи носили навыпуск и обязательно подпоясывали поясом (кушаком) или цветным шнуром. Кушаки были ткаными, широкие полосатые и узкие, с узором и даже надписями. Были они до двух метров длиной, на концах украшались бахромой, кистями, вязанными или плетеными подвесками, помпонами. Они оборачивались несколько или один раз вокруг талии, завязывались узлом сбоку, спереди или сзади, являясь оберегом, чертой, оберегающей тело от злых сил. На пояс подвешивали кошельки, ключи, гребень, дорожный нож или другие мелкие предметы. Орнаментировалась рубаха мелкой вышивкой красной нитью по подолу, обшлагам, разрезу и вороту, а праздничные рубахи – также по швам. Это было связано с тем, что в этих местах тело человека, по представлению древних, было уязвимо перед нечистой силой, и чтобы защитить его от злых духов, края одежды покрывали “символической” вышивкой. Вышивка имела магический смысл: она опоясывала человека, оберегала его от “дурного глаза”.Праздничная рубаха отличалась богатой вышивкой, пояса одевали из шерсти. Порты собирались в поясе на шнурок.
Слайд № 6 
Сообщение ученика.
3. В народном традиционном костюме головной убор был непременной принадлежностью и мужчин, и женщин. Мужчины носили шляпы из вяленой овечьей шерсти, позже – картузы, а зимой – меховые шапки. Обувью большей частью служили плетеные из липового или вязового лыка лапти. Было несколько типов лаптей, в зависимости от плетения и формы носка. В заднике лаптя была петля, через которую продевалась длинная тонкая веревка, также лыковая – оборы. Нога, от ступни до колена, оборачивалась узкой лентой – онучами, и обвивалась крест-накрест, завязывалась под коленом. Лапти были наиболее распространенной дешевой, легкой и мягкой обувью. Они быстро изнашивались, поэтому их плели в большом количестве. Зимой в них для тепла вкладывали сено. Их носили в будни для работы в поле, а в праздники надевали обувь кожаную – сапоги, полусапожки, башмаки и туфли на небольшом каблуке – черевики. На улице в зимнее время носили валенки.
Слайд № 7 Женский костюм.
Учитель. Женщина была по условиям труда более привязана к дому, редко отлучалась, следовательно, становилась хранителем традиций. Женский костюм менее функционален, так как женские работы требовали меньше физических усилий, размашистых движений. Он не подчеркивал формы тела. Характерная черта женского народного костюма – его комплексность и многослойность (костюм состоит из нескольких элементов). Шился костюм из домотканых материалов: холста, сукна и овчины. В конце XIX — начале XX вв. использовались и фабричные ткани: кумач, ситец, сатин, дешевые шерстяные ткани. Наиболее характерные комплексы – с сарафаном и поневой. Обязательный компонент комплекса – рубаха.
Слайд № 8 
Сообщение ученика.
1. Женская рубаха была длинной – до середины икр или почти до щиколоток, с прямым разрезом на груди. Она иногда шилась из кусков ткани разного качества: рукава и плечевая часть, а иногда и подол делались из тонкой фабричной ткани, а стан из домашнего полотна. Женская рубаха зачастую была богато орнаментирована и ярка по колориту. Орнамент, как и на мужской рубахе, для защиты тела от злых духов, располагается по краям одежды: по подолу, вороту, разрезу, обшлагам, на праздничных рубахах – по швам. Это мелкая вышивка красной и черной нитью, иногда аппликации в виде треугольников и ромбов из покупного кумача и китайки, ленты. Вышивка содержала священные изображения и магические символы. В более орнаментированных рубахах, подпоясавшись, женщины могли работать в поле. Девичья рубаха по покрою не отличалась от женской. Разница была только в украшении рукавов: у замужней они были богато отделаны ткаными узорами, а в девичьих рубаха вышивались. Украшать рукава рубахи девушка должна была сама. Поверх рубахи одевалась поясная одежда. Древнейший ее вид – понева или панева.
Слайд № 9
Сообщение ученика.
2.Понёва (панёва, понява, поня, понька— вероятно от «понять» в значении «обнять»)— элемент русского народного костюма, женская шерстяная юбка. В большинстве случаев понева была черная или синяя, в квадратную или слегка продолговатую по горизонтали крупную клетку. Но известны и красные поневы, поневы в мелкую клетку, поневы с орнаментом внутри клетки. Понева – одежда замужних женщин. Понёвы являлись прообразом будущей юбки. Чем старше была женщина, тем темнее поневу она носила. Понева состояла из трех полотнищ материи, сшитых между собой. На поясе понева укреплялась шнуром. По швам и по низу понёвы обязательно украшались вышивкой, кружевом, блесткам. Степень отделки зависела от назначения понёвы. Повседневная украшалась значительно скромнее, воскресная – наряднее, праздничная была самой нарядной, ее готовили долго и хранили всю жизнь. Поверх поневы одевалась плечевая (шушпан, шушун, навершник, насов) или нагрудная одежда (запон, завеска, занавеска) – разнообразные виды: с рукавами или без, с различными вырезами горловины, длиной, материалом, цветом, декором.
Слайд № 10 
Сообщение ученика.
3. Поверх поневы повязывался передник, или занавеска, закрывающий женскую фигуру спереди. Передник обычно делали из холста и орнаментировали вышивкой, тканым узором, цветными отделочными вставками, шелковыми узорными лентами. Край передника оформляли зубцами, белым или цветным кружевом, бахромой из шелковых или шерстяных ниток, оборкой разной ширины. Он был самой декоративной и богато украшенной частью женского русского костюма. Одного взгляда на него хватило, чтобы понять все о его владелице. Информация читалась по вышивке на подоле. По переднику узнавали положение женщины, он был как её паспорт. Неотъемлемой частью женской и девичьей одежды являлся пояс.
Слайд № 11 Пояса были различного вида – плетеные и тканые. Пояса изготавливали в основном из красной шерсти. На концах его была бахрома. При надевании его обертывали несколько раз вокруг талии и завязывали. Волосы замужней женщины связывались с магией и колдовской силой, поэтому непременно и при всех обстоятельствах женщины должны были полностью закрывать волосы. Во время свадебного обряда девичью косу переплетали в две косы, которые сворачивались и прятались под мягкую полотняную шапочку (повойник), завязывающуюся сзади на шнурок. Это был домашний головной убор.
Учитель: А вот о головных уборах мы поговорим на следующих занятиях.
Мы с вами сейчас изучили из чего состоят женский, мужской и детский костюмы и чем они отличаются друг от друга.
Мы ответили на все наши вопросы? Хорошо.
Учитель :Мы познакомились с вами с конструкторскими особенностями костюма, а хотели бы вы увидеть, как это выглядело? Давайте пройдём с вами в музей.
Учитель: Я бы хотела обратить ваше внимание на этот костюм. Это старинный костюм, из сундука. Перечислим элементы, из которых он состоит (ученики называют элементы костюма, учитель дополняет):
рубаха, из двух частей (короткая верхняя и домотканая нижняя с кантом по низу),
понева (три куска тяжелой шерстяной домашней ткани, сшитые частично, либо сшитые полностью. Широко распространена была распашная понева, у которой оставался разрез, в который была видна рубаха (спереди или сбоку).
фартук; запон из фабричной ткани, повойник – женский головной убор. Как много составляющих, видна многослойность костюма. Здесь только два машинных шва, он весь выполнен вручную.
– Как вы думаете, он праздничный или будничный? (ответы учащихся)
Скажите, а где мы ещё можем встретить вместе мужчину, женщину и ребёнка (в семье).
Помните, вначале занятия мы говорили о видах народных костюмов. И один из них праздничный. А давайте сейчас с вами оденем наших героев в эти костюмы.
Вам даю листы, элементы одежды, клей и карандаш. Вам нужно одеть наших героев и отправить их на праздник. (Останется только дорисовать лицо).
Выполняют задание….
Учитель: Народное творчество изначально – устный бытовой жанр. Песни, сказки не записывались, исполнялись в обычной жизни, в быту. Чтобы сохранить в наше время песни, обряды, создаются коллективы, которые разучивают народные песни и исполняют их со сцены. Костюм, в большинстве своем, выполняется в народном стиле. Зачастую это не имеет никакого отношения к подлинному костюму: короткие сарафаны, аляповатая отделка, цветовая окраска. А есть костюмы, выполненные со стремлением сохранить важнейшие характерные черты старины. Подлинные старинные костюмы можно увидеть сейчас разве что в музеях, крайне редко – на сцене.
Рефлексия.
Учитель. У каждого на столах остался по одному элементу одежды, я вас прошу спрятать его в то место, которое вы считаете самым надёжным (дети выходят к доске).
Спасибо за урок. До свидания!