Название | Глобальное перемещение товаров и их таможенное оформление в Российской Федерации |
Количество страниц | 92 |
ВУЗ | РГГУ |
Год сдачи | 2009 |
Содержание | СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………2 1. Объем мирового товарооборота…….…………………...……………………..8 1.1.Современные тенденции в развитии мировой торговли………...…….8 1.2. Тенденции мировой экономики: 2003 – начало 2005 г. ………...……14 2. Внешнеторговая деятельность России……………….…..…………………...19 2.1. Экономический потенциал России…………………………………..19 2.2. Внешняя торговля России…………………………………………….22 2.3. Основные торговые партнеры России……………………………….26 2.4. Россия и Всемирная Торговая Организация…………………………36 1. Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности……….42 3.1. Деятельность таможенной службы……………………………………..42 3.2. Понятия: таможенный тариф и таможенная пошлина………………...45 3.3. Таможенная стоимость товаров: понятие и методы определения……52 3.4. Тарифные льготы, налог на добавленную стоимость и акцизы………66 3.5. Таможенные сборы………………………………………………………73 Заключение………………………………………………………………………..79 Список использованных источников и литературы……………………………83 Приложения……………………………………………………………………….85 Введение. Актуальность темы: Человечество вступает в третье тысячелетие своего развития. Истекающий век вошел в историю как столетие колоссальных изменений и громадных социальных экспериментов в жизни народов и стран. На рубеже веков рыночные принципы хозяйствования сохраняют свои определенные позиции. Для большинства государств мирохозяйственные связи с их растущей конкурентной средой стали одним из главных факторов развития национальной экономики. Вместе с тем всеобщность рыночных принципов сама по себе не дает ни одной стране каких-либо преимуществ, а наоборот, ставит всех в более или менее одинаковые условия и требует признания и соблюдения единых «правил игры». В этих обстоятельствах особая доля выпала постсоветской России, которая должна, с одной стороны, реформировать в соответствии с рыночными критериями весь комплекс национальной экономики, а с другой стороны, достойно заявить о себе в мировом хозяйстве. Однако наступление нового века совпадает с мировым финансовым кризисом, который, зародившись на азиатском континенте, не миновал и Россию. Более того, есть не мало оснований предполагать, что финансовые потрясения 1997-1998 гг. еще проявят свою роль провоцирующего импульса мирового экономического кризиса, которого не удастся избежать ни одной стране. Даже самые благополучные развитые страны не застрахованы от кризиса. Особую тревогу вызывает завышенный курс акций на фондовых рынках США. За последние 6 лет индекс Доу-Джонса вырос в три раза – до отметки 10000 пунктов, значительно оторвавшись от роста реальной экономики. Вполне вероятно в условиях возросшей неустойчивости международной финансовой системы обрушение фондового финансового рынка США может привести к катастрофическим последствиям не только для американской, но и для всей мировой экономики в целом. Подтверждением чего является резкое падение котировок акций крупнейших компаний США, занимающихся высокими технологиями от 15 – 17 апреля 2000 г., приведшее к панике весь мировой рынок. В мире накопилось не мало проблем и диспропорций, и надеяться на то, что все самой собой образуется, и что современная структура мировой экономики утвердится плавно и безболезненно, не приходится. Всё это усиливает конкуренцию и создает жесткие условия для России и других экономически ослабленных ныне стран. Россия входит в рынок и постепенно интегрируется в мировую экономическую систему. Вопросы традиционной теории спроса и предложения наконец-то встали перед российской экономикой в международном масштабе, ей приходится решать трудные, но необходимые вопросы конкуренции и конкурентоспособности продукции и, конечно, вопросы защиты внутреннего товаропроизводителя. Основными инструментами государственного руководства и влияния на рынок становятся методы экономические и финансовые. Цена товара, как внутри страны, так и за рубежом, во многом зависит от того, какую налоговую систему будет иметь страна, и как будет перераспределяться часть прибыли, в том числе и от товарооборота, и перемещения товаров, в бюджет государства. В конечном итоге и от того, как будет сформирован бюджет, будет зависеть уровень жизни в государстве, то есть наша с вами жизнь. Для того чтобы рынок развивался успешно, необходимо в государстве руководствоваться не только теорией спроса и предложения, но и теорией Кейнса, который предлагает большую зависимость рынка от государства через гибкую систему налогов, гибкий банковский процент рефинансирования, а также погашение разницы в тарифах на транспорт и энергоносители так, чтобы они были приемлемы и для населения, и для производства. Пользуясь этими экономическими инструментами, государство сможет, наконец, влиять на развитие производства, повышение предложения отечественных товаров, повышение, в конечном счете, их конкурентоспособности, как на внутреннем, так и на мировом рынке. Одним фискальных сборов государства является таможенная пошлина, средства от которого, во-первых, поступают прямо в бюджет, и надо сказать, что эти поступления не маленькие – в 1997 г. и 1998 г. они составили в Федеральном бюджете более 25 % всего реального дохода государства. Во-вторых, именно за счет этого экономического инструмента воздействия представляются или не представляются преференции для импортеров в страну. Именно благодаря таможенной пошлине стимулируется расширение или свёртывание экспорта из страны. Понятно, поэтому, какое большое значения имеют знания по вопросам приграничного регулирования при перемещении товаров и услуг из страны в страну. Как важно экспортеру и импортеру знать все тонкости не только таможенного, но и приграничного законодательства в целом с тем, чтобы товары и услуги перемещались через границу и свободно, и нормально, обеспечивая, во-первых, необходимый спрос на данные товары на рынке, во-вторых, обеспечивалась бы достаточная выгодность такой деятельности непосредственному участнику этих отношений и, в-третьих, обеспечивался бы государственный интерес – реальные стабильные платежи в бюджет. Цель и задачи исследования: Целью дипломной работы является рассмотрение глобального перемещения товаров и, в частности, таможенное оформление товаров в Российской Федерации. В соответствии с поставленной целью в дипломной работе сформулированы следующие задачи: 1) Провести анализ современных тенденций в развитии мировой торговли; 2) Оценить экономический потенциал России; 3) Выявить основных торговых партнеров России и основные экспортно-импортные группы товаров; 4) Проанализировать вопрос присоединения России к ВТО; 5) Рассмотреть таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности; 6) Выявить недостатки таможенного законодательства России. Объект и предмет исследования: Объектом исследования является внешнеэкономическая деятельность государства в части международной и мировой торговли, регулирования товарных потоков, инструменты регулирования. Предметом исследования является таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности государства и хозяйственных субъектов. Степень изученности проблемы исследования внешнеэкономической деятельности отражена через законодательные акты, нормативные акты, постановления Правительства, а также работы отечественных и зарубежных ученых, в частности, проблема регулирования внешнеэкономической деятельности России подробно рассмотрена кандидатом юридических наук, доцентом кафедры финансового права и бухгалтерского учета Московской Государственной Юридической академией (МГЮА) Артемовым Николаем Михайловичем. Наряду с ним особое внимание данной проблеме уделяет также Андрианов В. Д. – доктор экономических наук, академик МАН ВШ, МАИ, советник заместителя Председателя Правительства. Что касается проблем таможенного законодательства – они регулярно анализируются в журнале «Право и экономика» специалистом в области административного права, таможенного права, правового регулирования внешнеэкономической деятельности Новокшоновым Игорем Борисовичем, который является аспирантом кафедры административного права (МГЮА) и советником таможенной службы 3 ранга. Структура работы: В соответствии с поставленной целью и задачами дипломная работа имеет следующую структуру и содержание. Во введении сформулированы цели и задачи работы, а также степень изученности проблемы. В первой главе проведен анализ роста показателей мировой экономики и международной торговли, сведены в таблицы показатели объемов экспорта и импорта в мире в целом и отдельно по странам, рассмотрены последствия экономического кризиса 1998 года и перспективы дальнейшего мирового развития, приведен анализ и динамика развития отдельных стран. Во второй главе отражена внешнеэкономическая деятельность России, проведено сравнение российского экономического потенциала и российского экономического роста, рассмотрены внешнеэкономические отношения России с развитыми и развивающимися странами. Третья глава посвящена таможенному регулированию внешнеэкономической деятельности России, а именно подробному рассмотрению таможенного оформления товаров при пересечении таможенной границы Российской Федерации. В заключении подведены итоги исследования, а также сформулированы основные выводы и рекомендации. |
Список литературы | Заключение
По результатам проведенных в дипломной работе исследований можно заключить следующее: Темпы роста международной торговли опережают показатели роста мировой экономики, что определяется объективными процессами глобализации, ростом взаимозависимости большинства стран мира и прогрессом в развитии международного разделения труда. Однако финансовый кризис 1998 года заметно повлиял на темпы роста мировой торговли и заставил серьезно задуматься над разработкой антикризисных мероприятий. Одним из примеров такого подхода является разработаный экспертами ООН прогноз, построенный на основе модели мирохозяйственных связей ЛИНК. Базовый и, как считают авторы прогноза, наиболее вероятный сценарий исходит из предложения, что в 1999 г. сохранится стабильная ситуация на финансовых фондовых рынках мира; обменные курсы основных валют останутся на уровне конца 1999 г.; цены на сырьевые товары и нефть останутся на уровне, зафиксированном в ноябре 1999 г.; власти США и европейских стран сохранят ставки процента на уровне, сложившемся в ноябре 1999 г., и не будут предпринимать новых шагов по изменению налоговой политики в дополнение к тем мерам, которые были запланированы до октября 1999 г. В соответствии с этим сценарием прирост мирового ВВП в 1999 г. должен составить около 2 %, а объём внешней торговли – 4 %. Прогноз предусматривает две альтернативы базовому сценарию. Первая рисует картину глобального финансового кризиса, исходя из предложения, что стабильность мировой финансовой системы будет нарушена. В качестве наиболее вероятной причины рассматривается обвал курса акций на фондовом рынке США с падением индекса Доу-Джонса примерно на 40 %, что примерно вдвое больше падения в ноябре 1998 г. Сценарий предполагает также усиление бегства капиталов из развивающихся государств и стран с переходной экономикой. При этом власти развитых стран будут действовать разрозненно, ограничившись снижением ставок процента на 50-100 п.п. В этом случае прирост совокупного ВВП в 1999 г. может упасть до 0.7 %, а мировой торговли – до 1 %. Другой сценарий предполагает, что ведущие страны и международные организации будут действовать согласованно, осуществят намеченные программы экономических реформ и полностью выполнят взятые на себя обязательства по поддержке пострадавших от кризиса государств. В этом случае прирост совокупного ВВП и мировой торговли в 1999 г., согласно расчетам по модели ЛИНК, может превысить 2.5 %. Оценивая результаты проведенных исследований по второй главе, следует подчеркнуть, что Россия шаг за шагом обустраивает свою нишу в мировой экономике и мировой финансовой системе. По мере вовлечения в мирохозяйственные процессы она сталкивается, с одной стороны, со все более острой конкуренцией, а с другой, - обретает новые возможности для экономического роста. Преодоление кризиса в России в условиях глобализации экономики важно как для нее самой, так и для мирового сообщества. Общий вывод из анализа – упор должен быть сделан на развитие отраслей, работающих на потребительский рынок, то есть легкой и пищевой промышленности, включая, естественно, и сельское хозяйство (ибо пищевой промышленности лучше развиваться на отечественном сырье), жилищное строительство, производство товаров длительного пользования. Форсированное развитие этих отраслей, стимулируемое, в часности, путем снижения налогов на период пяти или более лет, соответствующей таможенной политикой, а также развитием внутренней оптовой и розничной торговли, позволит решить ряд проблем: • повысить уровень занятости трудоспособного населения; • улучшить финансовое положение регионов и, следовательно, лучше содержать коммунальное хозяйство, школы и больницы; • легализовать теневой сектор, доля которого очень высока именно в этих отраслях; • создать источники относительно быстрого накопления капитала; • предложить сферы для прибыльного инвестирования; • стимулировать мелкий и средний бизнес; • расширить территории, где люди могут жить в более или менее нормальных условиях и т.д. Главной целью всей экономической политики России должно стать реальное повышение жизненного уровня населения. После рассмотрения таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности России можно сформулировать следующие выводы. Хотя работа российской таможни приносит огромный эффект, ее собственная деятельность сопряжена с большими затратами. По данным ЮНКТАД, стоимость огромного количества бумажной работы, сложных формальностей и связанных с этим издержек и ошибок может составить 10 % конечной стоимости товара. Типичная торговая сделка может включать в качестве ее участников до 30 различных сторон, 60 документов – оригиналов и 360 копий, которые необходимо проверить, передать, внести заново в информационные системы, обработать и заархивировать. Это составляет огромные суммы дополнительных расходов, относящихся на внешнюю торговлю. Помимо этого, в настоящее время существует множество предпосылок для разработки нового Таможенного кодекса. Другое дело, что при его подготовке необходимо сохранить все положительные сторон существующего документа, поскольку нельзя не признать, что не смотря на отмеченные недостатки, именно действующий Кодекс позволил создать достаточно эффективно функционирующую таможенную систему, располагающую современными инструментами таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 1. Источники Таможенный кодекс Российской Федерации, 8-е издание с изменениями по состоянию на 15 октября 2004 года. М.: Норма-Инфа-М, 2004. Внешнеторговый оборот России в январе – июне 2004г. // Внешняя торговля. 2004. № 6. С. 44. Бюллетень Министерства экономики Российской Федерации // Вестник экономики. 2003. № 22. Ноябрь. С. 34. 2. Литература Амбарцумов А. 1000 Терминов рыночной экономики. М.: Молодая гвардия, 1993. Андрианов В. Мировая торговля и внешняя торговля России // ЭКО 2004. № 3. С. 28. Артемов Н. Финансово-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности. М.: Издательство «Остожье», 2004. Загашвили В. Мировая торговля // Мировая экономика и международные отношения 2004. № 8. С. 9. Королев И. Россия в мировой экономике: проблема самоопределения // Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 10. С. 26. Нилов А. Таможенные платежи // Я – бухгалтер. 2003. № 8. С. 109. Новокшонов. И. Таможенное законодательство России: проблемы и перспективы. // Право и экономика. 2004. № 8. С. 66. Попов С. Внешнеэкономическая деятельность фирмы. М.: Издательство «Ось-89», 2000. Пороховский А. Мирохозяйственный потенциал России и внешнеэкономические императивы его реализации // Российский экономический журнал. 2004. № 7. С. 68. Приписнов В. Тенденции мировой экономики: 2003 – начало 2004 г. // Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 8. С. 3. Савин В. Некоторые проблемы таможенного дела и регулирование внешней торговли в России // Внешняя торговля. 2003. № 7-9. С. 52. 3. Справочная литература Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации. Бюллетень Государственного таможенного комитета РФ. М.: 2004. Бюллетень иностранной и коммерческой информации. 2002. № 95. Бюллетень иностранной и коммерческой информации. 2003. № 102. Социально-экономическое положении России. Январь 2003. М.: Госкомстат, 2003. С. 103. Бюллетень иностранной и коммерческой информации. 2003. № 16. С. 4. 4. Публикации на иностранных языках Stockholm International Peace Research Institute Yearbook, 2002, Stockholm, Sweden, 2003. International Trade, GATT. Geneva. 2004. № 5. Р. 23. OECD Economic Outlook. Paris, December 2003. P. 195, 205, 211. International Monetary Fund. Word Economic Outlook and International Capital Markets: Interim Assessment. December 2003. P. 93; Word Economic Outlook, October 2003. P. 160/ |
Цена: | Договорная |