Название Субъект как категория отечественной психологии
Количество страниц 161
ВУЗ Институт психологии российской академии наук
Год сдачи 2009
Содержание СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАТЕГОРИАЛЬНОГО АНАЛИЗА В 10 ИССЛЕДОВАНИИ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ.
§1. Источники формирования психологических понятий 12
§2. Критерии понятийного статуса психологических дефиниций 17
§3. Иерархия системы психологических понятий 19
§4. Построение системы категорий и понятий в психологии 24
§5. Развитие понятийно-категориальной системы в истории психоло- 33
гии Выводы по главе 1. 35 ГЛАВА 2. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАТЕГОРИИ
«СУБЪЕКТ». §1. Предпосылки развития категории субъекта в досоветский период. 38 1.1 Философия как источник возникновения категории «субъект» 38 1.2 Рассмотрение категории субъекта в русской духовно-религиозной 40
психологии 1.3 Эмпирическая психология о категории субъекта 42 1.4 Вклад экспериментально-психологического направления в разра- 43
ботку категории субъекта §2. Развитие категории субъект в советский период 45 2.1 Вклад школы Д.Н. Узнадзе в развитие категории субъекта 46 2.2 Категория субъекта как главный конструкт школы С.Л. Рубин- 49
штейна
2.3 Разработка категории субъекта в рамках школы Б.Г. Ананьева 63
2.4 Проблема субъекта в исследованиях школы Л.С. Выготского – 69
А.Н. Леонтьева
§3. Понятия субъектности и субъективности в контексте категории 76
«субъект» Выводы по главе 2. 83
3
ГЛАВА 3. МЕТОДОЛОГО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
КАТЕГОРИИ «СУБЪЕКТ».
§1. Поле значений категории “субъект” (критерий предельности ка- 87
тегории)
§2. Связь с другими категориями (критерий систематизированности) 95
2.1 Поле значений категории «личность» 102
2.2 Поле значений категории «индивидуальность» 109
2.3 Поле значений категории «индивид» 115
§3. Взаимосвязь принципов и категорий науки (методологический 118
критерий)
3.1 Роль категории субъекта в развитии и понимании принципа де- 118
терминизма
3.2 Категория субъекта и принцип развития 120
3.3 Разработка категории субъекта в контексте принципа системно- 143
сти
3.4 Связь категории с предметом психологии. 147
§4. Принципообразующий критерий категории субъекта 149
Выводы по главе 3. 152
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 154
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 158
Список литературы СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абишев К. Человек. Индивид. Личность. – Алма–Ата: «Казахстан», 1978.
2. Абульханова-Славская К.А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности. // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. – М.: Наука, 1989.
3. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М.: Наука, 1980.
4. Абульханова-Славская К.А. Диалектика человеческой жизни. – М.: Мысль, 1977.
5. Абульханова-Славская К.А. Принцип субъекта в философско-психологической концепции С. Л. Рубинштейна. // С. Л. Рубинштейн. Очерки. Воспоминания. Материалы. – М.: Наука, 1989.
6. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности. // Психология формирования и развития личности. – М.: Наука, 1981. – С. 19 - 44.
7. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна (к 100-летиюсо дня рождения). – М.: Наука, 1989.
8. Абульханова К.А.О субъекте психической деятельности. – М.: Наука, 1973.
9. Абульханова К.А., Воловикова М.И. О научном наследии А.В. Бруш-линского. // Психология: современные направления междисциплинарных исследований. Материалы научной конференции, посвященной памяти члена-корреспондента РАН А.В. Брушлинского 8 октября 2002 года. / Под ред. А.Л. Журавлева, Н.В. Тарабардиной. – М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2003. – С. 23-28.
10. Абульханова К.А. Психология и сознание личности. - М.: Наука, 1999.
159
11. Азлецкая Е.Н. Личностные и средовые детерминанты формирования субъектности личности. Дис… канд. психол. наук. - Краснодар, 2002.
12. Александрова Н.Х. Субъектность человека на поздних этапах онтогенеза. – Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000.
13. Алексеева Л.Ф. Психология активности личности. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1996.
14. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М.: Наука, 1977.
15. Ананьев Б.Г. Психологическая структура человека как субъекта.// Человек и общество. – Вып. 2. – Л.: ЛГУ, 1967. – С.235 – 249.
16. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – М.: Издательство Ленинградского университета, 1968.
17. Анцыферова Л.И. Личность в динамике: некоторые истоки исследования.// Психологический журнал –1992. – т.13 – № 5. – – С. 12 – 26
18. Анцыферова Л.И. Психологическое содержание феномена субъект и границы субъектно - деятельностного подхода // Проблема субъекта в психологической науке. / Под ред. Брушлинского А. В., Воловиковой М.И., Дружинина В.Н. – М.: Изд-во «Академический проект», 2000. – С. 27 – 42.
19. Асмолов А. Психология личности: принципы общепсихологического анализа.- М.: Смысл, 2001.
20. Бадмаев Б.Ц. Система понятий и материалистический монизм в психологии. // Вопросы психологии - №1 – 1965. – С. 151 – 154.
21. Барабанщиков В.А. Б.Ф. Ломов: системный поход к исследованию психики. // Психологический журнал - 1995. – №4. – Т. 23. – С. 27 – 38.
22. Барабанщиков В.А. Онтологическое основание перцептивного процесса// Психология индивидуального и группового субъекта. / Под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. – М.: ПЕР СЭ, 2002.– С. 182 – 219.
160
23. Басов М.Я. Избранные психологические произведения. – М.: «Педагогика», 1975.
24. Богданов В.А. Системологическое моделирование личности в социальной психологии. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1987.
25. Бодалёв А.А. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1988.
26. Божович Л.И. Возрастные закономерности формирования личности ребёнка. Автореф… дис.докт. пед.наук. – М., 1966.
27. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968.
28. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. // Вопросы психологии – 1978. – №4. – С. 23 – 35.
29. Большой толковый психологический словарь. Т.2 (П – Я). Пер. с английского/ Ребер Артур. – М.: ООО «Изд-во АСТ», Изд-во «Вече», 2001.
30. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М.: Мысль, 1988.
31. Брушлинский А. В. Деятельность субъекта и психическая деятельность //Деятельность: теория, методология, проблемы. – М.: Политиздат, 1990.
32. Брушлинский А. В. Зона ближайшего развития и проблемы субъекта. // Психол. журн. – 1994. – Т. 15. – №3. – С. 17 – 27.
33. Брушлинский А. В. Проблема субъекта в психологической науке (статья первая). // Психол. журн. – 1991. – Т. 12. – №6. – С. 3 – 11.
34. Брушлинский А. В. Проблема субъекта в психологической науке (статья вторая). // Психол. журн. – 1992. – Т. 12. – №6. – С. 3 – 11.
35. Брушлинский А. В. Проблема субъекта в психологической науке (статья третья). // Психол. журн. – 1993. – Т. 14. – №6. – С. 3 – 15.
36. Брушлинский А. В., Темнова Л.В. Интеллектуальный потенциал личности и решение нравственных задач. // Психология личности в условиях социальных изменений. – М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1993. –С. 45 – 56.
37. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. – М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1994.
161
38. Брушлинский А.В. Социальность субъекта или субъект социальности // Субъект и социальная компетентность личности. Под ред. А.В. Бруш-линского. – М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1995. – С. 3 – 23.
39. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. – М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: «Модэк», 1996.
40. Брушлинский А.В., Кольцова В.А., Олейник Ю.Н. Вклад А.Ф. Лазур-ского в разработку проблем личности. // Лазурский А.Ф. Избранные труды по психологии. М.: Наука, 1997.
41. Брушлинский А.В. Психология субъекта (страницы последней книги А.В. Брушлинского глава вторая «Психология и тоталитаризм») // Психологический журнал. – 2003. – Т. 24. – №2. – С. 7-14.
42. Брушлинский А.В. Психология субъекта (лекция, прочитанная студентам, аспирантам и преподавателям факультета психологии Тверского государственного университета 19 октября 2001 года) // Психологический журнал. – 2003. – Т. 24. – №2. – С. 15-17.
43. Будилова Е.А. Взаимосвязь теории и истории// Теоретические и методологические проблемы психологии. М.: Мысль, 1969.
44. Будилова Е.А. Психологическая теория И.М. Сеченова и современная психологическая наука. // Психол. журн. – 1980. – Т. 1. – №1. – С. 110 – 119.
45. Варенова Ю.А. Исследования субъектности и ее развития в дошкольном возрасте. Дис… канд. психол.наук - Калуга, 2001.
46. Веккер Л.М. О категориальном аппарате в психологии. // Методология историко-психологического исследования (Сборник научных трудов) – М.: Академия педагогических наук СССР, 1974. – С. 101 – 107.
47. Веккер Л.М. Психологические процессы (В 3 томах). – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1981.
162
48. Весна Е.Б. Понятия «личность» и «индивидуальность» в понятийном пространстве, описывающем человека. // Мир психологии. – №4. – 1999. – С. 279-295.
49. Весна Е.Б. Психологические закономерности и механизмы процессов социализации и индивидуализации. Дис... докт. психол. наук. - М., 1994.
50. Волкова Е.Н.. Субъектность педагога: теория и практика. . Дис... докт. психол. наук. - М., 1998.
51. Выготский Л. С. Собр. Соч. В 6 т. – М.: Педагогика, 1982-1984.
52. Гайдар К.М. Динамика субъектного развития студенческой группы в период обучения. Дис… канд. психол. наук - Курск, 1994.
53. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М.: Изд-во МГУ, 1976.
54. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1984.
55. Ганзен В.А. Системный подход в психологии. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1983.
56. Ганзен В.А., Гостев А.А. Системное описание индивидуального сознания. М.: Издательство Ленинградского университета, 1991.
57. Гинецинский В.И. Предмет психологии: дидактический аспект: Пособие для преподавателей. – М.: Изд. корпорация «Логос»,1994.
58. Гинзбург М.Р. Психология личностного самоопределения. Дисс… докт. ст. М., 1996
59. Головей Л.А. Психология становления субъекта деятельности в период юности и взрослости. Дис... докт. психол. наук. - СПб., 1996.
60. Григорьева Н.Г. Саморазвитие личности учащегося среднего учебного заведения как педагогическая проблема. Дисс… канд. ст. – Хабаровск, 1995.
61. Дерябо С.Д. Феномен субъектификации природных объектов. Авто-реф… дис. канд. психолог. наук. - М., 2002.
163
62. Дубровский Д.И. Проблема идельного. Субъективная реальность. – М.: Издательство «Канон +», 2002.
63. Дубровский Д.И. Психические явления и мозг. – М.: Издательство «Наука», 1971.
64. Журавлев А.Л. Психологические особенности коллективного субъекта. // Проблема субъекта в психологической науке. / Под ред. Брушлинско-го А. В., Воловиковой М.И., Дружинина В.Н. – М.: Изд-во «Академический проект», 2000.– С. 133 – 150.
65. Журавлев А.Л. Психология коллективного субъекта// Психология индивидуального и группового субъекта. / Под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – С. 51 – 81.
66. Зайченко Н.У. Обусловленность личностного самоопределения юношества условиями жизнедеятельности. Дисс… канд. ст. – М., 1993.
67. Знаков В.В. Субъект – объектный и субъект – субъектный типы понимания высказывания в межличностном общении// Психология индивидуального и группового субъекта. / Под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – С. 144 –160.
68. Знаков В.В. Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия// Психологический журнал. – 2003. – Т. 24. – №2 – С.95-106.
69. Иванова Л.Н. Психотехника личностного профессионально-значимого роста. Дисс… канд. ст. – М.,1996.
70. Интегральная индивидуальность человека и ее развитие. / Под ред. Вят-кина Б.А. – М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1999.
71. Клочко А.В. Проблема личности в психологии в контексте понимания человека как открытой системы. Дис… канд. психол. наук. - Барнаул, 2001.
72. Клочко В.Е. Историко-системный подход в психологии // Методология и история психологии. Тезисы докладов к 7 съезду общества психологов СССР. – М.: Б.и.,1989. – С.67– 68.
164
73. Клочко В.Е. Человек как психологическая система // Сибирский психологический журнал. - Выпуск 2. – 1996. – С. 10-13.
74. Кольцова В.А., Федоркова И.Р. Психолого-историческая реконструкция социально-психологических особенностей московского купечества// Психология индивидуального и группового субъекта. / Под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – С. 82-143.
75. Кольцова В.А. Проблемы методологии истории психологии в трудах М.Г. Ярошевского / Современная психология: состояние и перспективы исследований. Часть 4. Методологические проблемы историческо - психологического исследования: Материалы юбилейной научной конференции ИП РАН, 28 – 29 января 2002. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2002.
76. Кольцова В.А. Системный подход и разработка проблем истории отечественной психологической науки // Психологический журнал, – 1996. – Т. 23. – №3. – С.10-13.
77. Коржова Е.Ю. Психологическое познание человека как субъекта жизнедеятельности. Дис... докт. психол. наук. - Спб., 2001.
78. Котова И.Б. Психология личности в России. Столетие развития. – Ростов на Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 1994.
79. Кудрявцев В.Т. Идеи субъекта – основание единства отечественного психологического знания? // Вопросы психологии. – 1999. – №1. – С.123-126.
80. Лазурский А.Ф. Избранные труды по психологии. М.: Наука, 1997.
81. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1977.
82. Леонтьев А.Н. Понятие отражения и его значение для психологии. // Вопросы философии. – 1966. – №12. –С. 48-56.
83. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Изд-во МГУ, 1981.
165
84. Ломов Б.Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений. // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. – М.: Наука, 1989.
85. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984.
86. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии// Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. – С. 124-135.
87. Ломов Б.Ф. Проблемы и стратегии психологического исследования. – М.: Наука, 1999.
88. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М.: Педагогика, 1986.
89. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: «Модэк», 1995.
90. Надирашвили Ш.А. Особенности закономерностей действия установки на различных уровнях психической активности человека. // Психологические исследования, посвященные 85-летию Д.Н. Узнадзе. – Тбилиси: Изд-во «Мецниереба», 1973. – С. 266 – 273.
91. Наумова Д.В. Проблема личности и ее развитие в отечественной психологии (вторая половина XIX века – первая треть XX века) Дис… канд. психол. наук. - М., 2001.
92. Огнев А.С. Теоретические основы психологии субъектогенеза. – Воронеж: Рос. академия гос. службы при Президенте РФ, 1997.
93. Осницкий А.К. Проблема исследования субъективной активности.// Вопросы психологии. –1996. – №1.– С. 5 –20.
94. Панферов В.Н. Интегральный подход к психологии человека // Психология человека. Интегральный подход. Сборник научных статей. – СПб.: Изд-во РПГУ им. А.И. Герцена, 2000. – С. 4 – 18.
95. Панферов В.Н. Психология человека. – Спб.: Издательство Михайлова В.А., 2000.
166
96. Петровский А.В., Петровский В.А. Категориальная система психологии // Вопросы психологии. – 2000. – №5.– С. 3-17.
97. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. (В 2 Т) - Т.2. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
98. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА-М, 1998.
99. Петровский В.А. Активность субъекта в условиях риска. – Автореф… дис. канд. психолог. наук. - М., 1977.
100. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. – Ростов-на-Дону: Феникс. – 1996.
101. Петровский В.А. Феномен субъектности психологии личности. – Дис... в виде науч. доклада докт. психолог. наук. - М., 1993.
102. Платонов К.К. О системе психологии. – М.: Наука, 1982.
103. Платонов К.К. О языке психологической науки // Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. Тезисы научных сообщений к VI Всесоюзному съезду Общества психологов СССР – М.: Наука, 1983. – С. 28 – 30.
104. Пономарев Я.А. Психология творчества. – М.: Наука, 1976. – 303с.
105. Попов Л.М. Психология самодеятельности. Дисс… канд. психол.наук. – М.,1992.
106. Прангишвили А.С., Герсамия Е.А. О некоторых интерпретациях «эффекта Узнадзе» в современной когнитивной психологии. // Психол. журн. – 1980. – Т.1.– №1.– С. 30 – 44.
107. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. «Интересная психология»: Л.С Вы готский и Л.И. Божович. // Вопросы психологии. – 1996. - №5. – С. 63 – 71.
108. Проблема субъекта в психологической науке / Под ред. Брушлинского А.В., Воловиковой М.И., Дружинина В.Н. – М.: Изд-во «Академический проект», 2000.
109. Прокофьева Т.В. Становление субъектности подростка в учебной деятельности. - Дис… канд. психол. наук. - Волгоград, 2001.
167
110. Психологическая наука в России ХХ века: проблемы теории и истории. / Под ред. Брушлинского А. В. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997.
111. Психология индивидуального и группового субъекта. / Под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. – М.: ПЕР СЭ, 2002.
112. Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб: Издательство «Питер», 2000.
113. Психология: современные направления междисциплинарных исследований. Материалы научной конференции, посвященной памяти члена-корреспондента РАН А.В. Брушлинского 8 октября 2002 года. / Под ред. А.Л. Журавлева, Н.В. Тарабардиной. – М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2003,
114. Радзиховский Л. А. Проблема субъекта и объекта в психологической теории деятельности. // Вопросы философии. – 1982. – №9. – С. 57-66.
115. Рамишвили Д.И. К понятию субъекта и объекта в психологии Д.Н. Узнадзе // Психологические исследования, посвященные 85-летию со дня рождения Д.Н. Узнадзе. – Тбилиси: Мецниереба, 1973. – С. 316-326.
116. Рейнвальд Н.И. Личность как предмет психологического анализа. – Харьков: Издательство «Вища школа», 1974.
117. Роговин М.С. Введение в психологию. – М.: «Высшая школа», 1969.
118. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. – М.: Изд-во АН СССР, 1957.
119. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб: Издательство «Питер», 1999.
120. Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности. // Вопросы психологии. – 1986. – №4. – С. 101 – 108.
121. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. – М.: Изд-во АН СССР, 1959.
122. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1973.
123. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. – М.: Наука, 1997.
168
124. Русалов В.М. Некоторые положения специальной теории индивидуальности человека. // Принцип системности в психологических исследованиях. – М.: Наука, 1990. – С.165 – 171.
125. Селиванов В.В. Свойства субъекта и его жизненный цикл. // Психология индивидуального и группового субъекта. / Под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – С. 310 – 328..
126. Сергиенко Е.А. Природа субъекта: онтологический аспект. // Проблема субъекта в психологической науке. – М.: Изд-во «Академический проект», 2000.
127. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. / Под ред. В.М. Качанова. – М.: Гос. Издательство политической литературы, 1947.
128. Скотникова И.Г. Развитие субъектно-ориентированного подхода в психофизике // Психология индивидуального и группового субъекта. / Под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – С. 220 – 269.
129. Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека. // Вопросы психологии - №6 – 1986. – С. 14 – 22.
130. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. – М.: Школа-Пресс, 1995.
131. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития. // Вопросы психологии. – 1996. – №5.– С. 38-50.
132. Слюсарёв Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности. Дис… канд. психол. наук. - СПб., 1994.
133. Современная психология / под ред. Дружинина В.Н. – М.: Инфра-М, 1999.
134. Современная психология: состояние и перспективы исследований. Часть 4. Методологические проблемы историческо - психологического исследования: Материалы юбилейной научной конференции ИП РАН,
169
28 – 29 января 2002. / Ответственные редакторы А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2002.
135. Соколов Н.А. О системе психологических понятий в психологии. // Вопросы психологии. – 1964. – №2.– С. 167-170.
136. Столин В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самопознания личности. Дис… канд. психол. наук. М., 1985.
137. Татенко В.А. Психология в субъектном измерении. – Киев: Просвiта, 1996.
138. Татенко В.А. Субъект психической активности: поиск новой парадигмы. // Психол. журн. – 1995. – Т. 16. – №3.– С. 23-34.
139. Творческое наследие А. В. Брушлинского и О. К. Тихомирова и современная психология мышления: (К 70-летию со дня рождения): Тез. докл. науч. конф. (Ин-т психологии РАН, 22-23 мая 2003 г.) Отв. ред. В.В. Знаков, Т.В. Корнилова, – М.: Ин-т психологии РАН, 2003. – 392с.
140. Тендряков В.Т. Просёлочные беседы. // А.Н. Леонтьев и современная психология (сборник статей памяти А.Н. Леонтьева) – М.: Изд-во МГУ, 1983. – С. 266-275.
141. Ткаченко А.Н. Категориальный строй психологии как предмет истори-ко-научного исследования. // Методология историко-психологического исследования (Сборник научных трудов) – М.: Академия педагогических наук СССР, 1974. – С. 3-32.
142. Ткаченко А.Н. Развитие категориального строя психологической науки. Дис… канд. психол. наук. – М., 1982.
143. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. – М.: Наука, 1966.
144. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. – Тбилиси: Изд-во АН Грузин.ССР, 1961.
145. Французова Н.П. О методологическом значении философских категорий. – М.: Мысль, 1980.
146. Худорошко Л.А. Психология субъектогенеза в условиях изменяющегося общества: Монография. – Новосибирск: СибУПК, 2000.
170
147. Челпанов Г.И. Мозг и душа. Критика материализма и очерк современных учений о душе (Публичные лекции, читанные в Киеве в 1898-1899г.) – М., 1906.
148. Челпанов Г.И. Психология (Основной курс, читанный в московском университете в 1908- 1909г). – М., 1909.
149. Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности. – М.: Педагогика, 1981.
150. Чудновский В.Э. К проблеме соотношения «внешнего» и «внутреннего» в психологии. // Психол. журн. – 1993. – Т. 14. – №5. – С. 3 - 12.
151. Чудновский В.Э. Проблема субъектности в свете современных задач психологии воспитания. // Вопросы психологии. - №4. – 1988. – С. 15 – 25.
152. Шорохова Е.В. Тенденции исследований личности в современной психологии. // Психологический журнал –1980. – Т. 1. – №1.– С. 45-57.
153. Шорохова Е.В. О решении А.В. Брушлинским некоторых методологических вопросов психологии // Психологический журнал. – 2003. – Т. 24. – №2. – С.84-86.
154. Эльконин Б.Д. Психология развития. – М.: Издательский центр «Академия» , 2001.
155. Ярошевский М.Г. История психологии. – М.: Мысль, 1976.
156. Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины ХХ века. – М.: Издательский центр «Академия», 1997.
157. Ярошевский М.Г. Краткий курс истории психологии. – М.: Международная педагогическая академия, 1995.
158. Ярошевский М.Г. О категориальном анализе истории психологического познания // Проблемы теории и истории развития психологии (Материалы симпозиума). – М.: Академия педагогических наук СССР, 1973.
159. Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. – М.: Политиздат, 1974
Цена: Договорная