Название Стратегическое планирование деятельности ЗАО КБ ПриватБанк
Количество страниц 115
ВУЗ СевНТУ
Год сдачи 2009
Содержание Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Теоретико-методологические аспекты стратегического планирования
банка……………………………………………………………………………….8
1.1. Сущность стратегического планирования банка……………………8
1.2. Этапы и характеристика стратегического планирования банка…..13
1.3. Методология стратегического планирования банка……………….24

2. Анализ стратегического планирования ЗАО КБ ПриватБанк……………...45
2.1. Досье ЗАО КБ ПриватБанк…………………………………………..45
2.2. Анализ основных показателей финансовой деятельности ЗАО КБ ПриватБанк……………………………………………………………………….50
2.3. Оценка стратегического планирования ЗАО КБ ПриватБанк …...64

3. Разработка системы стратегического планирования деятельности ЗАО КБ Приватбанк на основе банковского маркетинга……………………..72
3.1 Основные положения маркетинговых стратегий коммерческих банков……………………………………………………………72
3.2 Создание внешней и внутренней инфраструктуры банка с целью реализации маркетинговой стратегии ЗАО КБ ПриватБанк………….91
3.3 Формирование маркетинговой политики с целью реализации генеральной стратегии ЗАО КБ ПриватБанк…………………………………..95
3.4 Регрессионно – кореляционное моделирование основных стратегических показателей ЗАО КБ ПриватБанк…………………………….96

Заключение……………………………………………………………………...108
Список литературы……………………………………………………………..113
Приложения…………………………………………………………………….117


Введение

Актуальность дипломного исследования определяется объективной необходимостью научного анализа и методологического обоснования принципов, форм и методов стратегического планирования в деятельности коммерческого банка в условиях динамичного развития рыночной экономики. Поскольку роль и сущность деятельности коммерческих банков значительна в условиях развития экономики Украины, то важна эффективная деятельность коммерческих банков, которая во многом будет зависеть от того, как организовано стратегическое управление и планирование внутри банков. В настоящее время коммерческие банки в большей степени озабочены оперативными аспектами деятельности, нежели стратегическим планированием. Особенно это проблема касается коммерческих банков Украины, которым приходится конкурировать на рынке банковских услуг как с крупными банками монополистами, так и банками с государственным или иностранным участием в условиях трансформации рыночной экономики. Поэтому в современных условиях организация работы коммерческих банков требует увеличения объема использования четкого и слаженного стратегического планирования. Повышение требований связано с рядом следующих особенностей рыночной конъюнктуры финансовых рынков:
- сильной конкуренцией в условиях нестабильного финансового рынка;
- высокой динамикой развития банковских технологий;
- сменой приоритетов в формировании рынка банковских услуг;
- изменениями тенденций в законодательстве и необходимостью следования им.
Современные тенденции развития банковской системы Украины сопровождаются с одной стороны наращиванием ликвидности, надежности банков, а с другой характеризуется замедлением динамики роста и невысоким уровнем прибыльности, что ограничивает не только инвестиционную привлекательность рынка банковских услуг, но и дальнейшую капитализацию банковской системы. Банковская конкуренция вышла на международный уровень, появились новые финансовые рынки, которые изменили характер финансирования, банки, стали диверсифицировать свою продукцию и услуги. Применение компьютерной техники ужесточило конкуренцию в связи с неравными возможностями разных банков по ее использованию. Такие явления характерны для многих финансовых рынков мира. Необходимость стратегического планирования в настоящее время признается большинством банков мира, поскольку оно для них стало одним из важнейших факторов успеха. Меры по финансовой либерализации, проводимые в настоящее время в большинстве стран, в том числе и в Украине, укрепляют эти тенденции, в связи, с чем банкам целесообразно разрабатывать стратегические планы для достижения их конкурентных преимуществ. Появление обобщающих стратегических моделей планирования, адаптированных для банков Украины, рассчитано на удовлетворение сложившегося спроса. От степени внедрения и использования в практике стратегического планирования будет зависеть эффективность работы коммерческих банков и банковской системы в целом в современных условиях. Анализ сложившихся тенденций в настоящее время на банковском Украины рынке показал, что конкурентной проверке подвергаются не столько банковские продукты и услуги, сколько механизмы планирования, информационно-аналитического обеспечения деятельности банков, способности их руководителей принимать верные управленческие решения на основе имеющейся информации в динамично изменяющихся условиях, в том числе риска и неопределенности. Таким образом, все вышеперечисленное еще раз подтверждает актуальность исследования данной темы и её практическую значимость применительно к коммерческому банку Украины. В современной отечественной науке пока еще существует недостаточно исследований по проблемам стратегического планирования в деятельности коммерческих банков. В связи с этим, данную проблематику можно с полным основанием отнести к числу наиболее актуальных.
Исследованию теоретических и методологических аспектов стратегического планирования было посвящено значительное количество научных работ за рубежом. Различные аспекты исследуемой проблемы освещены в работах зарубежных ученых: И. Ансофф, Н. Бакстер, Т. Бэррелл, X. Виссема, С. Гхошал, Х.У. Дериг, П. Друкер, Ф. Котлер, Дж. Куинн., П. Лоранж, МакКинзи, Д. Мак-Нотон, М. Мескон, Г. Минцберг, П. Роуз, Дж. Ф. Синки, Д. Хасси и другие. В отечественной науке пока недостаточно исследований, посвященных теории и методологии стратегического планирования в банке, что связано, прежде всего, с ограниченностью накопленного опыта и динамичным развитием интеграционных процессов, когда теория не успевает за развитием практики в разработке данной проблематики. Вместе с тем следует отметить вклад в развитие теории банковского дела, в том числе стратегического планирования, таких ученых как: Д.А. Батенко, Н.Е. Егоровой, Н.А. Кравченко, С.А. Камионского, А.Г. Куликова, О.И. Лаврушина, Д.А. Лаптырева, Ю.С. Масленченкова, В.Д. Мехрякова, А.С. Маршаловой, В.И. Митрафанова, М.А. Помориной, A.M. Смулова, A.M. Тавасиева. Зарубежный опыт очень важен, поскольку развитые западные страны накопили огромный опыт по управлению деятельностью коммерческими банками. Многое из этого опыта может быть с успехом использовано в Украине при построении эффективной системы управления процессами становления и развития коммерческих банков, тем более что в настоящее время во многих странах сложилась схожая по общим принципам модель банковского регулирования. Современные тенденции функционирования коммерческих банков свидетельствуют о необходимости решения проблем эффективного использования стратегического планирования как важного инструмента организации и совершенствования использования банковских ресурсов для решения поставленных задач.
Цель дипломного исследования заключается в совершенствовании подходов и методов при организации процесса стратегического планирования в коммерческом банке в условиях динамичного развития рынка банковских услуг. Достижение поставленной цели потребовало решения ряда задач, основными из которых являются:
- проанализировать теоретические подходы к стратегическому планированию и определить его особенности применительно к банковской деятельности, выделить основные этапы процесса формирования стратегического планирования и обосновать необходимость стратегического планирования деятельности банка;
- провести анализ современных тенденций развития деятельности банков, влияющих на процесс формирования стратегического планирования в деятельности украинских банков;
- провести анализ стратегического планирования ЗАО КБ ПриватБанк;
- разработать систему стратегического планирования деятельности банка на основе банковского маркетинга.
Объектом исследования является коммерческий банк Приватбанк.
Предметом исследования выступает совокупность социально-экономических отношений, возникающих в процессе формирования и реализации стратегического планирования деятельности коммерческих банков в современных условиях динамичного развития экономики.
Научная новизна дипломной работы заключается в конструктивно новых принципах и методах построения системы стратегического планирования в коммерческих банках.
Практическая значимость обуславливается построением экономико – математической модели на основе корреляционно – регрессионно анализа, данные исследования будут являться ключевыми исходными элементами при составлении банковской стратегии.
Теоретической и методологической базой исследования являются достижения зарубежных и отечественных специалистов в области стратегического планирования, которые раскрывают принципы, закономерности и инструменты стратегического планирования в банковской деятельности, программы, концепции по стратегическому развитию банковской системы и банков в частности. В ходе исследования использовались общенаучные методы познания, системный подход определения и выбора теории стратегий, стратегических процессов, а также метод экспертных оценок, метод сопоставления и сравнительного анализа, система сбалансированных показателей эффективности.
В дипломной работе использовалась нормативно - законодательная база банковской системы Украины. Информационной базой послужили публикации в периодической печати, научные статьи, статистические материалы, монографии, публикации конференций и семинаров.
Список литературы Заключение

Ужесточение конкурентной среды, приход иностранного капитала и передовых технологий предъявляют высокие требования к характеру разви¬тия компаний. Многие украинские банки столкнулись с необходимостью продуманной последовательности действий по развитию и расширению соб¬ственного бизнеса. Жизнеспособность формируемого банками предложения банковских продуктов во многом определяется дальновидностью банковской генеральной стратегии.
Изучив различные подходы к понятию стратегии, мы предлагаем сле¬дующее определение: продуктовая стратегия – программа действий по вне¬дрению и реализации банковского продукта.
Направленность генеральной стратегии во многом определяется пози¬циями общебанковской, дополняя и расширяя ее с позиций развития банков¬ских услуг.
При этом на формирование общебанковской стратегии оказывают влияние следующие факторы:
- видение и ожидания акционеров компании;
- глобальные тенденции в отрасли (что за последние 10-20 лет проис-ходило в аналогичных отраслях других стран и каковы тенденции развития отрасли в мире);
- основные тенденции на отечественном рынке;
- отраслевая экспертиза (знания отраслевых специалистов, включая международных экспертов);
- видение и ожидания менеджеров компании. Изучение этих факторов позволяет верно сориентировать банк в части
развития бизнеса и выбора тех или иных возможностей совершенствования банковских продуктов.
Процесс разработки генеральной стратегии тесно связан со следую-щими маркетинговыми составляющими:
1) Анализ рыночных возможностей, включающий систему марке¬тинговых исследований и маркетинговой информации, изучение маркетинговой среды и рынков.
2) Отбор целевых рынков, предполагающий оценку потенциальных объемов спроса, сегментирование рынка, выбор целевых сегмен¬тов и позиционирование продукта на рынке.
3) Разработка комплекса маркетинга, заключающаяся в разработке продуктов, установлении цен на них, а также методов распро¬странения продуктов и стимулирования их сбыта.
4) Наконец, претворение в жизнь маркетинговых мероприятий.
Тщательно продуманная продуктовая стратегия позволяет банку быть конкурентоспособным и завоевывать новые сегменты рынка.
Анализ основных показателей деятельности ЗАО КБ Првиатбанк позволил дать следующие результаты.
По всем статьям баланса наблюдается рост показателей. Темп роста по валюте, банковским металлам и монетам составил 174%. Совокупный капитал в 2006 г. по сравнению с 2005 г. вырос в 2 раза или на 93129,22 тыс. грн. При этом совокупные обязательства увеличились на 165585,8 тыс. грн. Положительным является факт роста прибыли на 2642,34 тыс. грн. В структуре актива банка наибольший удельный вес занимают кредиты и финансовый лизинг, в сумме составляющие 41% валюты баланса на конец 2006 г.
За анализируемый период уставной капитал банка не изменился. В структуре пассива баланса наибольший удельный вес приходится на совокупные обязательства – 63,9% - в 2005 году и 64% на конец 2006 года.
Анализ финансовой отчетности банка на базе его доходов и прибыли осуществляется исходя из его качественных и количественных позиций. Относительно количественной оценки, речь идет о финансовых коэффициентах, а относительно качественной - о качестве источников доходов, формирование резервов, кредитного портфелю, факторы роста прибыли, а также оценивается конъюнктура рынка, на котором работает банк.
В структуре кредитного портфеля преобладают кредиты класса «под контролем» и «субстандартные», их доля соответственно составляет 41,5% и 40,2%. На кредиты с наименьшим коэффициентом риска –2% приходится 14,2% всего портфеля или 44261,81 тыс.грн. Безнадежных и сомнительных кредитов, коэффициент риска у которых превышает 50% всего 4,1%.
В структуре инвестиционного портфеля доминируют “Долговые ценные бумаги центрального правительства на инвестиции”, их удельный вес составляет почти 50%. 3495,2 тыс.грн или 24,80% приходится на акции на продажу. Вложения в дочерние компании составляют 2701,6 тыс.грн., а в ассоциированные – 956 тыс.грн.
В структуре капитала банка 97,88% приходится на уставной капитал, а оставшаяся часть подразделяется на «Нераспределенную прибыль и резервы» и «Прибыль текущего года».
Обязательства банка подразделяют на ряд статей 55% из суммы которых составляют средства клиентов до востребования. Срочные депозиты составляли в 2006г. 66928,56 тыс.грн или 21% всех обязательств. Среди прочих статей присутствуют корреспондентские счета банков и межбанковские кредиты, а также ценные бумаги.
ЗАО КБ Приватбанк обладает низким уровнем сомнительности задолженности и высокой кредитной активности. Проанализируем далее структуру доходов и расходов ЗАО КБ Приватбанк.
Исходя из отчета о прибылях и убытках в структуре доход наибольшая часть принадлежит процентным доходам 1217,31 тыс.грн в 2005г. и 2204,88 тыс.грн. в 2006г., причем в за 2005г. эта статья была единственная, а в 2006 году поступали доходы по торговым операциям.
Чистая прибыль банка выросла со 140,46 тыс.грн в 2005 году до 1180,76 тыс.грн в 2006году, другими словами произошел рост прибыли в 8 раз.
Системный подход к анализу эффективности деятельности коммерческого банка должен включать сбалансированную систему показателей, учитывающих все существенные аспекты его деятельности. Сбалансированная система показателей позволяет проводить всесторонний анализ взаимосвязей внутри банка, своевременно отслеживать как позитивные, так и негативные изменения в различных сферах управления и влиять на них. Особенность сбалансированной системы показателей эффективности состоит в том, что все они ориентированы на стратегические цели и задачи банка, а также взаимосвязаны и сгруппированы по определенным признакам, и только достижение всей совокупности критериев позволит говорить об эффективности деятельности банка [19, с. 73].
Решению задачи оценки эффективности банковской деятельности наиболее соответствует концепция представления баланса банка как единого портфеля активов и пассивов, сбалансированного по объемам, срокам и стоимости отдельных активных и пассивных групп денежных ресурсов.
Одним из важнейших компонентов в системе анализа эффективности деятельности банка является анализ его финансовой устойчивости в целом и оценка уровня его доходности и прибыльности, в частности. Значение этой оценки вытекает из того, что доходы и прибыльность характеризуют сферу использования банковских активов, влияют на прирост собственного капитала банка, определяют возможность роста активных операций банка и экспансии на рынке, прибавляют уверенности инвесторам и кредиторам в поддержании делового отношения с данным конкретным банком, создают запас прочности, обеспечивают выплату дивидендов инвесторам.
Итогом исследования явилась подготовка генеральной стратегии ком¬мерческого банка на примере стратегии развития розничного бизнеса Банка ЗАО КБ Приватбанк. В стратегии Банка определены основные направления работы в целях построения полносервисного розничного блока.
Следует отметить, что с увеличением масштабов международного бан¬ковского бизнеса, развитием и внедрением новых банковских продуктов по¬требность в стратегических решениях будет только возрастать. Выражаем надежду, что настоящее исследование внесет посильный вклад в вопросы разработки продуктовых стратегий коммерческих банков.


Список литературы


1. Закон України «Про банки і банківську діяльність» із змінами і доповненнями // Галицькі контракти, №7, 1997, с.68.
2. Заруба О.Д. Банківський менеджмент та аудит.-К.:Лібра, 1996.-с.178.
3. Банківська енциклопедія / Під ред. А.М.Мороза.-К.:Ельтон, 1993 .
4. Банковское дело / Под ред. О.И.Лаврушина.-М.:Банки и биржи, научно-консультативный центр, 1992 .
5. Белых Л.П. Устойчивость коммерческих банков. Как банкам избежать банкротства.-М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996 , с.184.
6. Доллан Э.Дж., Кембелл К.Л. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. / Пер.с англ. Лукашевича М.Д.-Л., 1991 .
7. Масленчиков Ю.С. Финансовый менеджмент в коммерческом банке : фундаментальный анализ.-М.:Перспектива, 1996, с.68-132.
8. Панова Г.С. Анализ финансового состояния коммерческих банков.-М.:Финасы и статистика, 1996, с.54-78, 89-110.
9. Иванов В.В. Анализ надёжности банка. Практическое пособие.-М.:РДЛ, 1996.
10. Івасів Б.С. Операції комерційних банків : навчальний посібник.-К.: НМК ВО,1992 , с.84.
11. Івасів І. Яка банківська система потрібна Україні? // Вісник НБУ №4, 2003, с.50.
12. Основы банковского дела. / Под ред. Мороза А.Н., Киев, 1994, с.45-49.
13. Положення про фінансове оздоровлення комерційних банків. // Банківська справа, №4, 1997, с.75.
14. Інструкція НБУ №10 «Про порядок регулювання і аналіз діяльності комерційних банків» (у новій редакції) // Галицькі контракти, №2, 1997.
15. Ковальчук Т.Г., Коваль М.М. Ліквідність комерційних банків.-К.:Знання, 1996, с.89.
16. Коммерческие банки. / Рид Э., Коттер Р., пер.с англ.-М.:Космополис, 1991.
17. Маркова О.М., Сахарова Л.С., Сидоров В.Н. Коммерческие банки и их операции.-М.:Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995, с.215-224.
18. Основні показники діяльності комерційних банків України у 1995 році. // Банківська справа, №6, 1995, с.41.
19. Пантелєєв В., Халява С. Фінансова стійкість комерційного банку : проблеми регулювання. // Банківська справа, №1, 1996, с.32.
20. Раєвський К. Деякі аспекти фінансового аналізу комерційних банків України (в тому числі і із залученням іноземного капіталу). // Вісник НБУ, №1, 1997, с.27-40.
21. Ольхова Р.Г. и др. Банк и контроль.-М.:Финансы и статистика, 1991, с.97.
22. Шматов О. Методика визначення рейтигу комерційних банків в Україні. // Вісник НБУ, №5, 1997, с.39.
23. Халява С. Прибутковість і ліквідність комерційних банків та управління грошовою позицією. // Вісник НБУ, №5, 1997, с.34.
24. Синки Дж.мл. Управление финансами в коммерческих банках. / Пер.с англ. 4-го переработанного изд. / Под ред. Р.Я. Левиты, Б.С. Пинскера.-М.:Catalaxy, 1994, с.716-745.
25. Тимоти У. Кох. Управление банком. / Пер.с англ. В 5-ти книгах, 6-ти частях. - Уфа : Спектр, 1993.
26. Роуз Питер С. Банковский менеджмент. / Пер.с англ.со 2-го изд.-М.:Дело ЛТД, 1995, с.652-665.
27. Раєвський К. Інсайдерські ризики в банківській діяльності. // Вісник НБУ, №6, 1997, с.23.
28. Раєвський К. Про порядок регулювання та аналіз діяльності комерційних банків. // Банківська справа, №2, 1997, с.31.
29. Уткин Э.А. Банковсий маркетинг.-М.:ИНФРА-М, Метаинформ, 1994, с.217.
30. Черкасов В.Е. Финансовый анализ в коммерческом банке.-М.: ИНФРА-М, 1995, с.35-68.
31. Абрамова М., Александрова Л. Финансы и кредит // Москва, Юрис¬пруденция, 2003.
32. Гурьянов С. Маркетинг банковских услуг // Интернет версия (http://www.marketing.spb.ru/read/m15/index.htm)
33. Лаврушин О. Управление деятельностью коммерческого банка (Бан¬ковский менеджмент) // Москва, Юристъ, 2002.
34. Колесников В. Ценные бумаги // Москва, Финансы и статистика, 1998.
35. Котлер Ф. Основы маркетинга // Москва, Вильямс, 2006
36. Маккарти М., Флинн Т. Риск. Управление риском на уровне топ-менеджеров советов директоров // Москва, Альпина Бизнес Букс, 2005.
37. Миркин Я. Банковские операции // Москва, Инфра-М, 1996.
38. Никонова И., Шамгунов Р. Стратегия и стоимость коммерческого банка. // Москва, Альпина Бизнес Букс, 2005.
39. Пирсон Б., Томас Н. Краткий курс MBA. Практическое руководство по развитию ключевых навыков управления // Москва, Альпина Биз¬нес Букс, 2005.
40. Аллмендингер Г., Ломбрелья Р. Четыре стратегии для века умных ус¬луг // Harvard Business Review, ноябрь, 2005.
41. Алексеев А., Горина М. Управление эффективностью банка – новое качество менеджмента // Интернет-версия (www.strategy.ru).
42. Анурьев С., Сметанин В. Особенности разработки корпоративной стратегии // Финансовый директор, №1, 2005.
43. Брюков В. Зачем банкиру ПИФы? // Банковское обозрение, №1, 2005.
44. Ивлев В., Попова Т. Balanced Scorecard – альтернативные модели // Банки и технологии, №4, 2002.
45. Идрисов А. Мастер-класс: конкурентная стратегия сегодня и завтра. Повестка для менеджера // Конференция: современные технологии управления. Стратегия и практика применения, 13 марта 2003.
46. Идрисов А. Стратегия: с чего начинать и чем закончить? // Управле¬ние компанией, №5, 2004.
47. Каплан Р., Нортон Д. Отдел управления стратегией // Harvard Business Review, январь-февраль 2006.
48. Коттер Дж. Лидерство и менеджмент: разумное равновесие // Harvard Business Review, август 2005.
49. Кулина Е. Менеджмент коммерческого банка на стадии реформиро¬вания организации // Интернет-версия (www.cpt21.ru).
50. Остергерд М., Баркин А. Настоящее управление стоимостью // Harvard Business Review, сентябрь 2005.
51. Сулл Д. Стратегия активного ожидания // Harvard Business Review, декабрь 2005.
Цена: Договорная