Название Особенности взаимодействия социальной психологии с другими научными дисциплинами
Количество страниц 35
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2009
Содержание Содержание

Введение …………………………………………………………………… 3
1 Предмет социально-психологической теории ………………………… 5
1.1 История развития социально-психологической теории ……………. 5
1.2 Структура социально-психологической теории …………………….. 9
2 Место социальной психологии в системе научного знания …………. 17
2.1 Социальная психология в системе теоретических дисциплин ……. 17
2.2 Социальная психология в системе практических дисциплин …….. 22
Заключение ………………………………………………………………… 29
Библиографический список ………………………………………………. 31
Приложения



Введение

Данная курсовая работа написана по теме: «Особенности взаимодействия социальной психологии с другими научными дисциплинами».
Возникнув на стыке наук — психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус. Это приводит к тому, что каждая из «родительских» дисциплин довольно охотно включает ее в себя в качестве составной части. Такая неоднозначность положения научной дисциплины имеет много различных причин. Главной из них является объективное существование такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и социологии. С одной стороны, любое общественное явление имеет свой «психологический» аспект, поскольку общественные закономерности проявляются не иначе как через деятельность людей, а люди действуют, будучи наделенными сознанием и волей. С другой стороны, в ситуациях совместной деятельности людей возникают совершенно особые типы связей между ними, связей общения и взаимодействия, и анализ их невозможен вне системы психологического знания. Такое положение дел и обуславливает актуальность проблемы.
Объектом исследования является соприкосновение социально-психологической теории с научными дисциплинами, предметом взаимодействие социальной психологии с теоретическими и прикладными дисциплинами.
Целью настоящего исследования выступает анализ взаимодействия социальной психологии с другими научными дисциплинами. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проследить историю становления социальной психологии как отдельной отрасли научного знания;
2. Выделить структурные части социально-психологической теории;
3. Отразить взаимодействие социальной психологии с теоретическими науками;
4. Выявить точки соприкосновения социальной психологии с прикладными дисциплинами.
На основании вышеизложенных задач построена структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых содержит по два параграфа, заключения, библиографического списка и приложений.
В первой главе уделено большое внимание истории возникновения и развития социальной психологии как науки, определен предмет ее изучения, выявлена структура социально-психологической теории. Во второй главе выявлено место социальной психологии в науке через ее взаимодействие с другими научными дисциплинами.
При исследовании проблемы использовались такие методы как сравнительный анализ, формально-логический метод и др.
Научное значение работы состоит в том, что она может служить основой для дальнейших исследований в области предмета социальной психологии и места дисциплины в области научного знания. Практическое значение заключается в возможном использовании работы при составлении учебного пособия для вузов по дисциплине «социальная психология».
Список литературы Заключение

В заключение исследования подведем некоторые итоги.
1.Социальная психология – это наука о том, что люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу. Социальная психология произошла от психологи и социологии.
2. В процессе уточнения предмета социальной психологии как науки можно выделить несколько периодов:
1. Накопление социально-психологических знаний в сфере фи-лософии и общей психологии (VI в. до н. э. - середина XIX в.).
2. Выделение описательной социальной психологии из филосо-фии, социологии и общей психологии в самостоятельную область знания (50-60-е годы XIX в. - 20-е годы XX в.).
3. Оформление социальной психологии как науки со всеми присущими ей атрибутами (20-е годы XX в.).
3. По сравнению с социологией социальная психология более индивидуалистична по содержанию и более экспериментальна по методологии. От психологии личности социальная психология отличается тем, что она интересуется не столько индивидуальными различиями между людьми, сколько тем, как люди вообще воспринимают друг друга и влияют друг на друга.
4. Структура социально-психологической теории включает в себя следующие компоненты: 1) методологию; 2) феноменологию; 3) закономерности и механизмы; 4) теоретическое обоснование праксиологии (методики применения различных воздействий или их совокупностей с точки зрения их эффективности).
5.Социальная психология – одна из наук об окружающей среде: она изучает зависимость поведения от социальной среды. Помимо подхода, присущего социальной психологии, есть ещё немало других подходов к изучению природы человека, каждый из которых ставит собственные вопросы и получает на них свои ответы. Эти разные точки зрения не противоречат друг другу, а дополняют друг друга.
6. Социологов и социальных психологов связывает общий интерес к поведению людей в группах. Однако в то время как большинство социологов изучают различные по численности группы, от маленьких до очень больших (например, общества и присущие им тенденции), социальные психологи изучают среднестатистических людей – то, как индивидуум одновременно думает о других, испытывает их влияние и относится к ним. При проведении подобных исследований изучается влияние как группы на индивидуума, так и индивидуума на группу.
7. В общей психологии исследуется структура потребностей, мотивов личности и т.д., у социальной психологии есть своя собственная точка зрения: как конкретно действует личность в различных реальных социальных группах
8. Социальные нейрологи не стремятся свести такие сложные проявления социального поведения, как оказание помощи или причинение вреда, до уровня простых нейронных или молекулярных механизмов.
9. Социальная психология взаимодействует с экономикой на трех уровнях: макроэкономическом (сопровождение нововведений в экономической системе, изучение и формирование общественного мнения); среднем (развитие организаций, маркетинговая деятельность); личностном (консультирование и обучение предпринимателей, менеджеров и руководителей).



Список использованных источников

Научная литература

1. Абашкина Е.А., Егорова-Гантман Е.В., Косолапова Ю. - Политиками не рождаются: как стать и остаться эффективным политическим лидером. - М. – Юрайт. - 1993. - Т. 1,2.
2. Андреева Г.М. - Социальная психология. - М. – Академия. - 1998.
3. Белинская Е.П. – Социальная психология. Хрестоматия. – М. – Олма Пресс. – 2003.
4. Дилигенский Г.Г. - Социально-политическая психология. - М. – Литература. - 1994.
5. Егорова-Гантман Е., Минтусов И. - Политическое консультирование. – М. – Волтерс Клувер. - 1999.
6. Ерасов Б.С. - Социальная культурология. - М. – Мир книги. - 1996.
7. Заславская Т.И. - Стратификация современного российского общества: Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. - Информационный бюллетень. - № 1. - 1996.
8. Кричевский Р.Л. - Если Вы - руководитель. - М. – Терра. - 1996.
9. Попов В. Д. - Основы социального психоанализа. - М. – Олма Пресс. - 1996.
10. Петровский А.В. - Вопросы истории и теории психологии: Избранные труды. - М. – Литература. - 1984.
11. Петренко В.Ф. - Введение в экспериментальную психосемантику: иссле¬дование форм репрезентации в обыденном сознании. - М. - 1983.
Цена: Договорная