Название | Совершенствование корпоративной культуры в целях повышения эффективности деятельности корпорации на примере АФК Система |
Количество страниц | 54 |
ВУЗ | МГИУ |
Год сдачи | 2009 |
Содержание | Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..3 Глава 1. Корпорации и корпоративная культура в современной экономике России 1.1. Характеристика деятельности корпораций в России…………….8 1.2. Специфика корпоративной культуры корпораций.……………..17 1.3. Анализ моделей и типов корпоративной культуры…...………...30 Глава 2. Использование корпоративной культуры для повышения эффективности деятельности корпорации 2.1. Структура и элементы корпоративной культуры…………….....51 2.2. Формирование корпоративной культуры..………………………62 2.3. Подходы к измерению эффективности корпоративной культуры корпорации……………………………………………..75 Глава 3. Совершенствование корпоративной культуры в целях повышения эффективности деятельности корпорации (практическая реализация дипломной работы в АФК «Система») 3.1. Деятельность АФК «Система» и анализ сложившейся корпоративной культуры корпорации…………………………...99 3.2. Разработка рекомендаций по совершенствованию корпоративной культуры АФК «Система»..................................106 Заключение…………………………………………………………………….109 Список литературы……………………………………….................................112 Приложения…………………………………………………………………….115 ВВЕДЕНИЕ Изучению корпоративной культуры (КК), ее воздействия на деятельность крупных предпринимательских структур посвящены работы многих зарубежных исследователей. Корпорации – это и центральный деловой институт общества, где развивается творческая личная инициатива, это и особый институт с определенными социальными обязательствами не только перед своими членами, но и перед обществом в целом. Именно потому, что деятельность корпораций отличается разнообразием, а взаимоотношения, которые возникают по ходу деятельности корпорации зачастую сложны и многогранны, особое внимание необходимо уделять развитию корпоративной культуры, которое включает и совершенствование законодательной базы и формирование морально-этических основ взаимодействия. Анализ и развитие положительных тенденций в динамике корпоративной культуры позволяют повысить управляемость любого экономического объекта, в том числе и корпорации, особенно в условиях неопределенности и нестабильности внешней среды. Во многом закономерный интерес для первых лет преобразований российского предпринимательства сводился к проблемам структурной реорганизации и поиску инвестиций, что наблюдается и в настоящее время. Но постепенно этот интерес дополняется осознанием узости и односторонности данного подхода, становится очевидным, что помимо изменения экономико-организационного базиса, подлинное реформирование корпораций возможно только при условии овладения ими новой культурой, предлагающей формирование отличной от прежней системы ценностей. Культурные аспекты все чаще рассматриваются как важное «тонкое» средство, с помощью которого корпорации могут обеспечить себе стабильность и процветание. Совершенствование корпоративной культуры, превращение ее в мощное побуждающее и объединяющее начало может стать одним из рычагов повышения эффективности функционирования корпораций. Только в последние годы корпоративную культуру стали признавать основным показателем, необходимым для правильного понимания управления компанией. Можно выделить три типичных ситуации, иллюстрирующих актуальность проблемы корпоративной культуры: слияние, поглощение одних предприятий другими; стремительное развитие предприятий новых сфер бизнеса; создание и функционирование зарубежных фирм на российском рынке. Однако взрыв интереса к этой проблематике не объясняется ее новизной, это свидетельство накопленного понимания основ и закономерностей социальных структур. На Западе давно поняли, что основой жизненного потенциала организации является корпоративная культура: то, ради чего люди стали членами одной компании; то, как строятся отношения между ними; какие устойчивые нормы и принципы жизни и деятельности организации они разделяют; что, по их мнению, хорошо, а что, плохо. Все это не только отличает одну организацию от другой, но и существенно предопределяет успех ее функционирования и выживания в долгосрочной перспективе. В нашей же стране необходимость изучения и управления корпоративной культурой пришли не так давно. А недостаточность методической и теоретической проработки данного вопроса отечественными специалистами не дает возможность в практическом плане осуществлять управление развитием корпоративной культуры и решить основные проблемы по ее изменению и совершенствованию. Таким образом, актуальность данной темы определяется необходимостью повышения управляемости социально-экономического положения корпорации, а как следствие этого повышение эффективности ее деятельности на основе формирования и совершенствования рациональной корпоративной культуры, с использованием следующих методов: системного анализа, экспертного оценивания и статистических методов. Целью работы является совершенствование корпоративной культуры для повышения эффективности деятельности корпорации. Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи: - определить понятия корпорации и корпоративной культуры (КК); - изучить элементы, модели и типы корпоративной культуры; - рассмотреть особенности взаимодействия корпоративной культуры и эффективности функционирования корпорации; - определить методы диагностики состояния корпоративной культуры и пути ее формирования; - проанализировать сложившуюся корпоративную культуру одной из корпораций; - разработать рекомендации по улучшению состояния корпоративной культуры; - апробировать результаты исследования. Таким образом, предметом исследования является организационно-методические положения по формированию и совершенствованию рациональной КК. А объектом исследования становится функционирование корпорации, как хозяйствующего субъекта, на примере деятельности АФК «Система». Степень изученности данной проблемы выглядит весьма скромно, в частности отечественными специалистами. В изданиях российских авторов данный вопрос раскрыт, как правило, в общих чертах. Есть разделы, посвященные данному вопросу в учебниках Э.А.Смирнова «Основы теории организации», О.С.Виханского «Менеджмент». В прошлом году вышли работы В.А.Спивака «Корпоративная культура» и В.В.Томилова «Культура предпринимательства». Можно найти статьи в периодических изданиях, например в журналах «Управление персоналом», «Проблемы теории и практики управления», «Управление компанией» и др. Изучению КК, проблемам ее формирования и изменения посвящены работы многих зарубежных авторов, таких как Эдгар Шейн «Организационная культура и лидерство», Коттер Т. и Хескетт Дж. «Корпоративная культура», Ким Камерон и Роберт Куинн «Диагностика и изменение организационной культуры», а также исследования Питерса и Уотермана и других специалистов. Уделил внимание проблеме культуре управления в многонациональных предприятиях Йоахим Хентце «Теория управления кадрами в рыночной экономике». Для полного раскрытия темы исследования также использованы работы А.В. Бандурина «Деятельность корпораций» (монография), И.А. Храбровой «Корпоративное управление: вопросы интеграции», С.Д. Ильенковой «Инновационный менеджмент» (учебник для вузов), И.Н. Герчиковой «Менеджмент» (учебник), Н.Н. Тренева «Стратегическое управление» (учебное пособие для вузов) и др. При выполнении дипломной работы использованы следующие методы исследования: положения системного анализа, методы экспертного оценивания, статистические методы: нормативный метод, метод случайной оценки, метод группировки, сравнительный метод, социометрический и др. Подобран материал и создано методическое обеспечение по проведению экспертного анализа состояния корпоративной культуры. А также разработаны рекомендации по совершенствованию КК. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Во введении рассказывается об актуальности темы, определяются цели и задачи работы, объект и предмет исследования, рассматривается степень изученности проблемы, методы исследования, структура дипломной работы и ее практическая значимость. Первая глава посвящена изучению корпораций и корпоративной культуры в современной экономике России, культуры вообще, а также моделям и типам корпоративной культуры. Вторая глава рассматривает корпоративную культуру как инструмент повышения эффективности деятельности корпорации, здесь же представлены структура и элементы корпоративной культуры, факторы, влияющие на формирование культуры корпораций, методы изучения и измерения корпоративной культуры. Третья глава – это практическая часть, то есть практическая реализация дипломной работы. Здесь анализируется сложившаяся корпоративная культура в АФК «Система», устанавливается диагноз и предлагаются пути решения проблем (совершенствование корпоративной культуры). В заключении излагаются выводы о проведенной работе и даются общие рекомендации по изученной тематике. |
Список литературы | ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема повышения эффективности управления постоянно возникает перед руководством любой организации. Особенно актуальны эти проблемы для российских корпораций. Причинами этого являются такие факторы, как: - стремительное развитие корпораций в новых сферах бизнеса; - выход на новые рынки, в том числе международные; - поиск новых инвестиций и осознание того, что низкая корпоративная культура сдерживает их приток; - слияния и поглощения одних корпораций другими. В соответствии с данной проблематикой поставлены и решены задачи дипломной работы. Вследствие чего получены следующие результаты: 1. Изучена деятельность корпораций в РФ, определена специфика корпоративной культуры корпораций, и на основе этого выявлены основные причины низкой КК российских корпораций: - недостаточность проработки российского законодательства в сфере корпоративного управления; - отсутствие четко выработанной нормативной базы по работе с корпоративной культурой; - постоянные затяжные конфликты между менеджерами и акционерами корпораций и отсутствие механизма их урегулирования; - отсутствие формализованных стандартов управления российских корпораций и др. 2. Проанализированы зарубежные модели и типы корпоративной культуры и обоснована необходимость создания российской модели КК, которая бы учитывала специфику российской культурной среды, российской истории, российского менталитета, а также особенности развития различных регионов РФ. 3. Структурированы множество элементов корпоративной культуры, а также определены основные принципы, задачи и этапы формирования КК корпораций. Выделены важнейшие факторы, оказывающие влияние на формирование корпоративной культуры, среди них такие, как: культура руководителя, национальная культура, миссия корпорации, структура и размер корпорации, отрасль деятельности корпорации, структура рабочей силы и, конечно, внешняя среда. 4. Изучен алгоритм построения различных элементов корпоративных отношений и предложен план мероприятий по формированию и совершенствованию корпоративной культуры корпораций, который включает: - разработку системы ценностей, целей и задач для всех участников корпорации; - разработку системы поиска, обслуживания и «удержания» клиентов корпорации; - разработку программ взаимодействия с местным населением, обществом, государством; - корректировку организационно-экономической документации в соответствии с внедряемыми рекомендациями; - информационное обеспечение, обучение и организацию исполнения принятых мероприятий. 5. Проанализированы пути повышения эффективности деятельности корпорации на основе совершенствования корпоративной культуры и изучены основные методы диагностики корпоративной культуры, а именно: метод системного анализа, нормативный, сравнительный, конструктивно-критический методы, методы опроса (анкетирование, интервью) и др. 6. На основе деятельности АФК «Система» проанализировано состояние корпоративной культуры данной корпорации, выявлены основные проблемы и предложены рекомендации по ее совершенствованию. С учетом сложившейся специфики ведения бизнеса в РФ была определена важность корпоративной культуры в управлении крупными интегрированными диверсифицированными структурами, которыми и являются корпорации. Если говорить об организационной структуре предприятия, то ее сравнивают со «скелетом», корпоративная культура же – «душа» корпорации, характеризующая внутренние взаимоотношения в коллективе, отношения с внешней средой, а также являющаяся одним из факторов, оказывающих влияние на эффективность деятельности корпорации, что мы и доказали в данной дипломной работе. Подводя итоги, необходимо еще раз отметить, что корпоративная культура – это тонкий инструмент в руках менеджера (руководителя), с помощью которого можно привести корпорацию к успеху, процветанию и стабильности, но при неумелом или неуместном использовании возможны прямо противоположные результаты. Поэтому корпоративную культуру необходимо изучать, следить за ее формированием, совершенствовать и регулировать ее изменения. Она должна стать органичной частью всей корпорации, быть адекватной современным требованиям, продиктованными экономическим и технологическим развитием, спецификой российского законодательства и менталитета, а также спецификой конкретной корпорации и содействовать достижению поставленных целей, а, следовательно, и повышению эффективности деятельности корпорации. Список литературы 1. М.С. Альтварг, В.Н. Фролов, «Организационная культура предприятия и успешность его функционирования», Тезисный доклад Всероссийской конференции «ИИС», Воронеж, 2002, 181с. 2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – СПб: Питер, 2002. – 416 с. 3. А.В. Бандурин, Деятельность корпораций. – М.: БУКВИЦА, 2002. – 600 с., с ил. 4. «Большой коммерческий словарь», М.: 2002, 132 с. 5. Э. Брукинг, Интеллектуальный капитал / Пер. с англ. Под ред. Л.Н. Ковалик. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.: с ил. 6. Э.Д. Вильховиченко, «Новое в культуре труда, производства, компании», Мировая экономика и международные отношения, №12, 1994г. 7. О.С. Виханский. Стратегическое управление: Учебник. – 2-е изд., - М.: Гардарики, 2002г. – 296 с. 8. И.Н. Герчикова, Менеджмент: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005. – 501. 9. Аналитический банковский журнал, А. Захаров «Корпоративное управление в России», №6, 2001г. 10. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин и др. Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005. – 327 с. 11. К. Камерон, Р. Куинн, Диагностика и изменение организационной культуры/ Пер. с англ. под ред. И.В. Андреевой. – СПб: Питер, 2001. – 320 с.: с ил. 12. В.В. Козлов, А.А. Козлова, «Корпоративная культура: «костюм» успешного бизнеса», УП, №11, 2005г. 13. Е.И. Комаров, «Культура управления: измерение и изменение», УП, №3, 2005г. 14. Дуглас Коултер, «Культурные различия и управление», ПТ и ПУ, №3, 2005г. 15. РЦБ. Управление персоналом, А. Кубанейшвили «Преобразование компании – начните с корпоративной культуры», №1 , 2001г. 16. М.И. Магура «Организационная культура как средство успешной реализации организационных изменений», УП, №1, 2002г. 17. Маркетинг и культура предпринимательства. Тезисы Международной конференции. Т.1,2. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002 18. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: «Дело», 1992, - 702 с. 19. А. Наумов, «Хофстидово измерение России (влияние национальной культуры на управление бизнесом)», Менеджмент, №3, 2002г. 20. А.А. Погорадзе. Культура производства: сущность и факторы развития. Новосибирск: Наука. Сиб. Отделение, 1990 г. 21. Я.Радченко «Организационная культура руководителя», ПТ и ПУ, №4, 1992г. 22. Ю.Романова, «Изменение КК: доверить консультантам или возможно провести самим ! ?», УП, №11, 2005г. 23. Э.А. Смирнов, Основы теории организации. М.: ЮНИТИ, 2001, 373с. 24. В.А. Спивак, Корпоративная культура. – СПб: Питер, 2001. – 352 с.: с ил. 25. М. Сухорукова «Ценности как ключевой элемент организационной культуры», УП, №11(53), 2005г. 26. В.В. Томилов. Культура предпринимательства. – СПб: Издательство «Питер», 2005. – 368 с. 27. Проблемы теории и практики управления, В. Томилов «Формирование организационной культуры экономических систем», №1, 1995г. 28. Н.Н. Тренев, Стратегическое управление: учебное пособие для вузов. – М.: ПРИОР, 2002. – 288 с. 29. Проблемы теории и практики управления, Йоахим Хентце, Андреас Каммель «Проблемы культуры управления многонациональными предприятиями», №1. 1995г. 30. И.А. Храброва, Корпоративное управление: вопросы интеграции; М.: Издательский Дом «Альпина»: 2005, 198 с. 31. Э.Шейн, Организационная культура и лидерство / Пер. с англ. Под ред. В.А. Спивака. – СПб: Питер, 2002. – 336 с. 32. Кристиан Шольц, «Организационная культура: между иллюзией и реальностью», ПТ и ПУ, №3, 1995г. 33. Янц Т. Измерение и формирование эффективной культуры труда: Фронтальный штурм или фланговый маневр. М.: Экономика, 1991. 34. A. Brown, Organizational Culture, London, Pitman Publishing, 1995. 35. Kotter. T. Heskett. J., Corporate Culture: A Critical Review of Concepts and Definitions, N-Y: Vintag Books, 1952. 36. Peters T. Waterman D., In Search for Excellence, N-Y: Harper & Row, 1982. 37. Weber Max, The Theory of Social and Economic Reform, New York: Free Press, 1947. |
Цена: | Договорная |