Образовательный материал


Северский район
Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная)
школа-интернат пгт. Ильского


Кравченко Марина Алексеевна,
учитель ритмики , танца


Социальная адаптация детей с ОВЗ средствами ритмики.

«Творчество открывает в детской душе те сокровенные уголки, в которых дремлют источники добрых чувств». В.А.Сухомлинский
В настоящее время дети с ограниченными возможностями в основном воспитываются и обучаются домах интернатах и в домашних условиях. Таким образом, дети с малых лет «изолируются» от общества, от здоровых сверстников. И поэтому многие специалисты рекомендуют, чтобы педагоги создавали среду для совместного пребывания детей с ОВЗ.
 Методологическим основанием служат концепция развития человека как личности и концепция интеграции (разработанная в западной и отечественной педагогике) детей с ограниченными возможностями при психолого-педагогическом, медико-социальном сопровождении. Основной метод работы комплексное сопровождение.
Комплексное сопровождение организуется по трём направлениям:
Социально-педагогическое,которое включает: социальную адаптацию; социальную интеграцию; педагогическую интеграцию; социальную защиту.
 Медико-психологическое это психологическое, медико-оздоровительное сопровождение.
Развивающая:культурная интеграция; культурное воспитание посредством музыки.
Для развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями и их интеграции со здоровыми детьми используются возможности ритмики ,которые помогают восстановлению нарушенных функций организма.. Участие ребёнка с ограниченными возможностями в концертах, праздниках вместе со здоровыми детьми поможет детям с ОВЗ - самоутвердиться, поверить в свои возможности.. В ходе деятельности большое внимание уделяется различным формам работы с семьёй. Активное участие родителей в воспитании и обучении собственных детей это главное условие социализации ребёнка с ограниченными возможностями. Учитывая, что при интеграции детей с ограниченными возможностями большое значение имеет подготовка общества к принятию таких детей.  
Работая сдетьми с ограниченными возможностями здоровья , все больше убеждаешься в несправедливости общего мнения и во многом изменяется собственное. Глубокое уважение к своим воспитанникам и радость испытываешь за них, так как они не только сами умеют быть счастливыми, но и другим приносят счастье. Каждый ученик здесь личность, с каждым приходится общаться иначе, чем с другими, к каждому необходимо искать эффективный индивидуальный подход. Основной задачей на занятиях ритмики стоит приобщение детей с ограниченными возможностями здоровья к большому миру хореографического искусства, помощь в их дальнейшей социализации. А для этого помимо воспитательных задач (формирование интереса к танцу, привитие эстетической культуры, расширение воображения), решаются и коррекционные задачи: развитие музыкальной памяти, моторной координации движения, пространственного восприятия. Обучение танцу помогает детям с ограниченными возможностями здоровья достичь высоких степеней компенсации и добиться успехов в усвоении знаний, в разностороннем развитии, в подготовке к жизни. Воздействие на детей с ОВЗ эмоциональностью и ритмом способствует росту их активности, повышению работоспособности. Преподавание ритмики, хореографии и танца в коррекционной школе VIII вида обусловлено необходимостью осуществления коррекции нервно-психических процессов, поведения, личностных реакций, эмоционально-волевых качеств и физического развития умственно отсталых детей средствами музыкально-ритмической деятельности. Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные ритмике и хореографии, способствуют общему развитию школьников, преодолевают отклонения, исправляют недостатки общей и речевой моторики, расширяют кругозор учащихся, их социально-бытовые ориентировки, корригируют познавательные психические функции (восприятие, память, внимание, мышление, воображение), воспитывают положительные качества личности (дружелюбие, коллективизм, дисциплинированность), активизируют творческие способности, способствуют эстетическому воспитанию. Цель занятий – коррекционно-развивающее обучение, улучшение состояния здоровья, повышение функциональных возможностей организма. Содержанием учебного материала является коррекционная музыкально-ритмическая деятельность учащихся. В начальных классах на уроках ритмики происходит формирование и накопление элементарных двигательных навыков
Занятия ритмикой обязательно должны строиться в игровой форме, с разными заданиями. Игра имеет огромное значение в этих занятиях, так как особенно для дошкольного и для начала младшего школьного возраста она является ведущей формой деятельности. В объединении с ритмическими заданиями она будет способствовать развитию мышления, личностных, познавательных качеств малышей. В командных играх ребенок учиться чувствовать свое место в коллективе и устанавливать социальные связи. Игровая форма при занятиях ритмикой активно воздействует и на развитие творческого воображения.
Здоровьесберегающие технологии не только благотворно влияют на здоровье учащихся с аномалиями в развитии, формируют правильную осанку, повышают работоспособность и двигательную активность, создают ощущение физического комфорта во время занятий, но и повышают уровень обучаемости детей, улучшают их нервно-психическое состояние и эмоциональный настрой, приучают к порядку, способствуют социальной адаптации детей в коллективе.
Дети нашей школы лишены доступных здоровым сверстникам каналов получения информации: скованные в передвижении и использовании сенсорных каналов восприятия, они не могут овладеть всем многообразием человеческого опыта. Они также часто испытывают затруднения в предметно-практической деятельности, ограничены в проявлениях игровой деятельности, что негативно сказывается на формировании высших психических функций. Отрицательные эмоциональные переживания, хроническая неудовлетворенность и т.п. часто приводят к патологическим изменениям характера, искажениям в формировании личности. В работе по ритмике учитываются все эти особенности, осуществляется особый подход в обучении и воспитании каждого ребенка. Уроки ритмики проводятся в доброжелательной и поощрительной манере. Это способствует формированию у детей адекватной самооценки. Развиваются способности и склонности , которые могут способствовать максимальной самореализации каждого ребенка.  При планировании и проведении занятий по ритмике учитываются особенности организма ребёнка. В связи с этим, занятия выстраиваются и проводятся с учётом их значимости для решения лечебно-коррекционных задач.
У детей с отклонением в психическом и физическом развитии содержанием работы на уроках ритмики является музыкально ритмическая деятельность. Овладевая разнообразными движениями, дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается мышечное чувство, пространственная координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус. Занятия ритмикой положительно влияют на умственное развитие детей: каждое задание нужно понять, осознать правила игры, осмыслить своё место в ней, свою роль. Музыкальное оформление на уроке, кроме эмоционального воздействия, оказывает на ребёнка организующее и дисциплинирующее влияние благодаря присутствующему ритму. Благодаря ритму вялые и расплывчатые движения становятся чёткими и целесообразными, нормализуется двигательное беспокойство. Но, несмотря на это, дети с отставанием в развитии очень быстро устают от одного вида деятельности, приходится менять один вид деятельности на другой, чередовать ритмические упражнения с играми. Ребенок с ограниченными физическими возможностями зачастую имеет проблемы, тесно связанные с его личностью, с состоянием нервно-психической сферы, с нарушением коммуникативной функции. Понимая комплексный характер проблем, осуществляется комплексный подход к их решению, который включает в себя различные коррекционные игровые методики: логопедическая ритмика, музыкотерапия.
Логопедическая ритмика одна из форм терапии, основанная на использовании связи слова, музыки и движения. В ходе занятия двигательно-речевые логоритмические упражнения помогают легко и непринужденно компенсировать не только недостатки речи, психические функции, но и открывают новые способности ребенка, повышают его самооценку.
Музыкотерапия это лекарство, которое слушают, данный метод позволяет использовать музыку, как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов двигательных и речевых расстройств.
В финале урока обязательно проводятся упражнения на релаксацию и расслабление. Спокойная, тихая музыка оказывает успокаивающее и гармонизирующее воздействие на ребенка.

Ритмика предоставляет ребенку следующие возможности:
улучшает координацию движений;
укрепляет физическую форму, регулирует мышечный тонус, развивает правильное дыхание;
нормализует двигательный автоматизм и улучшает качественную характеристику движений;
развивает общую и ручную моторику;
помогает разделить понятия ритма, темпа и стили музыки;
развивает творческую активность;
помогает выучить элементарные танцевальные движения и просто двигаться естественно;
воспитывает музыкальный вкус;
дает возможность выразить свои эмоции, установить свое душевное состояние;
предоставляет физическую разрядку;
помогает раскрепощаться;
прививает любовь к музыке;
позволяет ребенку полноценно развиваться психически;
улучшает его общую работоспособность.
Вся работа на уроках ритимики в целом направлена на комплексное развитие ребенка с ОВЗ, которое включает:
разработку крупной моторики рук и выработку правильной осанки;
развитие пространственно-временной координации;
развитие слухо-моторной координации (согласованное соединение движения и речи);
эмоциональное развитие;
развитие вербальной, зрительной, слуховой и мышечной памяти;
развитие коммуникативной сферы.
Насколько приятно бывает видеть ребят на уроке активными, жизнерадостными, улыбающимися, вот поэтому необходимо больше уделять внимания урокам двигательного цикла. Уроки ритмики способствуют физическому развитию детей: совершенствуется координация движений, улучшается осанка, походка. Умеренная физическая тренировка на уроках ритмики помогает организму легче справляться с  нагрузками, стрессами, характерными для аномального психического развития. Музыкально–ритмическая деятельность учащихся направлена также на воспитание у каждого ребенка эстетических,  нравственных и умственных качеств, развивается познавательный интерес, память, вырабатывается устойчивость произвольного внимания, совершенствуется творческая активность.
Таким образом, эти занятия оказывают положительное воздействие не только на коррекцию психомоторных функций, но также на развитие психоэмоциональной сферы ребенка.
Данная работа нацелена на защиту и реабилитацию физического здоровья детей, на их нормальную социализацию, сохранение благоприятного психологического климата в едином образовательном пространстве.

Кроме того, занятия ритмикой в дошкольном возрасте способствуют не только общей социализации, но и активизируют интерес к деятельности, в том числе и к учебной.