Название Психофизиологические особенности формирования письменной речи у детей. Методика предупреждения акустической дисграфии в условиях массового детского сада
Количество страниц 32
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2009
Содержание Оглавление
Введение 3
1.Психофизиологические особенности формирования письменной речи у детей старшего дошкольного возраста 6
1.1.Психофизиологическое содержание процесса письма 6
1.2.Виды классификаций и характеристика дисграфии 9
1.3.Специфические ошибки, встречающиеся у детей на письме 13
1.4.Психолого-педагогическая характеристика детей с ФФНР 15
1.5. Роль воспитателя в предупреждении акустической дисграфии у детей 5-6 лет в условиях 18
2. Методика предупреждения акустической дисграфии в условиях массового детского сада 19
2.1. Методика обследования предпосылок письменной речи у детей дошкольного возраста 19
2.2. Методы и приемы предупреждения дисграфии у детей дошкольного возраста массового детского сада 20
2.3. Основные направления коррекционной работы по устранению нарушения письма 21
2.4. Способы выявления трудностей слуховой дифференциации звуков 25
2.5. Методика развития фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста 27
Заключение 30
Список литературы 32


Введение
В случае несформированности необходимых предпо¬сылок письма к началу обучения грамоте ребенок не¬избежно встретится с большими трудностями при усвоении начертаний букв, при соотнесении каждой буквы с соответствующим звуком и при определении порядка следования букв при записи слова, что и приведет к появлению у него дисграфических оши¬бок, не связанных с незнанием грамматических пра¬вил. В дальнейшем к этому неизбежно добавятся и грамматические ошиб¬ки (таким детям труднее усваивать правила), кото¬рые будут «сосуществовать» с дисграфическими.
Дисграфия у детей - это одно из проявлений системного недоразвития речи и ряда неречевых функций, затрудняющих освоение письма, языковых знаний и умений. По мнению многих исследователей, нарушения письма основываются на совокупности дисфункций: дефектов устной речи, недостаточной сформированности психических процессов и их произвольности, мелкой моторики рук, телесной схемы, чувства ритма.
Нередко встречаются дизонтогенетические формы дисграфии, при которых наблюдается запаздывание созревания функциональных систем, участвующих в овладении навыком письма.
Недостатки устной речи (нарушения озвончения, трудности в овладении структурой слога, замены звуков), как правило, отражаются на письме. Нарушение сенсорных функций (зрительная агнозия, нарушение фонематического слуха) приводит к появлению оптических и акустических ошибок.
Впервые на нарушение чтения и письма как на самостоятельную патологию речевой деятельности указал А.Куссмауль в 1877 году. Затем появилось много работ, в еоторых давались описания детей с различными нарушениями чтения и письма. В этот период патология чтения и письма рассматривалась как единое расстройство письменной речи. В литературе конца 19 и начала 20 века было распространено мнение, что нарушение чтения и письма представляет собой одно из проявлений общего слабоумия и наблюдаются только у умственно отсталых детей. Однако еще в 1896 году В.Морган описал случай нарушения чтения и письма у мальчика с нормальным интеллектом. Морган определил это расстройство как неспособность писать орфографически правильно и без ошибок связно читать. Вслед за Морганом многие другие авторы стали рассматривать нарушения чтения и письма как самостоятельную патологию речевой деятельности, не связанную с умственной отсталостью.
Таким образом в конце 19 начале 20 века существовало две противоположные точки зрения. Одни авторы рассматривали нарушения чтения и письма как один из компонентов умственной отсталости. Другие подчеркивали, что патология чтения и письма представляет собой изолированное нарушение, не связанное с умственной отсталостью.
Среди авторов, отстаивающих изолированный, самостоятельный характер нарушения чтения и письма, существовали различные толкования природы этого расстройства. Наибольшее распространение в литературе и, особенно в практической диагностике получила точка зрения, утверждающая, что в основе патологии чтения и письма лежит неполноценность зрительного восприятия и памяти. Согласно этому взгляду, механизмом нарушения чтения и письма является дефектность зрительных образов слов и отдельных букв.
В связи с этим нарушения чтения и письма стали называть «врожденная словесная слепота». Типичными представителями этого направления были Ф.Варбург и П.Раненбург. Ф.Варбург подробно описал одаренного мальчика, который страдал «словесной слепотой». П.Раненбург в результате длительных тахископических исследований пришел к выводу о том, что в основе патологии чтения и письма лежит ограниченное поле зрительного восприятия.
П.Раненбург впервые стал различать более легкие степени нарушения чтения и письма и тяжелые расстройства, при которых симптоматика является более выраженной. Легкие степени нарушения чтения и письма он обозначил терминами «легостения» и «графостения».
Постепенно понимание природы нарушений чтения и письма менялось. Одновременно происходит дифференциация понятий «алексия», «дислексия», «аграфия», «дисграфия».
Учитывая все выше сказанное, можно считать тему работы актуальной и своевременной.
Цель данной работы: выявить значение развития фонематического слуха и восприятия для предупреждения акустической дисграфии у детей 5-6 лет.
Гипотеза: можно предупредить акустическую дисграфию у детей, если вводить в занятия и в совместную деятельность разнообразные игры и упражнения на развитие слухового и зрительного восприятия.
Объект: профилактика акустической дисграфии.
Предмет: развитие фонематического слуха и восприятия как средство предупреждения акустической дисграфии.
Задачи: провести анализ состояния изученности проблемы дисграфии у детей.
Методы: наглядный, словесный, практический.
Список литературы 1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и пато-психологии – М.: Педагогика, 1994– 413с..
2. Гурьянов Е. В. Психология обучения письму. - М., 1989.
3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников.–М., 1985–345с.
4. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи. – М.: Просвещение, 2005–278с.
5. Зимняя И.А. Основы теории речевой деятельности. – М.: Дело, 2004–234с.
6. Козырева Л.М. Развитие речи: Дети 5 – 7 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 160с.
7. Кортнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: Речь, 2003. – 330с.
8. Левина Р.Е. Нарушения речи у детей дошкольного возраста. – М.: Наука, 2004.
9. Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольника. / Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Издат. Центр «Академия», 1999. – С. 358 – 369.
10. Львов М.Р. Основы теории речи. – М.: Издат. Центр «Академия», 2000. – 248с.
11. Ляпидевский С.С., Шаховская С.Н. Расстройства речи и методы их устранения. Сб. трудов. – М., 1975.
12. Лурия А.Р. Мозг и психика.–М.: Просвещение, 2002–58с.
13. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.: Мысль, 2001–212с.
14. Нарушение речи у дошкольников. //Под. ред.Р.А. Белова-Давыдо¬ва,- М.: Дело, 1997.
15. Правдина О.В. Логопедия. – М.: Юнити-Дана, 2003–358с.
16. Развитие общения у дошкольников. // Под ред. Запорожца А.В., Лисиной М.И. – М.: Наука, 1993–285с.
17. Розенгарб-Пупко Г.И. Формирование речи у детей раннего возраста. – Спб., Проспект, 2002–312с.
18. Селиверстов В. Речевые игры с детьми. – М.: Дело, 2004.–367с.
19. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. – М.:"Издательство ГНОМ и Д", 2000–245с.
Цена: Договорная