Название Регулирование процесса ценообразования фирмы Ciberteks
Количество страниц 72
ВУЗ Рижский институт экономики и бизнеса
Год сдачи 2009
Содержание ОГЛАВЛЕНИЕ




ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….6
1. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФИРМЫ «CIBERTEKS»…………………………………………………………………....9
Особенности рынка IT-технологий Латвии……………………………………….9
Краткое описание деятельности фирмы и сопоставление её финансово-
хозяйственных результатов с конкурентами…………………………...................13
Анализ эффективности ценовой политики фирмы……………………………...19
2. ОБОСНОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ ДЛЯ ФИРМЫ
CIBERTEKS …………………………………………………………………………….....22
2.1. Сущность ценовой политики предприятия………………………………………...22
2.2. Цена, её функции, виды и структура……………………………………………….25
2.3. Факторы ценообразования………………………………………………………….28
2.3.1. Этапы ценообразования…………………………………………………………31
2.3.2. Методы ценообразования……………………………………………………….31
2.3.3. Стратегия ценообразования…………………………………………………….36
2.4. Структура и процесс принятия решения…………………………………………..43
2.4.1. Информационные технологии в интересах принятия управленческих
решений……………………………………...................................................................44
2.4.2. Алгоритм определения цен для фирмы при использовании системы
DSS………………………………………………………………………………………46
3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ ФИРМЫ «CIBERTEKS»
НА ОСНОВЕ РАЗРАБОТАННОЙ СИСТЕМЫ………………………………………….......50
3.1. Определение наиболее перспективных услуг фирмы с точки зрения их
себестоимости и потенциала на рынке………………………………………………....50
3.2. Определение оптимальной цены на услуги фирмы…………………………….....55
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………...59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………...66
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………….69




ВВЕДЕНИЕ

Сегодня маркетинг рассматривается как система управления и организации, разработки, производства и сбыта товаров или предоставления услуг, базирующаяся на комплексном учете происходящих на рынке процессов, ориентированная на удовлетворение личных или производственных потребностей и обеспечивающая достижение целей фирмы.
Определение цены является одной из труднейших задач, стоящих перед любым предприятием. И именно цена предопределяет успехи предприятия — объемы продаж, доходы, получаемую прибыль. Установление определенной цены на товар или услугу служит для последующей их продажи и получения прибыли. Очень важно назначить цену таким образом, чтобы она не оказалась слишком высокой или слишком низкой.
Все действующие в экономике цены взаимосвязаны и образуют систему, которая находится в постоянном развитии под влиянием множества рыночных факторов. Эта система состоит из отдельных блоков (оптовые, розничные цены и др.), находящихся в тесной взаимозависимости и взаимодействии. В основе взаимосвязи цен, образующих единую систему, лежит принцип «сообщающихся сосудов». Изменение цен в одном из основных блоков данной системы довольно быстро передается «по цепочке» во все другие блоки.
Взаимосвязь и взаимозависимость цен в единой системе не только не исключает самостоятельного движения отдельных блоков цен и цен на конкретные товары внутри них, но и предлагает такое движение.
Тесная связь существует между системой цен и экономической средой, в которой они действуют. Эту среду составляют товарное производство, различные формы собственности, конкуренция, т.е. основные элементы рыночной экономики.
На сегодняшний день компьютеризация, использование новых информационных технологий оказываются незаменимыми, поскольку дают возможность оптимизировать и рационализировать управленческую функцию в маркетинге за счёт применения новых средств сбора, передачи и преобразования информации, увеличения её аналитических и прогнозных возможностей, что необходимо для оперативного принятия решений.
В связи со вступлением Латвии в ЕС, перед фирмами, предоставляющими услуги IT-технологий, стоит множество проблем, связанных с интернационализацией и глобализацией бизнеса, что ведёт к усилению конкуренции на данном рынке. По уровню использования информационных технологий Латвия сильно отстаёт от Европы. Большая часть продукции латвийских IT-компаний идёт на западные рынки, в результате отрасль попадает в зависимость от экономической ситуации стран-импортеров.
Сегодня информация имеет большое значение для внутреннего управления фирмой и ее внешних контактов, и особенно для принятия решений она является ограниченным и дорогим ресурсом производственной активности фирмы. Ведь ни для кого не секрет, что успех в бизнесе сейчас напрямую зависит от того, насколько эффективно компания использует свои же информационные системы – накопленные данные могут стать базой для принятия стратегических решений. Однако для этого необходимо извлечь из них полезную информацию, которую уже можно будет подвергнуть специальному анализу.
Хранилища данных создают информационную базу, в частности, для работы систем поддержки принятия решений (DSS). Благодаря хранилищам данных компания может применять информационные технологии для совершенствования своих бизнес-процессов с тем, чтобы выбиться в лидеры в условиях жесткой конкуренции.
Необходимость в интеллектуальных DSS-системах продиктована ситуацией на рынке продуктов и услуг - компания должна сделать все для того, чтобы клиент, у которого теперь появилась возможность выбора, предпочел именно ее услуги. Предприятиям нужна полная информация о заказчиках, возможность анализировать причины «текучести» клиентуры, средства управления работой с клиентами.
На сегодняшний день в нашей стране недостаточно теоретических работ в сфере информатизации предпринимательской деятельности, а практически реализованных систем автоматизации маркетинга ещё меньше. Поэтому возникает необходимость в систематизации знаний, касающихся данной научно-практической области, а также в развитии методического аспекта процесса создания и практики использования новых информационных технологий в маркетинговой деятельности.
Возможности и преимущества системы DSS можно показать на примере телекоммуникационного рынка, который традиционно считается одним из самых высокотехнологичных и динамичных. Вышесказанное обусловило актуальность выбранной темы.
Проблема: потеря фирмой «Ciberteks доли на рынке и необходимость принятия более продуманных стратегических решений».
Цель работы: разработать ценовую стратегию для фирмы «Ciberteks» при помощи системы принятия решений DSS.
Для решения поставленной цели потребуется решить следующие задачи:
• Определить особенности латвийского рынка IT-технологий;
• провести анализ эффективности предпринимательской деятельности фирмы «Ciberteks» в сопоставлении с основными конкурентами;
• оценить эффективность существующей ценовой политики фирмы;
• установить возможности разработки ценовой политики фирмы при помощи информационной системы поддержки принятия решений (DSS) и разработать подобную систему;
Список литературы ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Целью данной работы являлась разработка ценовой стратегии для фирмы «Ciberteks» при помощи системы DSS (система поддержки принятия решений.
Анализ латвийского рынка IT-технологий эффективности предпринимательской деятельности данной фирмы позволил автору сделать следующие выводы.
1. Данная фирма потеряла часть своей доли на латвийском рынке из-за чрезвычайно острой конкуренции и плохой адаптации в изменившихся внешних условиях.
2. На данном рынке наблюдается такая тенденция, при которой фирмы-пользователи и частные пользователи, в основном, не имеют постоянных партнёров, оказывающих услуги в информационной технологии.
Сложившегося партнёрства между потребителями и производителями (продавцами) на данном рынке не наблюдается. Это свидетельствует о том, что о том, что при правильной стратегии позиционирования, ценовой политике, сегментации рынка и продвижении можно найти свою нишу на данном рынке. В целом же, рынок IT-услуг является перспективным бизнесом, который можно и нужно расширять.
3. Помимо потери доли на рынке, у анализируемой фирмы имеет место тенденция потери прибыли за некоторые Услуги и падение спроса на них.
В связи с имеющимися проблемами фирмы «Ceberteks» представляется целесообразной разработка и создание системы DSS для определения наиболее эффективной ценовой политики фирмы «Ceberteks» для эффективной предпринимательской деятельности в условиях интеграции Латвии в ЕС.
4. При помощи разработанной системы (Приложение OLAP) у автора будет возможность все эти данные получить:
● в сравнении с предыдущим годом;
● изменения цен конкурентов по различным группам услуг;
● количество потерянных потребителей в сравнении с предыдущим периодом.
Разработанная система позволит автору получить:
• потенциал спроса на каждую услугу для анализируемой фирмы;
• анализ сравнения издержек фирмы с аналогичными фирмами;
• оптимальную цену на каждую услугу.
Концепция хранилища данных, составляющая основу системы DSS, определяет процесс сбора, отсеивания, предварительной обработки и накопления данных с целью их долговременного хранения и предоставления результирующей информации пользователям в удобной форме для статистического анализа и создания аналитических отчетов.
Благодаря такой модели данных пользователи могут формулировать сложные запросы, генерировать отчеты, получать подмножества данных. Построенные кубы данных анализируются средствами многомерного OLAP, сохраняются и сопровождается локально.
Анализ теоретических подходов ценовой политики позволил автору сделать следующие выводы:
1. Рыночная экономика основана на конкуренции между производителями товаров и услуг. В условиях рынка цены выполняют две основные функции: ограничивают ресурсы и мотивируют производство.
2. Ценообразование связано с действием многочисленных факторов внешней и внутренней среды, поэтому все остальные технико-экономические параметры анализируют и прогнозируют главным образом, чтобы определить цену на производимые товары и услуги.
Внутренние факторы - зависят от деятельности самого предприятия. Внешние, или макроэкономические, факторы не зависят от деятельности предприятия и учитывают изменение общеэкономических пропорций, условий в стране и за ее пределами.
3. Процесс выработки стратегии установления цен на товары состоит из ряда следующих последовательных этанов: изучение рынка, выбор цели ценообразования, анализа спроса, оценки издержек, изучения цен конкурентов, выбора метода ценообразования, выбора стратегии ценообразования, учёта психологических факторов при установлении окончательной цены.
Общим выводом теоретической части работы является: суть целенаправленной ценовой политики заключается в том, чтобы устанавливать на товары/услуги фирмы такие цены и так варьировать ими, в зависимости от положения на рынке, чтобы овладеть его определённой долей, обеспечить намеченный объём прибыли и решать другие стратегические и оперативные задачи.
Построение системы DSS позволило автору работы сделать следующие выводы.
1. На анализируемом рынке наблюдается монополистическая конкуренция, при которой существует множество покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широкой гамме цен.
2. При помощи разработанной системы в процессе работы были проанализированы: динамика объемов продаж в натуральных и стоимостных измерителях, уровень спроса, динамика издержек фирмы «Ciberteks» в конкурентном разрезе.
Сопоставление существующих в анализируемой фирме цен, и цен, полученных на каждую Услугу в результате разработки информационной системы, позволяет автору сделать вывод о том, что существующая политика ценообразования в данной фирме неэффективна, т.к. до сих пор она не учитывала всех факторов рыночной экономики и маркетинговой ценовой политики.
3. Существующее в фирме «Ciberteks ценообразование не является эффективным для обстановки на рынке. По всем Услугам фирмы реальная цена не соответствует оптимальной. Необходимо отметить, что резкое снижение цены на данную Услугу в 2003 году, принесло ощутимые результаты. Именно на данную услугу резко увеличился спрос в фирме «Ciberteks».
Также важно, что, что фирмы-конкуренты также имеют не оптимальную для данной рыночной ситуации ценовую политику. Реальные цены фирм за Услуги не совпадают с ценой, рассчитанной при помощи разработанной системы.
4. Данные, полученные в результате разработанной программы, позволяют автору утверждать, что ценообразование и ценовая политика фирмы «Ciberteks», в случае использования возможностей информационной системы OLAP.2xls., позволит данной фирме занять более прочное положение на рынке IT-технологий, получить большую прибыль, т.е. более эффективно функционировать на латвийском рынке, за счёт внедрения эффективной политики ценообразования.
Разработанная система позволит фирме «Ciberteks»:
1. Разрабатывать ценовую стратегию, которая соответствует основным финансовым целям данного предприятия, принятым на ближайшее время и перспективу. В соответствии с финансовым планом предприятия может определяться минимальный уровень прибыльности, необходимый при продаже каждого вида продукции, а также приоритетность задачи – получения наибольшего объема прибыли.
2. Определять уровень продаж и прибыльности каждого вида продукции, которые предприятие реально может достичь с учетом возможной реакции конкурентов, изыскать меры воздействия на конкурентов в целях достижения результатов своей ценовой стратегии и снижения потерь от конкурентной борьбы.
3. Определять возможности предприятия в повышении гарантированности достижения своих целей по объемам и прибыльности продаж продукции, за счет сосредоточения усилий на тех целевых сегментах рынка, где ему легче добиться устойчивого конкурентного преимущества, а также выявлять те сегменты рынка.
4. Регулировать эластичность спроса на ту или иную Услугу, т.к. эластичность спроса меняется в зависимости от диапазона изменения цен для одного и того же товара или услуги. При очень высоких ценах продажа необходимых товаров падает. При очень низких ценах спрос невозможно стимулировать далее, поскольку рынок насыщается и потребители начинают рассматривать уровень качества как низкий.
Разработанная система позволила автору сделать вывод о том, что для анализируемой фирмы, при определении цены продажи наиболее эффективен метод, учитывающий конкурентное положение фирмы и каждой Услуги.
Общим выводом работы является утверждение автора о том, что разработанная информационная система поддержки принятия решений, позволит руководству фирмы принимать обоснованные решения в отношении ценовой политике по каждой из предложенных ею Услуг.
OLAP.2xls. позволит проводить всесторонний анализ и рассчитывать все возможные варианты, выбирая оптимальный для конкретных условий, периодов, услуг и т.д. Данное нововведение позволит фирме «Ciberteks» более эффективно заниматься предпринимательской деятельностью в условиях интеграции Латвии в ЕС не только в краткосрочной перспективе, но и в долгосрочной.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.1.Kotler P. Marketing Management, Analysis, Planning and Kontrol.- 8 th edn, Prentic
Hall.
2. Вartra R. Marketīngs. - 2003. - 311 lpp.
3.Latvijas Tautsaimniecība: makroekonomiskais apskats 2002 gadā. - Latvijas Republikas Centrālā ststistikas parvalde, 2002, № 2(14).
4.Latvijas Tautsaimniecība: makroekonomiskais apskats 2003 gadā. - Latvijas Republikas Centrālā ststistikas parvalde, 2003, № 2(18).
5. Акулич И.Л. Основы маркетинга. - Рига: БРИ, 1998. - 289с.
6. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - М, 2003. - 504 с.
7. Афанасьев М. П. Маркетинг - стратегия и практика фирмы. - М: Финстатинформ, 2001. - 234 с.
8. Болт Г. Д. Практическое руководство по управлению сбытом. - М: ИНФРА-М, 2000. - 313с
9. Введение в информационный бизнес / Под ред. В.П. Тихомирова. - М, 2001. - 502 с.
10. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М., 2001. - 372 с.
11. Годовой отчёт фирмы «Ciberteks.- Рига, 2002. и 2003.
12. Горчаков А.А. Компьютерные экономико-математические модели. - М: ЮНИТИ, 2000. - 351 с.
13. Дойль П. Маркетинг, ориентированный на стоимость / Пер. с англ. Под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб: Питер, 2001. - 480 с.: ил. - (Серия "Маркетинг для профессионалов").
14. «Железо» куётся в Латвии // Коммерсант Балтик, 2003, № 4, с. 10-15.
15. Информационные технологии в маркетинге: Учебник / Под ред. Г.А. Титаренко. - М, 2003. - 381 с.
16. Карлофф. Б. Деловая стратегия. - М: Перспектива, 2003. - 524 с.
17. Компьютерные технологии обработки информации / Под ред. С.В. Назарова. - М. 2000. - 428 с.
18. Кретов И. И. Маркетинг на предприятии: практическое пособие. - М: Финстатинформ, 2001. - 181 с.
19. Крылова Г. Д. Практикум по маркетингу. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 240 с.
20. Куликов Г.Г., Брейкин Т.В., Арьков В.Ю. Интеллектуальные информационные системы: Учеб. пособие / Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. -Уфа, 1999. -120 с.
21. Маркетинг: Учебник. - М: ЭКСМОС, 2003. - 320 с.
22. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий / Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб: Издательство "Питер", 2000. - 336 с.: ил. - (Серия "Теория и практика менеджмента").
23. Организация маркетинга: цель - покупатель. М.: Дело, 2000. - 184 с.
24. Основы предпринимательской деятельности.- М: Высшая школа, 2003. - 316 с.
25. Питер Дойль. Маркетинг - менеджмент и стратегии. - Санкт-Петербург, 2002. - 725 с.
26. Пунин Е.И. Маркетинг, менеджмент и ценообразование на предприятиях. - М, 2003. - 294 с.
27. Рынок IT-технологий Латвии // Коммерсант Балтик, 2002, № 42, с. 21-24.
28. Токарев В.Л. Интегрированная система поддержки принятия решений по управлению, прогнозированию и диагностики. //Автоматизация и современные технологии. 2000, № 4, с. 22-31.
29. Трахтенгерц Э.А. Компьютерная поддержка принятия решений. -М.: СИНТЕГ, 1998. -376 с.
30. Хороший бизнес для маленькой страны // Коммерсант Балтик, 2003, № 2, с. 24-
Цена: Договорная