Название Разработка стратегии развития предприятия на примере ОАО «Экспресс Приморья»
Количество страниц 77
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2009
Содержание СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ __________________________________________________________________4
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМУЛИРО
ВАНИЯ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ____________________________________10
1.1. Роль стратегического планирования в современных условиях____________10
1.2. Методы стратегического анализа предприятия ________________________19
1.3. Виды стратегий предприятия, подходы и методы выбора________________29
2. Стратегический анализ предприятия_______________________________________48
2.1. Анализ внешней среды (факторы внешней среды, ПЭСТ-анализ, Отраслевой анализ, угрозы и возможности) _____________________________________48
2.2. Анализ внутренних сильных и слабых сторон предприятия (численность и квалификация персонала, наличие необходимых производственных площадей и обородувания, обезпеченность материалами и финансовыми ресурсами и др.)_____________________________________________________________56
2.3. SWOT–анализ____________________________________________________69
2.4. Определение типа ранее использованой стратегии и анализ правильности ее выбора (на основе сравнения поставленных целей и фактических результатов деятельности)____________________________________________________73
2.5. Выводы и предложения по результатах анализа________________________78
3. Разработка стратегии и развития предприятия_______________________________82
3.1. Формулирование мисии и целей деятельности предприятия _____________82
3.2. Анализ стратегических альтернативи выбор стратеги___________________83
3.3. Обоснование применения выбраной стратеги развития предпри-ятия_____86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ________________________________________________________89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ_____________________________92



Введение

Значение стратегии, позволяющей фирме выживать в конкурентной борьбе в долго-срочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Ускорение изменений в ок-ружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, появление новых возможностей для бизнеса, развитие информационных сетей, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, и другие причины приве-ли к возрастанию значения выработки стратегии развития организации.
Суть стратегического управления заключается в том, что в организации, существует четко организованное комплексное стратегическое планирование, чтобы обеспечить выра-ботку долгосрочной стратегии для достижения целей фирмы и создание управленческих ме-ханизмов реализации этой стратегии через систему планов.
Целью написания дипломной работы является построение стратегии развития пред-приятия на примере ОАО «Экспресс Приморья» В рамках дипломной работы был проведен анализ деятельности предприятия, его внешнего и внутреннего окружения, выявлены все возможности, опасности, сильные и слабые стороны его деятельности с целью изучить про-цесс разработки стратегии организации, в связи, с чем можно сформулировать следующие задачи.
Задачи работы:
1 Рассмотреть стратегическое управление и планирование в организации;
2 Проанализировать концепцию многоуровневого развития фирмы;
3 Осуществить организационно-экономическую характеристику и анализ;
4 Разработать основные направления совершенствования разработки стратегии.
Объектом исследования выступает открытое акционерное общество «Экспресс При-морья».
Актуальность выбора темы данной дипломной работы определяется тем, что на сего-дняшний день стратегия – это основополагающий стержень в управлении предприятием, который должен обеспечивать устойчивое экономическое развитие предприятия, по-вышение конкурентоспособности оказываемых услуг.
В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабаты-вать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменения-ми, происходящими в их окружении.
Сейчас, исключительно важным становится осуществление такого управления, кото-рое обеспечивает адаптацию фирмы к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса. Уско-рение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции по-требителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техни-ки, развитие информационных сетей, широкая доступность современных технологий, изме-нение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возраста-нию значения стратегического управления.
Не существует стратегии единой для всех компаний, так же, как и не существует еди-ного универсального стратегического управления. Каждая фирма уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой фирмы уникален, так как он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик или оказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и еще многих факторов. В то же время есть некоторые основополагающие моменты, которые позволяют говорить о некоторых обобщенных принципах выбора и реализации стратегии развития и осуществления стратегического управления.
Структурно работу можно представить в виде трех частей. В первой части содер-жаться теоретические аспекты стратегии развития предприятия. Рассматриваются такие во-просы как: стратегическое управление организацией, стратегическое планирование. Во вто-рой части рассматривается стратегия развития ОАО «Экспресс Приморья»- ее цели и задачи, выполняемые ей функции, потенциал, которым располагает данная организация, для реше-ния поставленных перед нею задач. В третьей - основные направления и рекомендации для разработки стратегии развития на предприятии ОАО «Экспресс Приморья» с целью увели-чения инвестиционной привлекательности и сохранения лидерства на российском рынке технологических процессов.
Методами исследования предприятия выступают следующие: анализ технико-экономических показателей деятельности и составных элементов макро- и микросреды предприятия; аналитико-синтетический метод исследования сильных и слабых сторон дея-тельности - SWOT-анализ; технико-экономический прогноз деятельности после внедрения предложенных мероприятий. При написании работы использованы материалы учебной ли-тературы, периодической печати, данные финансовой отчетности предприятия, материалы официального сайта ОАО «Экспресс Приморья»
Список литературы ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Оно обеспечивает высшему руково-дству средство создания плана на длительный срок. Стратегическое планирование дает так-же основу для принятия решения. Знание того, чего организация хочет достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действий. Формальное планирование способствует снижению риска при принятии решения. Принимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководство снижает риск принятия неправильного решения из-за оши-бочной или недостоверной информации о возможностях предприятия или о внешней ситуа-ции. Планирование, поскольку оно служит для формулирования установленных целей, помогает создать единство общей цели внутри организации. Сегодня в промышленности стратегическое планирование становится скорее правилом, чем исключением. Результаты исследования позволяют сделать вывод о недостаточности мер по полновесной адаптации новых сотрудников в большей части организаций города. До сих пор не существует четкого представления о том, какое именно подразделение организации должно быть задействовано в процессе адаптации. К тому же, недостаточно разработаны критерии определения эффективности адаптации, так же, как и сами ее этапы.
В ходе курсовой работы проанализирована действующая на предприятии общая кор-поративная.
На ОАО «Экспресс Приморья» для выполнения целей и миссии предприятия исполь-зуется общая корпоративная стратегия.
Реализация данной стратегии может вызвать снижение негативных трудовых показа-телей за счет формирования корпоративной трудовой культуры.
Проведенное исследование позволяет сформулировать несколько основных рекомен-даций:
1. Необходимо тщательно определять цели, миссию, потребности предприятия;
2. Для правильного выбора стратегии очень важно учесть внутреннюю и внешнюю среду предприятия;
3. Необходимо тщательно изучить преимущества и недостатки каждой из стратегий и соотнести их со специфическими потребностями организации;
4. Разработать план мероприятий по повышению качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, где предусмотрена разработка документации по внедрению систе-мы менеджмента качества по ИСО 9001 версии 2007г.
5. Разработать мероприятия по экономии электроэнергии, сырья и материалов, тепло-энергии на 2007 год.
6. Приобретать более новое, производительное оборудование, качественное сырьё и материалы для избежание затрат на производство брака.
7. Внедрять в производство новые достижения в развитии техники и технологий.
8. Поиск и освоение новых рынков сбыта выпускаемой продукции.
В перспективе наше предприятие планирует использовать стратегию развития рынка, увеличить объем оказания услуг на существующих рынках, что в конечном итоге будет спо-собствовать развитию производства.
Анализ среды — это очень важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связи между факторами и теми сильными и слабыми сторонами организации, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде. Очевидно, что, не зная среды, организация не сможет существовать. Однако она не плывет в окружении как лодка, не имеющая руля, весел или паруса. Организация изучает среду, чтобы обеспечить себе успешное продвижение к своим целям, вырабатывает стратегию взаимодействия с элементами внешней среды, обеспечивающую ей наиболее комфортное сосуществование. В данном случае уместно привести слова знаменитого Демокрита «Глубокая вода полезна во многих отношениях, но, с другой стороны, она вредна, так как есть опасность утонуть в ней. Вместе с тем найдено средство — обучение плаванию».
В современных условиях развития рынка компаниям, как занимающим нишу в ёмко-сти, так и только выходящим на рынок, приходится всё сложнее. И это связано не только с высоким уровнем жёсткой конкуренции, обилием товаров и услуг аналогичного типа, пере-насыщением рекламных и информационных потоков, возрастающими требованиями потре-бителей ко всем качественным параметрам, включая эргономичность, эстетичность и других аспектов, количественно замерить которые довольно сложно. Проблемы также связаны и с постоянными изменениями конъюнктуры и ёмкости рынка, а также инновациями, стремя-щимися завоевать всё большие доли.
Для наиболее успешного развития предприятий необходимо чётко определять марке-тинговые стратегию и тактику, а чтобы этого достичь требуется точно представлять окру-жающую среду и внутренний потенциал фирмы. Для этого важно время от времени прово-дить исследование внешней среды, т.е. конкурентов, поставщиков и потребителей; кроме того, необходим анализ существующей позиции и возможностей самого предприятия, его технических, технологических, финансовых, сырьевых и прочих ресурсов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аакер Д.А. Стратегическое рыночное управление: Бизнес-стратегии для успешного менеджмента: Пер. с англ. СПб.: Питер, 2007.
2. Афонин И.В. Управление развитием предприятия. Стратегический менеджмент, инновации, инвестиции, цены: Учеб. пособие. М.: Дашков и К, 2007.
3. Балдин К.В. Управление рисками: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ, 2005.
4. Глухов В.В. Основы менеджмента. Учебно-справочное пособие, 2005.
5. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, Таганрог, 2003
6. Грейсон, Джексон. Американский менеджмент на пороге XXI века [Текст]: Учебник / Дж. Грейсон, Карла О’Делл. - М.: Экономика 2006.
7. Дерябин, А.А. Система ценообразования и финансов, пути совершенствования [Текст]: Учебник / М.: Прогресс, 2007.
8. Завгородняя А.В., Ямпольская Д. О. Маркетинговое планирование. — СПб: Питер. 2007.
9. Зайцев Л. Г., Соколова М. И. Стратегический менеджмент: Учебник. – М.: Юристь, 2005. – 416 с.
10. Ищейко, А.В. Внешнеэкономическая деятельность предприятий [Текст]: Учебник / А.В. Ищейко. Новосибирск, 2005.
11. Князевская Н.В. Принятие рискованных решений в экономике и бизнесе / Н.В. Князевская, В.С. Князевский. М.: Контур, 2005.
12. Коротков Э.М. Концепция менеджмента. — М., «ДеКА», 1996.
13. Котлер, Ф. Основы маркетинга. [Текст]: Учебник / М.: Прогресс, 2007.
14. Кэмпбелл, Р. Экономикс. [Текст]: Учебник / Р.Кэмпбелл Макконнелл, Стоили Л. Брю. - М.: Республика, 2007.
15. Лапуста М.Г. Предпринимательство: Учеб. пособие. М: Инфра-М, 2004.
16. Люкшинов А. Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИ-ТИ – ДАНА, 2005. – 375 с.
17. Люкшинов А.Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие для Вузов. — М., Юни-ти-дата, 2007.
18. Майор, 3. Контроллинг как система мышления и управления.[Текст]: Учебник / 3.Майор. М.: Финансы и статистика, 2001.
19. Маркова В.Д. Стратегический менеджмент: Курс лекций: Учеб. пособие для вузов. М.: Инфра-М, 2007.
20. Моисеева, Н.K., Анискин Ю.П. Современное предприятие: конкурентоспособность, мар-кетинг, обновление. [Текст]: Учебник / Н.K. Моисеева, Ю.П. Анискин. - М.: Внешторг-издат, 2007.
21. Ноздрева, Р.Б. Как побеждать на рынке [Текст]: Учебник / Р.Б. Ноздрева. М.: ЮНИТИ, 2003.
22. Панов А. И. Стратегический менеджмент: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА. 2006. –240 с.
23. Поршнев, А.Г. Управление организацией [Текст]: Учебник / А.Г. Поршнев, З.П. Румян-цева, Н.А. Саломатина. М.: ИНФРА-М, 2007.
24. Пунин, Е.М. Маркетинг, менеджмент, ценообразование на предприятии [Текст]: Учебник / Е.М. Пунин. М.: Международные отношения, 2006.
25. Разработчики технологии SWOT-анализа // Электронная публикация http://www.swot.ru/catalog2/doc/swot1/
26. Роджерс, Л., Маркетинг в малом бизнесе [Текст]: Учебник / Л. Роджерс М.: Аудит, ЮНИТИ, 2006.
27. Румянцева, З. П. Менеджмент организации. [Текст]: Учебник / З. П. Румянцева, Салома-тина Н. А.. М.: Инфра-М, 2006.
28. Сайман, Г. Менеджмент в организациях. [Текст]: Учебник / Г. Сайман. М.: Экономика, 2007.
29. Смит, А., Практический маркетинг [Текст]: Учебник / А. Смит, Френк Дж. Жуковский: МЦДО ЛИНК, 2003.
30. Томпсон А. А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов/Перевод с англ. Под редакцией Зайцева Л. Г., Соколовой М. И. – Банки и биржи, ЮНИТИ, 2006. – 576 с.
31. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник. — М., Банки и биржи, ЮНИТИ, 2006.
32. Уткин, Э.А. Стратегический менеджмент: способы выживания российских банков [Текст]: Учебник / Э.А. Уткин. М.: Фонд Экономического Просвещения, 2004.
33. Уткин, Э.А. Управление фирмой. [Текст]: Учебник / Э.А. Уткин. М.: Акалис, 2004.
34. Хроленко, А.Т. Самоменеджмент: для тех, кому от 16 до 20. [Текст]: Учебник / А.Т. Хроленко. М.: Экономика, 2007.
35. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: настольная книга по исследова-нию рынка. – М., Финансы и статистика, 2007
Цена: Договорная