Название | ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА |
Количество страниц | 17 |
ВУЗ | СевНТУ |
Год сдачи | 2009 |
Содержание | План.
1.Введение 2.Понятие "политическая культура" и его содержание 3.Назначение и функции политической культуры 4.Структура политической культуры 5.Типы политической культуры 6.Тенденции развития российской политической культуры 7.Заключение 8.Список литературы Введение Термин "политическая культура" впервые появился лишь в XVIII в. в трудах немецкого философа-просветителя Иоганна Гердера. Теория же, предполагавшая изучение мира политики через призму этого концепта, сформировалась еще позднее-только в конце 50-60х гг. Американский ученый ГюАлмонд,исследуя политическую систему,наряду с традиционным- институциональным характером ее изучения(предполагавшим изучение институтов и их функций,норм и механизмов формирования государственной политики) выделил также и ориентационной (выделявший в качестве основного субъекта анализа особые отношения населения к разнообразным политическим объектам.) Последний и представлял собой характеристику особого класса политическх явлений-политическую культуру,соединявшую институциональный и реальный уровень уровни функционирования политической системы. На сегодняшний день в политологии сложилось три основных подхода в трактовке политической культуры. Так,одна группа ученых отождествляет политическую культуру со всей совокупностью духовных явлений(Алмонд,Краснов,Верба).В этом смысле политическая культура понимается по сути как форма общественного сознания или психического склада социума,не включающая при этом все практические,поведенческие формы своего существования. Другие ученые видят в политической культуре проявление нормативных требований(С.Вайт) или совокупность типичных образцов поведения человека в политике(Дж.Плейно). Иными словами,политическая культура понимается в данном случае как регулятор политического поведения. Еще одна-третья группа ученых понимает политическую культуру как способ,стиль политической деятельности человека,предполагающий воплощение его убеждений,идеалов,принципов(П.Шаран,И.Шапиро ,В.Розенбаум) Итак,обобщая описанные подходы, политическую культуру можно определить как совокупность типичных для конкретной страны форм и образов поведения людей в публичной сфере,воплощающих их ценностные представления о смысле и целях развития мира политики и закрепляющих устояшиеся там нормы и традиции взаимоотношения государства,личности и общества. Политическая культура - ценностно-нормативная система, которой придерживается общество, один из важных элементов политики. Эта система существует в виде распространенных и общепринятых большинством населения основных политических ценностей и идеалов. Зачастую именно в политике отдельные личности и целые социальные группы стремятся реализовать свои социально значимые интересы. Но это не непосредственный процесс – он выражается в отношении к власти, политическим институтам, элитам, лидерам и т.д., множеством значений и смыслов, которые вкладывают в эти понятия. Как правило, эти смыслы и значения не являются чем-то экстраординарным или новаторским, а предписываются господствующей в обществе политической культурой, той системой ценностей и норм поведения, которой придерживается большинство населения. |
Список литературы | Заключение
Политическая культура принадлежит наряду с политической психологией и этикой к важнейшим сторонам гуманитарного измерения политики. Ее можно определить как внеинституциональную систему, охватывающую политические традиции, политические ценности и установки практического политического поведения. Понятие политической культуры активно используется в тех случаях, когда нужно объяснить, почему одни и те же политические институты по-иному работают в разных странах, почему те или иные политические новации и заимствования в одном месте прививаются легче, в другом - труднее. Человек не является автоматически действующим механизмом, он всегда - активный интерпретатор осваиваемых или навязываемых ему ролей. Источником таких интерпретаций и является культура. Политическая культура, как и культура в целом, выполняет следующие функции: - когнитивную (политические знания); - эмоциональную (политические чувства); - оценочную (политические ценности и идеалы как основа политических оценок). Характер политической культуры влияет на протекание политического процесса в той или иной стране, повышая или, напротив, снижая вероятность согласования различных групповых интересов, политической предсказуемости, стабильности. С точки зрения политолога, вопрос о культурном контексте связан с выяснением значимости внеинституциональных аспектов политики: за деятельностью тех или иных политических субъектов, за фасадом институтов просматривается присутствие устойчивых традиционных архетипов или "канонов", отнюдь не всегда осознаваемых, но неизменно действующих. В опыте модернизации обнаружено, что даже новые технологии невозможно произвольно пересаживать на любую культурную почву; так, будучи импортированными, с Запада на Восток, в развивающиеся страны, они дают заметно меньший эффект, хуже "приживаются". Это тем более справедливо в отношении новых общественных институтов: импортированный извне парламентаризм, "импортированная демократия" оставляют впечатление глубокой профанации. Поэтому изучение культурного контекста становится решающим условием успешности тех или иных социально-политических нововведений и модернизаций. Политология становится культурно-центричной: не ограничиваясь исследованием политической системы как механизма, требующего взаимодействия и пригнанности своих "деталей", она анализирует условия интеграции этого механизма в "метасистему" социума, где традиции и нормы, ценности и образцы поведения играют не меньшую роль, чем прагматически понимаемые интересы и инструменты их достижения. Словом, в политике, как и повсюду, человек выступает в двух ипостасях: как существо, преследующее практические цели, и как существо, взыскующее высших смыслов" бытия. Таким образом, вопрос о политической культуре, с одной стороны, выступает как вопрос о наследии, о традиции, в прямых или превращенных формах, оказывающих влияние на политику, а с другой стороны, как вопрос об общих жизнеориентирующих "смыслах" и ценностях. В политическом процессе всегда существуют и сталкиваются политические идеи двух основных типов: представительские, выражающие интересы и позиции различных групп общества (социопрофессиональных, региональных, этических и т.п.), и глобальные, конкурирующие на рынке политических проектов "лучшего будущего". Эти типы не являются взаимозаменяемыми; они связаны отношением дополнительности. Если политика превращается в конкурс одних только глобальных мироустроительных идей, а представительские функции оказываются подавленными, то это грозит идеократическим (теократическим) вырождением политической культуры, теряющей способность соизмерять "высшие смыслы" с запросами человеческой повседневности. Если же ареал политических идей всецело заполнен формами представительства групповых интересов, это чревато потерей ценностных ориентаций; складывается целиком прагматическая политическая культура, не способная представить сущее на суд должного, - культура, в которой гаснет творческое Список используемой литературы 1. Краткий политический словарь. - 6-е изд. Москва, 1989. 2. Голосов Г. В. , Лифанов А. В. Введение в политологию.- Учеб.пособие. Новосибирск, 1991. 3. Основы политологии. - Учеб.пособие. Ростов-на-Дону, 1993 4. Вебер М. Избранные произведения. М.,1990. |
Цена: | Договорная |