Название Использование подвижных игр в физическом воспитании младших школьников
Количество страниц 32
ВУЗ СевНТУ
Год сдачи 2009
Содержание Содержание
стр.
Введение 3
Глава I. Педагогическое значение подвижных игр и их характеристика в связи с возрастными особенностями младших школьников
1.1. Значение подвижных игр и их классификации 7
1.2. Использование подвижных игр при подготовке к изучению спортивных
игр 15
1.4. Основы методики проведения подвижных игр 17
Выводы 27
Глава II.Экспериментальная проверка использования подвижных игр в физическом воспитании детей младших классов
2.1. Методика проведения исследования использования
подвижных игр в начальной школе 28
2.2. Результаты планирования
Выводы
Литература
Приложения












ВВЕДЕНИЕ
Проблема укрепления здоровья детей является одной из главных задач нашего общества. Чтобы достичь успеха в этом деле, нужно привести образ жизни детей в соответствие с закономерностями их развития, разработать эффективные способы влияния на организм, установить рациональный режим обучения и отдыха, систему рационального питания.
Организм ученика – сложная развивающаяся система, и для правильного его развития необходима двигательная активность, игры и разнообразные физические упражнения.
С поступлением ребёнка в школу, в число ведущих, наряду с общением и игрой, выдвигается учебная деятельность. В дошкольном возрасте двигательная активность детей практически не ограничивается и круг обязательств довольно мал, у младших школьников резко увеличивается умственная нагрузка, необходимость спокойно сидеть за партой на протяжении всего урока.
Поэтому, для максимального облегчения «вхождения» детей в новый для них распорядок и режим дня, для лучшего усвоению учебной программы, необходимо организовать умственную деятельность, которая меньше утомляет и является продуктивной. Для достижения такого результата следует использовать игру.
Переходы между игровой и учебной деятельностью в дошкольном и младшем школьном возрасте весьма условны, так как один вид деятельности у ребёнка может незаметно перейти в другой и наоборот. Если воспитатель замечает, что в учении, общении или труде у ребёнка недостаёт тех или иных качеств личности, то в первую очередь нужно позаботиться об организации таких игр, где соответствующие качества могли бы проявиться и развиться.
А. С. Макаренко [,78] писал: "Игра имеет важное значение в жизни ребенка, и имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека... может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу". Значит, игра, ее организация- ключ в руках учителей, ключ в организации воспитания ребенка.
Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребёнка трудно переоценить. Как отмечает Минскин Е.А. [ ], игра органически присуща детскому возрасту при умелом руководстве способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого – умельцем. Игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим. Игра поможет учителю сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.
Игра для детей - важное средство самовыражения, проба сил. В играх учитель может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволит ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей. И, что тоже очень важно, игры сближают воспитателя с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт.
Учителя в своей работе используют разные игры: подвижные, сюжетные, подражательные, музыкальные, дидактические, познавательные и другие- все они нужны и по-своему полезны детям. Но особое место среди них занимают подвижные игры.
Глубокий смысл подвижных игр - в их полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.
Подвижная игра с правилами - это сознательная, активная деятельность ребёнка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребёнок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребёнка к определённым умственным и физическим усилиям.
Подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребёнком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ученика. В процессе игры проходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их, совершенствование, но и формирование новых качеств личности. Осознанность движений обеспечивает возможность рационально и экономично пользоваться ими, выполнять их с наименьшей затратой сил и с наибольшим эффектом, а также способствует духовному развитию человека. Педагог должен научить детей двигаться естественно, грациозно, в соответствии с конструкцией своего тела и индивидуальными способностями. Но характерной чертой подвижных игр является не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их применения в разнообразных игровых ситуациях, что создаёт большие возможности для проявления инициативы и творчества.
Гармоничное развитие происходит при целостной, комплексной, сбалансированной реализации всех потенциальных возможностей человека, а одностороннее развитие губительно для личности, нередко граничит с психологической или физической болезнью.
Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребёнка. В них он осмысливает и познаёт окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребёнка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребёнок не только познаёт окружающий мир, но и преображает его. Подвижные игры имеют ярко выраженный эмоциональный характер. Играя, ребёнок испытывает радость от напряжения физических и умственных сил, необходимых для достижения успеха.
Таким образом, подвижные игры способствуют максимальному облегчению детей нахождению в новом для них распорядке и режиме дня, лучшему усвоению учебной программы, организации умственной деятельности, которая меньше утомляет и является продуктивной, гармоничному развитию младших школьников. Игра является стимулом обучения в процессе которой дети готовятся к труду и адаптируются к взрослой жизни.
Объект исследования: процесс физического воспитания младших школьников.
Предмет исследования: использование подвижных игр в физическом воспитании младших школьников.
Цель исследования: изучить особенности использования подвижных игр в младшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования: Без тщательно продуманного учителем урока физической культуры, без регулярно и систематически включаемых в урок подвижных игр не возможно достичь гармонического развития младших школьников. Использование подвижных игр в начальных классах позволяет развить у школьников познавательный интерес, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества.
Задачи исследования:
 проанализировать теоретическую и методическую литературу по проблеме исследования;
 изучить планирование и особенности проведения подвижных игр в физическом воспитании младших школьников в школах города;
 изучить осведомлённость детей с подвижными играми;
 сформировать картотеку подвижных игр и апробировать их с детьми -го класса в урочное и внеурочное время.
Методы исследования: теоретический анализ литературных источников; изучение и анализ школьной документации, эксперимент, наблюдение, беседа.
Список литературы ПРИЛОЖЕНИЯ.
Кот и мышь.
Ученики становятся в круг. Один из игроков изображает кота, а второй мышь.
«Мышь» убегает от «кота», «кот» её догоняет. Ученики, которые стоят в кругу, свободно пропускают «мышь» под руками и мешают «коту» пробежать под руками.
Когда «кот» поймал «мышь» или не может поймать, то назначают другую пару
Для того, чтобы «кот» быстрее поймал «мышь», в кругу делают несколько ворот, через которые «кот» может свободно вбегать и выбегать из круга.
«Кот» не имеет права переходить или перескакивать через руки игроков. Игроки, что стоят в кругу, не должны разъединять руки.
















ЛИТЕРАТУРА
Андрощук Н. В., Леськів А. Д., Мехоношин С. О. Рухливі ігри та естафети у фізичному вихованні молодших школярів. Методичний посібник. – Тернопіль: Підручники і посібники, 1998
Былеева Л. В., Коротков И. М. Подвижные игры: учебное пособие для институтов физ. культ. – М.: Физкультура и спорт, 1982
Вільчковський Е. С., Страшинський В. И. Рухливі ігри в школі.-К.: Радянська школа, 1971
Козуб О. В., Могорита А. І. Фізкультхвилинки та ігри в 1-4 класах.- Тернопіль: Навчальна книга – Богдан, 2001
Ламкова О. І. 250 рухливих ігор та естафет для школярів.- Х.: Ранок, 2005
Литвинова М. Т. русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя дет. сада / под ред. Л. В. Руссковой.- М.: Просвещение, 1986
Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продлённого дня: Пособие для учителя.- М.: просвещение, 1983
Образцова Т. Н. Подвижные игры для детей. – М.: Этрол, 2005
Яковлев В. Г., Ратников В. П. Подвижные игры: учебное пособие для студентов фак. физ. воспитания пед. институтов.- М.: Просвещение, 1977
Цена: Договорная