Окружающий мир интенсивно меняется, и та школа, которую мы знаем, уходит в прошлое
Не может быть хорошего образования без изучения климатических, социальных или технологических проблем
Нам нужна открытость к разнообразию, креативность, критическое мышление и решение проблем с использованием новых технологий.
Вызовы 21 века — глобальные и локальные — и их взаимозависимость можно и нужно преподавать на всех уроках
Нужны инновационные модели обучения и даже эксперименты – без этого школа потеряет связь с меняющимся миром и потребностями молодежи, не дав им компетенции по преодолению страха движения в неизвестность
Почему необходимы изменения
Мир, каким мы его знаем, уходит в прошлое. Мы стоим на пороге цивилизационных изменений. Система образования должна реагировать на них, готовя молодежь к жизни в будущем, а также к тем изменениям, которые происходят сейчас. Речь идет как о целях обучения — конкретном содержании или навыках, которые школа должна развивать, ценностях, которые мы хотим защитить, — так и о методах работы со студентами.
К ключевым процессам, которые изменят рынок труда, методы коммуникации и повседневную жизнь следующих поколений, относятся: технологические изменения и развитие искусственного интеллекта. Уже несколько лет мы наблюдаем исчезновение одних профессий и появление новых способов выполнения других. В свою очередь, пандемия COVID-19 значительно ускорила изменения в том, как мы общаемся.
Изменение климата и другие экологические угрозы также окажут влияние на общество и мировую экономику, и речь идет не только о негативных последствиях глобального потепления для жизни человека и экосистем (включая, в том числе, вымирание целых видов животных и морских обитателей). , отсутствие продовольственной безопасности, необходимость мигрировать из необитаемых районов в беспрецедентных масштабах).
Действия по предотвращению климатической и экологической катастрофы также повлекут за собой коренные изменения в функционировании экономики и общества. Необходима новая модель развития (в том числе основанная на идее роста, которая придет на смену доминирующей сегодня — ориентированной на неограниченный экономический рост, ведущий к деградации окружающей среды, изменению климата, росту социального неравенства и потерям. биоразнообразия.
Изменения в мировой экономике также связаны с процессом глобализации. Его сопровождают процессы перемещения производства в менее обеспеченные общества, охватывающие многие сферы экономики. Это не только приводит к зависимости экономики и общества развивающихся стран от международного капитала, но и приводит к потере возможностей для многих жителей стран так называемого Запада. Это, в свою очередь, является одной из причин растущего социального недовольства, ощущения себя «чужим в своей стране» и опасений за экономическое будущее.
С другой стороны, глобализация также приносит много положительных результатов, связанных с повышением мобильности и возможностью контакта с людьми, живущими в разных частях мира. Установление таких отношений расширяет когнитивные горизонты и способствует творчеству. Образование, однако, должно подготовить к этому — оно должно, среди прочего, привлечь внимание молодых людей к культурным различиям и дать им инструменты, которые помогут им ориентироваться в глобализированном мире (подробнее об этой теме в тексте о глобальном образовании).
При обсуждении тенденций, связанных с будущим функционированием обществ, следует также иметь в виду ожидаемые демографические изменения 5 . Никакие политические решения в интересах семьи не приведут к их отмене в ближайшие десятилетия. Поэтому дальнейшее старение западных обществ и новые миграционные процессы (в том числе вызванные изменением климата 6 ) все больше усиливают необходимость подготовки молодежи к жизни в культурно разнообразных обществах.
Социально-экономические потрясения, связанные с описанными выше изменениями, дополнительно указывают на необходимость подготовки студентов к работе в мире эскалации конфликтов и социальной поляризации, столкновения радикальных идей и дальнейшего подрыва принципов и ценностей, на которых основаны парламентские демократии 7 . Следовательно, нам также необходимо более интенсивное изучение открытого отношения, навыков критического мышления и навигации в мире поляризованных, конкурирующих сообщений СМИ.
Также необходимо формировать установки на более активное участие в жизни демократического сообщества с помощью инструментов социального и гражданского участия 8 . Для получения дополнительной информации и ресурсов по этой теме см. текст о гражданском воспитании в школе в этом наборе.
Образование должно следовать за этими изменениями и даже предвосхищать их. Удастся ли это, зависит от того, каким компетенциям (знаниям, навыкам и установкам) будут обучать школы в 21 веке. Согласно стратегии Европейского Союза, базовые навыки, развиваемые на протяжении всей жизни, включают: языковые и коммуникативные навыки, использование новых технологий и подготовка к жизни в цифровом мире , способность к обучению и критическому мышлению, социальные и гражданские компетенции, в том числе способность понимать разные точки зрения и точки зрения (и, следовательно, эмпатия), подготовка за участие в общественной жизни и, в частности, за инновации и предпринимательство.
Учит ли российская школа?
На наш взгляд — однозначно недостаточно. Соответствующие реалии функционирования образования в нашей стране мы обсудим более подробно в следующей части этого текста.
Основные проблемы и что с этим делать?
В России есть школы, которые стараются учитывать ключевые вызовы 21 века и разрабатывать свои, интересные решения этих проблем. Однако отсутствует системная поддержка подобных инициатив и распространение передового опыта, созданного таким образом. Образование до сих пор функционирует в известной десятилетиями трансмиссионной модели, основанной на передаче в основном фактических знаний (измеряемых оценками и результатами экзаменов), жестком контроле и объективном подходе к молодым людям, игнорируя их индивидуальные потребности и интересы.
Наиболее важные барьеры и трудности:
В школе преобладает энциклопедический подход к обучению, а основной учебный план и стандарты требований перегружены подробной информацией по отдельным предметам. Отсутствует глубокий анализ реальных проблем и явлений, поиск взаимозависимостей и разработка решений.
Ключевые компетенции недостаточно развиты в польских школах. Не хватает проектной работы, командной работы, а также инновационных и гибких методов работы со студентами. Мягкие навыки не развиты или не заботятся об эмоциях и отношениях (молодых людей друг с другом и со школой).
История культуры, а также социальная и экономическая история рассматриваются маргинально, а также опускаются вопросы, касающиеся организации и функционирования страны.
Малоизвестна идея образования в области глобальной гражданственности , целью которой является формирование знаний, навыков, ценностей и отношений для понимания наиболее важных глобальных проблем, вызовов и взаимозависимостей, таких как климатические и экологические угрозы, осознанное потребление, устойчивое развитие. , миграция, социальное и технологическое неравенство. В основной программе эти вопросы разбросаны, а некоторые из них вообще отсутствуют.
Антидискриминационное и гражданское образование игнорируется. Открытость к разнообразию, в том числе представителям культурных, религиозных или национальных меньшинств, а также способность адаптироваться к новым, неизвестным условиям признаны важными компетенциями – этого не хватает в польских школах.
Не хватает общедоступных образовательных материалов, в том числе электронных ресурсов, посвященных глобальным вызовам 21 века. Некоторые учителя воспринимают эти темы как трудные и спорные, что отбивает у них желание заниматься ими.
С момента введения дистанционного обучения после объявления пандемии COVID-19 технологии стали широко использоваться в польских школах. Однако чаще всего они используются хаотично, без участия студентов, как замена традиционным методам работы. В большинстве школ также отсутствует современная инфраструктура для дистанционного обучения и инструменты для развития креативности и других компетенций будущего (например, связанных с перемещением в виртуальной или дополненной реальности, основами робототехники). Система образования также не способствует получению математических и практических знаний, необходимых для проектирования контента в цифровом пространстве, создания и управления алгоритмами искусственного интеллекта (например, вычислительного мышления).
Более частое использование технологий не сопровождается изменениями в методике обучения – преобладает модель, основанная на передаче знаний, проверке заданий, задании вопросов, задании домашних заданий и тестов. Не существует представления о том, как оцифровать образование, чтобы учесть как дистанционные, так и гибридные модели обучения (подробнее в главе о цифровом исключении).
Решения и советы
Политика в сфере образования:
Включение содержания и ценностей, связанных с образованием, для ключевых задач 21-го века на каждом этапе образования, в рамках существующих предметов и инструментов (например, инновации, межпредметные пути, студенческие проекты, ориентированные на глобальные проблемы и в то же время их местных проявлений);
Внесение изменений в общеобразовательную программу и отдельные предметы:
Наука: переход от изучения абстрактных шаблонов к решению проблем, обучение гибкому, творческому мышлению и основам программирования;
Биология и география: повышение осведомленности о роли человека в экосистеме и его влиянии на изменение климата, поддержка действий, необходимых для противодействия этому;
История и другие гуманитарные предметы: вместо подчеркивания уникальности исторического опыта данного народа — изучение критического мышления, историко-сравнительные исследования с учетом точек зрения людей из разных частей мира или стран, особенно из соседних стран; проблемный подход вместо фактографического и хронологического;
Социальные науки и экономика : как можно больше практических занятий, обеспечивающих доступ к местным сообществам и общественным организациям; научиться работать в группах, спорить на основе информации и научных данных, а также принимать чужое мнение, критически мыслить и оценивать достоверность различных медиасообщений – как текстовых, графических, так и мультимедийных;
Системное изменение организации школьной работы, в том числе отказ от жесткого рамочного учебного плана и жесткого деления на предметы;
Изменение роли системы надзора: школьные советы и инспекторы должны поддерживать новую модель обучения и быть союзниками школ и учителей — поддерживать их работу, учить их оценивать ее ход и результаты;
Подготовка учителей к воспитательной работе, ориентированной на вызовы цивилизации, через обучение и включение этих вопросов в образование будущих учителей;
Проверка содержания учебников и образовательных электронных ресурсов и дополнение их темами, связанными с ключевыми вызовами цивилизации;
Разработка ценных и в то же время привлекательных материалов в цифровом виде и под открытыми лицензиями, чтобы их можно было свободно использовать, модифицировать и обновлять (некоторые даже постулируют полный отход от учебников в пользу электронных ресурсов, тем более что учебники зачастую не успевать за жизнью и еще и затягивать процесс обучения);
Сбор, масштабирование и распространение передового опыта в сфере образования для ключевых задач 21 века, разработанного учителями;
Системная поддержка общественных организаций, предлагающих школам программы по проблемам современного мира (глобальное, климатическое, демократическое, межкультурное образование, миграция, неравенство, новые медиа и технологии); содействие их сотрудничеству со школами.
Местные органы власти и другие школьные органы должны быть нацелены на следующие задачи
Поддержка деятельности школ, учителей и учителей, а также молодежных инициатив, направленных на просвещение о проблемах 21 века и глобальных взаимозависимостях, а также на привлечение внимания молодежи к взаимопроникновению и взаимозависимости проблем, переживаемых на местном уровне, с глобальными процессами;
Участие, в том числе финансовое, в разработке инновационных образовательных проектов и комплексных моделей работы детских садов и школ ( общешкольный подход );
Поддержка сотрудничества всех групп, формирующих школьную среду, и других субъектов, действующих в школьной среде (включая местные общественные организации, что должно быть учтено в планах местного самоуправления по сотрудничеству с неправительственным сектором);
Создание мест в коммунах, где студенты (вместе с другими представителями местных сообществ) могут мастерить, используя современные инструменты и изучая новые технологии.
Директора, учителя и другие люди, работающие в школе должны быть нацелены на:
- изменение модели работы школы как образовательной среды, в том числе усиление акцента на развитии ключевых и трансверсальных компетенций;
- внедрение целостного, междисциплинарного подхода к обучению и воспитанию, при котором приоритетом является подготовка к пониманию и решению реальных задач, а не только подготовка к экзаменам; экзаменационные задания должны максимально относиться к вызовам 21 века (например, научно-популярные тексты на экзамене на русском и иностранных языках, научные задания);
- формирование установки на непрерывное обучение – поддержка любознательности, саморегуляции и чувства самообучения, формирование привычки к систематической работе, конструктивному преодолению трудностей;
- внедрение рабочих методов для развития навыков критического мышления и анализа медиа-источников и сообщений, включая социальные сети и онлайн-контент;
- привлечение внимания молодежи к явлению социальной поляризации и противодействие ее обострению в повседневных ситуациях школьной среды;
- реализация элементов предориентации и профориентации как постоянного элемента предметных занятий;
- усиление роли консультантов по вопросам карьеры в школах, создание возможности для учащихся соприкоснуться с современными формами и рабочими местами, что повышает познавательную гибкость и подготавливает их к функционированию в реалиях постоянно меняющегося рынка труда;
- организация деятельности вне стен школы: в полевых условиях, в местных учреждениях культуры, образования и науки, на предприятиях, предоставляющих социальные услуги, в СМИ и стартапах (онлайн или в прямом эфире);
- приглашение общественных организаций и экспертов в различных областях на уроки (онлайн или вживую); особенно важно, чтобы у молодежи была возможность познакомиться с людьми, выходящими за рамки гендерных и социально-экономических стереотипов, например, с программистом, косметологом, бизнесменом из индустрии новых технологий, слабо разбирающимся в математике в школе, с юристом, а еще лучше с юристы, не имевшие хороших оценок по гуманитарным предметам, а их родители сами не получили высшего образования; тем не менее, вокруг представления таких личных образцов для подражания должен быть создан позитивный нарратив, чтобы они служили для мотивации молодых людей действовать и воплощать свои мечты в жизнь, а не функционировали как исключительные случаи социального продвижения и аргумент, утверждающий молодых людей в вера в то, что вся система окаменела;
- экспериментировать с новыми технологиями в обучении, используя различные инструменты и творческие игрушки, обучающие принципам научного мышления, творческого подхода к решению задач, критическому мышлению.
Ученики и студенты
- инициирование местных и международных проектов и социальных кампаний по важным глобальным и локальным вызовам; поощрение учителей и директоров к осуществлению аналогичных инициатив в школе;
- развитие наших собственных навыков распознавания и решения проблем, корни которых лежат в нашем индивидуальном поведении — в школе, в местном сообществе и в глобальном измерении;
- предлагать учителям такие темы и формы работы, которые лучше отвечают современным потребностям (связанным с изменениями на рынке труда и общественной жизни), например, мастер-классы по программированию 3D-принтеров, командному общению, посредничеству или монтажу фильмов;
- развитие осознания собственных потребностей, увлечений и ценностей; развитие устойчивости к неудачам и трудностям и, наконец, повышение открытости к изменениям.
Общественность, в том числе родители
- изменение приоритетов и ожиданий родителей в отношении школы и учителей: школа должна восприниматься как место интеллектуального, социального и личностного развития – место, где с ребенком происходят хорошие вещи, где важны не только оценки и экзамены, но и ценности ;
- поддержка восходящих молодежных инициатив в рамках корпоративной социальной ответственности (например, малые гранты, молодежные СМИ, семинары);
- повышение роли СМИ в привлечении внимания лидеров общественного мнения к новым вызовам (местным, национальным и глобальным); важно, чтобы журналисты использовали язык, который не усугубляет социальные разногласия, стереотипы и страхи (например, против «других» или «глобального заговора»);
- демонстрация хороших примеров публичных бесед и дебатов в СМИ, учет мнений молодежи в программах, посвященных текущим событиям, пропаганда хороших образовательных практик журналистов.
1.1 Что можно сделать сейчас?
Большая часть этих рекомендаций может быть реализована уже сейчас, особенно на уровне местного самоуправления и школы, а также при дистанционном обучении. Следует отслеживать, какие решения (например, целостный подход к школе, проблемное, проектное или экспедиционное обучение) работают в разных школах. Это не обязательно должна быть универсальная модель — на этом переходном этапе вы можете увидеть, что работает в различных типах школ и конкретных местных условиях. В текущей ситуации изменения должны быть децентрализованы и могут и должны осуществляться снизу вверх. В то же время они подготавливают почву для системных изменений, включая изменение базовой программы и требований к школам.
Даже если предположить, что в сложившейся ситуации провести коренную реконструкцию не удастся, следует провести работу над предложениями программно-организационных изменений (в том числе и в законе об образовании), которые откроют образование перед насущными проблемами общества. современный мир, Польша и каждый из нас.
Общественным организациям также необходимо системно отслеживать проекты законов об образовании, в том числе указ президента об ограничении деятельности общественных организаций в школах. Именно они чаще всего разрабатывают программы, связанные с реальными вызовами 21 века, и поддерживают учителей в решении подобных тем.