Название Механизмы обеспечения социальной доступности жилья для граждан России
Количество страниц 152
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2009
Содержание Содержание
Введение 3
Глава 1. Проблемы обеспечения российских граждан доступным
жильем 9
1.1. Обеспеченность граждан России жильем как социальная проблема 9
1.2. Анализ состояния и уровня благоустройства жилья в России 24
1.3. Взаимосвязь удовлетворения потребностей в жилье широких слоев населения с доходами семьи и стоимостью жилья 38 Глава 2. Государственное воздействие на формирование рынка социально доступного жилья как составная часть социальной политики 2.1. Формы и методы обеспечения жильем широких слоев населения в условиях современной рыночной экономики 54 2.2. Нормативная база государственного воздействия на рынок жилья 70 2.3. Организационные и финансовые механизмы государственного воздействия на формирование рынка жилья для достижения
социальных ориентиров 86
Глава 3. Пути решения жилищной проблемы широких слоев
населения 104
3.1. Основные направления совершенствования нормативно-правовой
базы, регулирующей рынок социально доступного жилья 104
3.2. Система механизмов обеспечения социально доступным жильем
граждан России 121
Выводы и рекомендации 134
Список литературы 140
Приложения 150

3
Введение
Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена тем что, потребность в жилье относится к числу самых настоятельных, имеет всеобщий характер, распространяется на широкие слои населения. Это практически незамещаемая потребность. Наличие разных типов жилища создает лишь разнообразие видов жилья, но ни в коей мере не свидетельствует о возможности его замены другими благами. Более того, это стабильная, постоянно растущая потребность.
Несмотря на общий рост доходов в последние годы и снижение численности российского населения, жилищные условия значительной его части остаются неудовлетворительными, а возможность их улучшения крайне низкой.
В стране исторически закрепилась тенденция непритязательного отношения к жилищной проблеме со стороны и государства и граждан. Отставание по уровню и качеству жилья в сравнении с экономически развитыми странами вызвала озабоченность, но не считалось критической проблемой до самых последних лет. В 2005 году Президент Российской Федерации В.В.Путин в своем послании к Федеральному собранию заявил: «Надо прекратить обманывать людей, вынуждая их годами и десятилетиями стоять в очередях на получение жилой площади» . В итоге было принято решение о реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России».
Жилищная проблема актуальна не только в своем прикладном проявлении, т.е. в недостаточности общего объема жилья, обеспеченного коммунальными услугами, и несоответствии цен на него доходам населения. Недостаточно разработанными остаются и теоретические доктрины, трактующие обязанности и возможности государства обеспечивать граждан комфортным социально доступным жильем, а также проблемы
1 В.В.Путин, Послание Федеральному собранию, 25 апреля 2005 года, http://www.kremlin.ru/appears/2005/04/87049.shtmI


формирования комплексной системы механизмов, способствующих
реализации соответствующих задач.
Из сказанного вытекает научная и прикладная актуальность темы диссертационного исследования, посвященного разработке проблемы комплексной системы механизмов обеспечения социально доступным жильем граждан России.
Степень научной разработанности проблемы. В ходе подготовки диссертации анализировались исследования социальных, производственных, строительных, коммунальных, инвестиционных и других проблем в условиях рыночной экономики, связанных с обеспечением социально доступным жильем граждан России, теоретических аспектов государственного управления экономическими процессами, а также жилищной политики в ряде зарубежных стран.
Социально-экономические проблемы населения рассматривались в работах отечественных ученых-экономистов: Бобкова В.Н., Жильцова Е.Н., Жукова В.И., Ильина И.А., Исаева Н.И., Костакова В.Г., Литвинова В.А., Львова Д.С, Майера В.Ф., Нуреева P.M., Римашевской Н.М., Смирновой Н.А., Смирнова С.Н., Струмилина С.Г., Якобсона Л.И.
Концепции реформирования жилищного комплекса Российской Федерации исследовались в работах Бандорина Л.Е., Глазьева С.Ю., Григорьева В.В., Денисова Н.А., Костецкого Н.Ф. Среди современных отечественных исследователей финансовых проблем ипотечного кредитования и оценки недвижимости следует отметить Грязнову А.Г. и Федотову М.А.
В зарубежной литературе по проблемам социальной политики выделяются работы Беккера Г.С, Гелбрейта Дж., Стиглица Дж., Фридмана М., Модильяни Фр.
Несмотря на то, что проблема жилищной обеспеченности привлекла к себе определенное внимание российских экономистов, управленцев, практических работников, до настоящего времени исследования охватывают

не все аспекты этой проблемы. Научное обоснование рациональных
путей проведения жилищной политики в России в условиях развития
регулируемого государством рынка жилья разработано лишь фрагментарно.
Данные обстоятельства в сочетании с актуальностью диссертационной
проблематики обусловили формулировку цели и задач исследования.
Цели и задачи исследования. Основная цель диссертационной работы заключается в разработке и научном обосновании системы механизмов реализации жилищной политики в России, способствующих обеспечению широких слоев населения жильем, отвечающим современным требованиям к его качественным характеристикам и благоустройству, и выработке на этой основе предложений по их практической реализации.
В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются следующие задачи:
- теоретическое обоснование экономической категории «социально доступное жилье», её основных признаков, использования в теории и практике жилищной политики современной России;
- анализ современного состояния жилищной проблемы в России и выявление наиболее острых вопросов, требующих своего разрешения для активизации жилищного строительства и улучшения обеспеченности населения жильем;

- обоснование эффективных, ресурсно-доступных способов активного участия государственных структур на федеральном, региональном, муниципальном уровне в обеспечении широких слоев населения жильем, соответствующим современным нормативным требованиям и рациональным потребностям населения;
- разработка мер, способствующих привлечению кредитных средств и личных денежных накоплений для вложения в строительство домовладений, позволяющих самостоятельно решить жилищную проблему семьи;
- обоснование системы механизмов обеспечения граждан России социально доступным жильем;


- обоснование рекомендаций по совершенствованию действующих способов предоставления жилья отдельным категориям населения.
Объектом диссертационного исследования выступают социально -трудовые отношения, связанные с обеспечением жильем граждан России.
Предмет диссертационной работы - система организационных и экономических механизмов обеспечения жильем граждан России в увязке с потребностями населения, а также финансовыми возможностями государства и бюджетами семей.
Теоретическую и методологическую базу диссертационной работы составили труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов в области жизненных потребностей населения, уровня и качества жизни, а также проведения социальной, в том числе жилищной, политики.
В диссертации использованы методы системного анализа, сравнений и сопоставлений обеспеченности жильем в разных странах и регионах России, нормативный анализ, экспертные оценки, результаты расчетов автора работы и других исследователей.
Информационной базой исследования являются статистические данные государственной статистики и Федерального агентства по строительству и жилищно - коммунальному хозяйству, соответствующие нормативно - правовые акты, включая Жилищный кодекс РФ и региональные жилищные программы, материалы социологических обследований, аналитические обзоры и мониторинга ВЦУЖ, отдельные аналитические и прогностические расчеты других исследователей.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в комплексном исследовании вопросов жилищной обеспеченности населения России, разработке и научном обосновании на этой основе системы методов и инструментов воздействия органов власти, необходимых для решения жилищной проблемы широких слоев населения.
В результате проведенного исследования:
• сформулировано определение экономической категории

7 «социально доступное жилье», его основные признаки и использование
этой экономической категории в жилищной политике современной России;
• выявлены наиболее острые аспекты жилищной проблемы России, требующие своего разрешения для активизации жилищного строительства и улучшения обеспеченности жильем широких слоев граждан страны;
• предложен ряд мер, способствующих привлечению средств в жилищное строительство, в том числе личных средств населения;
• разработана комплексная система механизмов обеспечения жильем широких слоев населения;
• обоснованы предложения по совершенствованию действующих способов обеспечения жильем на основе ипотечного кредитования, жилищных сертификатов, а также бесплатного предоставления жилища семьям, остро нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что в нем с научных позиций обоснована совокупность взаимосвязанных мер и действий, позволяющих в обозримой перспективе существенно увеличить объемы строительства жилья и удовлетворить потребность в нем различных социальных и доходных групп населения.
Предлагаемые в диссертации меры будут способствовать повышению занятости и доходов части населения, занятой в строительном комплексе. Значительное обновление жилого фонда повысит его качество и позволит постепенно избавиться от ветхого и малопригодного жилья. Они благоприятно скажутся на активизации инвестиционного поведения той части российского населения, которая до настоящего времени использует пассивные методы накопления денежных средств.
Содержащиеся в диссертации рекомендации могут быть использованы законодательными и исполнительными органами государственной власти в модернизации проводимой жилищной политики и конкретных мер по ее реализации.

8
Апробация диссертационной работы. Результаты диссертационного исследования доложены на конференции «Социально - экономическая политика: уровень жизни населения Российской Федерации» (Москва, Всероссийский центр уровня жизни, 2006 г.).
Основные результаты диссертационного исследования отражены в 4 опубликованных работах общим объемом 1,4 п.л., в т.ч. автора 1,2 п.л.
Содержащиеся в диссертации предложения о совершенствовании действующих способов обеспечения жильем отдельных категорий населения с использованием механизма ипотечного кредитования и государственных жилищных сертификатов переданы Федеральному агентству по строительству и жилищно - коммунальному хозяйству для использования при реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов и рекомендаций, списка использованных источников и литературы, 2 приложений.
Список литературы Выводы и рекомендации

1. В настоящее время в число важнейших национальных целей выдвинулась задача обеспечить граждан России доступным и комфортным жильем. Проведенные в жилищной сфере преобразования не привели к повышению эффективности жилищной политики. Права граждан на улучшение жилищных условий все предшествующие годы реализовывались неудовлетворительно. Обеспеченность жильем большинства российских семей низкая. Реализуемая концепция обеспечения жильем не соответствует доходам и обуславливаемым ими платежеспособному спросу на него подавляющего большинства российских семей и требует своей принципиальной модификации.
2. Решение предложено в виде системы организационных и экономических механизмов реализации жилищной политики, адекватных рыночной экономической системе и соответствующих финансовым возможностям государства и бюджетам большинства российских семей.
3. Совершенствование системы обеспечения жильем позитивно
повлияет также на миграцию населения, подвижность трудовых ресурсов,
иммиграционные процессы, демографическую ситуацию в стране в целом и в
ее отдельных регионах.
4. В связи с теоретической неразработанностью проблемы методов обеспечения жилищем широких слоев населения и преодоления «жилищной бедности» оправдано введение и практическое использование в жилищной политике экономической категории «социально доступное жилье», под которым понимается жилье, доступное для приобретения или съема в аренду по приемлемой цене основной массе населения страны.
5. Улучшение жилищных условий российских семей сдерживается недостаточными объемами жилищного строительства и несоответствием рыночной стоимости вновь строящихся и приобретаемых объектов жилого

135 фонда платежеспособному спросу средне - и низкодоходных слоев
населения. Основной причиной недостаточных объемов жилищного
строительства являются ограниченные возможности привлечения прямых
государственных, муниципальных и частных инвестиций и недостаточная
доступность кредитных ресурсов. Существующая в настоящее время система
градостроительства и землепользования не стимулируют привлечение
частных инвестиций в жилищное строительство. Решение этих проблем
требует дальнейшего изменения и дополнения действующей
законодательной базы и упрощения процедур, связанных с жилищным
строительством, созданию иных благоприятных условий стимулирующих
привлечение инвестиций в эту сферу.
6. Росту стоимости готового жилья и, соответственно, повышению
порога его социальной доступности, способствует направление бюджетных
средств не на финансирование мероприятий по строительству жилья, а
преимущественно на стимулирование спроса путем субсидирования
процентных ставок по ипотечному кредитованию.
7. Одним из факторов, сдерживающих в перспективе развитие
жилищно - строительного комплекса и связанные с этим возможности
улучшения жилищных условий россиян, является ожидаемый дефицит
строительных материалов, обусловленный низким технологическим уровнем
предприятий и износом оборудования, ликвидацией мощностей панельного
домостроения в ряде регионов страны..
8. Реализуемая в настоящее время жилищная политика
предусматривает участие государства в улучшении жилищных условий
отдельных категорий населения. Такая политика социально оправдана.
Однако, предоставляемые гражданам субсидии на получение жилой площади
не соответствуют реальной рыночной стоимости жилья.
9. Одной из таких категорий населения являются уволенные в запас и
продолжающие служить военнослужащие и члены их семей. Утвержденная
правительством структура размещения средств накопительного фонда

136 подвержена рискам обесценивания. Предложена иная, более надежная
структура, близкая по составу портфелю ценных бумаг, формируемому
пенсионными фондами. В дополнение к структуризации накоплений, в
качестве управляющих компаний рекомендуются либо специально
созданные для этих целей государственные управляющие компании, либо
закрытые паевые инвестиционные фонды, оперирующие ценными бумагами,
обеспеченными недвижимостью.
10. Помимо причин макроэкономического характера улучшение жилищных условий россиян сдерживается существующей системой обеспечения населения жильем. Предложена система механизмов обеспечения граждан России социально доступным жильем, рассчитанная как на семьи с высоким достатком, так и на широкие слои населения. Предполагается, что первая категория семей будет покупать его за свой счет, в том числе на условиях ипотеки. При этом, в рамках ипотечного кредитования возможна в ограниченных размерах помощь государства в отношении отдельных категорий семей.
Для низко- и среднедоходных групп населения предлагается предоставление жилья:
- через систему государственных жилищных сертификатов;
- через категорию домов социального найма;
- через категорию домов коммерческого найма;
- путем бесплатного обеспечения на уровне социальных норм определенным категориям населения.
С помощью вышеизложенной системы предлагается обеспечить реализацию следующих положений социальной политики:
дифференцированность региональной жилищной политики федеральных властей, учитывающая разные финансовые возможности субъектов Российской Федерации, а также стратегические задачи государства, выражающиеся прежде всего в закреплении русскоязычного населения на Дальнем Востоке и улучшении условий проживания населения

137 малых городов и сельской местности центра России;
- целенаправленная демографическая политика, нацеленная на приоритетную поддержку двух - трехдетной семьи и матерей - одиночек, а также улучшение демографической ситуации в регионах с резко выраженной депопуляцией населения;
- сочетание чисто рыночных методов преодоления «жилищной бедности» с бесплатными формами предоставления жилья семьям, остро нуждающимся в улучшении жилищных условий;
- выделение отдельных категорий семей, в отношении которых осуществляется политика предоставления жилья на льготных условиях.
Эти меры социального характера должны дополняться мероприятиями экономической политики, способствующей удешевлению строительства жилья при достаточно высоких качественных характеристиках типовых жилых строений и приведении цен на рынке жилья в соответствие с его реальной стоимостью и покупательной способностью населения.
11. Предлагается активизировать процесс улучшения жилищных условий населением за счет более широкого включения в этот процесс граждан, продающих свое прежнее жилье с доплатой разницы в цене за дополнительную жилую площадь и лучшие качественные характеристики приобретаемого жилья. Для этого необходимы соответствующие налоговые льготы и краткосрочное кредитование этого процесса через специально создаваемый фонд.
12. Система ипотечного кредитования имеет в России хорошие долгосрочные перспективы. Но в настоящее время она может позволить решить жилищные проблемы лишь сравнительно узкому кругу высокодоходных семей. Доходы большинства населения не позволяют ему улучшать свои жилищные условия по этой схеме. Она может быть развита финансовой поддержкой государства отдельных категорий семей. Но значительное расширение им финансовой поддержки этой системы социально неоправданно.

138
13. Предлагается создать систему домов коммерческого
найма, принадлежащих как частным лицам и организациям, так и местным органам власти. Функционирование этой системы должно поддерживаться налоговыми льготами. Для создания необходимого для этого жилищного фонда у местных органов власти предлагается создать специализированный финансовый фонд с бюджетным финансированием. Это создаст условия для развития жилищного строительства и связанных с ним отраслей отечественной экономики, улучшения жилищных условий населения с разным уровнем доходов, а также обеспечения устойчивой финансовой базы местных органов самоуправления.
14. Целесообразно сохранить схему обеспечения жильем отдельных
категорий населения через жилищные сертификаты. Ее эффективность
может быть существенно повышена путем принятия следующих
организационных и экономических мер:
- приведения стоимости государственных жилищных сертификатов в
соответствие с реальной рыночной стоимостью стандартного жилья
современных характеристик;
- заблаговременному предоставлению их лицам, приобретающим
жилье с использованием этого финансового механизма;
- удлинения сроков годности жилищных сертификатов;
использования механизма ипотечного кредитования для приобретения этой категорией населения жилья сверх норматива, предусмотренного системой государственных жилищных сертификатов.
15. Целесообразно сохранить бесплатное предоставление жилья
семьям, остро нуждающимся в улучшении жилищных условий, на основе
минимальных социальных стандартов. Решение этой проблемы в отношении
дотационных регионов целесообразно возложить на федеральный бюджет в
виде строки целевого назначения.
16. Предлагаемое увеличение альтернативных возможностей
улучшения жилищных условий государством позитивно повлияет на

уровень и динамику цен на жилье, приведя их в большее соответствие его себестоимости и доходам россиян.


Список литературы
1. Авеков В.В. Проблемы управления собственностью: вопросы теории и практики. Монография.-М.: Современная экономика и право.2004.-304с.
2. Аксенов П.Н. Инвестиции в коммунальную сферу. Департамент топливно-энергетического комплекса. // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. - 2004. - №1(18), с.67-68.
3. Аналитический доклад «Практика реформы жилищно-коммунального комплекса». - М., 2003 - www. urbaneconomics.ru.
4. Андрианов В.В. и др. Принципы эффективного тарифного регулирования коммунальных предприятий / Под ред. СБ. Сиваева. -М.: Фонд «Институт экономики города», СПб.: 000 Издательство «Лимбус Пресс», 2003.
5. Анимица EX., Тертышный А.Т. Основы местного самоуправления. -М.: ИНФРА-М. 2000. - 208 с.
6. Балабанов И.Т. Экономика недвижимости, СПб.: «Питер». 2000г.
7. Баранова К.К. Бюджетный федерализм и местное самоуправление в Германии. - М.: Дело и сервис. 2000.
8. Башмаков И. Способность и готовность населения оплачивать жилищно-коммунальные услуги. // Вопросы экономики. 2004. №4.
9. Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории: пер.с англ./Сост., науч.ред., послесл.Р.И.Капелюшников; предисл.М.И.Левин.-М.:ГУ ВШЭ,2003.-672с.
10.Беленький В. Российский рыночный землеоборот: миф или реальность
//Вопросы экономики. 1998. № 11. 11.Беркут Н.А. Реформа ЖКХ - способы решения // Климат № 20.
Издательствово «АПИК». 2003. 12.Бобков В.Н., Дмитриев И.И., Арбузова Т.Н. О расходах россиян на
жилье (размышления о путях жилищно-коммунальной реформы)»//
Уровень жизни населения регионов России, 1997.№7.-с.45 13.Бобков В.Н. Распределение доходов в рыночной экономике.-
М.:ВЦУЖ,1997.-91с. 14.Бобков В.Н. Уровень жизни и социальное неравенство в современном
Российском обществе.//Уровень жизни населения регионов
России,2006.№4. 15.Бобков В.Н. О социальной стратегии России.//Уровень жизни
населения регионов России,2005.№8-9.-с.7-13. 16.Бубнова К. Страхование права собственности на недвижимость // Риэл
тер. -М.. 1998. №2. П.Бузырев В.В., Чекалин B.C. Экономика жилищной сферькУчебное
пособие.-М.: ИНФРА-М,2001.-256с.

141
18.Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998г. № 145-ФЗ (в ред. от
12.10.2005г.) 19.Венгеров А.Г. Концессионный механизм управления предприятиями
жилищно-коммунального хозяйства (на примере Московского
региона): Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд.
экон. наук: 08.00.05. - М.: 2003.-23с. 20.Верхозина А., Митин Д. Недвижимость всегда в цене. // Закон. 2002.
№10. ' 21.Визгалов Д.В. Методы оценки муниципальных программ. - М.: Фонд
«Институт экономики города». 2005. - 108 с. 22.Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы
теории и практики. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и
статистика. 2004. - 176 с. 23.Гелбрейт Дж. Экономические теории и цели общества.-М.:
Прогрэсс,1976. 24.Глазырин М. В. Муниципальная самоорганизация: Основное звено
территориального хозяйствования и самоуправления / РАН. Центр.
экон.-мат. ин-т. - М.: Наука. 2003. - 159 с. 25.Градостроительный Кодекс Российской Федерации от 29.12.2004.
№190-ФЗ (в ред. от 22.07.2005г.). 26.Горемыкин В.А., Бугулов Э.Р. Экономика недвижимости. - М.:
Филинъ. 1999.- 592 с. 27.Гофман Д.К., Матвеев Д.А. Проблемы развития ипотечного кредите
вания // Финансовые и бухгалтерские консультации. 1998. № 9. 28.Гражданский кодекс Российской Федерации от 26.01.1996г. № 14-ФЗ
(вред, от21.07.2005г.) 29.Грибанова Е. Ипотечное кредитование наталкивается на подводные
камни законодательства // Бюллетень недвижимости. 2001. №40. ЗО.Григорьев В.В., Острина И.А.,Руднев А.В. Управление муниципальной
недвижимостью: Учебно-практ.пособие.-М.: Дело,2001. 31.Глазьев СЮ. Экономика России: сегодня, завтра: Цикл публичных
лекций «Академики РАН-студентам ГУУ»/ГУУ.-М.:,2004.-77с. 32.Гутин В.Б., Дарьин Е.М., Трофимова Т.Е. Комплексное
моделирование муниципальных схем ипотечного кредитования. //
Жилищное строительство. 2002. №1. ЗЗ.Давлетшин М.Б., Расулов А.Ф., Давлетшина И.М. Пути развития
накопительных схем приобретения жилья. // Экономика строительства.
2003. №4. 34.Денисов Н.А. Жилищная программа: новый этап.
«Коммунист». 1990.№10.-0,6 п.л. 35.Денисов Н.А. Жилищно-коммунальный комплекс: концепция
реформирования.//Экономист,1998.№5.-0,5 п.л. 36.Денисов Н.А. Жилищный кодекс Российской Федерации: что он вносит
в нашу жизнь.//Уровень жизни регионов населения России,2005.№5

142
37.Диверсификация источников финансирования проектов модернизации
предприятий ЖКХ: анализ и моделирование. //Пятый всероссийский
симпозиум «Стратегическое планирование и развитие предприятий»
ЦЭМИ РАН. Тезисы докладов и сообщений. - М.: ЦЭМИ РАН. 2004. 38.Дронов А.А. О состоянии жилищно-коммунального хозяйства России и
перспективах его реформирования. // Журнал руководителя и главного
бухгалтера - ЖКХ. 2001. № 6. 39.Еловиков Л.А. Социальная политика: Учебное пособие.-Омск: Омский
гос.ун-т.2002.-282с. 40.Еремеева Л.Н., Казюкова Н.Н. Муниципальные образования накануне
реформы местного самоуправления: итоги и прогнозы. - М.:
«АИОМСУ». 2003. 41.Жилищная политика местных властей: уроки западно-европейского
опыта и реформы в России. РАН Ин-т соц.-экон. проблем, Ин-т
Евроград. - Спб.: Наука. 1998. 42.Жилищное хозяйство в России. Официальное издание. Статистический
сборник. - М.: Госкомстат России. 2002. 43.Жилищное хозяйство и бытовое обслуживание населения в России.
Росстат,М. 2004. 44.Жилищный Кодекс Российской Федерации от 29.12.2004г. №188-ФЗ. 45.Жилье: рынок и раздача// РАН Сиб. отделение, Ин-т экономики и
организации промышленного производства / отв. ред. Т.И. Заславская.
- Новосибирск: Наука. 1993. 46.ЖКХ страны в цифрах // Коммунальный комплекс России. 2004. №1. 47.Жуков Д.М. Экономика и организация жилищно-коммунального
хозяйства города. Учеб пособие для ВУЗов. - М.: Владос, 2003. - 96с. 48.Зарубежный опыт территориальной организации местного
самоуправления // http://www.ime.kolyma.ru/Dime/d32.htm 49.Зворыкина Ю.В. Концессия объектов инфраструктуры в России. - М.:
КноРус. 2003. 50.Иванов В., Скрипов В. Все изменила ипотека. // Эксперт Северо-Запад.
2003. №5. 51.Игнатов В.Г. Зарубежный опыт местного самоуправления и его
реформирования: В помощь изучающим проблемы государственного и
муниципального управления. - Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2004. 52.Игнатов В.Г., Батурин Л.А., Бутов В.И., Уварова Г.Г., Ходарев СВ.,
Эллапский Ю.Г. Экономика социальной сферы: Учебное пособие.-
Ростов н/Д: Издательский центр «Март»,2001.-416с. 53.Игонина Л.Л. Муниципальные финансы: Учеб. пособие. - М.:
Экономистъ. 2003.-330 с. 54.Информационный бюллетень №4-2006. Подпрограмма «Выполнение
государственных обязательств по обеспечению жильем категорий
граждан, установленных федеральным законодательством»
федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. -М:

143
Издательство «Вектор - ТиС», 2006.-] 70с. 55.Итоги работы Государственной Думы второго созыва за 1996-1999 гг. -
http://www.invest.antax.ru/doc/rossiiskoe__zak_3. 56.Каленева Е.А. Финансирование жилищно-коммунального хозяйства. -
М.:Ось-89. 2003.-192с. 57.Ключевые аспекты реформы тарифов городского водного хозяйства в
странах Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии. OECD. 2003. 58.Ковешников Е. М. Государство и местное самоуправление в России:
теоретико-правовые основы взаимодействия. М.: Юридическое
издательство «НОРМА». 2002. 272с. 59.Концепция международной программы по ипотечному кредитованию
жилищного строительства в России "Дом для Вашей семьи". - М.:
Российская ипотечная ассоциация. 1998. 60.Копе Ж.Ф., Вернер Ф. Местные коллективы во Франции (расходы и
бюджетная политика). Изд-во «Экономика» и НЦПТ. 1993. 61.Косарева Н., Страйк Р. Создание системы ипотечного жилищного
кредитования в России. М. 1995г. 62.Костецкий Н.Ф. Жилищный фонд России: проблемы сохранения и
воспроизводства// Экономика строительства .2002. №12. 63.Костиков И.В. Рынок муниципальных ценных бумаг США //
Финансы. 1998. №10. 64.Лекции по экономике города и муниципальному управлению. /Под ред.
Пузанова А.С. - М.: Фонд «Институт экономики города». 2004. 65.Литвинов В.А. Денежные доходы и покупательная способность
населения регионов России.-М., 1998.-203с. 66.Литвинов В.А. Кому доступна ипотека.// Уровень жизни населения
регионов России,2006.№5-6.-с.81-84 67.Логинов М. П. Система ипотечного жилищного кредитования в
России: проблемы и пути решения. // Деньги и кредит. 2002. № 4. 68.Львов Д.С. Экономический манифест. Будущее Российской
экономики. -М.: Экономика,2002. -54с. 69.Львов Д.С, Поршнев А.Г. Управление социально-экономическим
развитием России: Концепции, цели, механизмы.-М.:Экзамен,2002.-
702с. 70.Майер В.Ф. Доходы населения и рост благосостояния.-М.:
Мысль,1968.-220с. 71.Майер В.Ф., Кузнецова И.Г. Планирование социального развития и
повышение уровня жизни народа.-М.: АНХ СССР, 1991.-124с. 72.Майер В.Ф. и др. Реальные доходы населения.-М.: Наука, 1988.-277с. 73.Марголин A.M., Быстряков А.Я. Экономическая оценка инвестиций. -
М.: ЭКМОС. 2001. 74. Материалы конференции «Партнерство власти и бизнеса в
коммунальном комплексе» 5-6 апреля 2004 г. Организаторы
конференции: Фонд «Институт экономики города» и Институт
делегированного управления (Франция) при поддержке Госстроя

144
России и Посольства Франции в Российской Федерации. - М. Фонд
«Институт экономики города». 2004. 75.Матёюк В.И. Пути повышения самостоятельности и обеспечения
сбалансированности местных бюджетов: Автореферат диссертации на
соискание ученой степени канд. экон. наук: 08.00.10. - Краснодар, 2001. 76.Мельников P.M. Математические модели и экономические решения. -
М.: Изд-во РАГС. 2005. 77.Мельников P.M. Проблема налогово-бюджетной децентрализации в
свете кардиналистской теории полезности. // Федерализм. - 2005. №2. -
с.161-178. 78.Мельникова Н.С. «Формирование инкорпоративной экономики
муниципальных образований» Автореферат диссертации на соискание
ученой степени кандидата экономических наук. Специальность
08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством
(специализация: региональная экономика). - М., 2005. 79.Менар К. и др. Контракты и издержки в ресурсоснабжающих
подотраслях жилищно-коммунального хозяйства. - М.: ТЕИС, 2000. 80.Меркулов В.В. Мировой опыт ипотечного жилищного кредитования
и перспективы его использования в России. СПб. 2003г. 81. Методические рекомендации по оценке эффективности
инвестиционных проектов /Утверждено Министерством экономики
РФ, Министерством финансов РФ, Государственным комитетом РФ по
строительной, архитектурной и жилищной политике 21.06.1999 № ВК
477. 82.Мониторинг доходов и уровня жизни населения. Ежеквартальный
бюллетень. Под ред. Бобкова В.Н., Литвинова В.А., Гулюгиной А.А.-
М.: ВЦУЖ,2000-2006г.г. 83.МоришимаМ. Равновесие, устойчивость, рост. - М.: Наука, 1972. 84.Муниципальный менеджмент. - М.: Муниципальный мир, 2004. - 409с. 85.Найден С.Н. Общественные блага и коммунальные услуги/ Отв. ред.
П.А. Минокир, Рос. Акад. наук, Дальневост. отд-ние. Ин-т экон.
исследований. - М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2004. - 120с. 86.Налоговая политика России: проблемы и перспективы / Под ред. И.В.
Горского. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 288 с. 87.Налоговый кодекс Российской Федерации (в ред. от 06.12.2005г.) 88.Нестеренко А.Н. Экономика и институциональная теория / Отв. ред.
акад. Л.И. Абалкин. — М.: Эдиториал УРСС, 2002. — 416 с. 89.Нормативно-правовые аспекты реформирования и развития жилищно-коммунального комплекса Тюменской области. Тюмень, 2003. 90.Нуреев P.M. Теория общественного выбора. Курс лекций [текст]:
Учеб.пособие для ВУЗов/Р.М.Нуреев; Гос.ун-т.-Высшая школа
экономики.-М.:Изд.дом ГУ ВШЭ,2005. 91.06 отдельных аспектах хода реформы жилищно-коммунального
хозяйства в Российской Федерации в 2003 г. и 1 полугодии 2004 года. //
Статистический бюллетень. - 2004. - №9, с.5-15.

145
92.Основы местного самоуправления / под ред. СВ. Вобленко. : Обнинск,
1997. 93.Отчет по результатам социологического опроса, проведенного на VII
Всероссийском форуме «Развитие ЖКХ. Задачи Национального
проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»//Центр
ЕШЖполит.- 2006г. -№1. 94.Оценка масштабов и динамики изменения платежеспособного спроса
на жилье и объемов жилищного строительства в России. - М.: Фонд
экономики города, 2004. 95.Павлова И.В. Основные элементы системы ипотечного жилищного
кредитования. // Деньги и кредит. -2003г.- № 3. 96.Парциков Л.Л. Формирование доходов муниципального образования в
современных условиях: Автореферат диссертации на соискание ученой
степени канд. экон. наук: 08.00.05. - Краснодар, 2004.-23с. 97.Петти В. Трактат о налогах и сборах. Гл.1. О различных видах
государственных расходов//Антология экономической классики.-Т1.-
с.11-21. 98.Письмо Минфина РФ от 22.11. 2000г. N 03-01-12/12-443 «Об открытии
счетов органами федерального казначейства Министерства финансов
Российской Федерации для учета средств, полученных от
предпринимательской и иной приносящей доход деятельности». 99.Планирование в городском самоуправлении. / Сост. Кириллов Ю.В.
Обнинск, 1998.
100. Подпрограмма «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» ФЦП «Жилище» на 2002 - 2010 гг., утв. Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001г. № 675.
101. Постановление Правительства Москвы от 30.03.2004г. № 175-ПП «О создании условий для развития предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства города Москвы».
102. Постановление Правительства РФ от 12.08.2004г. № 410 «О порядке взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов» (с изм. и доп. от 19 мая 2005 г.)
103. Постановление Правительства РФ от 15 августа 2001 г. N 584 «О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года» (с изм. и доп. от 6 февраля 2004 г.)
104. Постановление Правительства РФ от 25.08.2003г. № 522 «О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг на 2004 г.».
105. Постановление Правительства РФ от 26 мая 1997г. № 621 «О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и

146 коммунальных услуг».
106. Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995г. № 235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность».
107. Постановление Правительства РФ от 18 июня 1996г. № 707 «Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг».
108. Практика реформы жилищно-коммунального комплекса./Под ред. Сиваева СБ. - М.: Фонд «Институт экономики города», 2003.
109. Приказ МРР РФ от 13.04.2006г. № 41
ПО. Рагозина Л.Г. «Проблемы формирования муниципальной собственности в свете реформы местного самоуправления» // «Вопросы местного самоуправления».2006.№1.
111. Рагозина Л.Г. Социальный счет как модель потребительской субсидии: опыт внедрения в России. - М.: Фонд «Институт экономики города», 2004. - 140с.
112. Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами (CD). - М.: ИНФРА - М, 2005.
113. Райзберг Б.А., Лобко А.Г. Программно-целевое планирование и управление. - М.: Инфра - М, 2002. - 428с.
114. Российский статистический ежегодник.2005: Стат.сб./ Росстат. -М., 2006.-819 с.
115. Римашевская Н.М., Дискин И.Е. Сбережения населения как источник инвестицийЮкономическая наука современной России.-1998.№2. с.80-99
116. Россия в цифрах. Краткий статистический сборник./ Росстат - М., 2000- 2006гг.
117. Сиваев СБ. Практика реформы жилищно-коммунального комплекса. Аналитический доклад. Краткая версия. - М.: Фонд «Институт экономики города» при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID), 2003.
118. Сиваев СБ. Тарифы на жилищно-коммунальные услуги //Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. - 1999- №3 - С. 40-49./
119. Сиваев СБ., Прокофьев В.Ю. Формирование договорных отношений в сфере теплоснабжения /Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 1999.№5.
120. Смирнова Н.А. Новые направления политики социальной защиты и поддержки населения// Уровень жизни населения регионов России.-М.: ВЦУЖ.1993.№4-5.-с.Ю.
121. Смирнов М.А., Невзоров В.А. Сравнительный анализ макроэкономических показателей доходов населения России и США (структурный аспект).-М.: ВЦУЖ,2002.-102с.
122. Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. Кн.1. Причины увеличения производительности труда и порядок, в

147
соответствии с которым его продукт естественным образом
распределяется между различными классами народа. Гл. 1,2,3,8,10// Антология экономической классики. T2.-C.83-204.
123. Социальная политика: Учебник/ Под общ.ред. И.А.Волгина.-М: Издательство «Экзамен»,2003.-736с.
124. Социальная политика, уровень и качество жизни. Словарь.-М. издательство ВЦУЖ.2001.-288с.
125. Социальная энциклопедия / Ред.кол. : Горкин А.П., Карелова Г.Н. и др.-М.:Большая российская энциклопедия, 2000.-438с.
126. Среднесрочная стратегия социально-экономического развития Российской Федерации на 2005-2008 года. http://www.polit.ru/dossie/2005/02/15/programl.html
127. Стародубровская И., Славгородская М. и др. Анализ доходных источников и расходных обязательств муниципальных образований. -М.,2003.
128. Струмилин С.Г. Проблемы экономики труда.-М.:Наука,1982.-471с.
129. Ступин И. Ипотека переходного периода. // Эксперт. 2003. № 9.
130. Указ Президента РФ от 28 февраля 1996г. № 293 «О дополнительных мерах по развитию ипотечного кредитования»
131. Указ Президента от 27.05.1997г. №528 «О дополнительных мерах по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации»
132. Указ Президента РФ от 28.04. 1997г. № 425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации» (в ред. от 27.05.1997г.).
133. УчительА.Н. Реорганизация системы управления муниципальной собственностью //Научные записки Сибирской академии государственной службы. - Новосибирск: СибАГС, 2000.
134. Федеральный закон РФ № 52-ФЗ от 06.05.2003 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах федеральной жилищной политики» (в ред. от 29.12.2004г.).
135. Федеральный закон РФ от 09.01.1997г. № 5 - ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» (в ред. от 28.12.2004г.).
136. Федеральный закон РФ от 29.12.2001г. № 188 - ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от 29.12.2004г.).
137. Федеральный закон РФ от 13.07.2001г. № 98 - ФЗ «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы».
138. Федеральный закон РФ от 07.04.1999г. № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации».
139. Федеральный закон РФ от 15.06.1996г. № 72-ФЗ «О

148 товариществах собственников жилья».
140. Федеральный закон РФ «Об инвестиционных соглашениях в сфере деятельности по оказанию коммунальных услуг» (проект). -http://www.urbaneconomics.ru/publications.php
141. Федеральный закон РФ от 16.07.1998г. №102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (вред, от30.12.2004г.).
142. Федеральный закон РФ от 30.12.2004г. № 210 - ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».
143. Федеральный закон РФ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (вред, от 12.10.2005г.).
144. Федотова М.А., Уткин Э.А. Оценка недвижимости и бизнеса:Учебник.-М. Ассоциация авторов и издателей «Тандем»:Издательство «Экмос»,2000.
145. Фролов А.С. Организационно-экономические механизмы повышения эффективности функционирования жилищно-коммунального сектора в крупных городах России: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. экон. наук: 08.00.05. -М., 2006.-23с.
146. Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденная Правительством РФ от 17.09.2001 г. №675.
147. Чернышов Л.Н. Реформа ЖКХ: что же сделано на самом деле? //Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ, 2002, № 9.
148. Шайманов А. В. Формирование экономической системы местного самоуправления: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. экон. наук: 08.00.05. (региональная экономика). -Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2004. - 23 с.
149. Шаломенцева Е.Г. Совершенствование процесса управления муниципальной собственностью в условиях реформы местного самоуправления в Российской Федерации: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. экон. наук: 08.00.05. - М., 2004.-25с.
150. Шамузафаров А.Ш. Основные направления государственной стратегии развития жилищной реформы. // Журнал руководителя и главного бухгалтера-ЖКХ, 2000, № 5.
151. Шомина Е.С. Жилищное движение в Швеции. // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. №1, часть II, 2002, с. 37-40.
152. Энергетическая стратегия России на период до 2020г., утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 г. N 1234-р.
153. Энергосбережение в жилищном фонде: проблемы, практика и перспективы. /Справочник. - М.: ДЕКА и Фонд «Институт экономики города», 2004.
154. Якобсон Л.И. Социальная политика: коридоры возможностей/Юбщественные науки и современность.2006.№2.с.52-66
155. Gentry В.S. Harnessing Private Funds For Financing Urban Water

149
Supply & Sanitation Infrastructure. Conf. in the Yale
University, April 2002.
156. Thomas H. Stanton / government- sponsored enterprises and the transformation of the American Housing Finance System. Housing Finance International. Vol. 1995.
Цена: Договорная