Название | Патологические нарушения эмоций в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте |
Количество страниц | 45 |
ВУЗ | МГИУ |
Год сдачи | 2009 |
Содержание | СОДЕРЖАНИЕ
Вступление Раздел I. Теоретический обзор по проблеме нарушений в сфере эмоций. 1.1 Связь эмоций с запоминанием………………………………………………...11 1.2.Классификация эмоциональных состояний………………………………….16 1.3 Особенности восприятия и связанное с ним проявление эмоций………….22 1.4. Тревога – как проявление одной из наиболее частых эмоциональных расстройств…………………………………………………………………………...24 1.5 Расстройства настроения……………………………………………………...29 1.6 Существующие методы оценки нарушений эмоциональной сферы……….31 Раздел II Экспериментальное психологическое изучение нарушений эмоций 2.1 Методики исследований……………………………………………….............36 2.2 Результаты исследований и их анализ………………………………………..37 2.3 Методы профилактики и коррекции………………………………………….40 Вывод............................................................................................................................42 Использованная литература........................................................................................44 Приложения Вступление Проблема эмоций в современной общей психологии разработана существенно меньше, чем другие области психологического знания. Более того, можно считать, что в настоящее время наблюдается кризис психологии эмоций. Нерешенных вопросов психологии эмоций значительно больше, чем разработанных, решенных. Почему¬¬ сложилось такое положение? Причины надо искать не только и не столько в субъективных факторах - в нежелании или неимении тех или иных исследователей заниматься этой проблемой, ¬ а ¬ объективной сложности самой проблемой, в принципиальном отличии психологии эмоций от других психологических проблем и прежде всего в принципиальном отличии эмоциональных явлений от познавательных. И хотя ¬любое психическое явление осуществляет две основные функции - ¬отражения и регуляции, - эмоциональные явления осуществляют их существенно иначе, чем процессы, называемые познавательными, - ощущения, восприятие, память, мышление, воображение и др. Эмоции - более древняя (“первичная¬”) форма отражения, чем в значительной степени¬ более осознанные, опосредованные речью познавательные процессы, и их главное назначение - сигнализировать о пользе или вреде для¬ ¬'¬" органам а того или иного явления. Эта оценка знака явления (положительного или отрицательного) является первичной.¬¬¬¬ Экспериментально показано существование такой эмоциональной “первооценки”, или “первовидения”, которая предшествует¬¬¬¬ более развернутой, логической, осознанной оценке (Е. К. Артемьева,). 0 “первичности” эмоций пишет также и К. Обуховский - “вначале была эмоция”. Как более древняя форма отражения эмоции несут на себе печать глубинных связей со сферой потребностей и желаний человека. И эта тесная связь с потребностями - важнейшая¬ характеристика эмоций. Качественная специфичность эмоций во многом зависит от той потребности, на базе которой они формируются (Л. В. Симонов, М. Н Русалова и др.) [4, c. 12] Эмоц¬ии - “внутренний регулятор” деятельности (А. Н. Леонтьев).¬ Однако функцию регуляции поведения эмоции выполняют не прямо, а через мотивы, причем нередко мотивы собственного поведения остаются для человека неосознанными. Эта особенность эмоциональных явлений - их тесная связь со сферой бессознательного - также составляет важнейшую специфику эмоций, существенно отличающую ее от познавательных процессов, которые в большей степени осуществляются под контролем сознания. Признавая существенное различие познавательных и эмоциональных психических явлений, было бы неверным утверждать их полную автономность, независимость друг от друга. Известно положение Л.С.Выготского о единстве “аффекта и интеллекта”, а также мнение В.И.Ленина о том, что “без человеческих эмоций не может быть и человеческого познания”. [5,c. 22] Однако это единство не означает тождество. Эмоциональные и познавательные процессы тесно взаимодействуют, но они ¬и тождественны - и в этом суть проблемы.¬¬ В теоретическом осмыслении эмоций, как известно, имею¬тся две крайние позиции. С одной стороны, это биологизаторские¬ представления об эмоциях как адаптационном механизме приспособления психики к среде, с другой - это интеллектуалистические представления об эмоциях как результате дефицита информации. К числу первых относится¬, например, концепция Л. К. Анохина, не видевшего разницы между эмоциями животных и человека ни в качественном отношении, ни с точки зрения выполняемых ими функций. Примером второй точки зрения является информационная теория Л.В.Симонова, свозящая все многообразие эмоции к дефициту информации. Не менее важным нерешенным вопрос психологии эмоций является вопрос классификации эмоциональных явлений. Общепринятое подразделение эмоциональных явлений на чувства, аффекты и эмоции (А.Н.Лео¬нтьев) и д¬аже добавление к ним “эмоционального тон ощущений” никак не исчерпывает все разнообразие эмоциональных явлений. Современная история эмоций начинается с появления в 1884 году статьи У.Джемса "Что такое эмоция?". Впервые автор сформулировал ясную, связную теорию эмоций, которую он развивал и защищал в течение почти 20 лет. Джемс сформулировал гипотезу об обратной связи, но не так, как это сделал Дарвин. Согласно его теории "телесное возбуждение следует непосредственно за восприятием вызвавшего его факта, и сознавание нами этого возбуждения в то время, как оно совершается, и есть эмоция" [17, с.113]. Теория Джемса не может быть ни доказана, ни опровергнута, так как ни одно положение не поддается проверке. В следующем году (1885) совершенно независимо от Джемса датчанин К.Ланге опубликовал работу, переведенную Ж.Дюма в 1894 году, под названием "Эмоции". Теория Ланге, в сущности, не отличалась от теории У.Джемса. Психологически эмоция является лишь осознанием мозговых, мышечных и органических изменений и состоит из вазомотрных изменений во внутренних и железистых органах и что секреторные, моторные, когнитивные и переживаемые феномены лишь вторичные аффекты. [5, с.63]. У.Кеннон одним из первых отметил тот факт, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении разных эмоциональных состояний, весьма похожи друг на друга и по разнообразию недостаточны для того, чтобы вполне удовлетворительно объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека. Внутренние органы, с изменениями состояний которых Джемс и Ланге связывали возникновение эмоциональных состояний, кроме того, представляют собой довольно мало чувствительные структуры, которые очень медленно приходят в состояние возбуждения. Эмоции же обычно возникают и развиваются довольно быстро. Положения Кеннона были развиты П.Бардом, который показал, что на самом деле и телесные изменения, и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно. Психоорганическая теория эмоций (так условно можно назвать концепции Джемса - Ланге и Кеннона - Барда) получила дальнейшее развитие под влиянием электрофизиологических исследований мозга. На ее база возникла активационная теория Линдсея - Хебба. [9, с.376-377] Одной из первых подобных теорий явилась теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера. Согласно ей положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь, т.е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними, или, что то же самое, находятся в консонансе. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, несоответствие или диссонанс. К тому, что было сказано об условиях и факторах возникновения эмоций и их динамики У.Джемсом, К.Ланге, У.Кенноном, П.Бардом, Д.Хеббом и Л.Фестингером, свою лепту внес С.Шехтер. Он показал, что немалый вклад в эмоциональные процессы вносят память и мотивация человека. Концепция эмоций, предложенная С.Шехтером, получила название когнитивно - физиологической [9, с.380]. Физиолог П.В.Симонов попытался в краткой символической форме представить свою совокупность факторов, влияющих на возникновение и характер эмоции. [5, с.47]. Научные разработки проблемы восприятия цвета своими корнями восходят к началу ХХ века и отражены в теории трех основных цветов Юнга-Гельмгольца, в работах Хартриджа, касающихся многоцветного восприятия. Важная роль изучения цветовой перцепции как сопряженного психологического и физиологического процесса подчеркивалась многими исследователями (Ю.Ф.Поляков, А.М.Иваницкий и др.). Исследования М.Люшера, выявившие диагностическое значение цветовых выборов, привлекла внимание множества психологов и врачей (Х.Клар, К.Флиннхауз, У.Гро, А.Аминев, А.М.Эткинд, Е.Ф.Бажин, Н.В.Агазаде, А.И.Юрьев и многие другие).Разработка теста базируется на чисто эмпирическом подходе и изначально связана с установкой на изучение эмоционального и физиологического состояния человека в целях дифференцированного психотерапевтического подхода и для оценки эффективности коррекционного воздействия. В.Ф. Петренко и В.В. Кучеренко (1988) изучалась возможность диагносцирования эмоциональных состояний испытуемых методом цветовых предпочтений (тест Люшера). В целях верификации результатов, эмоциональные состояния вызывались у испытуемых с помощью гипнотического внушения. Находясь во внушенном состоянии «радости», испытуемые чаще всего предпочитали красный и желтый, а отвергали коричневый и черный. Внушение «чувства вины» вызвало предпочтение серого и синего цвета, а красный и желтый, наоборот, отодвинулись в конец цветового ряда. В методическом плане возможно сделать еще одно замечание по поводу результатов, полученных А.М. Эткиндом, впрочем, это относится ко всем работам подобного рода. В работе А.М. Эткинда испытуемые при составлении цветовых профилей эмоций исходили не из собственного актуального эмоционального состояния, как, например, в исследовании В.Ф. Петренко, В.В. Кучеренко (1988) и В.Н. Ворсобина, В.Н. Жидкина (1980), а из представлений о тех или иных эмоциях. В подобном случае, очевидно, что составленные цветовые профили могут определяться не индивидуальными особенностями эмоционального реагирования, а например, традициями цветовой символики, т.е. коллективным цветовым архетипом. С вопросом о коллективном и индивидуальном в содержании цветоэмоциональных значений связана и проблема эмоциональных состояний и свойств. В этом плане интересны результаты, полученные в работе И.А. Переверзевой, изучавшей цветовые предпочтения испытуемых в зависимости от их «базисных эмоций» (А.И. Ольшанникова). [12, c. 37] А.Е. Ольшанникова выделяет три «базисные» эмоции — страх, гнев и радость. Предполагается, что соотношение этих эмоций между собой, определяет индивидуальные особенности эмоциональности человека, т.е. устойчивые эмоциональные свойства. Было выявлено, что для лиц с преобладанием базисной эмоции страха характерно предпочтение фиолетового цвета и отвержение зеленого, синего и коричневого. Отношение к фиолетовому цвету оказалось показательным для дифференцирования между собой групп испытуемых с преобладанием эмоций «гнева» или «радости». Первые предпочитали фиолетовый значительно чаще. Испытуемые с доминированием «радости» в сравнении с испытуемыми двух других групп, по данным И.А. Переверзевой, отличались более частыми предпочтениями желтого и коричневого. Таким образом, взаимосвязь цвета и эмоций является многоуровневой. Во-первых, цвета и их сочетания являются символами эмоций, их внешним воплощением, опредмеченной формой; во-вторых, эмоциональные состояния человека влияют на ситуативное отношение к цвету (изменения цветовой чувствительности, цветовых предпочтений и т.д.); в третьих, устойчивые эмоциональные особенности (свойства) субъекта также находят свое отражение в различных вариантах цветовых предпочтений. Подобная полифункциональность цвета, с одной стороны, делает его уникальным средством изучения эмоциональной сферы человека, но с другой, — лежит в основе неоднозначности в оценках наблюдаемых феноменов, что требует от исследователей особой тщательности при принятии решения относительно того, на каком конкретном уровне он рассматривает и анализирует эти феномены. Как мы помним, то или иное эмоциональное переживание и даже воспоминание о нем приводит к специфическим изменениям цветовой чувствительности субъекта (Л.А. Шварц). В этой связи возникает вопрос о корреляции между показателями цветоразличения и характером отношения к цвету (в форме цветовых предпочтений) при переживании субъектом различных эмоций. Результаты известных нам работ показывают, что однозначной связи между изменениями цветовой чувствительности и цветовыми предпочтениями может и не наблюдаться. «Физиологическое предпочтение» (отвержение) не тождественно психологическому. Н.К. Плишко (1980, ) было выявлено, что при переходе человека в состояние функционального торможения (фрустрация потребности), когда порог цветоразличения красного цвета по сравнению с другими по методике Э.Т. Дорофеевой (1967-1970) является наибольшим, наблюдается предпочтение красного цвета по тесту Люшера. Видимо, столкнувшись с подобного рода фактами, и сама автор методики объективации эмоциональных состояний по соотношению порогов цветоразличения ( Э.Т. Дорофеева — 1978) делает вывод, что методика «цветовых порогов» отражает «тактику», а тест Люшера — «стратегию» эмоционального реагирования субъекта. Актуальность даного исследования состоит в том, что оно направлено на изучение патопсихологических изменений эмоциональной сферы, закономерностей их проявления, выработке методов их диагностики, а также способов адекватной защиты для предупреждения подобных паталогий. Объект исследования: эмоции и их особенности; Предмет исследования: особенности нарушений в сфери эмоций, в частности, - повышенная тревожность (стресс) в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте; Цель: 1. Изучить и проанализировать патологические нарушения эмоций в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте. 2. Изучить способы профилактики и коррекции патологического нарушения эмоций. Задачи даной курсовой работы: 1. Анализ психолого-медицинской литературы по проблемме нарушения эмоций; 2. Изучение основных причин возникновения нарушений в области эмоций, и возможность их адекватной оценки; 3. Эмпирическое исследование патологического нарушения эмоций на выборке испытуемых Методы исследования: 1. Исследование литературных источников; 2. Методика диагностирования нарушений в сфере эмоций (модифицированный восьмицветовой тест Люшера и шкала тревоги Тейлора) Базой исследования выступил выступило ПТУ для детей сирот в г.Василькове Киевской области. |
Список литературы | Вывод: итак, в даной курсовой работе мы изучили и проанализировали патологические нарушения эмоций в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте, а также изучили способы профилактики и коррекции патологического нарушения эмоций.
Тревога как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности есть выражение неудовлетворенности значимых человеческих потребностей. Тревога – стойкое личностное образование , которое сохранятеся на протяжении длительного времени. Она имеет свою собственную побудительную силу и стойкие формы реализации в поведении с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлений. Вопрос о причинах тревоги открыт, в даное время преобладает точка зрения , по которой тревога, имею природную основу, образуется при жизни в результате действия социальных и личностных факторов, в результате внутренних конфликтов, преимуущественно связанных с отношением к себе, самооценкой, «Я-концепцией». Проблема эмоциональной устойчивости является актуальной на сегодняшний день в связи с нестабильностью и чрезвычайностью различных ситуаций, вызывающих у человека состояния длительного психического напряжения. Так как эмоциональная устойчивость является одним из важных психологических факторов надежности, эффективности и успеха в экстремальной обстановке; следовательно, разработка методики, диагностирующей эмоциональную устойчивость человека, необходима сегодня для ее дальнейшего применения при профессиональном отборе (в различные сферы деятельности) и при текущей диагностики персонала для своевременной профилактики стрессовых состояний и состояний нервно-психического напряжения, что будет способствовать повышению эффективности профессиональной деятельности как в привычных условиях, так и в условиях экстремальности. Стресс есть не только зло, не только беда, но и великое благо, ибо без стрессов различного характера наша жизнь стала бы похожа на бесцветное и безрадостное прозябание. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Зейгарник Б. В. Патопсихология. — М.: 1999. 2. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство.- М.: «МЕДпресс», 1998 3. Психология: Учебник/ Под ред. Б.А. Сосновского. - М.: 2005 4. Психология: Учебник/ Под ред. И.В. Дубровиной – М.: 2004 5. Немов Р. С. Психология: Учеб.для студ.—М.: Гуманит. Изд. Центр 1999. 6. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении самооценки и притязаний. – М.: 1993 7. Астапов В. М. Тревога и тревожность. Хрестоматия. — СПб.: Питер, 2001. 8. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. –М.: 1993. 9. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Издательство «МОДЭК», 2000. 10. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. – М.: 1976 11. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л.:1988 12. Психология. Учебник. / Под редакцией А.А. Крылова. – М.: «Проспект», 2000. 13. Вартанян Г.А., Петров Е.С. Эмоции и поведение. - Л.:1989. 14. Додонов Б.И. В мире змоций. - Киев: 1987 15. Изард К.Е. Эмоции человека. - М.: 1980 16. Блейхер В. М., Крук И. В., Боков С. Н. Практическая патопсихология. — Ростов-на-Дону.: 1996. 17. Зейгарник Б. В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. — М.: 1980. 18. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. — М.:1999 19. Практикум по патопсихологии / Под ред. Б. В. Зейгарник, В. В. Николаевой, В. В. Лебединского. — М.: 1987 20. Тодд Дж., Богарт А.К. Основы клинической и консультативной психологии.- СПб.: М.: 2001 21. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства.- М.: 1993 22. Клиническая психология: учебник/ Под ред. Б.Д.Корвасарского.- СПб: Питер, 2002 23. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М.: 1995. 24. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - М.: 1965. 25. Соколова Е. Т. Мотивация и восприятие в норме и патологии. - М.: 1976. 26. Собчик. Л.Н. Метод цветовых выборов МВЦ - модифицированный восьмицветовой тест Люшера. – М.: 2003 27. Рейнальдо Перес Ловелле. Психотерапевтическое лечение фобических состояний и посттравматического стресса. – М.: 2001 г 28. Личко А. Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков.- Л.: 1976. 29. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев.: 1981. 30. Гришин В.В., Лужин П.В. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе. – М.: 1992. |
Цена: | Договорная |