Контрольная работа по теме Введение в курс общей биологии. Биосферный уровень организации жизни


Контрольная работа по теме
«Введение в курс общей биологии, Биосферный уровень организации жизни»
10 класс I вариант
Дайте краткое определение понятиям:
«Общая биология», аэробный организм, прокариоты, гетеротрофы
Кратко охарактеризуйте следующие гипотезы происхождения жизни на земле. Укажите, какие из них относятся к биогенезу, а какие к абиогенезу.
«Креоционизм»
«Гипотеза стационарного состояния»
«Биохимическая эволюция»
Установите соответствие между экологическим фактором и группой, к которой его относят: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР ГРУППА ФАКТОРОВ
А. использование растениями света для фотосинтеза
Б. распространение семян растений птицами
В. влияние температуры на поведение животных
Г. санитарная вырубка леса
Д. использование паразитами питательных веществ организма хозяина
Е. затопление растений луга при разливе реки 1. абиотические
2. биотические
3. антропогенные
Установите соответствие между характеристикой организма и его принадлежностью к функциональной группе: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗМОВ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА
А. синтезируют органические вещества из неорганических
Б. используют готовые органические вещества
В. используют неорганические вещества почвы
Г. растительноядные и плотоядные животные
Д. аккумулируют солнечную энергию
Е. в качестве источника энергии используют животную и растительную пищу 1. продуценты
2. консументыУстановите соответствие между экологическим фактором и группой, к которой его относят: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИРОДНЫЙ ОБЪЕКТ ВЕЩЕСТВО БИОСФЕРЫ
А. нефть
Б. почва
В. торф
Г. морская корненожка
Д. каменный уголь
Е. природный газ 1. биогенное
2. биокосное
3. живое
Установите соответствие между процессом и функцией живого: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕСС ФУНКЦИЯ ЖИВОГО
А. отложение кальция в раковинах моллюсков
Б. участие углекислого газа для синтеза глюкозы
В. превращение атмосферного азота в нитраты клубеньковыми бактериями
Г. накопление фосфора в эмали зубов человека
Д. клеточное дыхание
Е. получение энергии для хемосинтеза 1. концентрационная
2. окислительно-восстановительная
7. Установите последовательность эволюционных процессов, происходивших на Земле, в хронологическом порядке. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1. выход организмов на сушу
2. возникновение фотосинтеза
3. формирование озонового экрана
4. абиогенный синтез органических веществ
5. появление клеточных форм жизни
8.Вставьте в текст «Первые организмы на Земле» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого числовые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в ответ.
Первые организмы на Земле
 Согласно самой распространённой на сегодняшний момент теории, первыми в ходе эволюции на Земле возникли гетеротрофные _________ (А) организмы, питавшиеся _________ (Б) веществами «первичного бульона». По мере истощения «первичного бульона» возникла необходимость в дополнительном источнике органических веществ. Тогда стали появляться _________ (В) организмы. Первые из таких организмов использовали энергию _________ (Г) реакций, энергию солнечного света автотрофы стали использовать позднее.
 Перечень терминов
 1) гетеротрофный 2) автотрофный 3) прокариотический 4) эукариотический5) неорганический 6) органический 7) окислительно-восстановительный 8) ионно-обменный
 9. Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в которых обитал данный организм, а также его возможного предка уровня класса (надотряда) животных.


Ихтиостег,вымершее животное обитавшее 400 млн.лет назад

Из предложенных уровней организации жизни выберите любой один. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите и запишите в таблицу номер нужного элемента.
Уровень организации Что изучает (компоненты, процессы) Какие науки изучают данный уровень Какие методы используются при изучении уровня
Молекулярный
Клеточный
Организменный
Популяционно-видовой
Биогеоценотический
Биосферный
Что изучает (компоненты, процессы) Какие науки изучают данный уровень Какие методы используются при изучении уровня
1. Биогеоценозы
2. Антропогенное воздействие
3. Популяции различных видов
4. Факторы среды
5. Пищевые сети, потоки веществ и энергии
6. Группы родственных особей, объединённых определённым генофондом и специфическим взаимодействием с окружающей средой
7. Молекулы неорганических и органических соединений
8. Амеба обыкновенная
9. Ядро
10. Аппарат Гольджи11. Сердце
12. Дыхательная система А. Активное взаимодействие живого и неживого вещества планеты
Б. Биологический глобальный круговорот веществ и энергии
В. Активное биогеохимическое участие человека во всех процессах биосферы, его хозяйственная и этнокультурная деятельность
Г. Объединение молекул в особые комплексы
Д. Копирование ДНК, кодирование и передача генетической информации
Е. Обмен веществ (метаболизм)
Ж. Раздражимость
З. Размножение
И. Нервно-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности
Биохимия
Биофизика
Молекулярная биология
Молекулярная генетика
Генная инженерия
Цитогенетика
Цитология
Эмбриология
Анатомия
Гигиена
Морфология
Физиология
Генетика популяций
Эволюция
Экология
Биогеография
Биогеоценология
Экология
Глобальная экология
Космическая экология
Социальная экология Наблюдение
Описание
Метод измерений
Сравнительный метод
Исторический метод
Метод эксперимента
Генеалогический метод
Центрифугирование
Электронная микроскопия
Световая микроскопия
Контрольная работа по теме
«Введение в курс общей биологии, Биосферный уровень организации жизни»
класс II вариант
Дайте краткое определение понятиям:
«Биосфера», анаэробный организм, эукариоты, автотрофный организм.
Кратко охарактеризуйте следующие гипотезы происхождения жизни на земле. Укажите, какие из них относятся к биогенезу, а какие к абиогенезу.
«Панспермия»
«Самозарождение»
«Биохимическая эволюция»
3. Установите соответствие между характеристикой фактора среды и его видом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА ВИД
А. ультрафиолетовые излучения
Б. пересыхание водоемов во время засухи
В. миграция животных
Г. опыление растений пчелами
Д. фотопериодизм
Е. уменьшение численности белок в неурожайные годы 1. биотический
2. абиотический
Установите соответствие между группой растений или животных и ее ролью в экосистеме пруда: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ПРУДА КОМПОНЕНТЫ ЭКОСИСТЕМЫ
А. прибрежная растительность
Б. рыбы
В. личинки земноводных
Г. фитопланктон
Д. растения дна
Е. моллюски 1. продуценты
2. консументыУстановите соответствие между экологическим фактором и группой, к которой его относят: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИРОДНЫЙ ОБЪЕКТ ВЕЩЕСТВО БИОСФЕРЫ
А. почва
Б. песок
В. гранит
Г. каменный уголь
Д. осадочные породы 1. биогенное
2. биокосное
3. косное
Установите соответствие между процессом и функцией живого: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕСС ФУНКЦИЯ ЖИВОГО
А. преобразование органических соединений в процессе энергетического обмена
Б. запасание энергии при энергетическом обмене
В. образование скелета, ткани которого содержат большой процент углекислого кальция
Г. накопление азота в белках и нуклеиновых кислотах
Д. превращение атмосферного азота в его соединениях в клетках клубеньковых бактерий 1. концентрационная
2. окислительно-восстановительная
7. Установите последовательность основных этапов круговорота веществ в экосистеме, начиная с фотосинтеза. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1. разрушение и минерализация органических остатков
2. первичный синтез автотрофами органических веществ из неорганических
3. использование органических веществ консументами II порядка
4. использование энергии химических связей растительноядными животными
5. использование энергии химических связей консументами III порядка
8. Вставьте в текст «Происхождение эукариот» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого числовые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в ответ.
Происхождение эукариот
Согласно самой распространенной на сегодняшний момент теории, первыми на планете появились __________ (А) организмы. Эукариоты появились намного позднее. Теория гласит, что эукариоты возникли в результате постепенного усложнения строения архебактерий и вступления их в _________ (Б) с другими бактериями. Так, митохондрии, имеющие свою собственную ДНК и рибосомы, являются органоидами, произошедшими таким образом. Митохондрии выполняют функции поставщиков __________ (В) для клетки. Другими органоидами такого происхождения являются __________ (Г).
 Перечень терминов
 1) паразитизм 2) симбиоз 3) органические вещества 4) энергия
5) прокариотический 6) эукариотический 7) хлоропласт 8) аппарат Гольджи
9. Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в которых обитал данный организм, а также его возможного предка уровня класса (надотряда) животных.
Котилозавр, вымершее животное, обитавшее 250 млн лет назад

Из предложенных уровней организации жизни выберите любой один. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите и запишите в таблицу номер нужного элемента.
Уровень организации Что изучает (компоненты, процессы) Какие науки изучают данный уровень Какие методы используются при изучении уровня
Молекулярный
Клеточный
Организменный
Популяционно-видовой
Биогеоценотический
Биосферный
Что изучает (компоненты, процессы) Какие науки изучают данный уровень Какие методы используются при изучении уровня
1. Биогеоценозы
2. Антропогенное воздействие
3. Популяции различных видов
4. Факторы среды
5. Пищевые сети, потоки веществ и энергии
6. Группы родственных особей, объединённых определённым генофондом и специфическим взаимодействием с окружающей средой
7. Молекулы неорганических и органических соединений
8. Амеба обыкновенная
9. Ядро
10. Аппарат Гольджи11. Сердце
12. Дыхательная система А. Активное взаимодействие живого и неживого вещества планеты
Б. Биологический глобальный круговорот веществ и энергии
В. Активное биогеохимическое участие человека во всех процессах биосферы, его хозяйственная и этнокультурная деятельность
Г. Объединение молекул в особые комплексы
Д. Копирование ДНК, кодирование и передача генетической информации
Е. Обмен веществ (метаболизм)
Ж. Раздражимость
З. Размножение
И. Нервно-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности
Биохимия
Биофизика
Молекулярная биология
Молекулярная генетика
Генная инженерия
Цитогенетика
Цитология
Эмбриология
Анатомия
Гигиена
Морфология
Физиология
Генетика популяций
Эволюция
Экология
Биогеография
Биогеоценология
Экология
Глобальная экология
Космическая экология
Социальная экология Наблюдение
Описание
Метод измерений
Сравнительный метод
Исторический метод
Метод эксперимента
Генеалогический метод
Центрифугирование
Электронная микроскопия
Световая микроскопия