Александр Островский был русским драматургом, внесшим значительный вклад в развитие русского театра. Его пьесы до сих пор ставятся, так как их сюжеты не теряют актуальности.
Отец Островского, Николай, был дворянским поверенным, а мать Любовь — дочерью пономаря. Когда Островскому исполнилось восемь лет, мать умерла, и воспитание детей доверили няне. Островский, трое его братьев и сестер получали домашнее образование и много времени проводили в семейной библиотеке, знакомясь с русской и зарубежной литературой.
В 1835 году Островский поступил в местную гимназию и окончил ее в 1840 году. Его отец снова женился, но его новая жена, светская львица, мало обращала внимания на детей.
К моменту выпуска Островский определился с карьерой: он хотел стать писателем. Однако у Николая были другие планы на сына. Островского отправили на юридический факультет МГУ, но он его бросил в 1843 году из-за конфликта с одним из профессоров.
Его отец не сдавался. По желанию отца Островский устроился клерком мирового судьи. На этом посту Островский имел прекрасную возможность наблюдать за всеми людьми, решающими самые разные проблемы. Николай пытался помочь Александру стать юристом, но по незнанию помог ему стать драматургом.
Сам Островский считал 9 января 1847 года днем «истинной веры в свое призвание»; в этот день в газете «Московский городской листок» были опубликованы черновики его комедии «Картина семейной жизни». В пьесе рассказывается история о купце, который симулирует банкротство, чтобы не платить долги.
В 1850 году была опубликована пьеса «Свои люди — сочтёмся». Она приобрела значительную популярность и получил хорошие отзывы известных писателей Николая Гоголя и Ивана Гончарова. Изображенные в нем персонажи и ситуации были достаточно реалистичными, чтобы глубоко оскорбить московских купцов. В результате «Свои люди — сочтёмся …» запретили играть со сцены. Автору пришлось попрощаться со своей карьерой в магистрате и он попал под полицейский надзор, который был отменен только в 1855 году, когда к власти пришел Александр II. Запрет на спектакль сняли только в 1860 году.
Островский быстро вошел в различные творческие круги. Каждый театральный сезон его новые пьесы показывались на сценах московских и петербургских театров. В 1856 году Островский начал работать в литературно-политическом журнале «Современник», пропагандировавшем идеи демократической революции.
В том же году Великий князь Константин дал русским писателям задание: побывать в разных регионах России и описать там промышленность и быт. Островский выбрал Поволжье и совершил круиз по Волге. Вдохновленный увиденным, в 1860 году он написал свою самую известную драму под названием «Гроза».
Послушать радиоспектакль «Гроза» по пьесе Островского можно здесь (гроза аудиокнига) и также на сайте есть ссылка на его скачивание.
«Гроза» — трагическая история о несчастной замужней женщине по имени Екатерина. Ее свекровь жестока и властна; ее муж Тихон безвольный и любит свою мать гораздо больше, чем свою жену. Однажды она встречает мужчину по имени Борис и влюбляется в него. Они могут быть счастливы, но неверность для Екатерины — грех. Терзаемая совестью, она признается в любви своей семье и убивает себя.
Гроза упоминается персонажами несколько раз, но на самом деле не происходит: все только ее ждут.
По мнению политического писателя и литературного критика Николая Добролюбова, это была пьеса об изменениях, происходивших в российском обществе в 1860-е годы. К моменту публикации драмы Александр II еще не провел либеральных реформ, но готовился. Среди прочего, он собирался отменить крепостное право и ввести равенство в глазах закона.
В своей статье Добролюбов охарактеризовал Екатерину как «луч света в темном царстве». Семья Екатерины и другие горожане символизировали невежество и консерватизм «старого мира».
В 1866 году Островский возглавил репертуарный отдел Московских Императорских театров. Он разработал реформы, которые хотел провести в русском театре, и начал их проводить. Для современных людей, даже для тех из нас, кто не очень любит театр, эти реформы кажутся нормальными, в то время как для XIX века они были большим нововведением.
Например, Островский утверждал, что важен каждый актер в спектакле, а не только ведущий. Именно Островский ввел в русский театр понятие «четвертой стены» и первым обратил большое внимание на дикцию персонажей.
В том же году организовал театральную студию. Здесь начинали свою карьеру многие известные российские актеры.
В 1886 году Островский скончался и был похоронен в Костромской области, в деревне, где его отец и мачеха провели старость.
Александр Островский был дважды женат, от второго брака имел четырех сыновей и двух дочерей.
Его литературное наследие состоит из 47 оригинальных пьес, 22 пьес, которые он перевел с итальянского, французского, испанского и латинского языков, и 7 пьес, написанных им в соавторстве с разными писателями.