ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ КРУЖКА ЮННАТОВ


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. БЫКОВО
КУМЕНСКОГО РАЙОНА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УТВЕРЖДАЮ.
Директор школы ____________
О.М. ПрокашеваРАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«ЮНЫЙ НАТУРАЛИСТ»
для 5-7 классов на 2012-2013 учебный год
Разработчик:
Лыкова Е.Л.
БЫКОВО-2012
Пояснительная записка
Программа составлена на один учебный года с учетом курса природоведения и биологии «Многообразие живых организмов», рассчитана на 34 занятия в год (1 занятие в неделю).
Цель: создать условия для формирования и развития у обучающихся естественного интереса к природе, лучшего усвоения программного материала, творческих способностей, умения работать в группе.
Виды деятельности учащихся.
Работа с научно-популярной литературой;
Выращивание и уход за растениями;
Наблюдение и постановка опытов;
Охрана зеленых насаждений, птиц;
Участие в работе «зеленого патруля»;
Помощь животным, попавшим в беду;
Создание фотоальбомов, рисунков, презентаций, проектов, наглядных пособий.
Формы итогового отчета.
Сообщения о результатах своих наблюдений;
Выставка рисунков;
Викторины;
Конкурсы;
Вечера;
Оформление наглядных пособий;
Проведение массовых мероприятий.
Прогнозируемые результаты.
Реализация программы может способствовать развитию и накоплению конкретных знаний о разнообразии растительного и животного мира; об условиях обитания отдельных видов растений и животных. Кроме того, поможет формировать такие качества, как дружба, коллективизм, личная ответственность за общее дело. Раскроет перед юннатами деятельность нашего народа по разумному использованию, охране и приумножению природных богатств.
Критерии эффективности курса.
Теоретическая часть.
Знание основных понятий материала курса;
Умение пользоваться и содержать в порядке оборудование, инвентарь, инструменты;
Знание правил техники безопасности при работе с острым инструментом и сельскохозяйственным инвентарем.
Практическая часть.
Умение ухаживать за комнатными растениями, животными;
Умение изготовить наглядные пособия;
Умение наблюдать и фиксировать сезонные изменения в природе.
Теоретическая основа дается в связи с практической работой, наблюдениями и опытами. Отдельные темы занятий сходны по названию и содержанию и рассчитаны на последовательное углубление и расширение знаний, умений и навыков юннатов.
Тематический план занятий
N п.пТема теория практика экскурсия
1 Вводное занятие. ТБ на занятиях кружка. 1 0 0
2 Осень в природе 1 0 1
3 Осенние работы на участке 1 2 0
4 Осенние работы с комнатными цветами 1 1 0
5 Природа зимой 1 1 1
6 Охрана и привлечение зимующих птиц 1 1 0
7 Изготовление кормушек 1 1 0
8 Весна в природе 1 1 1
9 Охрана и привлечение птиц 1 0 0
10 Изготовление чертежей скворечников, д/з изготовление скворечников 1 1 0
11 Лето в природе 1 1 1
12 Уход за овощами и цветочными растениями 1 2 0
13 Полезные и вредные животные огорода 1 1 0
14 Летние экскурсии 1 0 1
15 Сельскохозяйственные растения и домашние животные 0 0 2
16 Итоговое занятие 1 0 0
ВСЕГО ЧАСОВ 15 12 7
Практические работы
1.Сбор семян и листьев деревьев, кустарников, травянистых растений в учебных целях.
2.Наблюдения за поспеванием овощных культур, образованием плодов.
3.Составление коллекции семян однолетних цветочно-декоративных растений.
4.Засушивание отдельных цветков растений для составления композиций, панно.
5.Ознакомление с внешним видом и названиями наиболее простых по выращиванию и уходу комнатных растений.
6.Определение толщины снегового покрова на открытых пространствах и в местах, защищенных деревьями и кустарниками.
7.Наблюдение за птицами в природе; изготовление простейших кормушек (пакеты из-под молока).
8. Наблюдение за погодными изменениями в природе весной.
9.Наблюдение за прилетом и поведением птиц, заселением ими гнездовий.
10. Наблюдение за появлением всходов культурных растений, их подкормка, проведение опытов.
11.Рыхление почвы, полив цветочных и овощных растений, их подкормка, проведение опытов.
12. Борьба с вредными насекомыми (ручной сбор).
Экскурсии
1.В природу (лес, парк, сад) осенью, зимой, летом, весной.
2.На поля в колхоз.
3.На животноводческую ферму.
4.Мои домашние питомцы (в гости к ребятам).
Поддержкой курса является литература по данной теме
Балдыш Г.М.Посев и всходы. – М.: Знание, 1983.
Беме Р.Л., Кузнецова А.А. Птицы разных материков. – М.: Просвещение, 1986.
Велек И. Что должен знать и уметь юный защитник природы. – М.: Прогресс, 1983.
Верзилин Н.М. По следам Робинзона. – Л.: Детская литература, 1974.
Жизнь животных:Т.1-4. – М.: Просвещение, 1983-1987.
Энциклопедический словарь юного биолога / Сост. М. Е.Аспиз.-М.: Педагогика,1986.
Электронные ресурсы к программе
1.Природа в фотографиях
2.Журнал «Лужок»
3.Газета «Биология»
4.Ботанический сервер МГУ им. М.В. Ломоносова