Название | Социальное обеспечение детских пособий |
Количество страниц | 77 |
ВУЗ | МГИУ |
Год сдачи | 2009 |
Содержание | ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. 9 История законодательства о системе социального обеспечения семей с детьми до принятия Конституции Российской Федерации (1993 г.) 9 §1. Система социального обеспечения семей с детьми до периода развитого социалистического общества. 9 §2. Система социального обеспечения семей с детьми с 1900-1990 гг. 11 §3. Система социального обеспечения семей с детьми с 1993 г. до современности. 17 §4. Анализ действующего законодательства в области социального обеспечения семей с детьми. Направления дальнейшего развития. 21 Глава 2. 25 Система государственных пособий гражданам, имеющим детей 25 §1. Пособие по беременности и родам 27 §2. Период отпуска по беременности и родам 30 §3. Размер и расчет пособия по беременности и родам 33 §4. Пособие женщинам, вставшим на учет в медучреждениях в ранние сроки беременности 42 §5. Единовременное пособие на рождение ребенка 43 §6. Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком 44 §7. Ежемесячное пособие на ребенка 49 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56 Список использованных источников 62 Приложения 65 ВВЕДЕНИЕ Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных деятелей и ученых, начиная от философов, социологов, правоведов и заканчивая современными реформаторами. И это неудивительно. Семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Она находится в движении, меняется под воздействием социальных условий, и в силу внутренних процессов своего развития. Роль семьи в обществе не сравнима по своей значимости ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Статистика свидетельствует, что переход к рыночной системе хозяйствования весьма болезненно отразился на состоянии семьи, ее материальном обеспечении. Демографы фиксируют катастрофическое падение рождаемости (Приложение 1). К началу 2001 года численность населения Российской Федерации составила около 145 млн. человек. С 1993 года естественная убыль населения находится на стабильно высоком уровне (0,7 - 0,9 млн. человек в год) . За 1992 - 2000 годы численность населения сократилась в 65 из 89 субъектов Российской Федерации. Естественный прирост населения в 2000 году был отмечен лишь в 15 субъектах Российской Федерации, в число которых входят некоторые субъекты Российской Федерации, расположенные в восточной части страны и на Северном Кавказе, а также Республика Калмыкия . В 1999 году превышение числа умерших над числом родившихся составило в целом по стране 930 тыс. человек, в 2000 году - 958 тыс. человек. Депопуляция - устойчивое превышение числа умерших над числом родившихся - затронула в разной степени практически всю территорию Российской Федерации и почти все этнические группы. Одной из причин депопуляции является низкая рождаемость. В 2000 году родилось 1267 тыс. человек, что на 722 тыс. человек, или в 1,6 раза, меньше, чем в 1990 году . Общая тенденция динамики смертности населения страны характеризуется сверхсмертностью людей трудоспособного возраста, среди которых около 80 процентов составляют мужчины. Уровень смертности среди мужчин в 4 раза выше, чем уровень смертности среди женщин, и в два - четыре раза выше аналогичного показателя в развитых странах. Стабильно высокими сохраняются показатели смертности от инфекционных и паразитарных болезней, в том числе от туберкулеза, болезней органов дыхания, системы кровообращения, несчастных случаев, отравлений и травм (включая отравления алкоголем и автотранспортные травмы), а также в результате убийств и самоубийств (Приложение 1). Состояние здоровья и уровень смертности населения отражаются на показателях ожидаемой продолжительности жизни населения страны, которая в настоящее время составляет 65,9 года (в 1992 году - 68,8 года). Ожидаемая продолжительность жизни мужчин на 12 лет ниже, чем продолжительность жизни женщин. При сохранении имеющегося на сегодня уровня смертности населения из числа россиян, достигших в 2000 году 16 лет, доживут до 60 лет лишь 58 процентов мужчин . Если же говорить о «материальном стимулировании малообеспеченных семей», то следует определить, какого рода стимул предлагает программа, к чему призваны побудить предусмотренные программой выплаты. Очевидно, что для нормального обеспечения семьи и воспитания детей размер пособия совершенно недостаточен, поэтому считать, что эта поддержка может побудить социально ответственных молодых людей к рождению детей, по крайней мере, наивно. Одна из приоритетных задач на среднесрочную перспективу - улучшение демографической ситуации в РФ. В этой связи заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с участием Минфина России проводится работа по внесению изменений в действующее законодательство, а также по разработке новых нормативных правовых актов, регламентирующих осуществление основных направлений в области демографической политики, в том числе направленных на поддержку женщин, решивших стать матерью. В последнее время в связи с большим количеством законодательных актов и путаницей в документации молодые мамы нередко сталкиваются с отказом в выплате пособий на детей по месту работы или неправильным их начислением. Но любое предприятие и организация, независимо от формы собственности или государство в лице соответствующих органов по социальной защите населения обязаны выплачивать пособия гражданам, имеющим детей, предусмотренные действующим законодательством. Средняя стоимостная величина прожиточного минимума на душу населения в регионах Российской Федерации составляет полторы – две тыс. рублей . В большинстве же субъектов Российской Федерации заработная плата занятого населения не превышает 2 тыс. рублей на человека , что явно не обеспечивает прожиточный минимум гражданам, имеющим детей, и является основной причиной снижения рождаемости населения России. Даже семьи со средним достатком не в состоянии содержать более одного - двух детей без соответствующей помощи государства. Кроме того, в конце 2005 года были подписаны Федеральные законы от 22 декабря 2005 г. № 178-ФЗ и № 181-ФЗ . Данные нормативные акты вне¬сли изменения в Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О госу¬дарственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с изменениями и дополнениями на 5 декабря 2006 года) . А в конце 2006 года был принят Федеральный закон от 05.12.2006 N 207-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей" . В связи с этим были увеличены размеры ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и единовременное пособие при рождении ребенка. С 2007 года изменился и максимум пособия по беременности и родам, выплачиваемый за счет ФСС России - теперь за полный ка-лендарный месяц он составляет 16 125руб. вместо 12 480 руб. Кроме того, уточнен порядок расчета самих пособий. Эти изменения в законодательстве от части связаны с наличием общенациональной проблемы - низкой рождаемостью в РФ. Семья, имеющая одного ребенка, - обычное явление. По этому показателю Россия уже в 1970-е годы превосходила все европейские страны, а сейчас соревнуется за «первенство» с Украиной, Белоруссией и Болгарией. В США первенцы составляют 40% всех родившихся, в Швеции – 45%, в России их доля приближается к 60%. Если доля первых рождений в России – одна из самых высоких в мире, то доли вторых и третьих рождений, напротив, – давно уже одни из самых низких . В 2003 году в России вторые рождения составляли 31% от всех рождений. Более низкой, чем в России, их доля была только на Украине, в Белоруссии, Польше, Румынии и во Франции. На противоположном полюсе находились такие страны, как Германия, Греция, Чешская республика и Швейцария – свыше 37% . Необходимость повышения престижа материнства и отцовства требует создания условий, благоприятствующих рождению и воспитанию детей. За последнее десятилетие в нашей стране резко сокращается население, почти на миллион человек ежегодно. И не зря демографическая ситуация - эта проблема общенациональная: или должен решаться вопрос о повышении рождаемости, или страна начнет терять территорию. Таким образом, сказанное обосновывает, актуальность заявленной темы, ее теоретическую и практическую значимость. Объектом моего дипломного исследования является совокупность отношений, возникающих с назначением, расчетом и выплатой различного рода детских пособий. Предмет дипломного исследования составляют нормы действующего законодательства, которые определяют и характеризуют выплаты соответствующих видов пособий гражданам, имеющим детей. Основная цель данной работы состоит в следующем: проанализировать и выявить существенные стороны рассматриваемого вопроса; выделить противоречия, а также исследовать экономические и правовые гарантии предоставления пособий гражданам, имеющим детей. Для реализации поставленной цели необходимо в работе определить ряд задач, которые я намериваюсь последовательно достигнуть: проанализировав различные источники, правильно обобщить и систематизировать полученную информацию; изучить и изложить историю развития системы социального обеспечения детскими пособиями; полно и конкретно отразить признаки, виды и особенности пособий гражданам, имеющим детей; обобщить материал дипломной работы, сделать необходимые выводы и обосновать направления дальнейшего развития законодательства в этой сфере социальных обеспечительных отношений. Теоретическую базу дипломной работы составили труды ученых в области социального обеспечения. Для достижения решения цели и задач мною была проанализирована учебная, научная литература, законодательство в данной области. Для решения задач, поставленных в работе применялись общенаучные методы, анализ, обобщения; также научная новизна и практическая значимость заключается в следующем: Цель и задачи обусловили структуру дипломной работы, которая состоит из Введения, 2-х Глав, включающих параграфы и Заключение. В приложении отражаются основные выводы. |
Список литературы | ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В новых социально-экономических условиях одной из наибо¬лее важных задач является оказание адекватной помощи семье в содержании и воспитании детей. Эта помощь может осуществ¬ляться в разных видах: денежные выплаты (пособия, компенса¬ции), услуги (медицинское обслуживание, содержание и воспи¬тание в детских дошкольных учреждениях, обеспечение детс¬кой одеждой и пр.), льготы (на питание в дошкольных и образо¬вательных учреждениях, оплату коммунальных услуг и др.). Предоставление пособий регламентируется: Федеральным законом от 19.05.95 № 81 -ФЗ «О государственных пособиях граж¬данам, имеющим детей» (с изменениями и дополнениями). Установлены следующие виды государственных пособий: пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребен¬ком до достижения им возраста полутора лет; ежемесячное пособие на ребенка. Несмотря на включе¬ние данных пособий в один федеральный закон, они отличаются друг от друга по следующим существенным признакам: целево¬му назначению; источникам финансирования; субъектам; порядку исчисления и размерам. Пособие по беременности и ро¬дам и пособие на период отпуска по уходу за ребенком до дос¬тижения им возраста полутора лет направлено на замещение утраченного заработка. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинском учреждении в ранние сроки беременности, должно побуждать женщин заботиться о своем здоровье и здоровье ребенка, своевременно обращаться к вра¬чу. Единовременное пособие при рождении ребенка и ежеме¬сячное пособие на ребенка предназначены для оказания помо¬щи семье в содержании и воспитании детей. Источник финансирования названных пособий зависит от трудового статуса субъекта правоотношений: работающие по трудовому договору получают их из средств Фонда социального страхования РФ; занятые иными видами общественно-полезной деятельности (военная служба, учеба), а также неработающие - из бюджетов различных уровней. Ежемесячное пособие на ре¬бенка до 16 лет (учащегося до 18 лет) выплачивается за счет бюджетных средств. Субъектом правоотношений по выплате пособий по бере¬менности и родам, а также единовременного пособия в связи с ранней постановкой на учет в медицинском учреждении могут быть только женщины. Однако субъектом по выплате ежемесячного пособия на ребенка является именно ребенок, а не родители, т.к. данный вид пособия рассчитан на материальную поддержку семьи в процессе воспитания и имеет целевое назначение. Субъектами правоотношений по обеспечению перечисленны¬ми пособиями могут быть: граждане РФ, проживающие на тер¬ритории РФ; граждане РФ, проходящие военную службу по кон¬тракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего со¬става в органах внутренних дел, гражданский персонал воинс¬ких формирований РФ, находящихся на территориях иностран¬ных государств, в случаях, когда выплата этих пособий предус¬мотрена международными договорами РФ; иностранные граж¬дане и лица без гражданства, в том числе беженцы, проживаю¬щие на территории РФ. Государственные пособия на детей не назначаются: гражда¬нам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, дети которых находятся на полном государственном обеспечении; гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без граж¬данства, лишенным родительских прав; гражданам РФ, выехавшим на постоянное место житель¬ства за пределы РФ. В районах и местностях, где применяются районные коэф¬фициенты, размеры указанных пособий определяются с учетом этих коэффициентов. В соответствии с последними изменениями предусмотрена выплата нового вида пособия - единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, право на которое будет иметь один из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей. Указанное пособие установлено в размере 8 000 рублей. В случае передачи на воспитание в семью двух и более детей пособие будет выплачиваться на каждого ребенка. Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что государство оказывает материальную поддержку гражданам, имеющим детей. Анализируя последние изменения законодательства в этой области и в связи этим значительного повышения размера детских пособий, можно сделать вывод о том, что они занимают не последние место в области социального обеспечения граждан, имеющим детей. Общий объем расходов федерального бюджета на выплату пособий в 2007 году составит 48-50 миллиардов рублей - в 2,3 раза больше, чем в предыдущем . Предусматриваются также дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь. Речь идёт о материнском капитале, общественные отношения по которому регулирует Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» , вступивший в силу с 1 января 2007 года. Согласно ему при рождении второго ребенка мать будет получать сертификат на 250 тысяч рублей. Материнский капитал будет индексироваться с учетом инфляции. Воспользоваться деньгами матери смогут лишь через 3 года после рождения ребенка. Выделенные средства можно будет потратить по трем направлениям: на покупку жилья, образование ребенка или на накопительную часть трудовой пенсии матери. Рассчитывать на материнский капитал смогут также и родители не только второго ребенка, но и третьего и всех последующих. Государство декларируют стремление не ограничиваться семьями с двумя детьми, а расширять рамки помощи. «Только семья с тремя детьми может обеспечить воспроизводство нации», - сказал спикер Совета Федераций Сергей Миронов . Эти проблемы по замыслу государственных мужей и должен помочь решить материнский капитал. То обстоятельство, что «материнский капитал» – это не наличные деньги, а сертификат, который можно будет использовать только на покупку жилья для семьи, на образование детей и (или) на пенсионные накопления матери, получило одобрение большинства граждан. Помогут ли эти меры улучшению демографической ситуации в стране? Никто этого сказать не может. С начала девяностых годов наша страна испытывает демографический кризис. Коэффициент рождаемости в России составляет 1,3, а только для воспроизводства населения необходим коэффициент 2,11-2,15 . При низкой рождаемости у нас высокая смертность трудоспособного населения. И выплатой материнского капитала ситуацию не исправишь. Помимо запланированных государством программ, нужен целый комплекс мер, среди которых улучшение медицинского обслуживания, доступность образования, строительство тех же детских садов и, главное, возможность работать и зарабатывать. Список использованных источников Нормативные акты: 1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. 2. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ 3. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ 4. ФЗ «О материнском капитале (о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей)» от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ. 5. ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам» от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ. 6. ФЗ «Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2006 году» от 22.12.2005 г. № 180-ФЗ. 7. ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей» от 05.12.2006 г. № 207-ФЗ 8. ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ. 9. Постановление Правительства РФ «Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» от 11 апреля 2003 г. № 213 10. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» от 04.09.95 № 883 (в ред. от 10.06.2005). 11. «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год» от 19.12.2006 г. № 234-ФЗ 12. Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» Учебная литература: 1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации.- М.: ИНФРА-М,2003.-512 с. 2. Белянинова Ю.В. Как защитить права своего ребенка. -М.: Юрайт-Издат, 2007.-170 с. 3. Белов В.А. Право социального обеспечения: теория, законодательство, практика. – М.: ЮрИнфоР, 2007. – 796 с. 4. Брагинский С.Р. Защита прав ребенка в РФ.-М.: Норма, 2006.-458 с. 5. Вареновский М.Н. Пособия гражданам, имеющим детей.-М.: Юрайт-Издат,2004.-421 с. 6. Габричидзе Б.Н. Конституционное (государственное) право.- М.: ТК Велби,изд-во Проспект,2003.-472 с. 7. Документы и комментарии.-2007-.№3.-с.27-28 8. Иванова Р.И. История развития права социального обеспечения.-М.: ИНФРА-М,2002.-386 с. 9. Красавчикова Л.О. Право социального обеспечения.-М.: Юрист, 2007.-789 с. 10. Козлова М.Н Право социального обеспечения.-М.: Юрист,2003.-582 с. 11. Мальцев В.А. Право социального обеспечения. Учебник. – М.: Academia, 2005. – 240 с. 12. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения .-М.: Книжный мир, 1999.-240 с. 13. 13.Пилипенко А.А. Государственное обеспечение в социальной сфере. – М.: Книжный дом, 2007 – 608 с. 14. Пономарева Н.Г. , Новиков Е.А. Беременность и работа. -М.: Юрайт-Издат, 2007.-128 с. 15. Право социальной защиты /Под ред. Г.П. Поляк. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. –550 с. 16. Право социального обеспечения. Учебник для вузов /Под ред. проф. Яблочкина К.С. – М.: Юридическая литература, 2002.-385 с. 17. Ращупкина Л.А. Детские пособия. Кому и какие положены.- М.: Эксмо, 2007.-201 с. 18. Резников С.В. Право социальной защиты населения. -М.: Юнити-Дана, 2007.-386 с. 19. Толмачева А.П. Право социального обеспечения. -М.: А-Приор,2007.-208 с. 20. Тедеев А.А., Парыгин В.А. Социальные пособия. Краткий курс. – М.: Эксмо, 2007. – 368 с. 21. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: Учебное пособие. Изд-е 2-е, доп. И перер. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 512 с. 22. Система социальных пособий и пенсий в Российской Федерации/ Под ред. С.В. Запольского. – М.: Эксмо, 2007 – 640 с. 23. Удалова А.А. Право социального обеспечения: курс лекций.-М.:Изд-во Омега-Л,2006.-186 с. 24. Феоктистов И.А. Детские пособия и другие выплаты за счет соцстраха. – М.: ГроссМедиа, 2007.-174 с. 25. Фетисов Г.Г., Лаврушин О.И., Мамонова И.Д. Социальная защита семьи. – М.: КноРус, 2007. – 432 с. 26. Ярошенко К.Б. Социальная защита детства и материнства.. -М.: РИОР, 2006.-156 с. |
Цена: | Договорная |