Название Организация розничной торговли
Количество страниц 78
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2009
Содержание Введение 3
Глава 1. Специфика и формы организации розничной торговли 5
1.1. Формы и виды розничной торговли 5
1.2. Особенности функционирования розничной торговли 8
Глава 2. Организационные формы управления розничной торговли 13
2.1. Классификация предприятий розничной торговли 13
2.1.1. Классификация предприятий розничной торговли по формам собственности 14
2.1.2. Розничная торговля, осуществляемая вне магазина 15
2.2. Организационные структуры торговых фирм 18
2.3. Основные принципы создания торговых центров 22
2.3.1. Характерные черты торгового центра 22
2.3.2. Основные виды торговых центров 23
2.3.3. Стадии создания Торгового Центра 28
2.3.4. Основные принципы планировки торгового центра 32
Глава 3. Направления эффективности розничной торговли 34
3.1. Мероприятия по стимулированию продаж - эффективность системного подхода 34
3.2. Покупательская лояльность и способы ее достижения 36
3.2.1. Информационно-консультационные услуги 37
3.2.2. Поощрение в корыстных целях 39
3.3. Мотивационные программы для персонала магазинов 41
3.3.1. Материальная мотивация продавцов 42
3.3.2. Нематериальные методы мотивации персонала. Корпоративная культура как метод мотивации 45
3.4. Привлечение потребителей за счет использования наглядной выкладки 46
3.4.1. Организация размещения и выкладки товаров как составная часть управления торговым предприятием 49
Глава 4. Теоретические основы формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли 54
4.1. Критерии формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли 54
4.2. Совершенствование формирования ассортимента товаров розничного торгового предприятия 59
4.3.Содержание торгово-технологических процессов розничного торгового предприятия 62
Глава 5. Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО "ТТ-обувь" 68
5.1. Анализ эффективности товарного ассортимента ООО "ТТ-обувь" 68
5.2. Анализ эффективности использования технологической планировки торгового зала ООО "ТТ-обувь" 72
5.3. Оценка и пересмотр товарного ассортимента ООО "ТТ-обувь" 73
Заключение 77
Список используемой литературы 79


Введение


В процессе коммерциализации российской экономики особую значимость приобретает такая важная форма реализации товаров как, розничная торговля.
Розничная торговля - это завершающая форма продажи товаров конечному потребителю в небольших объемах через магазины, павильоны, лотки, палатки и другие пункты сети розничной торговли. Коммерческая работа по продажи в розничных торговых предприятиях в отличии от оптовых предприятий имеет свои особенности. Розничные торговые предприятия реализуют товары непосредственно населению, то есть физическим лицам, применяя свои, специфические способы и методы розничной продажи, окончательно завершают обращение от изготовителя продукции.
Торговое обслуживание населения предполагает наличие специально устроенных и оборудованных помещений, приспособленных для наилучшего обслуживания покупателей, подбора и формирования торгового ассортимента и возможности его оперативного изменения в соответствии с изменившимся спросом населения, постоянного изучения и учета потребительских запросов покупателей, умения предложить и продать товар каждому конкретному человеку.
Развитие розничной торговли нуждается в создании специальных служб по изучению и прогнозированию потребительского спроса, формированию оптимального ассортимента товаров, анализу и определению прогрессивных форм и методов розничной торговли на уровне региона, края, области, района при неукоснительной поддержке государственных и муниципальных органов власти в целях контроля за ходом розничной торговли, разработки новых видов изделий и товаров.
Правильная организация коммерческой работы в рамках розничной торговли способствует росту товарооборота, достаточно полному удовлетворению совокупного спроса населения и получению коммерческого успеха. Среди новых методов продажи, включающих совокупность приемов и способов реализации товаров, на первый план выступают самообслуживание, обслуживание через прилавок, по образцам с открытой выкладкой и по предварительным заказам.
Процесс торговли, то есть процесс купли-продажи товаров является функцией торгового предприятия, которое осуществляет свою деятельность на основе полного хозяйственного расчета. Розничные торговые предприятия в условиях функционирования рыночной экономики представляют собой самостоятельное звено торговлей и сферой услуг.
Торговая сеть обеспечивает возможность быстро, удобно, с минимальной затратой сил и временем приобретать нужные товары и услуги в условиях свободного выбора и широкого ассортимента, недалеко от места работы и жилья в удобном и нужном количестве.
Современное состояние экономики России характеризуется завершением первичного становления рыночных отношений. Одним из результатов этого процесса стало формирование товарных рынков и обострение внутри- и межотраслевой конкуренции, как фирм-производителей, так и торговых компаний.
В дипломной работе освящены вопросы организации, состояния и основные направления развития розничной торговой сети в настоящее время. Также внимание уделено формированию ассортимента на розничном торговом предприятии.
Понятие ассортимент товара включает в себя совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку.
Товарный ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной торговой сети. Формирование ассортимента – это процесс подбора групп, видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом населения с целью его полного удовлетворения.
Постоянное внимание в магазинах должно быть обращено на формирование товарного ассортимента, как развивающегося во времени процесса установления такой номенклатуры товара, которая удовлетворила бы товарную структуру спроса населения.
Процесс сбыта товаров характеризуется наличием жесткой конкуренции.
Прежде всего, это конкуренция в планировании ассортимента и разработке новых образцов, следует также отметить конкуренцию цен, по которым товары предлагаются на рынке. Чтобы лучше понять проблемы в процессе выбора ассортиментной политики, следует остановиться на основных факторах, определяющих формирование ассортимента торгового предприятия. Роль руководства должна заключаться в том, чтобы умело сочетать финансы предприятия с ассортиментной политикой, обеспечивающей рост прибыли. Тщательно разработанная ассортиментная политика предприятия служит руководству указателем, стратегическим направлением на которое должно ориентироваться предприятие, что в свою очередь позволяет сотрудникам предприятия ориентировать свою работу с наибольшей отдачей.
Правильный выбор ассортиментной политики предприятия служит своего рода гарантией, что выгодные возможности не будут упущены.
Объектом исследования дипломной работы является Волгоградская фирма ООО "ТТ-обувь".
Актуальность выбранной темы заключается в возрастающей важности развития розничной торговли, так как именно розничная торговля позволяет не только динамично реагировать на изменения в рыночной среде, но и повышать качество жизни за счет своевременного удовлетворения запросов каждого потребителя.
Главным объектом исследования является розничная торговля.
В данной курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
- изучить основные проблемы и тенденции развития розничной торговли;
- показать специфику и рассмотреть основные формы организации розничной торговли;
- составить типологию предприятий розничной торговли и рассмотреть основные факторы, влияющие на формирование проводимой ими закупочной политики;
- представить организационные формы розничной торговли;
- рассмотреть направления эффективности розничной торговли;
- изучить теоретические основы формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли;
- изучить содержание торгово-технологических процессов в магазине и выкладки товаров в торговом зале;
- совершенствовать управление товарным ассортиментом.
Работа состоит из введения, четырех глав основного текста, практической части, освещенной в пятой главе, заключения и списка используемой литературы.

Список литературы Заключение

В процессе коммерциализации российской экономики особую значимость приобретает такая важная форма реализации товаров как, розничная торговля.
Розничная торговля - это завершающая форма продажи товаров конечному потребителю в небольших объемах через магазины, павильоны, лотки, палатки и другие пункты сети розничной торговли. Коммерческая работа по продажи в розничных торговых предприятиях в отличии от оптовых предприятий имеет свои особенности. Розничные торговые предприятия реализуют товары непосредственно населению, то есть физическим лицам, применяя свои, специфические способы и методы розничной продажи, окончательно завершают обращение от изготовителя продукции.
На предприятиях розничной торговли завершается процесс кругооборота средств, вложенных в производственные предметы потребления, происходит превращение товарной формы стоимости в денежную и создается экономическая основа для возобновления производства товаров. Здесь происходят постоянные количественные и качественные изменения, вызванные применением передовой технологии, совершенствованием техники и оборудования, методов управления, обеспечивающих повышение эффективности работы торговых предприятий и повышение культуры торговли.
Таким образом, экономическое значение розничной торговой сети состоит в ускорении движения и реализации товара, а так же сохранения его количества и качества на всем пути от производства до потребителя. Экономический аспект торговли проявляется в величине совокупного общественного продукта и национального дохода общества.
Социальное значение розничной торговой сети заключается в удовлетворении материальных, социальных и бытовых потребностей членов общества, повышении уровня жизни народа, создании благоприятных условий для всестороннего развития личности. Можно сказать, что социальный аспект розничной торговли находит свое проявление в величине свободного времени трудящихся. Таким образом, сокращение затрат времени на приобретение товаров и приготовление пищи создает необходимые условия для развития рыночной экономики, технического процесса, повышение производительности труда и эффективности общественного производства.
Формирование товарного ассортимента – это разработка и установление в определенном порядке номенклатуры товаров, образующих необходимую совокупность для торговли.
Одним из важных принципов формирования ассортимента товаров является обеспечение его устойчивости. При реализации товаров повседневного спроса соблюдение этого принципа имеет первостепенное значение.
Устойчивый ассортимент товаров в магазине обусловливает сокращение затрат времени покупателей на поиск товаров, позволяет стандартизировать все важнейшие торгово-технологические процессы и операции, организовывать их выполнение с минимальными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
В процессе распределения отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов в первую очередь определяются их количество и наименования. Особое внимание этому этапу формирования ассортимента должно быть уделено в универмагах. Обследование показало, что в универмагах, ассортимент которых сгруппирован по потребительским комплексам, товарооборот на 1 кв. м. площади торгового зала в среднем на 12% выше, а затраты времени покупателей на совершение покупки на 17% меньше, чем на предприятиях, не практикующих этот принцип формирования и предложения товаров.
Основным фактором, определяющим количество комплексов и их наименования, являются размер торговой площади магазина. Наряду с этим следует учитывать сложившуюся структуру товарооборота предприятия, размещение вблизи других специализированных типов магазинов по торговле отдельными группами товаров и некоторые другие факторы.
В отдельных случаях, в рамках потребительского комплекса может быть предусмотрена специальная площадь для организации сезонных микрокомплексов.
Для характеристики эффективности коммерческой деятельности розничного предприятия, наиболее важным показателем является степень обновления товарного ассортимента, то есть его пополнения новыми продуктами и изделиями. Этот показатель может быть определен как коэффициент обновления. Он представляется важным для работы с непродовольственными товарами.
Особенности формирования ассортимента для розничного торгового предприятия мы рассмотрели на примере деятельности ООО «ТТ-обувь».
На основе анализа показателей ассортимента фирмы "ТТ-обувь" сделаны следующие выводы: ассортимент товаров обладает достаточно высокой обновляемостью, удовлетворяет спрос по широте и глубине ассортимента обуви, показатели свидетельствуют о высокой устойчивости ассортимента.
Обеспечение необходимого уровня обслуживания покупателей и рост основных экономических показателей свидетельствует о правильном формировании ассортимента товаров в магазине. В магазинах фирмы "ТТ-обувь" ассортимент женской и мужской обувных групп обладает достаточной его широтой и глубиной.
В данной дипломной работе были решены следующие задачи:
- изучены основные проблемы и тенденции развития розничной торговли;
- показана специфика и рассмотрены основные формы организации розничной торговли;
- составлена типологию предприятий розничной торговли и рассмотрены основные факторы, влияющие на формирование проводимой ими закупочной политики;
- представлены организационные формы розничной торговли;
- рассмотрены направления эффективности розничной торговли;
- изучены теоретические основы формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли;
- изучено содержание торгово-технологических процессов в магазине и выкладки товаров в торговом зале.



1. Алексеев Н.С. Теоретические основы товароведения непродовольственных товаров. - М, Прогресс, 1990.
2. Бланк И.А. Управление торговым предприятием. - К: Украинско-Финский институт менеджмента и бизнеса, 1999.
3. Брагин Л.А. Торговое дело - экономика и организация. М, ИНФРА - М, 1997.
4. Булатов А.С. Экономика. - Москва, 1999.
5. Германова Л.Ю. Как сделать рекламу магазина. Учебник - Мн: БЭГУ, 1996.
6. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. - Москва, 2000.
7. Дтоунз Г.П. Торговый бизнес: как организовать и управлять. М: Международные отношения, 1998.
8. Котлер Филипп. Маркетинг, 2000.
9. Ламбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива: перевод с франц. - СПб: Наука, 1998.
10. Леви М., Бартон А.. Основы розничной торговли. - Москва, 2006.
11. Панкратов Ф.Г., Серегин Т.К. Коммерческая деятельность. - Москва, 2006.
12. Панкратов Ф.Г.,Сергеина Т.К.,Шахурин В.Г. Рекламная деятельность М: Информ - внедр. центр " Маркетинг ",1998.
13. Плиханов Г.В. Торговое дело. - Москва, 2000.
14. Показатели ассортимента товаров // Маркетинг.2000,- №10.
15. Покровский А.И. Экономика торговли. - Москва, 1995.
16. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность. - Москва, 2006.
17. Современная торговля. 2005,- №6.
18. Современная торговля. 2006,- №4.
19. Современная торговля. 2005,- №8.
20. Федько С.А., Федько В.П. Основы маркетинга. - Москва, 2005.
21. Экономика предприятия торговли и сферы услуг / Под ред. В.В.Басконова М: ИНФРА - М, 1997.
22. Экономика торгового предприятия. Под ред. проф. А.И. Гребнева,1997.
23. Якубова Э.В. Розничная торговля. Состояние и перспективы. Ставрополь, 2006.
Цена: Договорная