Название | Состояние и перспективы развития спектра услуг, предоставляемых банками операции и сделки коммерческих банков |
Количество страниц | 84 |
ВУЗ | Московский институт предпринимательства и права |
Год сдачи | 2009 |
Содержание | СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3 Глава 1. Основы организации и деятельности коммерческого банка 5 1.1. Общие принципы функционирования коммерческого банка 5 1.2. Регулирование деятельности коммерческих банков 8 Глава 2. Операции и сделки коммерческих банков 12 2.1. Принципы организации банковских операций 12 2.2. Активные банковские операции 14 2.2.1. Кредитные операции 15 2.2.2. Инвестиционные операции 28 2.2.3. Кассовые операции 32 2.2.4. Посреднические и комиссионные операции 33 2.3 Пассивные банковские операции 37 2.3.1. Депозитные операции 40 2.3.2. Внедепозитные операции 48 2.4. Валютные операции коммерческих банков 50 2.5. Операции коммерческих банков с векселями 54 2.6. Операции коммерческих банков с пластиковыми картами 58 2.7. Новые операции коммерческих банков 61 Глава 3. Межбанковская конкуренция и нововведения в сфере предоставления услуг 67 3.1. Развитие межбанковской конкуренции и нововведений 67 3.2. Цели управления инновациями и необходимой институциональной реформы 74 Заключение 81 Список использованной литературы 84 Введение Высокая роль коммерческих банков в развитии рыночных отношений в России является причиной возрастающего числа исследований и публикаций на эту тему. Помимо проблем сугубо банковского характера, в последние годы всё чаще обсуждаются проблемы организации и развития банковской системы в целом, в том числе и организации управления отдельным коммерческим банком . Те руководители, которые постоянно совершенствуют работу своих банков, осуществляя различного рода нововведения, как правило, добиваются эффективной работы банка. Таким образом, нововведения (инновации) становятся основным средством развития банковских технологий и банковских услуг (продуктов), взаимосвязанных между собой. Большинство из нововведений в российских банках осуществляются в русле мировой тенденции развития банковского дела. Почти пятнадцатитилетний период (считая с 1988 г.) формирования современной банковской системы можно разделить на два этапа. Первый (примерно первые пять лет) – когда коммерческие банки строили свою работу на основе традиционных технологий, классических форм обслуживания и элементарного набора услуг. Однако, по мере усиления межбанковской конкуренции, роста профессионализма персонала банков и финансовой грамотности их клиентов уже в 1994 г. начался второй этап их развития, когда стали заметны многие перемены в работе банков и, прежде всего, в технологии, культуре обслуживания клиентов, в появлении новых видов услуг. В это же время появляются первые исследования, обобщающие опыт работы коммерческих банков и в целом банковского сектора экономики России. В настоящей дипломной работе, посвященной состоянию и развитию спектра услуг, предоставляемых банками, мною рассматриваются, прежде всего, основы организации и деятельности современного коммерческого банка, операции и сделки современного коммерческого банка, межбанковская конкуренция и связанные с ней, естественно, нововведения в сфере предоставления услуг. В виду важности данной проблематики как для эффективного функционирования банковской системы в частности, так и экономики вообще, исследования в области рационализации и оптимизации банковских операций нашли широкое отражение в специальной и деловой литературе. С самого начала формирования открытого банковского рынка, ведущие специалисты научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений, государственных учреждений и рыночных финансовых структур уделяли пристальное внимание вопросам управления операциями коммерческого банка, т.к. это основа обеспечения прибыльности и устойчивости банка как коммерческого предприятия. Безусловно, монографии, статьи, выступления в прессе этих авторов заложили и сформировали научную основу анализа активных и пассивных банковских операций. Особенно, на мой взгляд, следует отметить работы О.И.Лаврушина, Я.М.Миркина, Л.Н.Красавиной, З.Г.Ширинской, М.З.Бора, М.О.Чикиной, М.А.Песселя, Г.С.Пановой, Е.Ф.Жукова, В.М.Усоскина, их без преувеличения можно назвать основоположниками современной отечественной банковской науки. |
Список литературы | Заключение
Банковская система - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков и их услуг, товарного производства и обращения шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуя хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда. Современная банковская система - это важнейшая сфера национального хозяйства любого развитого государства. Её практическая роль определяется тем, что она управляет в государстве системой платежей и расчетов; большую часть своих коммерческих сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции; наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и производственным структурам. Коммерческие банки через свои операции, действуя в соответствии с денежно-кредитной политикой государства, регулируют движение денежных потоков, влияя на скорость их оборота, эмиссию, общую массу, включая количество наличных денег, находящихся в обращении. Стабилизация же роста денежной массы - это залог снижения темпов инфляции, обеспечение постоянства уровня цен, при достижении которого рыночные отношения воздействуют на экономику народного хозяйства самым эффективным образом. Современная банковская система - это сфера многообразных услуг своим клиентам - от традиционных депозитно-ссудных и расчетно-кассовых операций, определяющих основу банковского дела, до новейших форм денежно-кредитных и финансовых инструментов, используемых банковскими структурами (лизинг, факторинг, траст и т.д.). Сегодня, в условиях развитых товарных и финансовых рынков, структура банковской системы резко усложняется. Появляются новые виды финансовых учреждений, новые кредитные учреждения, инструменты и методы обслуживания клиентуры. Последние четыре года развития банковской системы давали повод для сдержанного оптимизма. Успешно преодолены основные последствия кризиса. Собственный капитал банков в реальном выражении вырос в 2,5 раза и уже на 20% превысил докризисную отметку. В первой половине 2002 г рентабельность активов вышла на самый высокий, со времен сверхприбылей ГКО уровень — 5,1% в годовом выражении без учета отчислений в резервы. Совокупные активы банков увеличились в реальном выражении в 1,8 раза, а объем кредитов предприятиям — в 2,4 раза. При этом доля просроченной задолженности составляет всего 2,5%. Повышается доверие к банкам. По итогам трех кварталов 2002 г. отношение средств, поступивших на вклады физических лиц, к располагаемым доходам населения составило 5,1% — выше докризисных показателей. Банковское дело не является застывшей наукой. Банки, желая выжить в конкурентной борьбе, чутко реагируют на потребности своих клиентов, изменение окружающей их среды. В настоящей дипломной работе были рассмотрены основные операции и услуги, предоставляемые коммерческими банками своими клиентами, а также различные способы конкурентной борьбы банков за клиентов. Рассмотрены современные банковские операции и услуги, являющиеся в настоящее время неотъемлемыми для большинства коммерческих банков. Так, например, банковская услуга по интерактивному обслуживанию клиентов через глобальную сеть Интернет («Интернет-банкинг») получила широкое распространение совсем недавно, но сразу стала пользоваться большой популярностью у клиентов банка, т.к. в настоящее время большинство юридических и физических лиц ведут свой документооборот в электронном виде, что облегчает и ускоряет работу. Подводя итог сказанному, можно определенно сделать вывод о том, что в условиях конкуренции между банками успех сопутствует тем банкирам, которые лучше владеют современными методами банковского дела и постоянно расширяют свою деятельность новыми операциями и услугами, необходимыми их потенциальным клиентам. Сегодня коммерческий банк способен предложить клиенту свыше 200 видов разнообразных банковских продуктов и услуг, при этом, далеко не все из этих операций повседневно присутствуют и используются в практике конкретного банковского учреждения. Список использованной литературы 1. Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" (с изменениями от 31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г., 30 июня 2003 г.). 2. Банковская система России. М.: «ДеКа», 2000. кн. I, III. 3. Вечтомова О. Кадры для российских банков. // Менеджмент. 2001. № 4. 4. Виханский О.С. Стратегическое управление: учебник. М.: Изд-во МГУ. 1995. 5. Глисин Ф.Ф., Осталкович Г.В. Коммерческие банки России во II полугодии 2002 года и прогноз на I полугодие 2003 года. «Банковское Дело», 2002, № 4. 6. Долан Э.Дж., Кемпбелл К.Д., Кемпбелл Р.Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. М., 2001. 7. Друкер Питер Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М., 2002. 8. Егоров С. Коммерческие банки и стабилизация российской экономики.// Год Планеты: Политика, Экономика, Бизнес, Банки, Образование. Выпуск 2002 г. М.: Республика, 2002. 9. Инновационный менеджмент. Под ред. С.Д. Ильенковой. М.: ЮНИТИ, 2002. 10. Инновационный менеджмент. Справочное пособие. М.: Центр исследований и статистики, 2001. 11. Лейман Я. Диагностика в организационных нововведениях (консультационный аспект). // Проблемы интенсификации и диагностики нововведений: труды семинара. М., 2002. С. 103-113. 12. Лексис В. Кредит и Банки. М.: Перспектива, 2000. 13. Лимитовский М.А. Методы оценки коммерческих идей, предложений, проектов. М.: Дело, 2001. 14. Лунев Н.Н., Москвин В.А. Анализ качества функционирования коммерческого банка. // Банковское дело. – 2001. № 12. 15. Маневич В.Е. О подходах ЦБ РФ к преодолению кризиса финансово -банковской системы // Бизнес и банки. 1998. № 44 (418), ноябрь. 16. Медынский В.Г., Шаргаукова Л.Г. Инновационное предпринимательство: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М. 1999. 17. Молчанов А.В. Коммерческий банк в современной России: теория и практика. М.: Финансы и статистика, 2001 18. Москвин В.А. Создание эффективного механизма инвестиционного кредитования предприятий, // Банковское дело. – 2002. № 4. 19. Пригожий А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноваций). М.: ИПЛ, 1999. 20. Рид Э., Коттер Р. и др. Коммерческие банки. М., 2002. 21. Роуз П.С. Банковский менеджмент. М., 2003. 22. Социально-экономическое положение России: 2002, М: Госкомстат, 2003. 23. Тамбовцев В.Л. Инновационная активность российских банков. //Экономический альманах. 2002. № 2. 24. Усоскин В.М. Современные коммерческие банки. Управление и операции. М. 2001. 25. Уткин Э.А., Морозова Г.И., Морозова Н.И. Инновационный менеджмент. М.: АКАЛИС, 2002. 26. Ширинская Е.Б. Операции коммерческих банков. М.: Финансы и статистика. 2002. |
Цена: | Договорная |