Название | Особенности структуры темперамента, ситуативной и личностной тревожности у медработников с разным уровнем предметной активности |
Количество страниц | 44 |
ВУЗ | МГИУ |
Год сдачи | 2009 |
Содержание | Содержание
Введение…………………………………………………………………..……3 Глава 1. Структура темперамента и тревожности…………………..…...…..5 1.1. Общая характеристика темперамента и характера……………..……..5 1.2. Из истории учений о типах темперамента и характере………..…….11 1.3. Основные теории темперамента……………………………………....18 1.4. Понятие тревожности и соотношение ее с типологией темперамента…………………………………………………………......…...22 Глава 2. Организация, методы и методики, результаты исследования и их интерпретация…………………………………………………………………37 2.1. Организация исследования……………………………………..……...37 2.2. Методы и методики………………………………………………..…...37 2.3. Результаты исследования и их интерпретация…………………….....38 2.3.1. Анализ значимых корреляционных связей в группе медработников с низким уровнем психомоторной активности……………………………….40 2.3.2. Анализ значимых корреляционных связей в группе медработников с высоким уровнем психомоторной активности……………………………..41 Выводы………………………………………………………………………...43 Список используемой литературы…………………………………………...44 Приложение……………………………...……………………………………47 Введение Различия между людьми в значительной степени определяют их поступки, поведение, то есть, в конечном счете, влияют на их судьбы. Поэтому психологу важно не ограничиваться установлением факта и направления индивидуальных различий, а попытаться понять механизм и последовательность их развития, выявить область реализации и базу функционирования. Особенности уровня тревожности и типов темперамента давно привлекают внимание исследователей. Тем не менее, полученные ими данные крайне противоречивы. Выдвинуто множество теорий и методов изучения. Вместе с тем, только глубокое изучение этого вопроса позволит проявить и правильно интерпретировать специфику связи уровня тревожности и типов темперамента в индивидуальности. Большой вклад в изучение данного вопроса внесли работы И.П. Павлова, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина (1976г.), М.В. Бодунова (1977г.), В.М. Русалов, И.М. Палей, Л.Б. Ермолаевой-Томиной и многих других. Данное обстоятельство и предопределило актуальность нашего исследования. Цель работы: выявление психодинамических особенностей медицинских работников, связь данных особенностей с уровнем тревожности. Объект исследования: индивидуально-психологические (психодинамические) свойства. Предмет исследования: взаимосвязь психодинамических свойств темперамента и уровня тревожности медицинских работников. Гипотеза: существует зависимость между свойствами темперамента и уровнем тревожности: с уменьшением уровня психомоторной и коммуникативной эргичности и пластичности уровень тревожности увеличивается. Задачи исследования: 1. Определить уровень ситуативной и личностной тревожности. 2. Выявить формально-психологические (психодинамические) свойства темперамента. 3. Определить взаимосвязь между формально-динамическими свойствами медработников и психомоторной и коммуникативной эргичности, пластичности и уровня тревожности. Методы исследования: Организационный метод. 1. Психологическое тестирование. 2. Методы обработки данных: - математические (для обработки результатов использовался пакет статистических программ «SPSS»). - качественные (интерпретация). Методики: 1. Опросник Спилбергера. Методика, предложенная Ч.Д. Спилбергером, позволяет дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство (уровень личностной тревожности), и как состояние (уровень ситуативной тревожности). 2. Опросник В.М. Русалова. Опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М.Русалова используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» (психомоторная и интеллектуальная сферы) и «коммуникативного» аспектов темперамента. 3. Психогеометрический тест. |
Список литературы | Выводы.
1. Медработники с более низкой предметной (психомоторной) активностью отличаются также меньшим и социальным темпом и повышенной эмоциональностью. Все эти факторы могут существенно затруднить их профессиональную деятельность и привести к преждевременному профессиональному выгоранию. 2. В пользу этого говорят также отрицательные взаимосвязи предметной пластичностью и ситуативной тревожностью, социальным темпом и ситуативной тревожностью, положительной взаимосвязи между социальной эмоциональностью и обеими проявлениями тревожности. 3. У медработников с более низкой предметной (психомоторной) активностью наблюдается положительная взаимосвязь эргичности с личностной тревожностью. Это можно объяснить тем, что в часто меняющей и непредсказуемой ситуации сама активность может повышать их личностную тревожность. Это может происходить из-за недостаточного самоконтроля, особенно в неприятных ситуациях. Таким образом, гипотеза о том, что существует зависимость между свойствами темперамента и уровнем тревожности получила свое подтверждение. С изменением уровня психомоторной и коммуникативной эргичности и пластичности уровень тревожности увеличивается. Список используемой литературы 1. Андрущенко Т.Д. Диагностика принятия первоклассником нового возрастного статуса. // Семейная психология и семейная терапия. № 3, 1998. 2. Аракелов Н., Шишкова Н. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции. // Вестник МУ, сер. Психология. 1998., № 1. 3. Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности. // Психологический журнал – 1997 № 2, с. 34-38. 4. Астапов В.М. «Тревога и тревожность». СПб, 2001. 5. Астапов В.М. Регуляторные функции тревоги в целесообразной деятельности человека. // Методологические проблемы оснований науки. Киев, 1986. 6. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. // Психологический журнал, 1992 № 5, с. 111-117. 7. Березин Ф.Б. «Психическая и психофизиологическая адаптация человека». Ленинград, 1988. 8. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний. // Вопросы психологии., 1993, № 1, с. 104-113. 9. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения.- М.: Педагогика, 1990. 10. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. - М. : Изд-во МГУ, 1976. 11. Габдрева Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии. // Тонус, 2000, № 5. 12. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. 13. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: 3-е изд., испр – СПб: Союз, 1997. 14. Изард Кэррол Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2000. 15. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. 16. Ковалев А.Г. Психология личности - Л.,1963. 17. Кон И.С. Социологическая психология. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 1999. 18. Кордуэлл М. Психология. А – Я: словарь справочник. / Пер. с англ. К.С. Ткаченко. – М.: ФАИР – ПРЕСС, 2000. 448 с. 19. Кочубей Б., Новикова Е. Лики и маски тревоги. // Воспитание школьника. 1990, № 6, с. 34-41. 20. Левитов Н.Д. Психология характера - М.,1969. 21. Лук А.Н. Эмоции и личность. М., 1982. 22. Мей Р. «Проблема тревоги». Москва, 2001. 23. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента, М., 1964. 24. Немчин Т.А. Состояние нервно-психического напряжения. Л., 1983. 25. Норакидзе В.Г. Методы исследования характера личности - Т.,1989. 26. Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издатель¬ство НПО «МОДЭК», 2000. — 304 с. 27. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности.// «Психологическая наука и образование» 1998, №2. 28. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия под ред. Д.Я. Райгородского–С.,1997. 29. Психология индивидуальных различий /под ред. Ю.Б. Гиппенрейтера, В.Я. Романова - М. изд-во МГУ, 1982. 30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб,1999. 31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: Педагогика, 1989. 32. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М.,1970. 33. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности. // Психологический журнал., 1996, № 1, с. 25-30. 34. Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность, изд. М., "Наука", 1984. 35. Страхов И.В. Психология характера - С.,1970. 36. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982. 37. Тарнавский Ю.Б. Срыва можно избежать (неврозы, их лечение и профилактика). – М.: Медицина, 1990. 38. Шингаров Г.К. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. М., 1971. 39. Эмоции и личность. Учебное пособие: практикум / сост. Строков Тюмень: ТГУ, 1998. 40. Эткинд А.М. Эмоциональные компоненты самоотчетов и межличностных суждений // Вопросы психологии, 1981, № 2. |
Цена: | Договорная |