Название | Особенности формирования психологического климата в коллективе на предприятии торговли |
Количество страниц | 33 |
ВУЗ | МГИУ |
Год сдачи | 2009 |
Содержание | РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 34 с., 17 источников. Объект исследования: психологический климат в коллективе предприятия торговли. Цель исследования: исследовать особенности формирования психологического климата в коллективе. Задачи исследования: - выделить сущность понятия «коллектив»; - выделить сущность понятия «социально-психологический климат»; - определить и выделить основные факторы, которые влияют на психологический климат; - определить и выделить меры формирования благоприятного социально-психологического климата в коллективе; - выделить основные механизмы сплочения коллектива; - провести исследование с целью определения психологического климата в коллективе предприятия торговли, мебельного магазина «Дом мебели»; - сделать определенные выводы. Новизна исследования заключается в изучении и обобщении современного уровня проблемы. Методы исследования – анализ, синтез, описание. Сфера использования – вузовское преподавание отраслевой психологии. КОЛЛЕКТИВ, СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧСЕКИЙ КЛИМАТ, КОНФОРМНОСТЬ, НЕГАТИВИЗМ, КОЛЛЕКТИВИЗМ, СОВМЕСТИМОСТЬ, МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧСЕКИЙ КЛИМАТ, СРАБОТАННОСТЬ СОДЕРЖАНИЕ РЕФЕРАТ 2 ВВЕДЕНИЕ 4 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 6 1.1 Понятие коллектива 6 1.2 Психологический климат в коллективе 10 1.2.1 Общее понятие о психологическом климате в коллективе 10 1.2.2 Факторы, влияющие на психологический климат в коллективе 14 1.2.3 Меры формирования благоприятного социально-психологического климата коллектива 16 1.3 Механизмы сплочения коллектива 18 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 22 2.1 Исследование психологического климата в коллективе мебельного магазина «Дом мебели» 22 2.1.1 Организация исследования 22 2.1.2 Результаты исследования 23 ВЫВОДЫ 32 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34 ВВЕДЕНИЕ В условиях современной научно-технической революции постоянно растет интерес к явлению социально-психологического климата коллектива. Актуальность данной проблемы диктуется, прежде всего, возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей постоянным ростом их личностных притязаний. Совершенствование социально-психологического климата коллектива – это задача развертывания социального и психологического потенциала общества и личности, создания наиболее полнокровного образа жизни людей. Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции. Вместе с тем, социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации. А это, в свою очередь, связано с перспективой возрастания социальных факторов в структуре производства, с совершенствованием как организации, так и условий труда. От уровня оптимальности социально-психологического климата каждого отдельного трудового коллектива во многом зависит и общая социально-политическая, идеологическая атмосфера общества, страны в целом. Значимость социально-психологического климата определяется также тем, что он способен выступать в качестве фактора эффективности тех или иных социальных явлений и процессов, служить показателем, как их состояния, так и их изменения под влиянием социального и научно-технического прогресса. Социально-психологический климат выступает также в качестве полифункционального показателя уровня психологической включенности человека в деятельность, меры психологической эффективности этой деятельности, уровня психического потенциала личности и коллектива, масштаба и глубины барьеров, лежащих на пути реализации психологических резервов коллектива (Парыгин Б.Д.). Эффективность совместной деятельности во многом зависит от оптимальной реализации личностных и групповых возможностей. Благоприятная атмосфера в группе не только продуктивно влияет на результаты ее, но и перестраивает человека, формирует его новые возможности и проявляет потенциальные. В связи с этим возникает необходимость в оптимизации стиля межличностного взаимодействия. Социально-психологические методы представляют собой совокупность приемов и способов социально–психологического воздействия на трудовой коллектив. Социально–психологические методы управления позволяют влиять на интересы людей. Регулировать межличностные отношения в коллективе, влияют на формы и развития трудового коллектива. |
Список литературы | ВЫВОДЫ
Итак, можно сделать следующие выводы: • Коллектив — это высшая форма организованной группы, в которой межличностные отношения опосредуются личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности. Коллектив — это реальная, малая, она же организованная формальная группа высшего уровня развития. • Социально-психологический климат – это психологический настрой в группе, который отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения, уровень управления, условия и особенности труда и отдыха в данном коллективе. • На формирование определенного социально-психологического климата оказывают влияние следующие факторы: совместимость членов коллектива, стиль поведения руководителя, менеджера, хозяина предприятия; успешный или неуспешный ход производственного процесса; применяемая шкала поощрений и наказаний; условия труда; обстановка в семье, вне работы, условия проведения свободного времени. • Меры формирования благоприятного социально-психологического климата: комплектование коллектива с учетом психологической совместимости работников; необходимо оптимально ограничить количество лиц, подчиненных одному руководителю (5-7 человек); отсутствие лишних работников и вакансий; служебный этикет, который начинается с внешнего вида. • Морально-психологический климат — это преобладающий в группе или коллективе относительно устойчивый психологический настрой его членов, проявляющийся в многообразных формах их деятельности. Руководителю, деловому человеку важно знать пути формирования морально-психологического климата и механизмы сплочения коллектива. В своих управленческих решениях, при подготовке, обучении и расстановке кадров необходимо использовать эти пути, добиваясь оптимального согласования межличностного взаимодействия членов коллектива в условиях конкретной совместной деятельности. Формирование положительного морально-психологического климата является одним из механизмов сплочения коллектива. Другим важным механизмом сплочения коллектива является психологическая совместимость его членов. Наличие даже двух несовместимых людей (особенно в малых коллективах) серьезно сказывается на атмосфере в самом коллективе. Психологическая совместимость — это социально-психологическая характеристика группы, проявляющаяся в способности ее членов согласовывать (делать непротиворечивыми) свои действия и оптимизировать взаимоотношения в различных видах совместной деятельности. Если эффект совместимости чаще всего возникает в личных отношениях между членами коллектива, то эффект сработанности является результатом деловых отношений, связанных с производственной деятельностью. Сработанность — показатель согласованности межиндивидуального взаимодействия в условиях конкретной совместной деятельности. Сработанность характеризуется высокой продуктивностью совместной работы индивидов. • При написании курсовой работы было проведено исследование. Исследование заключалось в проведении анкетирования работников мебельного магазина «Дом мебели», с целью определения психологического климата в этом коллективе. В результате анкетирования были получены данные, что психологический климат в коллективе магазина благоприятный, что свидетельствует о правильном подборе кадров, профессиональной совместимости работников, а в итоге – высокой продуктивности коллективной работы. 1. Психология и этика менеджмента и бизнеса. /Под ред. А.К. Семенова, Е.Л. Маслова. – М., 2007. – 450 с. 2. Психология управления. / Под ред. Н.Н. Вересова. – М., 2001. – 390 с. 3. Психология и управление. / Под ред. В.И.Лебедев. – М., 1990. – 427 с. 4. Чикер В.А. Психологическая диагностика организации и персонала. – СПб., 2003. – 176 с. 5. Кабаченко Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами. – СПб., 2003. – 340 с. 6. Волкогонова О.Д., Зуб А.Т. Управленческая психология. –М.,2005.–297 с. 7. Бороздина Г.В. Психология делового общения. – М., 2003. – 424 с. 8. Ильин Г.Л. Социология и психология управления. – М., 2005. – 398 с. 9. Обозов Н.Н., Щекин Г.В. Психология работы с людьми.–К., 1999. – 438 с. 10. Чернышов А.С., Крикунов А.С. Социально-психологические основы организованности коллектива. – М., 1991. –164с. 11. Старобинский Э.Е. Как управлять коллективом. - М., 1995. – 368 с. 12. Регуляция социально-психологического климата трудового коллектива. /Под ред. Б. Д. Парыгина. – Л., 1986. – 241 с. 13. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н., Социально-психологический климат коллектива и личность. – М., 1983. – 207 с. 14. Кричевский Р.Л., Дуборская Е.М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. – М., 1991. – 391 с. 15. Радугин А.А. Психология и педагогика. – М., 2007. – 416 с. 16. Машков В.Н. Психология управления. – СПБ., 2002 – 254с. 17. Ньюстром Дж. В., Дэвис К. Организационное поведение./Под ред. Ю.Н. Каптуревского – СПБ., 2007 – 448 с. |
Цена: | Договорная |