Название | Проблемы развития и пути совершенствования системы кредитования субъектов малого предпринимательства на примере ЗАО КБ Внешторгбанк Розничные услуги |
Количество страниц | 109 |
ВУЗ | Московский экономико финансовый институт |
Год сдачи | 2009 |
Содержание | СОДЕРЖАНИЕ
С. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………... 10 1 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ И КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА……………………………………………………. 15 1.1 Государственная финансово-кредитная поддержка малого бизнеса ………………………………………………………………… 15 1.2 Современное состояние системы кредитования малого бизнеса в РФ…………………………………………………………………….. 32 2 КРЕДИТОВАНИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА (ПО МАТЕРИАЛАМ ЗАО «ВНЕШТОРГБАНК РОЗНИЧНЫЕ УСЛУГИ»)………………………………………………………………… 44 2.1 Краткая характеристика ЗАО «Внешторгбанк Розничные услуги».44 2.2 Виды кредитов и основные условия их предоставления…………... 47 2.3 Анализ практики кредитования малого бизнеса…………………… 50 2.4 Методика оценки кредитоспособности заемщика на примере ООО «РостовЮГ»…………………………………………………….. 58 3 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И ПУТИ СОВЕР- ШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕК- ТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА………………………. 66 3.1 Проблемы банковского кредитования малого бизнеса…………..… 66 3.2 Направления совершенствования кредитования малого бизнеса…. 77 3.2.1. Изменение приоритетов по мерам государственной поддержки………………………………………………………..77 3.2.2. Становление системы кредитных бюро………………………...79 3.2.3. Изменение нормативно-правовой базы Центробанка…………84 3.2.4. Развитие системы кредитования стартового бизнеса………….87 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…….……………………………………………………..91 СONCLUSION……………………………………………………………..95 ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ, СИМВОЛОВ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ………………………………………………………………..96 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……..…………....97 ПРИЛОЖЕНИЕ А – БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС ЗАО «Внешторгбанк Розничные услуги»………………………………102 ПРИЛОЖЕНИЕ Б – ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ ЗАО «Внешторгбанк Розничные услуги»………………………………104 ПРИЛОЖЕНИЕ В – БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС ООО «РостовЮГ»…………………………………………………………106 ПРИЛОЖЕНИЕ Г – ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ ООО «РостовЮГ»……………………………………………………..…..107 ПРИЛОЖЕНИЕ В – РЕЙТИНГ БАНКОВ ПО ОБЪЁМУ КРЕДИТОВ, ВЫДАННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯМ С ОБЪЁМОМ ГОДОВОЙ ВЫРУЧКИ ДО 5 МИЛЛИОНОВ ДОЛЛАРОВ ЗА 2005 ГОД………………………………………………………………..108 ВВЕДЕНИЕ Жизненно важной и интересной проблемой, широко изучаемой и обсуждаемой сегодня в нашем обществе, является становление бизнеса, рассматриваемое во всей своей многогранности и неоднозначности. Актуальность темы дипломной работы определена ролью малых предприятий в масштабах экономики страны в целом и значением их как потребителя банковских услуг. Малое предпринимательство – не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования. Этот предпринимательский уклад мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения. Все это предполагает, что малый бизнес должен представлять немалый интерес как предмет приложения кредитных ресурсов, а также потребитель различных розничных услуг коммерческого банка /9/. На Западе работа с небольшими компаниями считается обычной бан-ковской практикой, поскольку именно малые и средние предприятия составляют социально-экономическую основу роста экономики этих стран /22/. Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий /28/. Высокие темпы вне-дрения нововведении, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой – к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений – все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны. Значимость изучения проблемы малого предпринимательства усиливается тем, что именно ему, как подчеркивают авторы большинства публикаций на эту тему /34, 41, 47/, менее всего повезло в отношении государственной и иной поддержки, до сих пор в масштабах страны не создана инфраструктура, обеспечивающая нормальную работу малых предприятий. Недооценка малого предпринимательства, игнорирование его экономических и социальных возможностей в течение почти всего периода реформ могут быть расценены как крупный, стратегический просчет, чреватый дальнейшим углублением кризиса российской эко-номики в целом. Надо также отметить, что в части географии, отношение к малому бизнесу в стране неоднородно. В различных регионах суммы кредитов, предоставляемых фондами поддержки предпринимательства, различны, как и выделяемые министерством финансов квоты. С другой стороны, сам бизнес и финансовые организации также распределены по территории России весьма неоднородно /18/. Стоит отметить, что в Ростовской области и других аналогичных об-ластях, где действуют 25 тысяч малых предприятий, чьи темпы роста выше, чем у их более крупных и внушительных собратьев – доля малого бизнеса в общем объеме производства здесь достигает 22%. Растут объемы кредитов, выдаваемых малому бизнесу. Конечно, они по-прежнему небольшие и имеют некоторые недостатки – выдаваемые кредиты носят в основном краткосрочный характер. А вот доля долгосрочных кредитов недопустимо мала: препятствуют низкая прозрачность бизнеса, недостаточность залога. Но проблема все же решается. За счет средств областного бюджета Ростовский региональный фонд поддержки малого предпринимательства выделил 31 заем на сумму 5 миллионов рублей. Очень неплохо на общероссийском фоне смотрится московский реги-он. Налоги, уплачиваемые малым и средним бизнесом в столице, достигают 50% всех налоговых поступлений в бюджет города. В Московской области с успехом действует целевая программа развития и поддержки малого предпринимательства. Ныне она разработана на 2004-2007 годы. Результаты внедрения ее предшественницы в 2001-2002 годах обеспечили рост объема продукции, произведенной малыми предприятиями в 1,9 раза /37/. В остальной части России показатели далеко не так впечатляют: в Санкт-Петербурге доля поступлений от малого бизнеса равна всего 30 %, а в среднем по стране – и вовсе 12%. Причем, нынешний подход к формированию и модификации системы законодательства фактически не стимулирует развитие малого бизнеса и мало учитывает его потребности. Проблема развития малого бизнеса, по мнению российских предпринимателей, кроется в двух основных причинах, во-первых, это чрезмерное госрегулирование (бюрократизм). Вторая не менее важная проблема, которую необходимо решить для россиян – финансы: нехватка оборотных средств, долгосрочного финансирования и высокая стоимость кредитов /47/. Российские банки по-прежнему очень неохотно идут на кредитование малого бизнеса, считая его очень рискованным. Те программы финансирования, которые все же стали появляться в последнее время, не предполагают вкладывать средства на старте. Предприятие должно проработать, как минимум, полгода и представить убедительные доказательства своей надежности. Естественно, это существенно ограничивает возможности развития малого бизнеса /22/. Вместе с тем конкуренция на рынке микро и малых кредитов несо-мненно присутствует в виде частных займов. Данный вид кредитования несет в себе значительные риски, как для кредитора, так и для заемщика, однако процентные ставки ненамного превышают банковские (2-3% в месяц для московского рынка), а главными преимуществами являются оперативность, отсутствие бумажной волокиты и залога. Инвестиционный потенциал частных лиц в нашей стране оценивается на уровне 30 миллиардов долларов США, что вполне соответствует уровню потребности малого бизнеса. При грамотной организации дела, в части тех же венчурных компаний, столь серьезный капитал вполне может потеснить на рынке банковский сектор. Суммарные ежегодные объемы кредитования измеряются единицами миллиардов рублей, в то время как общая потребность в кредитовании указанного сегмента в России составляет по различным оценкам 30-40 миллиардов долларов США, то есть в среднем около 6,5 тысячи долларов США на каждое предприятие или предпринимателя /35/. Объемы выдаваемых банками кредитов малому бизнесу практически удвоились за последние несколько лет, однако банкам по-прежнему прихо-дится тратить значительные средства на рекламу, чтобы привлечь заемщи-ков, несмотря на то, что, как уже отмечалось, потребности в кредитовании весьма высоки. Это происходит потому, что помимо нежелания банков работать со стартовым бизнесом, является то, что банки в принципе готовы кредитовать исключительно крепко стоящих на ногах клиентов под обеспечение твердым залогом с условием его страхования в пользу банка, что также повышает расходы клиента. Имеются также требования к структуре залога – банки не любят получать в залог товар в обороте на 100%. При этом бизнес заемщика оценивается с применением классических финансовых коэффициентов с установкой отсекающих параметров на уровне, рекомендуемом классической теорией кредитования, то есть зачастую не применяется ни отраслевая, ни сегментная дифференциация. Снижение таких параметров до интуитивных уровней может крайне негативно сказаться на качестве портфеля кредитов, поэтому банки выбирают заведомо консервативный подход, который практически гарантирует портфель с низкой просрочкой, но влечет за собой отсечение потенциально перспективных и качественных заемщиков /37/. В настоящее время можно говорить о том, что базовые предпосылки для роста интереса к проектам малого бизнеса со стороны кредитных институтов все же сформировались: произошло снижение доходности на рынках капитала, практика работы с небольшим числом крупных заемщиков (как правило, своих акционеров) подтолкнула банки к осознанию необходимости диверсификации своих кредитных портфелей. В контексте вышесказанного цель дипломной работы – изложить концепцию организации работы банка по кредитованию проектов малого бизнеса, отражающую специфику его становления в нашей стране. Для достижения поставленной цели работы необходимо решить сле-дующие задачи: выявить состояние и проблемы государственной финансово-кредитной поддержки малого бизнеса в России; определить особенности взаимодействия банков с субъектами предпринимательства; исследовать методы анализа кредитоспособности малого предпри-ятия; выявить проблемы взаимодействия банков с субъектами предпри-нимательства и разработать рекомендации их преодоления. |
Список литературы | ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С момента развития современной банковской системы в России кре-дитные организации интересовались в основном крупными клиентами. Прибыль от обслуживания холдингов и финансово-промышленных групп в нефтегазовой, машиностроительной или металлургической отраслях приносила банкам устойчивый и высокий доход при минимуме затрат. В результате через нескольких лет в этом секторе настал период жесткой конкуренции: для удержания клиента банки предлагали все более выгодные условия, чем снижали свою прибыль. Таким образом, сложилась ситуация, в которой банковскому сектору пришлось обратить внимание на другие источники прибыли – малый и средний бизнес, розничный рынок. Сейчас многие банки все активнее стремятся кредитовать малый бизнес – он развивается, легализуется, работает с расчетным счетом. Еще один признак обострения конкуренции – приход на рынок все большего количества кредитных организаций. Если в западных странах предприятия малого бизнеса берут кредиты до 1 миллиона долларов, то в России в среднем ориентируются на сумму до 30 тысяч долларов. То есть по сравнению с развитыми рынками наш бизнес по-настоящему мал. И любое колебание конъюнктуры, не продленный договор аренды на торговую точку или кража, совершенная продавцом, могут существенно ухудшить ситуацию. Проанализировав работу ЗАО «Внешторгбанка Розничные услуги» можно сделать вывод, что кредитование малого бизнеса действительно ак-тивно развивающаяся сфера. Возвратность кредитов малыми предприятиями во многом зависит от эффективности использования заемных средств. Трудности, с которыми сталкивается здесь малый бизнес, зависят от разных факторов: отсутствие опыта, разработка новых направлений, изменение конъюнктуры и прочих. ЗАО «Внешторгбанк Розничные услуги» использует зарубежный опыт, когда банк-кредитор активно участвует в разработке бизнес-плана клиентов, консультирует его руководителей по широкому спектру финансовых проблем. В конце концов, именно кредитор заинтересован в том, чтобы вложенные им средства вернулись с прибылью. Специфика кредитования малого бизнеса в российской экономике обусловлена: 1 Низкой прозрачностью малого предпринимательства и проблемами, связанными с отсутствием достаточного залогового обеспечения сделки. 2 Сфера кредитования малого бизнеса сама по себе очень риско-ванная, здесь очевиден как повышенный уровень всех традиционных источников риска, так и наличие специфических зон риска самого малого бизнеса. 3 Плохо развитая система государственных программ по поддержке малого (стартового) бизнеса, по сравнению с зарубежными странами, совместно с банками. Среди факторов, сдерживающих кредитование малого бизнеса, банки называют: неприемлемый уровень соотношения «доходность-риск», отсутствие данных о кредитной истории, недостаточность ресурсной базы, нормативно-правовые требования Центробанка по формированию резервов. Таким образом, в целях активизации банковской поддержки малого бизнеса со стороны государства необходимо принятие ряда соответствующих мер /20/: В разработку государственных целевых программ в отношении стартового малого предпринимательства следовало бы внести аспекты формирования льготной среды для их становления. Создание действенной системы предоставления государственных гарантий, обеспечивающей доступ малому бизнесу к финансовым ре-сурсам. Пересмотреть закон о кредитных бюро, так как нынешнее положе-ние вещей не столько их развивает сколько ещё больше запутывает. В дальнейшем в лице Центробанка разрабатывать направлении по улучшению денежно-кредитной политики в отношении малого бизнеса и подготовить для банков конкретные рекомендации по работе с ними. Характерно, что при оценке риска по кредитным требованиям не учитывается уровень их обеспеченности. Таким образом, многим малым предприятиям, стабильно работающим, но не имеющим высоколиквидного залога, получить кредит теперь будет много проще. Однако «начинающих» (в том числе и тех, кто может предоставить обеспечение) такой подход вряд ли устроит /16/. Главный недостаток государственного финансирования малого бизнеса состоит в том, что бюджетные финансовые ресурсы зачастую не доходят до реально функционирующих малых предприятий. Сложившаяся система контроля не обеспечивает целевого использования бюджетных ресурсов. Практика свидетельствует о том, что выборочное предоставление прямых льготных кредитов и субсидий оказывает меньшее стимулирующее воздействие на формирование финансов малых предприятий, чем осуществление государственной поддержки в форме гарантированного кредита. Использование государственных и муниципальных гарантий по кредитам коммерческих банков под проекты создания и развития малых предприятий имеет несомненные преимущества. С помощью гарантирования возврата кредитов можно было бы решить так называемую проблему start-up, когда начинающему бизнесу требуются денежные средства для развития, а полный залог, стоимость которого банки искусственно завышают в два-три раза, он предоставить не может. Создание кредитных бюро призвано снизить вероятность креди-тования недобросовестных заемщиков, однако на данный момент эта система практически не функционирует, хотя работа в данном на-правлении ведется давно. В целом кредитные бюро не являются организациями, способными самостоятельно, без взаимодействия с другими институтами решить проблему минимизации рисков при кредитовании мелких предприятий. В тоже время само появление на российском финансовом рынке института бюро кредитных историй способствует созданию инфраструктуры цивилизованного рынка кредитования, включающей в себя наряду с кредитными бюро и другие механизмы минимизации рисков, основанные, в частности, на разделении рисков между банками, страховыми компаниями, региональными администрациями. Мировая практика свидетельствует: без определенных государствен-ных преференций, в том числе финансовых, малое предпринимательство развиваться не может. Развитие малого бизнеса в нашей стране должно приобрести статус национального проекта, считают руководители банков. В дальнейшем прогнозируется что сфера кредитования малого и среднего бизнеса будет развиваться по двум направлениям: кредитные продукты для средних клиентов, которые по масштабам своей деятельности ближе к малым, стандартизуются, а для растущих малых компаний, которые приближаются к средним, условия кредитования, наоборот, станут более гибкими и индивидуальными. Однако все банкиры сходятся во мнении, что конкурентная борьба за качественного среднего заемщика в 2005 году возросла. Это отразилось в увеличении сумм и сроков кредитования, снижении процентных ставок, со-кращении сроков рассмотрения заявок (в ряде банков до двух-трех дней). В ближайшей и среднесрочной перспективе подобные тенденции сохранятся. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: Омега-Л, 2005.–208с. 2. Налоговый кодекс Российской Федерации. – М.: Проспрект, 2002. – 460с. 3. Постановление Правительства РФ от 12.07.1999 №793 «Об утверждении положения о Министерстве Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства» 4. Приказ МАП РФ от 17.11.1999 №441 «Об утверждении Положения о тер-риториальном управлении МАП России» 5. Указа Президента от 08.07.1994 № 1484 «О порядке предоставления фи-нансовой поддержки предприятиям за счет средств федерального бюдже-та». 6. Указом Президента от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре феде-ральных органов исполнительной власти» 7. Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддерж-ке малого предпринимательства в РФ». 8. Федеральный закон от 21.07.2005 года № 110-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О кредитных историях». 9. Бахмудов, М.М. Малое предпринимательство в России: состояние, про-блемы, перспективы /М.М. Бахмудов М.: Финансы и статистика, 2004. 10. Богданова, С.М. Гарантии малому бизнесу дает область /С.М. Богданова // Банковское дело. – 2006. – №1. – С.43-49. 11. Букото, В.И. Банки и банковские операции в России /В.И. Букато – Изд. 2-е, перераб. и доп. / Под. ред. Ланидуса М.Х.–М.: Финансы и статистика, 2001.–368с. 12. Васильченко, С.М. Внешторгбанк рассчитывает на десятую часть всей банковской розницы в стране /С.М. Васильченко // Банковское обозрение. – 2005. – №4. – С.26-34. 13. Велетминский, И.Л. Греф посадит малый бизнес в инкубатор и втрое по-низит ему административные барьеры /И.Л. Велетминский // Российская бизнес-газета. - 2005. - № 7(498). - С. 2. 14. Владимиров, Д.М. Надежда для малого бизнеса /Д.М. Владимиров // /Российская бизнес-газета. – 2006 – №57(4023). – С. 4. 15. Гладунов, О.М. Кредит недоверия /О.М. Гладунов // Российская бизнес-газета. – 2006. – №12(549). – С.3. 16. Грушко, О.Ю. Как частнику взять кредит /О.Ю. Грушко //Комсомольская правда. – 2005. – №20(864). – С.5. 17. Гурвич, В.Н. Кредитные бюро копят истории /В.Н. Гурвич // Российская бизнес-газета. – 2006. – №9(546). – С.3 18. Гуркина, Е.А. Путин передал бизнесу привет /Е.А. Гуркина // Независимая газета. – 2006. – №80(3758). – С.1. 19. Гусева, И.Л. Кредитование малого бизнеса: российские реалии и зарубеж-ный опыт /И.Л. Гусева, А.Л. Гусева // Банковское кредитование. – 2005. – №2. – С.43-57. 20. Доклад на тему: «Создание системы кредитования малого бизнеса. Вопро-сы совершенствования банковского законодательства» подготовленный М.В. Мамута. 21. Дуборкин, В.И. Малый и средний бизнес важнейший партнер и клиент ре-гиональных банков /В.И. Дуборкин // Финансы и кредит. – 2004. – №9. – С.28-36. 22. Дяченко, О.Л. Маленький, но такой дорогой /О.Л. Дяченко // Банковское обозрение. – 2005. – №2. – С6-9. 23. Евпланов, А.А. Большие деньги для малого бизнеса /А.А. Евпланов // Рос-сийская бизнес-газета. – 2006. – №6(543). – С. 8. 24. Евпланов, А.А. Кредитные истории идут к сроку /А.А. Евпланов // Рос-сийская бизнес-газета. – 2005. – №21(515). – С.5. 25. Евпланов, А.А. Поднадзорные истории /А.А. Евпланов // Российская биз-нес-газета. – 2005. – №30(523). – С.4. 26. Евпланов, А.А. Честное кредитное /А.А. Евпланов // Российская бизнес-газета. – 2005. – №19(512). – С.2. 27. Заславская, О.Ю. Как будет работать кредитное бюро /О.Ю. Заславская // Финансовые известия. – 2006. – №10(752). – С.6. 28. Зыкова, Т.Н. Полмиллиона на мелкие расходы /Т.Н. Зыкова // Российская бизнес-газета. – 2005. – №12(503). – С.4. 29. Зыкова, Т.Н. Тайны кредитного бюро доверили Федеральной службе по финансовым рынкам /Т.Н. Зыкова // Российская бизнес-газета. – 2005. – №26(517). – С.3. 30. Ибадова, Л.Т. Государственная финансово-кредитная поддержка малого бизнеса /Л.Т. Ибадова // Финансы и кредит. – 2005. – № 16(184). – С.46-57. 31. Ибадова, Л.Т. Правовые проблемы банковского кредитования малого бизнеса /Л.Т. Ибадова // Банковское дело. – 2006. – №1. – С.50-52. 32. Каледина, А.Н. Кредиты малому бизнесу полегчают /А.Н. Каледина // Фи-нансовые известия. – 2005. – №16(734). – С.8. 33. Колодина, И.А. Малому бизнесу понижают планку /И.А. Колодина // Рос-сийская бизнес-газета. – 2005. – №8(499). – С.2. 34. Колодина, И.А. Малый бизнес просится в нацпроект /И.А. Колодина // Российская бизнес-газета. – 2006. – №17(554). – С.1. 35. Кононов, А.М. Банки должны учиться рисковать в работе с инновацион-ным и малым бизнесом /А.М. Кононов // Российская бизнес-газета. – 2005. – №43(534). – С.6. 36. Кононов, А.М. И деньги, и доверие с чистого листа /А.М. Кононов // Рос-сийская бизнес-газета. – 2004. – №14(298). – С.7. 37. Коржом, М.В. Малый бизнес просит кредит /М.В. Коржом //Российская бизнес-газета. – 2004. – №14(298). – С. 8. 38. Махлин, М.М. Где взять стартовый капитал/ М.М. Махлин //Российская бизнес-газета. – 2005. – №11(502). – С. 4. 39. Махлин, М.М. Миллионы для малого бизнеса /М.М. Махлин // Российская бизнес-газета. – 2005. – №32(533). – С.3 40. Махлин, М.М. Правительство определилось с государственной поддерж-кой предпринимательства /М.М. Махлин // Российская бизнес-газета. – 2005. – №15(506). – С.5. 41. Наумов, И.И. Кредитный перебор /И.И. Наумов // Независимая газета. – 2006. – №80(3758). – С.3. 42. Озеров Г.М. О проблемах совершенствования законодательства в сфере малого бизнеса /Г.М. Озеров – М:. Финансы и статистика, 2004. 43. Отчет по результатам исследования «Оценка условий предприниматель-ской деятельности и эффективности государственной поддержки малого бизнеса» проведенного общероссийской общественной организацией ма-лого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ» на основании анкетирования предпринимателей, занятых в малом и среднем бизнесе. 44. Отчет по результатам общероссийского исследования: «Условия и факто-ры развития малого предпринимательства в регионах РФ» проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения и общероссий-ской общественной организацией малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ» на основании анкетирования предпринимателей, занятых в ма-лом и среднем бизнесе. 45. Пятилетова, Л.К. Малому бизнесу есть что терять /Л.К. Пятилетова // Рос-сийская бизнес-газета. – 2006. – №16 (517). – С.4. 46. Сиденко И.А. Системы поддержки и развития малого бизнеса за рубежом. /И.А. Сиденко – М.: Финансы и статистика, 2003. 47. Смирнова, Т.Н. Кредитование малого бизнеса и закон: тенденции, про-блемы, перспективы /Т.Н. Смирнова // Банковское кредитование. – 2005. – №2. – С.32-41. 48. Смольякова, Т.О. Бизнес вреден для здоровья /Т.О. Смольякова // Россий-ская бизнес-газета. – 2005. – №39(530). – С.7. 49. Федотова, И.В. Кредит на вырост не дадут /И.В. Федотова // Финансовые известия. – 2005. – №21(739). – С.9. 50. Фомченко, Т.Б. Заёмщики попадут в бюро /Т.Б. Фомченко // Российская бизнес-газета. – 2005. – №10(501). – С.5. |
Цена: | Договорная |