Название Разработка элементов организационно-экономической модели управления внешнеэкономической деятельностью ООО
Количество страниц 91
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2009
Содержание Содержание
Введение 3
Глава 1. Сущность и принципы внешнеэкономической деятельности на мировом рынке 6
1.1. Мировое хозяйство и международные отношения 6
1.2. Управление внешнеэкономической деятельностью 10
1.3. Критерии внешнеэкономической деятельности 19
Глава 2. Методологические подходы к управлению внешнеэкономической деятельностью 26
2.1. Основные подходы к формированию системы управления 26
внешнеэкономической деятельностью предприятия (ВЭД) 26
2.2. Оценка эффективности внешнеэкономической деятельности 37
предприятия с учетом выбора критериев оптимальности 37
2.3. Анализ ВЭД на предприятии ООО «Гранд-ТМ» 51
Глава 3. Разработка элементов организационно-экономической модели
управления внешнеэкономической деятельностью ООО «Гранд-ТМ» 69
3.1. Рекомендации по совершенствованию управления ВЭД 69
3.2. Методы внешнеэкономического менеджмента 75
3.3. Автоматизация основных этапов осуществления ВЭД предприятия на основе использования современных информационных и компьютерных технологий 81
Заключение 85
Список литературы 88

Введение

В настоящее время происходят значительные изменения в сфере экономического положения России, которые характеризуются усилением процессов глобализации, устранением барьеров, сдерживающих развитие экономических связей с другими субъектами мировой экономики. Это открывает новые возможности для использования отечественными предприятиями внешних факторов развития, привлечения из-за рубежа финансовых и технологических ресурсов, применения производственного и управленческого опыта, расширения рынков сбыта. В то же время современная экономика России характеризуется высокой зависимостью от мировых рынков сырья и проблемами конкурирования на рынках готовой продукции.
Внешнеэкономическая деятельность предприятий как одна из ключевых составляющих их производственно-хозяйственной деятельности, существенно увеличила свою значимость за время экономических реформ. Но уровень конкуренции на международных рынках таков, что новым участникам приходится конкурировать не только продукцией, но и мобильностью, адаптивностью систем управления. На первый план выходит способность систем управления активно реагировать на условия внешней среды, положительно использовать изменения в технологических, финансовых и иных областях. Продукция на мировом рынке сама по себе является лишь необходимым, но часто не главным условием победы в борьбе за потребителя. От системы управления ВЭД в первую очередь зависит характер и формы работы предприятия на международном рынке. Отсутствие комплексного подхода к данной проблеме существенно ограничивает возможности развития конкурентоспособности предприятия, особенно на мировом рынке.
В настоящее время существует острая необходимость для многих предприятий к освоению подходов к управлению их внешнеэкономической деятельностью, которые являются адекватными современным экономическим условиям и целям развития, которые перед ними устанавливаются. Всем отмеченным и обуславливается актуальность темы дипломного исследования.
Основные мотивы развития внешнеэкономической деятельности фирмы:
– потребность в закупках сырья, комплектующих изделий, новейших технологий, «ноу-хау» и оборудования, привлечении инжиниринговых услуг для производственных нужд, исходя из их уникальности, более высокого качества и низких цен относительно внутреннего рынка (фирма выступает в качестве импортера; торговые фирмы импортируют товары с целью получения прибыли путем их перепродажи на внутреннем рынке);
– расширение рынка сбыта своей продукции за рамки национальных границ с целью максимизации прибыли (фирма выступает в качестве экспортера);
– развитие экспортно-импортных операций специализированными торговыми посредническими фирмами с целью получения прибыли за счет разницы между ценами закупки и продаж;
– увеличение портфеля заказов строительных фирм путем получения подрядов на строительство объектов за рубежом; – привлечение иностранных инвестиций с целью внедрения новых технологий, модернизации производства, стабилизации финансового положения, повышения конкурентоспособности продукции и рентабельности предприятия; – участие в международной кооперации с целью обеспечения более полной загрузки производственных мощностей и стабилизации сбыта продукции;
– минимизация затрат на обновление основного капитала путем использования возможностей международного лизинга; – экспорт капитала в зарубежные страны с целью повышения эффективности его вложения, прежде всего в предпринимательской форме, для экономии издержек производства, оптимизации производственно-сбытовой сети (за счет приближения к источникам сырья, дешевой рабочей силы и рынкам сбыта), диверсификации деятельности как средства обеспечения финансовой устойчивости, а также повышения прибыли за счет снижения налоговых отчислений (вывоз капитала в оффшорные зоны, налоговые гавани и свободные экономические зоны);
– освоение новых рынков сбыта в целях достижения оптимальных размеров производства, обеспечивающих минимальные удельные производственные затраты;
– продление жизненного цикла продукции путем ее реализации на совершенно новых рынках, характеризующихся более низким уровнем потребностей и платежеспособного спроса (развивающиеся страны);
– перенос предпринимательской деятельности в страны с более стабильной политической ситуацией, более благоприятным инвестиционным климатом;
– приближение производства к потребителям, что позволяет более гибко реагировать на изменение запросов, экономить на затратах на транспортировку и хранение продукции;
– вынос «вредного производства» в страны, в которых действует более либеральное экологическое законодательство.
Цель данной работы – исследовать внешнеэкономическую деятельность предприятия.
Задачи:
- раскрыть сущность и принципы внешнеэкономической деятельности на мировом рынке
- изучить методологические подходы к управлению внешнеэкономической деятельностью предприятия
- провести анализ эффективности внешнеэкономической деятельности на примере конкретного предприятия
- разработать мероприятия по повышению эффективности внешнеэкономической деятельности исследуемого предприятия.
Объектом данной работы является предприятие ООО «Гранд-ТМ».
Предметом – его внешнеэкономическая деятельность.
Список литературы Заключение

В результате выполненного дипломного исследования мы можем сделать следующие выводы и заключение. На всех исторических этапах развития России внешне¬экономическая деятельность оказывала влияние на реше¬ние экономических проблем на различных уровнях: народ¬ного хозяйства в целом, отдельных регионов, объединений, предприятий.
Как часть общей структуры народного хозяйства внеш-неэкономические связи воздействуют на совершенствова¬ние внутрихозяйственных пропорций, размещение и разви¬тие производительных сил.
Экономические реформы в России включают в качестве одного из важнейших направлений и реформу внешнеэко¬номической деятельности, проводимую с 1986 г. союзным правительством, а с 1991 г. — российским. А до этого вре¬мени в течение продолжительного периода внешнеэконо-мические связи рассматривались на государственном уров¬не как вынужденное явление, влияние которого по воз¬можности должно быть минимальным. Таково было кредо административно-командной системы, проводившей в жизнь политику хозяйственного обособления страны, на-правленную на создание замкнутой, самообеспечивающей¬ся экономики.
Так как наша экономика по существу по всем направ¬лениям была несбалансированной, то импорт рассматри¬вался как средство латания прорех, а экспорт — как выну¬жденная плата за импорт. В целом же система управления, планирования и стимулирования внешнеэкономической деятельности не способствовала росту эффективности экс¬порта, Экспорт не мог быть достаточно эффективным еще и потому, что непосредственные создатели экспортного по¬тенциала — первичные производственные звенья (объеди¬нения, предприятия), научные учреждения и другие созда¬тели интеллектуальной собственности — были отстра¬нены от участия во внешнеэкономических связях.
Создавалось отчуждение между производителями экспорт¬ной продукции и результатами экспорта.
Реформа внешнеэкономической деятельности призвана помочь преодолеть создавшееся положение. В процессе реформы происходили децентрализация и постепенный отказ государства от монополии на внешнюю торговлю. Предприятия получили право самостоятельного выхода на внешний рынок.
Однако в последнее время это право реализуется на практике не в полной мере. Основная причина сложившейся ситуации — не только экономический, но и политический кризис в стране, отчетливо проявивший себя после 17 августа 1998 г. Результатом его стали смена правительства, значи¬тельное снижение курса рубля, нарушение сложившихся производственно-коммерческих, торговых связей и т.д. Все это привело к заметному осложнению социальной ситуа¬ции, существенным сбоям в торгово-экономических отно¬шениях, в том числе и с зарубежными партнерами.
Восстанавливать прежнюю ситуацию (пусть даже не очень сбалансированную по меркам цивилизованного рын¬ка) непросто. И тем не менее, было бы неправильным ут¬верждать, что все это приводит или может привести к оста¬новке внешнеэкономической деятельности. Россия обладает, без преувеличения, огромным промышленным потенциа¬лом, именно поэтому значителен интерес к ней со стороны различных финансово-экономических институтов мирового сообщества. Как результат, наша страна уже представлена во многих из них в качестве равноправного партнера. Это в полной мере соответствует внешнеполитическим и эконо-мическим интересам России в целом и отдельных фирм в частности. Поэтому очевидно, что, несмотря ни на что, сложившиеся отношения будут развиваться. А значит, зна¬ние законов внешнего рынка важно не только для руково¬дителей министерств, ведомств и т.д. но и работников са¬мых различных коммерческих предприятий.
Непосредственное участие во внешнеэкономической деятельности принимают сегодня десятки тысяч предпри¬ятий и сотни тысяч предпринимателей и государственных служащих. К сожалению, многие из участников не знакомы с основами, тем более с тонкостями внешнеэкономической деятельности. В этих условиях литература по внешнеэко¬номической деятельности — учебники, учебные пособия — выполняет важнейшую полезную функцию.
Право на внешнеэкономическую деятельность преду¬смотрено Указом Президента Российской Федерации № 213 от 15 ноября 1991 г. "О либерализации внешнеэкономиче¬ской деятельности на территории РСФСР", где отмечалось, что любое предприятие, независимо от формы собственно¬сти и организации, имеет право осуществлять внешнеэко¬номическую деятельность, если это входит в ее уставный регламент.
При самостоятельном выходе на внешний рынок пред¬приятию приходится решать широкий круг проблем, свя¬занных с экспортно-импортной деятельностью:
• изучение мирового рынка в целом;
• выбор партнера;
• анализ деятельности зарубежных фирм и маркетинг;
• современные формы реализации товара и послепро¬дажного обслуживания.
Важное место среди вопросов организации и техники проведения внешнеэкономических операций занимает за¬ключение внешнеторгового контракта. От того, насколько профессионально составлен контракт, зависит успех ком¬мерческой сделки в целом.
Чрезвычайно актуальным является в настоящее время изучение форм международной промышленной кооперации, в частности, совместных предприятий как формы внеш¬неэкономической деятельности, страхования, таможен¬ного дела.

Список литературы

1. Акопов, Михаил Иванович Стратегия внешнеэкономической деятельности российских нефтегазовых компаний в странах Ближнего Востока : Дис. канд. экон. наук : 08.00.14 М., 2006
2. Арустамов Э. А., Андреева Р. С. Внешнеэкономическая деятельность. Сущность и основы организации ВЭД в России. - Издательство: Интерэксперт, 2008 г. - 272 с.
3. Баскаков А.П. Оценка эффективности системы управления как составляющая часть построения организационно-экономического механизма ВЭД // Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления экономическими процессами промышленных предприятий: Харьков, Изд. ХНЭУ, 2006г.
4. Баскаков А.П. Развитие организационно - экономического механизма системы управления ВЭД промышленных предприятий // Вестник Хмельницкого национального университета, №4, Т.1, 2006г.
5. Багиев Г.Л., Моисеева Н.К., Никифорова СВ. Международный маркетинг.- Санкт-Петербург: Питер, 2004-512 с.
6. Болотский Ю.А., Шестов А.И. Планирование на ОАО «Концерн «Стирол» // Менеджер.- 2005.-С.26-29
7. Бритченко Н.Г., Бритченко Г.И. Marketing Management организации: потенциал и система .- Донецк, ДонНУ, 2004- 279 с.
8. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. - Серия: Золотой фонд российских учебников. - Издательство: Юнити-Дана, 2007 г. - 800 с.
9. Внешнеторговые сделки / Под ред. И.С. Гринько. - Сумы: Фирма «Реал», 2004.
10. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник для вузов / Под ред. Л.Е. Стровского.- Москва: ЮНИТИ, 2004.- 823 с.
11. Воронкова О. Н., Пузакова Е. П. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление. - Издательство: Экономистъ, 2005 г. - 496 с.
12. Гладков И.С. Экономика и мирохозяйственные связи промышленно развитых и развивающихся стран: Учебно-справочное пособие. - М.: ЮНИТИ, 2003. - 108 с.
13. Григоренко, Ольга Владимировна Внешнеэкономическая составляющая системы управления конкурентоспособностью промышленного предприятия : Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.14, 08.00.05 Ростов н/Д, 2006
14. Губин А. Развитие внешнеэкономических связей машиностроительного комплекса России в условиях рынка // Сборник научных трудов / Под научной редакцией д.э.н. проф. Буянова В.П. – М.: МАЭП, 2006.
15. Дегтярева О. И., Полянова Т. Н., Саркисов С. В. Внешнеэкономическая деятельность. - Издательство: Дело, 2007 г. - 424 с.
16. Иванов М. Ю., Иванова М. Б. Внешнеэкономическая деятельность. - Издательство: РИОР, 2008 г. - 128 с.
17. Колчина, Елена Алексеевна Резервы эффективного развития внешнеэкономической деятельности промышленных предприятий : Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 Саратов, 2005
18. Корабельникова, Оксана Александровна Внешнеэкономические риски в торговых отношениях России : Дис. канд. экон. наук : 08.00.14 М., 2005
19. Кравченко М.И., Бударина Н.А., Яценко А.Б. Мировая экономика и международные экономические отношения.- Донецк: ДонГУ, 2004.- 253 с.
20. Кузнецов В.Г., Омельченко В.Я., Громенкова СВ., Фролов О.В. Международный маркетинг.- Донецк: ДонГУ, 2003.-255с.
21. Линдерт П.Х.. Экономика мирохозяйственных связей - М.: Прогресс, 2005.
22. Ломакин В.К. Мировая экономика .- Москва: Финансы,ЮНИТИ, 2008.-727с.
23. Макогон Ю.В., Гохберг Ю.А. Совместное предпринимательство, инновационные процессы, свободные экономические зоны. - Донецк: ДонГУ, 2006.-395 с.
24. Макогон Ю.В., Кравченко В.А., Фомичева И.В. Внешнеэкономическая деятельность: организация, управление, прогнозирование.- Донецк: Донечинна, 2003.-496с.
25. Макогон Ю.В., Миронов B.C., Кравченко М.И. Международная экономика .- Донецк: Родник, 2004.-110 с.
26. Матвеева О.П. Организация и технология внешнеторговых операций. - Москва: Маркетинг, 2006.- 160 с.
27. Международная экономика: теория и политика / Под ред. Ю.Т. Козака, Ю.В. Макогона.- Донецк, ДонГУ, 2007.- 134 с.
28. Международные валютно-финансовые и кредитные отношения / Под ред. Л.Н. Красавиной. – М.: Финансы и статистика, 2006.
29. Международные экономические отношения. Интеграция: Учебное пособие для вузов / Под ред. Щербанина Ю.А. и др. - М.: ЮНИТИ, 2007. - 128 с.
30. Мировая экономика / Под ред. В.К. Ломакина. — М.: Аспект, 2005. — 258 с.
31. Новицкий В.Е. Внешнеэкономическая деятельность и международный мар¬кетинг. - К.: Либра, 2004.
32. Основы внешнеэкономических знаний : Словарь-справочник / Под ред. С.И. Долгова, В.В. Васильева, С.П. Гончарова и др. - М.: Высш. шк., 2005.
33. Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений / Под ред. В.В. Круглова. – М.: ИНФРА-М, 2005.
34. Российская экономика в 2005 году: тенденции и перспективы / Под ред. Гайдара Е.Т. – М.: ИЭПП, 2006.
35. Российская экономика в декабре 2006 года / Под ред. Гайдара Е.Т. – М.: ИЭПП, 2007.
36. Савчук В.П., Прилипко СИ., Величко Е.Г. Анализ и разработка инвестиционных проектов. -К.: Абсолют-В, Эльга, 2006.- 304 с.
37. Сергеев П.В. Мировая экономика. – М.: Юриспруденция, 2007. – 160с.
38. Сиволап Л.А. Повышение эффективности управления инвестиционным процессом в России // Вестник Донецкого университета.-2005.-№1.- С. 106-111
39. Сиденко А.В., Башкатов Б.И., Матвеева В.М. Международная статистика. Москва: Дело и сервис, 2006.- 272с.
40. Сидорова А.В. Статистика внешнеэкономической деятельности: Учебное пособие.-Донецк: КИТИС, ДонГУ, 2006.- 200с.
41. Современная экономика / Под ред. Мамедова О.Ю. - РД.: Феникс, 2005.
42. Твид Л. Психология финансов. – М.: «ИК «Аналитика», 2007.
43. Турбан Г. В. Экономика и управление внешнеэкономической деятельностью. - Издательство: БГЭУ, 2007 г. - 320 с.
44. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент.- Москва: ИНТЕЛ-Синтез, 2006.-600 с.
45. Финансово-кредитный словарь, т.3. - Москва, 2004.
46. Хасбулатов Р.И. Мировая экономика. - М., 2004. - 736 с.
47. Хафизова З.И. Управление и механизмы внешнеэкономического регулирования в России// Сборник научных работ докторантов «Экономика, право, педагогика». -Казань: Таглимат ИЭУП, 2005.- С. 215-221.
48. Цацулин А.Н. Цены и ценообразование в системе маркетинга. Москва: Филинъ, 2007.-448 с.
49. Шмырева А. И. Международные валютно-кредитные отношения. - Новосибирск, 2006.
50. Экономика предприятия / Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. - Москва: Банк и биржи, ЮНИТИ, 2007.- 535 с.
51. Экономика предприятия: Учебник для вузов/Под ред. В.П. Грузинова.- Москва: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2006 .- 727 с.
52. Экономическая теория ( политэкономия)/ Под ред. В.И. Видянина, Г.П. Журавлевой.-Москва: ИНФРА-М, 2007.- 560 с.
53. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина.- Санкт-Петербург: Питер Паблишинг, 2006.-480с.
54. Янковский Н.А. Повышение эффективности внешнеэкономической деятельности крупного производственного комплекса.- Донецк: ДонГУ,2006.- 430 с.
Цена: Договорная