Название Исследования эффективности бюджетного управления на примере предприятия
Количество страниц 112
ВУЗ МГУЭСИ
Год сдачи 2009
Содержание Введение 5
1. Исследование эффективности бюджетного управления 7
1.1. Характеристика применяемой технологии бюджетного управления 7
1.2. Выявление зависимости производственно-экономических результатов от практики возмещения средств для текущего финансирования 15
1.3. Определение возможностей рационализации использования бюджета предприятия 36
2. Прогнозирование бюджетообразующих факторов 42
2.1. Обоснование мер по регулированию бюджетообразующих факторов 42
2.2. Расчет производственных параметров 63
2.3. Оценка ресурсоемкости выполнения производственных задач 75
3. Разработка программы обеспечения бюджетного управления 83
3.1. Корректировка механизма бюджетного управления 83
3.2. Формирования бюджета затрат предприятия 90
3.3. Оценка последствий реализации программы 100
Заключение 104
Список литературы 109

АННОТАЦИЯ

В дипломном проекте рассмотрена производственно-хозяйственная деятельность МУП «УГХ».
В работе проанализирована и сделана оценка эффективности бюджетного управления в отчетном периоде; выявлены резервы для повышения эффективности бюджетного управления; разработаны мероприятия по регулированию бюджетообразующих факторов и совершенствованию механизма бюджетного управления; сделана оценка их эффективности. На основе предложенных мер разработан проект бюджета предприятия на планируемый период; проанализирована и дана оценка последствиям разработанной программы.



ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях любое предприятие должно работать на принципах рационализации материальных, технических, трудовых и финансовых ресурсов.
В МУП «УГХ» множество проблем возникает в связи с неточностью планирования бюджета, слабым контролем за затратами, малой гибкостью в бюджетном управлении. Следует отметить, что на предприятии в течение года не делаются дополнительные корректировки в бюджетном плане, центром ответственности является лишь головной офис, используется лишь один метод бюджетного управления. Все это ведет в конечном итоге к потере больших резервов предприятия, неэффективному управлению его бюджетным механизмом.
Объектом исследования в настоящей работе выступает МУП «Управление городским хозяйством» (МУП «УГХ»).
На предприятии, выбранном в качестве объекта исследования, работает 1613 человек.
Следует отметить, что коммерческая организация «Управление городского хозяйства» является муниципальным унитарным предприятием, учредителем которого является администрация города Пыть-Яха.
МУП «УГХ» осуществляет следующие виды деятельности:
- производство тепловой энергии и оказание услуг населению, предприятиям и организациям по теплоснабжению и горячему водоснабжению;
- осуществление водоподъема артезианскими скважинами и оказание услуг населению, предприятиям, организациям по водоснабжению;
- осуществление водоотведения стоков и их очистка;
- оказание услуг населению, предприятиям, организациям по водоотведению;
- эксплуатация и техническое обслуживание магистральных, внутриквартальных и внутридомовых инженерных сетей и др.
Целью дипломного проектирования является разработка управленческих решений по повышению эффективности бюджетного управления и формирование на этой основе бюджета затрат предприятия.
В соответствии с целью ставятся следующие задачи:
1) Проанализировать и оценить эффективность бюджетного управления в отчетном периоде;
2) Выявить резервы для повышения эффективности бюджетного управления;
3) Разработать и оценить эффективность мероприятий по регулированию бюджетообразующих факторов и совершенствованию механизма бюджетного управления;
4) На основе предложенных мер разработать проект бюджета предприятия на плановый год;
5) Проанализировать и дать оценку последствиям разработанной программы.
Список литературы ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Бюджетное управление в организации осуществляется по определенной схеме. Так, в МУП «УГХ» эта схема выглядит следующим образом:
1) Департамент по собственности составляет план бюджета на ближайший год в соответствии с нормативами реформы ЖКХ и предает его в МУП «УГХ».
2) МУП «УГХ» делает запрос в свои структурные подразделения о проблемах, потребностях в ресурсах и особенностях работы каждого подразделения за истекший период (прошедший год).
3) Структурные подразделения делают запрос в свои цеха о проблемах, потребностях в ресурсах.
4) Цеха направляют в соответствующие управления запрашиваемую информацию.
5) В соответствии с полученной информацией каждое управление составляет соответствующие отчеты и направляет их в головной офис МУП «УГХ».
6) Руководство МУП «УГХ» делает при необходимости корректировки в годовом бюджетном плане и направляет откорректированный план на утверждение в Департамент по собственности.
Исследуя бюджет затрат МУП «УГХ» в отчетном периоде были обнаружены значимые отклонения фактических показателей от плановых по следующим статьям:
- заработная плата вспомогательного персонала;
- топливо;
- заработная плата основного персонала;
- основные материалы - электропроводящие кабеля;
- основные материалы - водопроводящие трубы.
При этом по всем перечисленным статьям наблюдалось превышение фактических затрат над плановыми.
В ходе дальнейшего исследования были выявлены резервы экономии затрат:
- нерационально используемые ГСМ эксплуатационным цехом Управления «Городские электрические сети»;
- простои в течение рабочего дня основных рабочих ремонтного цеха данного Управления;
- излишек вспомогательного персонала в эксплуатационном цехе Управления водоснабжения;
- непригодные к эксплуатации металлические водопроводящие трубы, вывозимые в отчетном периоде на свалку (ремонтный цех Управления водоснабжения).
В целях рационализации затрат предприятия и реализации его неиспользованных резервов предложено:
1) В эксплуатационном цехе Управления «Городские электрические сети» внедрить установку «Айсленд», которая позволит вырабатывать электроэнергию на действующем оборудовании без использования ГСМ.
2) В ремонтном цехе Управления «Городские электрические сети»:
- заменить старый электропроводящий кабель новым;
- назначить наказание за три опоздания в месяц в виде лишения премии;
- возле каждого рабочего места установить индивидуальные мини-сейфы, при этом сдать в аренду освобождающееся складское помещение;
- сократить численность основных рабочих соразмерно проценту сокращения временных затрат в общем временном балансе (11 человек).
3) В эксплуатационном цехе Управления водоснабжения города сократить в соответствии с установленным нормативом технологической сложности трудового процесса 24 вспомогательных рабочих.
4) В ремонтном цехе Управления водоснабжения города реализовать непригодные к эксплуатации водопроводящие трубы в качестве металлолома.
По проведенным расчетам все вышеперечисленные предложения имеют экономический эффект.
С учетом последствий от рекомендуемых мероприятий был сформирован бюджет производства на плановый год. Статьями данного бюджета явились такие показатели как:
- выработка электроэнергии;
- количество устанавливаемых электропроводящих кабелей;
- добыча воды;
- количество устанавливаемых водопроводящих труб и др.
Для плановых расчетов ресурсоемкости в ряде цехов была проведена корректировка следующих нормативов:
- количество топлива для технологических нужд (эксплуатационный цех Управления «Городские электрические сети»);
- численность основного персонала (ремонтный цех Управления «Городские электрические сети»);
- численность вспомогательного персонала (эксплуатационный цех Управления водоснабжения города).
При этом стоимость единицы экономического ресурса осталась прежней по всем показателям, кроме устанавливаемых взамен выбывших из эксплуатации труб. Стоимость уменьшилась в данном случае на цену реализации заменяемых труб в качестве металлолома.
С учетом сделанных корректировок была определена потребность структурных подразделений МУП «УГХ» в экономических ресурсах на плановый год.
Исходя из потребности предприятия в экономических ресурсах, а также среднегодовых затрат на единицу каждого вида ресурса был сформирован операционный бюджет.
При этом структура операционного бюджета МУП «УГХ» выглядит следующим образом:
1) Бюджет производства.
2) Бюджет управленческих расходов, в т.ч.:
- заработная плата управленческого персонала;
- отчисления на социтальные нужды.
3) Бюджет общепромышленных затрат, в т.ч.:
- заработная плата вспомогательного персонала;
- отчисления на социальные нужды;
- топливо.
4) Бюджет прямых затрат на оплату труда, в т.ч.:
- заработная плата основного персонала;
- отчисления на социальные нужды.
5) Бюджет сырья и основных материалов, в т.ч.:
- электропроводящий кабель;
- водопроводящие трубы.
Данные бюджеты составляют единый операционный бюджет. Общая сумма затрат в проекте бюджета на плановый год составила 56903193 руб.
Для формирования операционного бюджета в МУП «УГХ» применяется программно-целевой метод. При этом в течение года бюджетный план не корректируется. Центром ответственности по затратам является головной офис МУП «УГХ». В целях повышения точности бюджетного планирования было предложено использовать в дополнение к используемому метод непосредственной оценки и метод корректировки ошибок на основе плановых и фактических показателей отчетного периода.
Для совершенствования механизма управления бюджетом также рекомендовано:
- сделать центрами ответственности по затратам все структурные подразделения МУП «УГХ»;
- в течение года делать регулярные корректировки бюджетного плана;
- назначить ответственными за формирование бюджета планово-экономический, технологический отделы, отдел труда и заработной платы;
- определить в качестве участвующих в формирование бюджета все структурные подразделения МУП «УГХ», статистический отдел, финансовый и др.
Предлагаемая программа должна привести к следующим последствиям:
1) Рост точности бюджетного планирования;
2) Увеличение гибкости бюджетного управления;
3) Сокращение организационных простоев;
4) Повышение контроля и учета затрат;
5) Рационализация затрат (предложенные мероприятия позволят сэкономить за год 1236595 руб. или 2,1 % от плановых показателей предприятия).
Таким образом, реализация программы ведет к повышению эффективности бюджетного управления.


1. Артемов С.И. Коммунальные неплатежи: рекомендации управлениям городского хозяйства по их устранению. – М.: Стройиздат, 2000. – 221 с.
2. Борисов В.Г. Основы управления городским хозяйством. – М.: Стройиздат, 2000. – 234 с.
3. Воронина Т.И. Программно-целевой метод управления бюджетом на предприятии жилищно-коммунальной сферы. – М.: Стройиздат, 1999. – 112 с.
4. Ефремов Р.Д. Методология планирования жилищно-коммунального хозяйства на основе целевых программ реформы // Жилищно-коммунальное хозяйство. Региональное приложение. – 1999. - № 11. – С.24 - 26.
5. Каспин В.И. Планирование развития жилищно-коммунального хозяйства. – М.: ИНФРА-М, 1990. – 224 с.
6. Колесников В.И. Финансово-кредитный механизм в системе хозяйственного расчета города. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 234 с.
7. Логинов Т.М. Управление бюджетом на предприятии. – М.: Финансы, 2000. – 345 с.
8. Матигоров С. Особенности исполнения современных бюджетов // Экономист. – 1999 - № 1. – 12 – 15.
9. Назаренко М. Коммунальная служба – это судьба // Жилищно-коммунальное хозяйство. – 1998. - № 11. – 13 – 19.
10. Назаренко М. Городское хозяйство знакомо мне не по наслышке // Жилищно-коммунальное хозяйство. – 1999. - № 9. – С. 3 – 7.
11. Назаренко С. Главнейший для России вопрос // Жилищно-коммунальное хозяйство. – 1998. - № 10. – С. 23 –25.
12. Назаренко С. Учимся жить без денег // Жилищно-коммунальное хозяйство. – 1999. - № 1. – С. 4 – 7.
13. Назаренко С. На строительство город не потратил ни копейки // Жилищно-коммунальное хозяйство. – 1999. - № 1. – С. 12-1.
14. Пояснительная записка к информации об оплате жилья и коммунальных услуг в городах и районах Х-Мансийского автономного округа на 1.08.98 года.
15. Приложение I к распоряжению главы администрации г. Нефтеюганска № 4 от 1.01.94 года. «Сроки поэтапного перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг».
16. Распоряжение Главы Администрации г. Нефтеюганска № 4 от 11 января 1994 года «О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам жилищных субсидий».
17. Распоряжение Главы Администрации г. Пыть-Яха № 211 от 6.03.98 г. «О переходе на второй этап установления предельного уровня платежей по оплате жилья и коммунальных услуг на селения города на 1998 год».
18. Родионов Т.Е. Оценка эффективности бюджетного управления на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства. – М.: Стройиздат, 1999. – 347 с.
19. Русланов И.Д. Методология прогнозирования бюджетообразующих факторов для муниципальных предприятий. – М.: Финансы, 1999. – 267 с.
20. Савельев Т.Д. Методология разработки программ обеспечения бюджетного управления на предприятиях. М.: Финансы и статистика, 2000. – 111 с.
21. Садыков А.С. Организация управления коммунального хозяйства крупного города. – М.: Стройиздат, 1999. – 256 с.
22. Садыков А.С. Эффективность использования ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 113 с.
23. Сборник законодательства в сфере регулирования ЖКХ Российской федерации. / Под ред. Астафьева. - М.: БЕК, 1999. – 197 с.
24. Сивый В.Б., Скоков Б.Г. Математические методы и модели в планировании и управлении жилищно-коммунальным хозяйством. – Харьков: Основа, 1991. – 205 с.
25. Соловьев Ф.С. Анализ реформирования жилищно-коммунальной сферы России. - М. ИНФРА-М, 1999. – 341 с.
26. Страйк Р., Косарева Н. Реформа жилищного сектора России 1991-1994. – М.: Институт экономики города, 1995. – 97 с.
27. Суслов Е.Г. Не переступить черту // Жилищно-коммунальное хозяйство. - 1998. - № 10. – С. 13 – 16.
28. Таки-Заде Ф.Г. О программе коммунальной реформы // Жилищно-коммунальное хозяйство. – 1999. - № 1. – С. 21 – 24.
29. Таки-Заде Ф.Г. Концепция – 97: критический анализ. // Жилищно-коммунальное хозяйство. – 1998. - № 11. – С. 11 –17.
30. Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по проведению реформы жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» № 528 от 27.05.1997 г. / Российская финансовая газеты. - 1998. - № 6. – С. 2 - 3
31. Устав МУП «Управление городским хозяйством» от 7.01.91 г. (г. Пыть-Ях).
32. Уткина П.Р. История развития бюджетирования в России. - М.: ЗНАНИЕ, 1999. – 113 с.
33. Федосеев Н.Г. Основные направления бюджетного планирования на 1999-2001 годы // Вестник Московского Университета. – 1998. - № 12. – С. 3–5.
34. Финансовая отчетность планового отдела МУП «Управление городским хозяйством» (г. Пыть-Ях) за 1999 гг.
35. Хованская Г.П. Как выжить ЖКХ в стране- собесе? // Жилищно-коммунальное хозяйство. - 1999. - № 1. – С. 23 –24.
36. Чекалин В.С. перспективное планирование капитального ремонта. – М.: Стройиздат, 1999. – 312 с.
37. Шейкин А.В. Социальные аспекты жилищно-коммунальной сферы // Жилищно-коммунальное хозяйство. – 1999. - № 1. – С. 21 –23.
38. Яковлева П.Т. Основные направления реформирования ЖКХ Ханты-Мансийского округа. – Нефтеюганск: НКХ, 1999. – 312 с.
Цена: Договорная