Название Совершенствование государственного регулирования страхования
Количество страниц 149
ВУЗ Российская академия предпринимательства
Год сдачи 2009
Содержание Введение
1. Сочетание государственных и рыночных методов регулирования страхования
1.1. Особенности демонополизация страхового дела и формирование рыночных условий страхования в России
1.1.1. Эволюция экономической роли государства в страховании.
1.1.2. Демонополизация страхового дела в России
1.1.3. Формирование рыночных условий развития страхования
1.2. Проблемы государственного регулирования страхования в современных условиях
1.2.1. Особенности антимонопольного регулирования страховой деятельности
1.2.2. Страховой надзор в системе государственного регулирования страхования
2. Государственное регулирование страхования в условиях несовершенной конкуренции
2.1. Некоторые проблемы защиты конкуренции на страховом рынке
2.1.1. Создание условий и поддержка конкуренции на страховом рынке
2.1.2. Несовершенная конкуренция как условие существования страхового рынка
2.2. Новые подходы в регулировании страхового рынка
2.2.1. Естественная монополия как важнейшая ступень разгосударствления в страховании
2.2.2. Естественные монополии на страховом рынке: теоретическое обоснование существующей практики.
Заключение
Библиография


Актуальность. Одним из принципиальных вопросов рыночной экономики, неизменно вызывающих дискуссии среди экономистов различных направлений, является вопрос о соотношении рыночных сил и государственного регулирования. К началу XXI в. этот вопрос оказался актуальным не только для стран, недавно вступивших на путь рыночных преобразований, но и для стран с устоявшимися рыночными структурами, незыблемыми институтами частной собственности и развитой системой государственного регулирования. Развитие капитализма, как, например, в США, свидетельствует о чередовании периодов усиления то рыночного конкурентного, то государственного механизмов регулирования экономики.
Соответственно, на авансцену экономической политики выходили как концепции усиления роли государства в экономических процессах (прежде всего кейнсианство, господствовавшее и в экономической теории, и в практике хозяйственного регулирования на протяжении многих десятилетий минувшего века, примерно до конца 70-х годов), так и концепции, делающие ставку на рыночные силы в экономике, на предпринимательство и на поддержку государством именно этих сил (монетаризм, экономика предложения, неолиберализм и другие экономические теории, которые приобрели особое влияние в 80-е и 90-е годы).
На Западе уже давно существуют представления и концепции о цикличности и периодичности смены консервативных и либеральных периодов в развитии политической и экономической системы капитализма. Так, в США, не отрицая чередования таких периодов, особенно в связи со сменой республиканских и демократических правительств, в целом доминирующей тенденцией прошлого века было усиление роли государства в экономике, основанное на воззрениях кейнсианской экономической школы. Однако примерно с начала 80-х гг. стало очевидным, что экономическая роль государства в рыночной экономике имеет свои пределы, свою нишу, где эта роль дает максимальный эффект, что государственное вмешательство не должно подавлять сами основы рыночного механизма, конкуренцию, самостоятельность товаропроизводителей, нарушать экономические и социально оправданные пропорции между накоплением и потреблением.
Рыночные преобразования базовых экономических отношений в российском обществе, как условие существования и развития современного отечественного страхования, предполагают, что средства производства находятся в частной собственности, юридические и физические лица самостоятельны в распределении и использовании ресурсов, а государство не устраняется от регулирования, но его вмешательство минимально.
Новейшие тенденции в приватизации, как одном из наиболее примечательных явлений в эволюции собственности в прошлом столетии, обусловили постановку различных вопросов о том, как развиваться дальше. Среди этих вопросов – каково оптимальное с точки зрения интересов экономики и общества соотношение между государственным и частным секторами экономики? Где проходят, с одной стороны, границы приватизации и эффективного частного сектора экономики, и государства, с другой? Каковы пределы антимонопольного регулирования в страховой сфере экономики? Какова роль и, главное, каков вектор ответственности государства в современной экономике и обществе? Это отнюдь не только теоретические вопросы, они продолжают оставаться предметом острых политических дебатов и общественных дискуссий в развитых странах и России и в начале XXI века.
В ряде стран, например, в Великобритании, время от времени проходят волны приватизации или, наоборот, вовлечения государства разными путями и формами в непосредственное участие в предпринимательской деятельности в отдельных отраслях экономики. Среди развитых стран именно в Европе сильны традиции мощного государства на базе государственной собственности. И хотя в целом всем ведущим странам современного мира характерно многообразие форм собственности как основы смешанной экономики, то, например, в США модель национальной экономики отличается прямым минимальным влиянием государственной собственности. С точки зрения размеров государственной собственности, США можно отнести к классическому либеральному образцу рыночного развития, ибо частный сектор фактически всеобъемлющ во всех отраслях американской экономики.
Франция, напротив, относится к странам, в которых традиционно сильным является государственное влияние на экономику вообще и страхование, в частности. Например, практически повсеместно, в подавляющем большинстве случаев в полисах французских страховщиков риски стихийных бедствий вообще не включались в зону покрытия, где основу составляли стандартные огневые и сопутствующие риски.
Однако регулярность и особенно объемы страховых событий катастрофического характера в связи со стихийными бедствиями заставляли как государство, так страховое сообщество – то есть стороны заинтересованные и непосредственно связанные с этой проблематикой - заниматься поисками путей решения данной задачи. Соответственно, решение предполагалось где-то на стыке государственного и частного страхового наборов инструментов экономико-организационного характера.
Опыт и история развития передовых стран дают немало свидетельств того, что влияние государства на экономический процесс не всегда прямо пропорционально величине государственной собственности или доле государственного предпринимательства в национальном хозяйстве. В большинстве случаев государство, чтобы выступать гарантом эффективного функционирования рыночного и конкурентного механизма, объективно занимает такое положение в обществе, которое обязывает его, во-первых, аккумулировать и выражать интересы общества в целом, во-вторых, поддерживать гибкие, но единые «правила игры» в национальной экономике, в-третьих, служить гарантом стабильности, а нередко и «впередсмотрящим» для национальных компаний на мировом рынке.
Американский исследователь П. Холл указывает на ограниченную автономию государственного аппарата от других общественных групп в принятии решений о распределении национальных ресурсов. «Государство представляет собой структуру институтов, глубоко внедренных в сложную конфигурацию субординированных институтов, связанных с обществом и экономической системой. Современные государства не являются автономными от общественного влияния, так как это считают теории государственного центризма». Например, в Японии, которая считается страной с сильным государственным регулированием, правительство обязано консультироваться с различными кругами общества перед внесением изменений в промышленную политику, и нуждается в их поддержке и сотрудничестве для осуществления новой политики. Это позволило успехи страны в экономическом росте объявить как «наилучший пример рыночной системы, управляемой государством».
Рыночная экономика, в которой вмешательство государства необходимо, называется смешанной экономикой. Строго говоря, автор исходит из предположения, что понятия «рыночная экономика» или «рыночная система» весьма абстрактны, условны: вряд ли можно представить себе страну или страны, в которых экономика функционировала только при помощи рыночного механизма. Наряду с рыночным механизмом всегда использовался и используется до сих пор механизм государственного регулирования экономики. Меняются только пропорции их использования. При этом оба механизма опираются на сложившиеся традиции данного общества. В этом смысле российская экономика носит смешанный характер потому, что она не может развиваться без активной роли государства, равно как без государственной поддержки и российское страхование не сможет составить сколько-нибудь серьезную конкуренцию западным страховщикам, особенно после того, как страна вступит в ВТО.
Регулированием является любое государственное или санкционированное государством ограничение возможности людей действовать и распоряжаться чем-либо. Оно касается возможности распоряжаться собой, вещами и правами, будь то в гражданско-правовом, в частности договорном, или же в чисто материальном виде. То есть регулирование может пониматься в более широком смысле как любое действие государства, оказывающее влияние на рынок. Президент России В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации отметил: «…прямая обязанность государства – создать условия для развития экономических свобод, задавать стратегические ориентиры, предоставлять населению качественные публичные услуги и эффективно управлять собственностью». Для этого, подчеркнул Президент, «надо, наконец, провести анализ ныне реализуемых государственных функций и сохранить только необходимые».
Антимонопольное регулирование является относительно новым видом государственного регулирования для России, что связано с принципиальной невозможностью возникновения конкурентных отношений в условиях административно-командной экономики. Государственное регулирование конкурентной среды на рынке финансовых услуг еще более новое направление антимонопольного регулирования. Этим и объясняется несколько задержавшееся принятие федерального закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», что подчеркивает наличие существенных особенностей конкуренции на данном рынке. Общие условия предоставления на этом рынке финансовых, в том числе страховых услуг имеют ряд отличий от общих условий состязательности хозяйствующих субъектов на товарных рынках.
Выделение антимонопольного регулирования в самостоятельный вид государственного влияния на участников страхового рынка (наряду с банковским, валютным, налоговым регулированием) обусловлено существованием самого предмета регулирования – отношений, влияющих на конкуренцию на рынке страховых услуг и защитой ее на этом рынке.
Практический эффект регулирования в значительной степени зависит от того, как сформулирует цели, какие выберет средства уполномоченное государством лицо (министерство, комитет или комиссия), чтобы на основе соответствующего закона преобразовать их в конкретные правила коммерческой деятельности. В частности, будет ли в результате государственного регулирования уровень цен на продукты и услуги соответствовать их качеству, как это было предусмотрено целями регулирования.
Следует различать так называемое «общее», «основополагающее» регулирование и регулирование «специальное». Если общее регулирование касается всей экономики или общества, то специальное регулирование касается только отдельных рынков или групп лиц, как, например, страхователей. Для страхования это означает, помимо классических видов страхового контроля, конкурентного права, права страховых договоров и налогового права, наличие ограничения свободы воли и для страховщика, как это можно наблюдать, например, в обязательном страховании. Данная работа ограничивается изучением сочетания государственного и рыночных форм регулирования страхового рынка, анализом состояния антимонопольного законодательства и функций страхового надзора в решении проблем, возникающих в ходе поиска оптимальных решений, то есть регулирования в узком смысле.
Данный подход позволит решать проблемы отечественного страхового рынка в рамках реализации «Концепции развития страхования в Российской Федерации», одобренной Распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2002 г. № 1361-р. Среди основных задач, подлежащих скорейшему решению, является задача создания эффективного механизма государственного регулирования и надзора за стразовой деятельностью. В частности, требует серьезного внимания специфический объект регулирования – антимонопольное регулирование, осуществляемое на рынке страховых услуг.
Такое регулирование имеет целью:
• защиту конкуренции и пресечение злоупотреблений страховыми
• организациями, занимающими доминирующее положение;
• пресечение действий, ограничивающих конкуренцию;
• контроль над концентрацией и централизацией капитала.
Средствами достижения указанной цели являются:
• своя система нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в сфере антимонопольного регулирования, в том числе специальной отрасли законодательства (антимонопольного законодательства), имеющей комплексный характер;
• специальная система государственных органов, осуществляющих антимонопольное регулирование и наделенные соответствующими правами по защите конкуренции;
• различные санкции за нарушение антимонопольного законодательства и иных нормативных документов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг (например, принудительное разделение юридического лица).
По мере развития смешанной экономики России и ее интеграции в мировую экономическую систему, будет происходить и развитие российского страхования. Роль страхования особенно важна в контексте экономических реформ, поскольку оно стимулирует развитие рыночных отношений и деловой активности, улучшает инвестиционный климат. Степень развития страхового рынка отражает возможности экономического роста страны.
Такое внимание к проблемам страхования объясняет и подчеркивает актуальность тематики исследования, посвященного решению проблем совершенствования основ государственного регулирования и рыночных механизмов развития страхования в условиях смешанной экономики. Роль и место страхования в системе организации безопасности деятельности хозяйствующих субъектов и населения, которое оно заняло в странах с развитой рыночной экономикой, являются ориентирами для развития всей системы страхования в России.
Степень разработанности проблемы. Фундаментальное значение для формирования в России теоретических основ страхования имеют работы К.Г. Воблого, Ю.М.Журавлева, Е.В.Коломина, А.П.Плешкова, В.К.Райхера, Л.И.Рейтмана и других авторов, связанные с обоснованием категорий страховой защиты, общественного страхового фонда, роли страхования в обеспечении непрерывности общественного воспроизводства. Среди работ, появившихся в последние годы, посвященных вопросам теории страхования и его государственного регулирования в условиях рынка, необходимо выделить труды В.А.Батадеева, Л.В.Бесфамильной, Ю.С.Бугаева, Н.Ф.Галагузы, Л.Н.Клоченко, Н.С.Ковалевской, И.Б.Котлобовского, Л.А.Орланюк-Малицкой, К.И.Пылова, В.А.Сухова, К.Е.Турбиной, Т.А.Федоровой, А.А.Цыганова, Г.В.Черновой, В.В.Шахова, Р.Т.Юлдашева, И.Ю.Юргенса и др.
Рассматриваемая научно-практическая проблема должна решаться на базе всей совокупности накопленного практического опыта, в том числе международного, и теоретических знаний, обобщающих такой опыт. Недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы организации совершенствования государственного регулирования страхования обусловили выбор темы, цели и задачи диссертации.
Объектом исследования выступает деятельность российского страхового рынка и совершенствование его государственного регулирования.
Предметом исследования является система взаимодействий государственного и рыночного механизмов регулирования страхования, обусловливающая необходимость совершенствования рынка страховых услуг.
Цель и задачи исследования. Цель исследования - решение научной задачи обоснования необходимости и определения приоритетных направлений совершенствования государственных и рыночных механизмов развития отечественного рынка страхования. Для достижения поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:
1) выявить особенности процесса демонополизации отечественного рынка страхования как причину специфического характера современного этапа развития российского страхования;
2) определить наиболее приемлемые формы конкуренции на страховом рынке, делая акцент при этом на олигополистическую форму его существования и развития;
3) раскрыть роль государства в регулировании страхового рынка;
4) показать потенциал государственного регулирования в совершенствовании страхового рынка в преддверии вступления России в ВТО.
Теоретической и методологической основой диссертации послужили современные концепции и программы развития государственного регулирования экономики и ее страхового сектора, исследования отечественных и зарубежных ученых в области страхового дела.
Научная новизна полученных в диссертационном исследовании результатов заключается в следующем:
• на основе исследования эволюции экономической роли государства в страховании, последствий демонополизации и формирования рыночных условий развития страхового дела в России, а также анализа зарубежного и отечественного опыта страховой деятельности выявлены оптимальные формы взаимодействия между государственным и рыночным механизмами регулирования;
• выявлены недостатки государственного регулирования рынка страхования на основе анализа практической деятельности страховых организаций и разработаны предложения по совершенствованию действующего законодательства, в том числе в законопроект «О внесении изменений и дополнений в Закон «Об организации страхового дела в Российской федерации»;
• исследованы особенности страхового рынка России, заключающиеся в том, что несовершенная конкуренция на рынке страховых услуг по своему экономическому содержанию приближается к олигопольной конкуренции;
• определены задачи государственного регулирования: защита прав потребителей страховых услуг (страхователей), контроль за соблюдением конкуренции и стоимостью страховых услуг на рынке, в том числе установлением минимальной тарифной ставки на различные виды страхования;
• на основе анализа деятельности российских страховых компаний разработаны практические рекомендации по оптимизации государственных и рыночных механизмов регулирования страховой деятельности, в том числе за счет демонополизации и разгосударствления рынка страхования, повышения роли саморегулирующихся организаций (ВСС, Ассоциации страховщиков, Общества защиты прав страхователей) и т.д.
Теоретическая и практическая значимость проведенного исследования состоит в развитии теории и содержания государственного регулирования страхования в России, совершенствования законодательной и нормативной правовой базы страхования, повышения эффективности деятельности страховых компаний.
Практическая значимость исследования заключается в том, что на основе системного подхода к решению поставленной научной задачи и разработанных автором положений сформулированы практические рекомендации по совершенствованию законодательного и нормативно правового обеспечения страховой деятельности, которые включают предложения по улучшению контроля и надзора контроля и надзора за деятельностью страховых компаний и корпораций со стороны государственных органов, в том числе Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике, Министерства финансов Российской Федерации, других министерств и ведомств.
Рекомендации по использованию результатов исследования.
Результаты научного исследования воплощены в конкретные рекомендации и предложения по формированию эффективной системы государственного регулирования рынка страховых услуг.
Результаты диссертации могут быть использованы:
Результаты научного исследования воплощены в конкретные рекомендации и предложения по формированию эффективной системы государственного регулирования рынка страховых услуг.
Результаты диссертации могут быть использованы:
федеральными органами исполнительной власти: Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике, Министерством финансов Российской Федерации при разработке законодательной и нормативно-правовой базы в части совершенствования государственного регулирования страховой деятельности участников страхового рынка;
страховыми компаниями и корпорациями при разработке страховой стратегии развития;
в учебном процессе при преподавании учебных курсов и специальных дисциплин в Российской Академии предпринимательства, Школе страхового бизнеса при подготовке специалистов страхового дела по специализациям, связанным со страхованием: "Курс страхования", "Страхование в России и за рубежом", "Страховой маркетинг", "Организация и деятельность страховой компании" и др.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационной работы нашли практическое применение при разработке концепции научной корректировки регулирования страховой деятельности. Ряд положений апробирован на семинарах Российской Академии предпринимательства, Школе страхового бизнеса МГИМО при подготовке специалистов страхового дела. Результаты работы используются при преподавании вышеуказанных дисциплин студентам, магистрам, аспирантам, слушателям Школы страхового бизнеса, а так же практическим работникам страховых компаний.
Результаты диссертационного исследования изложены в четырех научных статьях. Общий объем публикаций по теме диссертации 3,75 п.л.
Структура диссертации обусловлена поставленной целью исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. Цифровой и графический материал представлен в виде 8 таблиц и 5 графиков.
Список литературы Заключение
В результате выполненных исследований достигнута поставленная цель и решены намеченные научные задачи, что подтверждается следующими результатами.
1) исследованы процессы демонополизации российского страхования
как необходимого условия возникновения страхового рынка;
2) раскрыты особенности современного государственного регулирования страхования в России в условиях сложившейся несовершенной конкуренции;
6) обоснована необходимость развития антимонопольного законодательства как важнейшего условия сохранения несовершенной конкуренции на страховом рынке;
4) изучены основные формы несовершенной конкуренции, чтобы обосновать наиболее приемлемые для страхового рынка;
5) обоснована необходимость усиления государственной поддержки развития российского страхования в преддверии вступления страны в ВТО.
В этих целях автором проведены:
1) критический анализ процесса демонополизации страхового дела и становления отечественного рыночного страхового законодательства, призванный дополнить существующие взгляды и практику;
2) выделены тенденции современного государственного регулирования
страхования в России, обусловившие необходимость обеспечения конкуренции на рынке страховых услуг;
3) определены направления совершенствования антимонопольного регулирования на рынке страховых услуг, учитывающие его олигополистический характер;
4) обоснована необходимость специального регулирования страхового рынка как рынка олигополистического характера.
В целом выполненное диссертационное исследование содержит решение актуальной, научно-практической проблемы, имеющей важное народнохозяйственное значение, - проблемы совершенствования государственного регулирования страхования в условиях рыночной экономики. При этом основная часть результатов исследования носит оригинальный характер и отражает личный вклад автора в решение поставленных задач. Актуальность исследуемой проблематики не исчерпывается объективной необходимостью введения страховой олигополии. Проблематичными также являются и сложившаяся структура страхового рынка (крупные и мелкие компании), и способность компаний осуществлять те или иные виды страхования (как жизнь и не-жизнь, так и отдельные имущественные виды), и подразделение компаний на федеральные и иные (деление на основании уровня платежеспособности), и иные принципы развития филиальных сетей и т.д. Некоторые из проблем были обозначены в работе, по ним были высказаны предложения, однако более подробно исследования будут проведены в дальнейших работах автора.
Практическая значимость результатов исследований определяется тем, что они являются методическим пособием по совершенствованию системы государственного регулирования страховой сферы деятельности в целях повышения эффективности деятельности страховых компаний.
По мнению автора, материалы диссертации создают методологическую основу для дальнейшего развития теории государственного регулирования страхования. В рамках этого научного направления целесообразно развивать методологию подготовки кадров специалистов страховых компаний. Весьма важным остается направление перманентного изучения и теоретического обобщения опыта российских страховых компаний как позитивного, так и негативного. Предполагается, что перечисленные направления дальнейшего развития теории государственного регулирования страхования останутся в сфере авторских научных интересов.



I. Книги и брошюры
1.Адамчук Н.Г., Юлдашев Р.Т. Обзор страховых рынков ведущих стран Азии (на примере Китая и Японии). М.: Анкил, 2001. – 120 с.
2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия /Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. – СПб: Изд-во "Питер", 1999. – 416 с. (Серия "Теория и практика менеджмента").
3. Бабич А.М., Егоров Е.Н., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования: Курс лекций. М.: ТЕИС, 1998. -
4. Балабанов В.С., Булочникова Л.А., Демидова Л.А. Государственное стимулирование экономического роста. Научн. редактор – д.э.н. проф. Л.А. Булочникова. М.. Анкил, 2000.
5. Балабанов И.Т. Финансовый менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 1994.
6. Батадеев В.А. Страхование имущества предприятий и организаций. – М., Финансы и статистика, 1992.
7. В.В.Берви-Флеровский. Избранные экономические произведения в 2-х томах. Т. 2. М., СоцЭкГИз, 1959,
8. Бернстайн П. Против богов. Укрощение риска./Пер. с англ. – М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2000. – 400 с.
9. Бурроу К. Основы страховой статистики. - М.: Анкил, 1997. - 96 с.
10. Воблый К.Г. Основы экономии страхования. - М.: Анкил, 1995.
11. Галагуза Н.Ф. Страховые посредники. – Уч. консульт. Центр "ЮрИнфоР", 1998.–208 с.
12. Гомелля В.Б., Туленты Д.С. Страховой маркетинг (актуальные вопросы методологии, теории и практики). М.: Анкил, 1999. – 128 с.
13. Государственное регулирование рыночной экономики: Учеб. пособие. – М.: Дело, 2001.
14. Гранатуров В.М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения. Уч. пособие. – М.: Изд-во "Дело и Сервис", 1999..
15. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2000.
16. Долгов С.И. Глобализация экономики: новое слово или новое явление? – М.: ОАО "Изд-во "Экономика", 1998. – 215 с. – (Экон. пробл. на рубеже веков)
17. Друкер Питер Ф. Практика менеджмента.: Пер. с англ.: Уч. пос. – М.: Изд. дом. "Вильямс", 2000. – 398 с.:ил.
18. Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. М., ТПП, 1987. – 204 с.
19. Ергин Д., Густафсон Т. Россия: двадцать лет спустя. Четыре сценария: Пер. с англ. – М.: Межд. отнош., 1995.
20. Зубец А.Н. Страховой маркетинг. - М.: Анкил, 1998. – 252 с.
21. Ивашковский С.Н. Экономика: микро- и макроанализ. Учебно-практическое пособие. – М.: Дело, 1999. – 360 с.
22.Калинина М.Г., Солнцева Е.Е. Перестрахование. Практическое руководство для страховых компаний. – М.:АО "ДИС", 1994
23. Кауфман Х.Р. Тактики успеха в бизнесе и науке. Творчество. Деньги. Слава/Пер. с англ. А.Ю. Кривцова. М.: Интеллект, 1993. – 158 с.
24. Кеннеди П. Вступая в двадцать первый век /Пер. с англ./Предисл. В. Согрина. – М.: Изд. "Весь мир", 1997.
25. Клоченко Л.Н., Юлдашев Р.Т. Руководство по организации страховой компании. - М.: Анкил, 1997. - 110 с.
26. Корпоративное управление. Владельцы, директора и наемные работники акционерного общества. – Пер. с англ. – М.: "Джон Уайли энд Санз", 1996. – 240 с.
27. Котлер Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: Как создать, завоевать и удержать рынок/Пер. с англ. В.А. Гольдича и А.И. Оганесовой; Науч. ред. и авт. вступ. ст. Б.А. Соловьев. – М.: ООО "Издательство АСТ", 2000.
28. Котлер Ф, Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга / Пер. с англ. – 2-е европ. изд – М.; СПб.; К.; Издательский дом “Вильямс”, 1999. – 1152 с.
29. Кравченко А.И. Социология менеджмента: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 366 с.
30. Крутик А.Б., Никитина Т.В. Организация страхового дела:Учеб. пособие – СПб.:Изд. дом "Бизнес-Пресса", 1999. – 304 с.
32. Куркин А.В. Американские монополии и международный страховой рынок. М., Наука, 1978. – 104 с.
33. Курс экономической теории: Учебник. – 4-е дополненное и переработанное издание. – Киров: «АСА», 1999.
34. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. – СПб.: Наука, 1996. – XV+589 c.
35. Лапуста М.Г., Шаршукова Л.Г. Риски в предпринимательской деятельности. Уч. пос. М.: ИНФРА-М, 1998.
36. Мак-Дональд М. Стратегическое планирование маркетинга. – СПб.: ПИТЕР, 2000. – 320 с.: ил. – (Серия «Маркетинг для профессионалов»)
37. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 1996. – 256 с.
38. Менар Клод. Экономика организаций: Пер. с франц./Под ред. А.Г. Худокормова. – М.: ИНФРА-М, 1996.
39. Меньшиков С.М. Новая экономика. Основы экономических знаний. Учебное пособие. – М.: Междунар. отношения, 1999. – 400 с.
40. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. – М.: Дело, 1998.
41. Николенко Н.П. Реинжиниринг бизнес-процессов страховой компании. М.: Страховое ревю, 2001. – 48 с.
42. Норткотт Дерил. Принятие инвестиционных решений: Пер. с англ. Под ред. А.Н. Шохина – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1997. – 247 с.
43. О`Шоннеси Дж. Принципы организации управления фирмой. – М.: ООО «МТ Пресс», 1999. – 296 с.
44. Орланюк-Малицкая Л. А. Платежеспособность страховой организации. - М.: Анкил, 1994. – 152 с.
45. Основы страховой деятельности: Учебник/Отв. ред. проф. Т.А. Федорова. - М.: Издательство «БЕК», 1999.
46.Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления./ Пер. с англ. Общ. ред. И вступит. статья. Л.И. Евенко. М., Прогресс, 1986. – 424 с.
47. Портер Майкл Э. Конкуренция.: Пер. с англ. : Уч. пос. – М.: Изд. дом "Вильямс", 2001. – 495 с.: ил.
48. Порфирьев Б.Н. Управление в чрезвычайных ситуациях: проблемы теории и практики/ ИНТ "Проблемы безопасности: чрезвычайные ситуации". – 1991, т. 1. – 204 с.
49. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации: Учебник. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 279 с.
50. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики/ Рук. авт. колл. Д.С. Львов; Отд. экон. РАН. – М.: ОАО "Изд-во "Экономика", 1999. – 793 с. (Системные проблемы России)
51. Пфайффер Кристоф. Введение в перестрахование. М.: Анкил,2000.–156 с.
52. Пылов К.И. Страховое дело в России. - М.: ЭДМА, 1993.
53. Райхер В.К. Общественно-исторические типы страхования. М., Изд-во АН СССР, 1947.- 284 с.
54. Реформы глазами американских и российских ученых/Общ. ред. О.Т. Богомолова. – М.: "Российский экономический журнал", Фонд "За экономическую грамотность", 1996. – 272 с.
55. Риски: анализ и управление. – Сб. научных трудов Международного института исследования риска. Под ред. А.А. Быкова и Р.Т. Юлдашева. Вып. 1. – М.: «Анкил», 1999. – 120 с.
56. Роик В.Д. Социальное страхование: история, проблемы, пути совершенствования. М.: Ин-т труда Минтруда, 1994. – 128 с.
57. Сажин А.Ф.,Смирнов Е.Е.Институты рынка.–М: Издательство БЕК, 1998.
58. Самуэльсон Пол А., Нордхаус Вильям Д. Экономика: Пер. с англ. – М,: "Издательство БИНОМ", 1997.
59. Симмонс Д., Мэрс У. Как стать собственником. Американский опыт участия работников в собственности и управлении /Пер. с англ. – М.: Аргументы и факты, 1993. – 299 с.
60. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент. Российская практика. - М.: Перспектива, 1995. – 194 с.
61. Страхование. Под ред. проф. Шахова В.В. – М., Анкил, 2002. – 480 с.
62. Страхование от А до Я / Под ред. Л.И. Корчевской, К.Е. Турбиной. – М.: ИНФРА-М, 1996. – 624 с.
63. Страхование: принципы и практика / Составитель Дэвид Бланд. Пер. с англ. - М.: Финан¬сы и статистика, 1998.
64.Страхование финансовых гарантий. Сост.Ю.М.Журавлев. М.:Анкил.–104 с.
65.Супян В.Б. Американская экономика: новые реальности и приоритеты XXI века. М., Анкил, 2001. - 152.с.
66. Сухов В.А. Государственное регулирование финансовой устойчивости страховщиков. — М.: Анкил, 1995.
67. Тенденции и перспективы развития страхования в России / Под ред. A.3. Астаповича, И.Б. Котлобовского. - М.: Диалог МГУ, 1999. – 80 с.
68. Томилин В.Н. Транспортное страхование в России и странах Балтии. М., Анкил, 2000,- 208 с.
69. Турбина К.Е. Инвестиционный процесс и страхование инвестиций от политических рисков. М., Анкил, 1995.
70. Турбина К.Е. Тенденции развития мирового рынка страхования. М.: Анкил,2000–320 с.
71. Тягунов А.А. Философский анализ теоретических проблем страховой деятельности – М.: Лилия, 1999. – 315 с.
72. Уткин Э.А. Антикризисное управление. – М.:Ассоциация авторов и издателей "Тандем". Изд-во "ЭКМОС", 1997. – 400 с.
73. Финансовое планирование и контроль: Пер. с англ./ Под ред. М.А. Поукока и А.Х. Тейлора. – М.: ИНФРА-М, 1996. – 480 с.
74. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник/Под ред. Е.С. Стояновой. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Перспектива, 1998. – 656 с.
75. Фогельсон Ю. Введение в страховое право. – Изд-во БЕК, 1999. – 264 с.
76. Хаммер Майкл, Чампи Джеймс. Реинжениринг корпорации: манифест революции в бизнесе - СПб.: СПГУ, 1997.
77. Черкасов В.В. Проблемы риска в управленческой деятельности. Монография. – М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1999.
78. Чернов В.А. Анализ коммерческого риска /Под ред. М.И. Баканова. – Финансы и статистика, 1998. - 128 с.
79. Чумиков А.Н. Управление конфликтами. - М., 1995.
80. Шахов В.В. Страхование: Учебник для вузов.– М: ЮНИТИ, 2000. – 311 с.
81. Шинкаренко И.Э. Страхование ответственности: Справочник. – Финансы и статистика, 1999. .
82. Штайльманн К. Новая философия бизнеса: В 3-х томах. Москва-Берлин. 1998 г. Том III. Конкуренция и ее границы. – 434 с.
83. Экономика страхования и перестрахования. – М.: Изд. центр «Анкил», 1996. – 224 с.
84. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. М.: Изд-во "АКАЛИС", 2996. – 272 с.
85. Юлдашев Р.Т. Страховой бизнес: словарь-справочник. - М.: Анкил, 2000 – 272 с.
86. Юлдашев Р.Т., Тронин Ю.Н. Российское страхование: системный анализ понятий и методология финансового менеджмента. - М.: Анкил, 2000.– 448 с.
87. Яковлев В.М. Конструктивное предпринимательство. – М.: ИПА “Трил”, 1994.– 232 с.
II. Статьи
1. Антонова И. Место иностранных страховщиков на страховых рынках стран Восточной Европы, СНГ и Балтии - // Страховое дело, 1999, № 12.
2. Асабина С., Заверталюк А. Деятельность страховых компаний в условиях гиперинфляции (опыт Германии) – //Страховое дело, 1999, № 2.
3. Бичикашвили П.Г. Общества взаимного страхования – //Страховое право, 2001, №1.
4. Благутин Д.Ю. Французский режим возмещения ущерба от стихийных бедствий//Страховое дело, 2002, №10.
5. Борисова Н.Ю.Демонополизация страхового дела в России //Страховое дело, 2002, № 8.
6. Борисова Н.Ю. Формирование рыночных условий развития страхования //Управление риском ,2002, №3.
7. Борисова Н.Ю. Эволюция экономической роли государства в страховании // Финансовый бизнес, 2002 г, № 6.
8. Борисова Н.Ю. Несовершенная конкуренция как условие существования страхового рынка //Финансовый бизнес, 2003г, №2 –0,3 п.л.
9. Дадьков В.Н. Экономика взаимного страхования в дореволюционной России – //Страховое дело, 2002, № 1.
10. Дышкант Т. Каналы сбыта страховых продуктов // Страховое ревю, июнь 1998.
11. Жеребко А.Е. Факторы рисков страховщика в сфере финансового менеджмента//Управление риском, 2000, № 2.
12. Жук И.Н. Улучшение и проектирование – альтернативные методологии изменения страховых компаний // Страховое дело, 2000, № 12.
13. Жук И.Н. Проектирование страховой компании: обоснование целей и формирование альтернативных вариантов проектов // Страховое дело, 2001, № 1.
14. Клоченко Л.Н. Правовое положение обществ взаимного страхования по законодательству Российской Федерации – Страховое право, 2001, №1.
15. Лисиненко И. Экономическая логика конгломератной диверсификации// Страховое дело, 1999, № 2.
16. Меркурьева И.С. Применение теории государственного регулирования в страховой деятельности//Страховое дело, №10, 2002.
17. Муравьева И.П. Лицензирование страховых посредников на рынке страхования жизни (зарубежный опыт и российские перспективы) // Финансы, 2001, № 12.
18. Тронин Ю., Юлдашев Р. Системный анализ базовых понятий предметной области "российский страховой менеджмент" // Страховое дело, 1999, № 12.
19. Турбина К.Е. Мировая практика государственного регулирования международного перестрахования //Страховое право, 2001, № 1.
20. Цыганов А.А. Экономические аспекты целесообразности слияния банковского и страхового бизнеса//Слияния и поглощения, №1, 2003.
21. Юлдашев Р.Т. Государственное регулирование экономики нуждается в постоянном обновлении //Бизнес и политика, 1996, № 11-12.
22. Юлдашев Р.Т. Страховая группа: некоторые вопросы формирования //Страховое дело, 1999, № 5.
23. Юлдашев Р.Т. Страхование – Сб. Россия на пути в ВТО: отраслевой анализ/ Рук-ль исследования чл.-корр. РАН И.С. Королев. М.:ИМЭМО РАН, 2001. – 106 с.
24. Юлдашев Р.Т., Тронин Ю.Н. Концепция научной корректировки регулирования страховой деятельности // Страховое дело, № 7 / 2000.
25. Юргенс И.Ю. Системный подход к определению понятия «национальная система страхования» // Страховое дело, № 8 / 2000.
26. Юргенс И.Ю. О проблеме регулирования страхования в России//Страховое дело, № 9, 2000.
27. Юргенс И.Ю. Внесистемное регулирование страхования в России //Страховое дело, № 10, 2000.
Цена: Договорная