Русский народный женский традиционный костюм. Головной убор. 2 часть



Учебно-методический материал по народному творчеству
В помощь руководителю
фольклорного коллектива


Остапцова Татьяна Николаевна
преподаватель отделения музыкального фольклора
МАУ ДО города Калининграда «ДМШ им. Р.М. Глиэра»
2016
Вступление
Крестьянство – хранитель эстетических представлений и традиций в народном костюме
Русская традиционная одежда — хранитель исконной народной культуры, достояние нашего народа. Многообразие форм и типов, яркая декоративность художественного решения, самобытность орнамента и техник его исполнения - характерные черты русского народного костюма на протяжении многих веков. Снимки богатых и уникальных образов русской одежды позволяют показать красоту композиционного решения крестьянского костюма, выразительность декора его составных частей - головных уборов, ювелирных украшений, обуви; изобретательность в применении материалов, начиная от драгоценных металлов и жемчуга и кончая тканевыми аппликациями и крашеными перьями.
Народный костюм прошел в своем развитии долгий путь, тесно связанный с историей и эстетическими воззрениями его создателей. Он - важный элемент материальной культуры и подлинное явление большого искусства, синтезирующее различные виды декоративного творчества, вплоть до середины XX столетия донесшего характерные традиционные элементы покроя, орнаментации, использования материалов и украшений, свойственных русской одежде в прошлом.
Цель работы: рассмотреть характерные особенности женского русского народного традиционного костюма, классифицировать различные элементы народного костюма, рассмотреть богатство его форм и видов.

Женский головной убор
В русском народном костюме женскому головному убору уделялось особое внимание. Головные уборы русских женщин отличались богатством и разнообразием. Это было обусловлено сильно развитой знаковой функцией этой части костюма. Форма головного убора и характер его украшений зависели от возраста и семейного положения женщины, а также от места ее проживания.

424815304803107055144780

Женский головной убор - "кокошник". Европейская часть России. Конец XVIII - начало XIX века.
Девичий головной убор "коруна". Архангельская губ., с.Холмогоры. Конец XVIII века.

У замужних женщин строго соблюдался обычай покрывать голову; девушки же ходили с непокрытой головой, свободно распустив волосы (с XIX в. уже редко встречалось, если только к венцу) или же заплетали косу, головной убор был непременно с открытым теменем и имел форму круга или полукруга. Различался он и по материалу изготовления (металлическая проволока с подвесками на ней, лента, сложенный в виде ленты платок, кусок позумента, парчи, ткани с вышивкой и т.п.).
17697455842027241573660388429558420
Девичий головной убор "почелок с хлобыстнем". Север России. Конец XVIII века.
Женский головной убор "кокошник". Московская губерния. XVIII век.Девичий головной убор "повязка". Нижегородская губ. Начало XIX века.
Форма головного убора всегда сочеталась с прической. Девушки заплетали волосы в косу, Русские замужние крестьянки плели две косы и укладывали их на голове или свертывали волосы в пучок спереди. Исследователи признают, что, хотя плетение кос очень старинный обычай, у замужних женщин ему, по-видимому, предшествовало свертывание волос без предварительного их заплетания и ношение распущенных волос у девушек.
338137575565Несмотря на однообразие формы, девичьи головные уборы назывались по-разному: венок, повязка, лента, почёлок, связка, перевязка, вeнец, коруна, головoдец и др. Иногда под одним именем существовали разные виды уборов, иногда случалось наоборот – однотипный головной убор в разным местностях звался по-разному. Самым распространенным головным убором девиц Русского Севера была повязка, которая в Архангельской губернии к середине - концу XIX в. «выросла» до внушительных размеров.
-400052565401964055104140Девичьи головные уборы XVIII век.
Девичьи накосники. Север России. XVIII век.4448175102870
-27940687070Самыми распространенными являлись девичьи уборы в форме венца или обруча. В зависимости от места бытования материал для их изготовления был различным. В южных районах России широко использовались ткани, тесьма, ленты, бисер, пуговицы, блёстки, перья. Цветовая гамма этих повязок, начельников, венков ярка и насыщена. Крашеные птичьи перья, в том числе павлиньи, применялись не только в самом головном уборе, но и в качестве его дополнительных частей.Повязки, ленты, почелки из парчи и позумента, штофной ткани и полос кумача с богатым шитьём золотой нитью, типичные для северных губерний, делались широкими, на толстой основе. Иногда они декорировались спускавшейся на лоб поднизью или ряской из речного жемчуга, рубленого перламутра, бисера. Большое распространение получили объёмные ажурные "венцы с городы", коруны, челки, украшенные жемчугом, перламутром, драгоценными и цветными камнями, фольгой.
41700458890Свадебная коруна представляла собой плотный обод с позументом, под которым выступал ажурный венок, украшенный жемчугом, перламутром, бисером, со вставками фольги, стекла, а иногда и нашитыми брошками. Вариантом общерусского девичьего головного убора был сложенный жгутом и завязанный концами назад платок фабричной работы. Дополнением к нему служили бисерные подвески.

Орнаментация уборов, его цветовая гамма, давала представление о возрасте женщины и месте её рождения. До появления ребенка женщины носили очень яркие кички, а в старости - с простейшими орнаментами. Жительницы Рязанской и Тамбовской губернии предпочитали темно- красный и черный цвет; Орловской и Курской - ярко- красные, зеленые и желтые цвета. Обычно их украшали вышивкой из шерсти, хлопка или щелка с добавлением блесток и бисера. Особенно нарядно украшались головные уборы жительниц северных районов России. Они использовали рубленый перламутр и речной жемчуг, цветной жемчуг и стеклярус.
22542501130304699635114935375285114935

Головные уборы Псковской и Олонецкой губерний. XIX век.48825157620Кичка или кика - старинный головной убор замужней женщины, который  в отличие от девичьего "венца" полностью скрывал волосы. Кичкой называли также и налобную часть всей конструкции, которую дублировали для большей жесткости пенькой или берестой и обтягивали сверху нарядной тканью.
Кичка и сорока.
Тамбовская губерния XIХ век.
Вместе с "сорокой" и "позатыльнем" кичка была составной частью сложного головного убора. Именно кичка определяла его основные черты. Головной убор замужней женщины мог включить в себя до 12 различных элементов и достигать веса пяти килограммов.

Существовали различные вариации этого убора:

-704851215390479107512230102943225123825011791951261110 В Рязанской, а также южных губерниях, наряду с плоскими кичками, с едва намеченными рогами на их очелье, есть головные уборы с рогами высотой до тридцати сантиметров. В Тульской губернии кички видоизменились посредством дополнительной сложной конструкции из нескольких вертикально закрепленных слоев присборенных лент, производящих впечатление пышного яркого веера.
Сороки и кички Рязанской, Тульской, Воронежской и Курской губерний.
24669752131695Широко применялась вышивка росписью, набором и гладью разноцветным шелком, шерстью, хлопчатобумажной нитью с добавлением блесток и бисера. Так же как и сорока, из кумача и бархата, позатылень покрывался по всей поверхности плотной вышивкой, дополненной часто еще и золотым шитьем. Передняя часть сорок украшалась полосой блестящего позумента, "кудельками" из перышек селезня. Широкое распространение получили пучки ярко окрашенных перьев домашней птицы, затыкаемые сбоку под головной убор, и шарики-"пушки" из гусиного пуха, прикреплявшиеся к кичке или уху. Иногда ушные раковины прикрывались поушками или крылышками с позументом, тесьмой, бисером, блестками.
4478655291465188595283845Златоглав. Курская губерния. XVIII век.
Сорока. Курская губерния. XIX век.

Кичка. Калужская губерния. XVIII век.

Вышивка давала исчерпывающую информацию о возрасте женщины. Наиболее ярко украшались головные уборы молодых женщин до рождения ребенка. Постепенно узор становился все более сдержанным, старухи носили сороки с белой или разреженной черной вышивкой.
3815715153670019564351541780666751540510 Женские головные уборы северных губерний России, имевшие общее название "кокошник", значительно отличались своим обликом от южных. В отличие от сорок, они исполнялись на заказ профессиональными мастерицами из фабричных тканей. Формы северных уборов, несмотря на объединяющее начало и название, были весьма разнообразны даже в близлежащих районах.
Женский головной убор. Вологодская губерния XIX век.
Женский головной убор. Вологодская губерния XVIII век.
Женский головной убор. Владамирская губерния XVIII век.


-1428751661160Форма гребня в разных губерниях была различной: в Каргопольском уезде Олонецкой губернии кокошник делали в форме шапочки с вытянутым вперед очельем и лопастями, закрывающими уши. На лоб спускалась поднизь из рубленого перламутра. Вологодский кокошник, называемый сборник, отличался многочисленными сборками над очельем. Архангельский кокошник имел жесткую овальную форму с обильным декором наверху, в Новгородской и Тверской губернии он имел шлемовидную форму. 
Кокошники, слева направо: A — двурогий кокошник Арзамасского уезда Нижегородской губернии; B — однорогий кокошник, Костромская губерния; C — кокошник; D — кокошник, Московская губерния, Е — кокошник, Владимирская губерния, F — кокошник в виде цилиндрической шапки с плоским дном (с платком) G — Двухгребенчатый, или седлообразный, кокошник (вид в профиль).2806065134620Головные уборы Владимирской, Костромской и Тверской губерний. XIХ век.
4463415127000-40005132715
425767535560В большинстве губерний дорогие кокошники носили с платками. В торжественных случаях использовали платки с вышитым золотыми и серебряными нитями плотным растительным орнаментом. Рисунок занимал половину платка. При надевании концы его складывались под подбородком. Центрами производства золотошвейных платков были Каргополье и отдельные районы Нижегородской и Тверской губерний.

Женские платки и шали русского Севера. Конец XIX – начало XX века.
К концу XIX - началу XX века кокошники были заменены более простыми в изготовлении повойниками и сборниками, сшитыми из фабричных тканей.
-85725673100
47186853416302722245341630Женские головные уборы конца XIX –начала XX века
Женский головной убор. Архангельская губерния XIX век.
Женский головной убор. Нижегородская губерния XIX век.
Женский головной убор. Московская губерния XVIII век.

38995352222502216785207010-161925207010
Сорока. Олонецкая губерния. 2 половина XIX века.
Повойник. Архангельская губерния. Начало XX века.
Кокошник. Архангельская губерния. XIX век.

Заключение
Интерес к изучению материала по русскому традиционному народному костюму появился относительно недавно. Лишь в XIX веке родилась идея составления истории русского народного костюма, а его собирание и изучение – во второй половине XIX века. Музеи и отдельные ценители начали проявлять интерес к собиранию уходящих из быта народных костюмов. В середине XIX века на страницах журнала «Современник» рассматривался вопрос об историческом значении народного костюма, о его внутреннем смысле и значении в общем человеческом развитии. В начале XX века в Петербурге была устроена Международная выставка костюма, на которой, интересно представлялся русский отдел выставки. На выставке широко демонстрировались исторические и современные костюмы центральных губерний России, отличался высокий художественный вкус создателей одежды, нашедший свое отражение в покрое, орнаментах, цветовых сочетаниях и т.п. В Москве, в начале XX века, возникло общество любителей русской одежды.
400685014960602630805149606012020551496060Без глубокого изучения народного традиционного искусства невозможно прогрессивное развитие современного искусства. Это относится и к созданию костюма – бытового и сценического. Традиционный костюм – это   бесценное неотъемлемое достояние культуры народа. Коллекции народных костюмов, хранящиеся в фондах музеев, являются своеобразной академией знаний и творческих идей для современных модельеров и кутюрье.
Коллекция в русском стиле от В. Зайцева
Кокошник от Шанель
-10477591440
В русской народной одежде нашли отражения душа народа и его представления о прекрасном... Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью наших предков, который языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства.
Список использованной литературы:
Греков Б. Д. , Артамонов М. И. История культуры древней Руси — М.,1951.
Горожанина С. В., Зайцева Л. М. Русский народный свадебный костюм — М., 2003.
Ефимова Л. В. Русский народный костюм (18-20вв.) – СПб., 1989.
Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия — М.: Издание книгопродавца М. Березина,1880.
Стрекалов С..А. Русские исторические одежды от X до XIII века – СПб.,1877.
Шангина И.И., Соснина Н.Н. Русский традиционный костюм: Иллюстрированная энциклопедия – М.: Искусство, 2006.
Интернет-источники:
http://www.liveinternet.ru/users/3173294/post308786893/http://bellezza-storia.livejournal.com/132065.htmlhttp://www.balto-slavica.com/forum/index.php?showtopic=14287
http://www.velesovkrug.ru/obyavleniya/russkiy-traditsionnyiy-kostyum-illyustrirovannaya-entsiklop.htmlhttp://www.blagievesti.ru/2886-russkiy-nacionalnyy-kostyum.html http://manasa.ru/mess_1367810091.htmlhttp://clubs.ya.ru/4611686018427421353/replies.xml?item_no=696
http://clubs.ya.ru/4611686018427432697/replies.xml?item_no=154159http://www.livemaster.ru/topic/94917-vyacheslav-zajtsev-i-ego-russkij-stilИллюстрации:
Сканированные фотографии из вышеуказанной литературы
http://www.booksite.ru/fulltext/kisl/uhal/59_.jpghttp://art.1september.ru/2006/20/no20_41.jpghttp://art.1september.ru/2006/20/no20_38.jpghttp://art.1september.ru/2006/20/no20_45.jpghttp://art.1september.ru/2006/20/no20_59.jpghttp://www.booksite.ru/fulltext/kisl/uhal/162_.jpghttp://s59.radikal.ru/i165/1212/3f/91ca00f023fa.jpghttp://ic.pics.livejournal.com/chudina_ij/27853905/92850/original.jpghttp://www.booksite.ru/fulltext/kisl/uhal/108_.jpghttp://www.lavkaetno.ru/img/photog2/thumbphoto11000x1000x1x16777215_01-011.jpghttp://go2.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//blog.t-stile.info/wp-content/uploads/2-poneva.jpg&mb=imgdb_preview_1697http://ic.pics.livejournal.com/chudina_ij/27853905/92611/original.jpghttp://art.1september.ru/2006/20/no20_42.jpghttp://narjad.narod.ru/izgoto/povazkabezvod/ill25.JPGhttp://img-fotki.yandex.ru/get/3912/hor-j.23/0_3056f_be1b20db_XL.jpghttp://mtdata.ru/u26/photoBFCB/20257342670-0/original.jpg#20257342670http://mtdata.ru/u29/photo2527/20711144009-0/original.jpg#20711144009http://www.mummidoll.ru/foto/12/IMG_0482.jpghttp://www.mummidoll.ru/foto/12/img_0488_izm-e_razmera.jpghttp://www.mummidoll.ru/foto/12/IMG_0490-1.jpghttp://www.mummidoll.ru/foto/12/IMG_0496.jpghttp://img-fotki.yandex.ru/get/3813/hor-j.23/0_30582_4da281a5_XL.jpghttp://www.mummidoll.ru/foto/12/IMG_0492-2.jpghttp://mtdata.ru/u27/photo1A60/20703488368-0/original.jpg#20703488368http://mtdata.ru/u26/photoBFCB/20257342670-0/original.jpg#20257342670http://photo.qip.ru/photo/semkov/418997/56750892.jpghttp://mith.ru/treasury/natio/rus/kokosh11.jpghttp://www.booksite.ru/fulltext/kisl/uhal/36_.jpghttp://www.booksite.ru/fulltext/kisl/uhal/44_.jpghttp://www.booksite.ru/fulltext/kisl/uhal/51_.jpghttp://www.booksite.ru/fulltext/kisl/uhal/52_.jpghttp://www.booksite.ru/fulltext/kisl/uhal/99_.jpghttp://www.booksite.ru/fulltext/kisl/uhal/156_.jpghttp://cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/a/d/3/120223182210.jpghttp://cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/c/5/9/120223182210.jpg http://cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/f/3/3/120223182209.jpg