Название Особенности ценностных ориентаций у подростков
Количество страниц 57
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2009
Содержание Содержание

Введение………………………………………………………2
Глава 1. Представление о ценностных ориентациях в
подростковом возрасте…………………………….5
§1. Философский ……………………………………………………..8
§2. Социологический ………………………………………………..10
§3. Психологический ………………………………………………...13

Глава 2. Ценностные ориентации в подростковом возрасте…15

§1.Подростковый возраст (гендер)………………………………….17
§2. Ценностные ориентации в подростковом возрасте……………..21
§3. Влияние на ценностную ориентацию подростка………………..23
Исследование ценностных ориентаций подростков ……………………….25
Заключение………………………………………………………….43
Приложение…………………………………………………………46
Литература…………………………………………………………..55


Введение

Взросление из «ребенка в подростка» всегда сопровождается стремлением более глубоко понять себя, разобраться в своих мыслях, чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Жизнь подростка должна быть заполнена характерными для его возраста содержательными отношениями, интересами, переживаниями. Это особенно важно, потому что именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться определенный круг интересов. Этот круг интересов является психологической базой ценностных ориентации подростка. В этом возрасте происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросам мировоззрения, религии, морали и эстетики. Появляются свои собственные, порой необычные увлечения и хобби, просыпается интерес к противоположному полу. Развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным.
Границы подросткового возраста примерно совпа¬дают с обучением в V—VIII классах средней школы. За эти четыре года бывший ребенок становится почти взрослым человеком. Трудности этого периода развития отражены в названиях — «переходный», «трудный», «критический» возраст. Масштабы происходящих пере¬строек значительны и касаются организма, самосозна¬ния, способов социального взаимодействия, интересов, познавательной и учебной деятельности, нравственных позиций. Основным фактором развития личности под¬ростка является его собственная социальная актив¬ность, направленная на вхождение в мир взрослых.
Пусковым механизмом этого процесса является пе¬реход к завершающему этапу созревания организма. Его перестройка начинается с активизации деятель¬ности гипофиза, его передней доли, гормоны которой стимулируют рост тканей и функционирование других желез внутренней секреции. Эта скрытая гормональная перестройка обусловливает характерный для подростка «скачок в росте» и половое созревание, ведущее к появ¬лению новых ощущений, чувств, переживаний. Акселе-рация физического развития и полового созревания может сдвинуть эти процессы у девочек с 11 —12 на 9—10 лет, у мальчиков с 13—15 на 12—13 лет. Сроки начала полового созревания и его завершения различны у детей не только разного пола, но даже в пределах одного пола.
Несмотря на значительные внешние изменения, про¬исходящие в этом возрасте, говорить об окончательном формировании взрослого организма преждевременно, так как наблюдается неравномерность развития отдель-ных органов и систем, приводящая нередко к дисгар¬моничному типу развития, сопровождающемуся функ¬циональными нарушениями, плохим самочувствием и быстрой утомляемостью. Умственные и физические перенапряжения, особенно длительное нервное напря¬жение и сильные отрицательно окрашенные эмоциональ¬ные переживания могут быть причиной функциональных нарушений в деятельности сердечно-сосудистой и эндо¬кринной систем. Вообще перестройка в эндокринной системе часто является причиной общей неуравнове¬шенности подростка, его раздражительности, взрывча¬тости, двигательной активности, периодической вялости и апатии. Неравномерность роста и главным образом непропорциональность развития костей и мышц приво¬дит к известной неуклюжести, угловатости, характе¬ризующей подростков. Это временное нарушение коор¬динации движений проходит по мере овладения под¬ростком своим новым телом.
Все происходящие изменения, их соответствие или несоответствие стандартам, принятым в данной воз¬растной группе и в этот период, осознаются подростком и глубоко переживаются. Это может усугубить общую неуравновешенность и даже привести к психологиче¬ским травмам. Такие переживания могут обостряться в связи с возникновением интереса к другому полу, повышающего внимание к собственной внешности.
В кризисные периоды состояния общества несовершеннолетние оказываются, как правило, самыми социально неустойчивыми, нравственно не подготовленными и не защищенными от внешних опасностей. Обычно, не имея достаточного жизненного опыта, моральных убеждений, не умея различить жизненные ценности от мнимых, искусственных, они закрепляют в своем сознании и поведении негативные тенденции общественного развития. Особенно наглядно подобная ситуация складывается в наши дни и в нашей стране.
Особенно это актуально для современной общественно-политической ситуации. Наряду со стабильно высокими темпами роста алкоголизма, наркомании, безнадзорности, сексуальной распущенности, хулиганства и прочих правонарушений и преступлений, увеличением числа других антиобщественных действий особо настораживает складывающаяся тенденция изменения ценностных ориентаций подростков и юношества, вытеснения традиционных ценностей нравственного порядка, замещение их культом денег, физической силы, снижение общественно политической активности, утверждение социальной апатии, появление устойчивых устремлений к достижению материального достатка любой ценой, в том числе путем сознательного нарушения социальных, нравственных т юридических норм.
Все это требует от педагогики и общественных наук активизации усилий, направленных на осмысление причин девиантного поведения и поиск адекватных механизмов его сдерживания и предупреждения. Если проблемой не заниматься, она начинает все более прогрессировать, и в истории известны случаи, когда запущенные проблемы социального характера приводили к катастрофическим последствиям. Это обусловливает актуальность выбора данной темы для написания курсовой работы.
Серьезные изменения претерпевают отношения под¬ростка с взрослыми (родителями и учителями). Свои претензии на новые права подросток, прежде всего, рас¬пространяет на сферу отношений с ними. Он начинает сопротивляться категорическим требованиям взрослых, протестует против ограничения его самостоятельности, всяческой опеки, мелочного контроля, отношения к нему как к маленькому. Он требует учитывать его интересы, отношения, мнения, хотя они и не всегда достаточно разумны и зрелы, проявляет обостренное чувство собст-венного достоинства. Расширяя свои права на самостоятельность, уважение к его личности, подросток в большинстве случаев не имеет возможности взять на себя новые обязанности.

Задачи этой курсовой работы:
- сделать теоретический анализ психологической литературы по вопросу ценностных ориентаций в подростковом возрасте;
- изучить факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций с учетом влияния окружающей среды и особенностей физиологического развития;
- сделать выводы о ценностных ориентациях современных подростков.
Список литературы Заключение
Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.
Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему “транслирует” именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая “размытость” общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм, в постулируемых обществом идеалах и ценностях появляются противоречия.
В научной литературе существует множество различных определений понятия “ценность”. Их настолько много, что, по мнению Н.Решера, горячее желание разных авторов навести концептуальный порядок в области изучения ценностей явилось, похоже, единственной точкой согласия для них. В нашем теоретическом обзоре мы попытаемся рассмотреть и сопоставить позиции различных авторов, касающихся проблемы ценностей, наиболее подробно остановившись на вопросах ценностных представлений подростков.
Формирование системы ценностных ориентаций личности является для различных исследователей предметом пристального внимания и разнопланового изучения. Исследование подобных вопросов особое значение приобретает в подростковом возрасте, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию.
Нормативные жизненные кризисы и стоящие за ними биологи¬ческие или социальные изменения — повторяющиеся, закономерные процессы. Зная соответствующие биологические и социальные законы, можно достаточно точно предсказать, в каком возрасте «средний» индивид данного общества будет переживать тот или иной жизненный кризис и каковы типичные варианты его разрешения. Но как ответит на этот «вызов» конкретный человек, наука сказать не может.
Жизненный путь личности, как и история человечества, с одной стороны — естественно-исторический, закономерный процесс, а с другой — уникальная драма, каждая сцена которой — результат сцепления множества индивидуально-неповторимых характеров и жизненных событий. Повторяющиеся структурные свойства жиз¬ненных событий могут быть зафиксированы объективно. Но личная значимость, мера судьбоносности любого события зависит от мно¬жества конкретных причин.
В подростковом возрасте начинает формироваться устойчивый круг интересов, который является психологической базой ценностных ориентаций подростков. Происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросу мировоззрения, религии, морали и этики. Развивается интерес к собственным психологическим переживаниям и переживаниям других людей. Чаще всего период перехода от подросткового к юношескому возрасту приходится на старшие классы школы и поэтому переход от детства к взрослости и связанная с ним необходимость самоопределения и выбора жизненного пути после окончания школы осложняется тем, что для старшеклассников остается актуальным проблема формирования самосознания (центрального новообразования подросткового возраста).
Таким образом, можно на сегодняшний день можно сделать вывод о том, что ценности современных подростков (14-16 лет) несколько отличаются от подростков этой же возрастной категории, к примеру, 10-20 лет назад. Современные подростки более избалованы, часто среди них царит культ денег, но в то же время они более свободны в своих действиях, хотя их общественная активность во многих сферах (например экологической, в случаях когда требуется приложить реально много усилий, а не просто промаршировать с зелеными транспарантами) достаточно низка. Подрастающее поколение все больше времени проводит за компьютером, является активным участником сети Интернет. Возможно, именно на этой почве в последние годы регистрируется большой всплеск преступлений в области информационных технологий, совершенных несовершеннолетними во всемирной паутине. При этом зачастую моральный облик многих оставляет желать лучшего, а эстетические вкусы идут в разрез с теми, что привыкли ценить более старшее поколение. Отсюда вытекающий вывод – необходимо искать компромисс и пытаться изменить ситуацию с помощью насаждения соответствующих норм воспитания и внесения изменений в образовательную сферу. Так же не следует забывать о многочисленных разношерстных молодежных движениях. Мое мнение сходится на том, что все они должны контролироваться государством посредством специальных комитетов.
В итоге можно сказать о том, что система ценностных ориентаций современной молодежи находится в процессе преобразования, происходящее под влиянием ценностных ориентиров западного общества, насаждаемых средствами массовой информации. Однако значительная часть молодежи все еще сохраняет ценностные ориентиры, присущие отечественной социокультурной традиции.



Литература
1. Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. — М., Знание, 1978.
2. Безменова И.К. Ценностные ориентации старшеклассников (теоретический обзор работ)
3. Божович Е. Д. «Психология особенного развития личности подростка», 1969г.
4. В. Вишневский «Такие простые сложные истины. Заметки журналиста о становлении личности подростка», 1984г.
5. Гоноболин Ф.Н. Психология. – М., Просвещение, 1973.
6. Введение в психологию./ Под ред. Петровского А. В. — М., 1995 г.
7. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского.-- М., 1979.
8. «Возрастная и педагогическая психология» /Давыдов В.В., Драгунова Т.В., Ительсон Л.Б. и др./ Под ред. Петровского, 2-е издание, 1979г.

9. «Вопросы психологии развития личности подростка и юноши», Тюмень, 1969г.
10. Выготский Л.С. «Проблемы психического развития ребенка», - В кн.: Избранные психологические исследования. М., 1956г.
11. «Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности», Под ред. Щадрикова В.Д., 1989г.

12. Зимняя И.А. Педагогическая психология. — М., Логос, 2003.
13. Ивашкин В. «Психологическое изучение школьников», 1990г.
15. Казаков В.Г., Кондратьев Л.Л. Психология. – М., Высшая школа, 1989.
16. Карпенко Л.А., Петровский А. В. Краткий психологический словарь. - М.: Просвещение, 1981. – 195с.
17. Карпухин О.И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации // Социол. исслед., 1998, № 12.
18. Коломинский Я.Л. Человек: психология. Кн. для уч-ся ст. классов. — М., 1989.
19. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. — М., 1984.
20. Кон И.С. В поисках себя: личность и се самосознание. — М., 1984.
21. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1989.
22. Кон Н.С., Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста / Хрестоматия по возрастной психологии. Сост. Семенюк Л.М. Под ред. Д.И. Фельдштейна. — М., Институт практической психологии, 1996.
23. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология подростка. – М., Просвещение, 1965.
24. Кузьмин Е.С. Методы социальной психологии. - Л.: ЛГУ, 1977. – 168с.
25. Леонтьев А.Н. «Проблемы развития психики», М., 1972г.
26. Липкина А.И. «Самооценка школьника», М., 1976г.
27. Луков В.А. Проблема обобщающих оценок положения молодежи // Социологические исследования, 1998. №8. С. 31.
28. Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., 1994.
29. Немов Р.С. Общие основы психологии. — М., 1995.
30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М., 1996.
31. Селиванова З.К. Смысложизненные ориентации подростков // Социс, 2001, № 2,
32. Собр. соч. Л.С. Выготского. М., 1982г. Т.1. С.20
33. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. — М., Республика, 1994.
34. Хмелев Е. Исследование ценностных ориентации учащихся средних и старших классов // Воспитание школьников, 2001, № 8. С. 10—13.
35. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности.- М.: Владос, 1999. - 474 с.
36. Энциклопедия психологических тестов: I-III том, 2000г.
Цена: Договорная