Название | Совершенствование механизма мотивации труда в государственных учреждениях |
Количество страниц | 125 |
ВУЗ | Уральская Академия Государственной службы |
Год сдачи | 2009 |
Содержание | Введение 2
Глава 1. Научное понятие мотивации 6 1.1. Взаимосвязь понятий мотивации: «цель», «мотивы» и «стимулы», «потребности» 6 1.2. Обзор содержательных теории мотивации 7 1.3. Обзор процессуальных теории мотивации 21 1.4. Материальные потребности как основа мотивации 27 Выводы по первой главе 30 Глава 2. Мотивационные технологии в системе государственной службы 32 2.1. Система государственной службы в РФ и ее отличия от других форм наемного труда 32 2.2. Управление развитием личности государственного служащего 42 2.3. Анализ мотивационных механизмов в РФ и субъекте РФ – Свердловской области 45 2.4. Современные тенденции мотивации труда государственных служащих 50 Заключение 76 Список использованных источников и литературы 79 Приложения 85 1. Понятия и их толкование 2. Сравнение мотивационных механизмов в Федеральном законе и Областном законе Свердловской области 3. Список сокращений и аббревиатур Введение Многие российские государственные предприятия сегодня столкнулись с серьезной проблемой – отсутствием эффективной системы управления. Старые советские предприятия в условиях централизованного планирования народного хозяйства не нуждались в выработке реакции на изменение условий хозяйственной деятельности и соответственно в создании открытых систем управления. В результате, под давлением внешних и внутренних изменений, предприятия теряют управляемость и несут финансовые потери. Такая ситуация наблюдается в государственном секторе. Когда же де-ло касается государственных управленческих структур, то эти потери увели-чиваются в сотни раз по причине зависимости отдельных предприятий от центральных ведомств и администраций. Государственное управление заключает в себе огромный материаль-ный и человеческий риск. Это прежде всего высокие затраты, опасность ущемления общественного благосостояния, и, вызванная последним, низкая репутация чиновничества и государства в целом в глазах общественности. Если посмотреть еще глубже, то можно увидеть за высокими стенами государственных управленческих структур отдельного человека, чья ошибка, или заранее продуманное противоправное действие (или бездействие) может вызвать большие осложнения во множестве подчиненных организаций. Такая ситуация может создаться в результате неосознания отдельны-ми государственными служащими всей картины целиком, недостатка про-фессиональных знаний на всех уровнях государственного аппарата. Идеей написания данной работы была реальная ситуация в одной из коммерческих фирм. Ее сотрудники имели солидный потенциал, но почти простаивали, выполняя незначительную работу, получая при этом соответст-венно небольшую заработную плату. По логике вещей, это было крайне не-рациональное использование человеческих ресурсов, т.к. коллектив имел большой потенциал и легко приспосабливающийся к меняющимся условиям. Ситуация была исправлена после того, как руководство фирмы уделило это-му должное внимание. Посмотрим на описанную ситуацию под другим углом. Если коммерческая фирма могла позволить себе такое нерационально использование человеческих ресурсов, то какой же может оказаться ситуация в госструктурах? Ведь ни один госслужащий почти не зависит от объемов продаж, товарного ассортимента, количества клиентов и качества их обслуживания. Какой опыт вынес автор из описанной ситуации? В процессе практиче-ской работы было выяснено, что по мотивации труда сотрудников коммерче-ских фирм существует достаточно много литературы, и этот вопрос всесто-ронне рассмотрен российскими и зарубежными исследователями. Занимаясь решением этой проблемы, автор изучил работы Мескона, Виханского О.Л., Абрахама Маслоу, Х. Хекхаузена, Кокорева В.П., П.Фресса и Ж.Пиаже, кроме того был прочтен ряд статей из современных журналов, по-священных управлению. После этого автор решил перенести полученный опыт на базу государственного управления, но столкнулся с такой проблемой: литературы о мотивации к труду государственных служащих Российской Федерации почти нет. Говоря другими словами, автор не нашел ни в библиотечном фонде, ни в периодике и ни в Интернет ни одной статьи, полностью посвященной данной теме. Возникает масса вопросов: а не является ли невнимание ученых к проблеме мотивации к труду государственных служащих показателем ее не-решенности в масштабе всей страны? Не этим ли невниманием рождена коррупция в государственных органах, о которой так любят говорить журна-листы? Не отсюда ли происходит попустительство к проблемам экологии, за-стой в производственной сфере, экономическая нестабильность, забвение фундаментальной науки? Кто должен следить за пресловутым «утеканием мозгов» за границу? Почему в нашей стране коммерсантам выгоднее прода-вать за границу исчерпаемые природные ресурсы, чем инвестировать деньги в науку, образование, культуру? Почему образованные, опытные специали-сты нередко уходят из государственных структур в коммерцию? Вполне очевидно, и не требует доказательств то, что от мотивов пове-дения людей, занимающих ключевые позиции в управленческих государст-венных структурах, зависят многие и многие факторы в разных областях об-щественной и экономической жизни страны и регионов. И еще один факт не повлечет за собой жарких дискуссий: настоящее экономическое и социальное положение в стране является крайне неудовле-творительным, и тому подтверждением пикеты у дверей администраций гу-бернаторов и мэров, забастовки учителей, шахтеров и метростроевцев, пе-ребои в подаче угля и электроэнергии, все увеличивающиеся государствен-ные займы у иностранных валютных фондов. Такое положение мы наблюдаем достаточно длительное время. Сле-довательно, есть силы, которые эта ситуация устраивает. Но чтобы изменить ситуацию в стране, нужно прежде всего изменить мотивацию государственных чиновников. Исходя из этого автор ставит целью данной работы наглядно показать проблемы и перспективы совершенствования мотивации труда в системе государственной службы Администрации Свердловской области, которая рассматривается в качестве объекта исследования. Автор предполагает, что существует насущная необходимость перено-са фокуса внимания на отдельного чиновника, подробное рассмотрение мо-тивов его поведения, оценка его внутренних установок. В современном российском обществе сложилось представление о не-значительности отдельного государственного служащего. Но именно на этом уровне происходят нарушения принципа стимулирования, ответственности и дисциплины, четкости исполнения принятых решений, строгого контроля и санкций, корпоративной этики, и это нередко заставляет действовать челове-ка, обличенного властными полномочиями в собственных интересах, забыв о целях организации, потребностях региона, страны. Во времена СССР функцию объединения, и, в каком-то смысле, контроля, выполняла идеология. Сегодня идеологический фактор отвергнут, но зря. Ведь с помощью него формулировались и ставились сверхзадачи отдельной управленческой структуры, передавался “внутренний дух” организации. Решение проблем должно идти через поиск правильного понимания базовых принципов мотивации государственных служащих. Это можно сде-лать, сравнивая госслужбу с другими преуспевающими отраслями труда. Например, природа предпринимательства и коммерции состоит в же-лании «делать деньги», и все люди, которые занимаются бизнесом, должны быть ориентированы на этот его смысл. Говоря научным языком, смысл биз-неса как деятельности – это получение прибыли. Производственные же организации одинаково ориентированы на про-изводство продукции: производить много, качественно и эффективно. Но при этом есть нечто, что отличает их друг от друга и что сами организации в ряде случаев стремятся подчеркнуть. Так, в производстве автомобилей VOLVO стремится сделать самые безопасные автомобили для тех, кому важно это качество, «Мерседес» – самые классические и надёжные, а «АЗЛК» – просто делает автомобили. И похоже, этот последний завод никогда не ставил перед собой задачи определить миссию своего предприятия, делая «просто» авто-мобили для «просто советского человека». Если цель бизнеса и коммерции – «делать деньги», а производства – производить много и качественно, то в чем же смысл государственной служ-бы? Движение по пресловутой «лестнице»? Социальные гарантии? Деньги? Альтруизм? Патриотизм? Что стоит за фразой: «Я – государственный служа-щий»? Что приводит людей в государственные органы? Что нужно сделать, чтобы ГС постоянно росли в профессиональном и личностном плане, а отда-ча от их деятельности увеличивалась? И, наконец, как избежать случаев прямого использования должностными лицами прав, связанных с их должно-стью, в целях личного обогащения? Для ответа на эти вопросы автор считает необходимым разрешить следующие задачи: рассмотреть психологические аспекты мотивации чело-века к труду, показать, каковы особенности мотивации государственных слу-жащих, в чем заключается специфика их труда и каковы проблемы мотвиации Кроме временнóй актуальности, тема мотивации и стимулирования и мотивации в управлении, привлекла автора своей глубиной. По сути, всякая мотивация есть поиск неких общих точек соприкосновения, позволяющих обеим сторонам трудового акта (работодателю и работнику, управляющему и подчиненному) находить взаимовыгодный компромисс. |
Список литературы | Заключение
Изучая проблемы мотивации государственных служащих в Российской Федерации, автор пришел к выводу о ее крайней важности и, к сожалению, к тому, что эта проблема совершенно не освещена в специализированной литературе, и, может быть поэтому, механизмы мотивации государственных служащих активно не эксплуатируется на практике. Важность проблемы видится в том, что объект моего исследования – государственные служащие Свердловской области – люди, занимающие ключевые посты в механизме управления крупнейшим и богатейшим в Рос-сии регионом, имеющие доступ к материальным, информационным и люд-ским ресурсам, не имеют четко определенной линии поведения. Они практи-чески предоставлены самим себе. Дело в том, что российские законы устроены так, что если чужой «рубль» попадает в карман мелкого мошенника, то это деяние сурово карается. Но на высшем уровне, там, где одним росчерком пера «в никуда» могут уйти целые миллиарды, закон бессилен. Точнее, наоборот, закон всегда находит оправдание подобным поступкам (по отчетам МВД, из ста заявленных дел о взяточничестве лишь 13% доходят до суда). Не стоит забывать – там, наверху, среди чиновников нет глупых людей. Лишенные определяющей мотивации, они ищут другие, не всегда законные способы самовыражения, самостимуляции и самомотивации (самоактиуализации). Здесь вступает в силу первое противоречие госслужбы: чем меньше от чиновника зависит, тем безопаснее чувствует себя государство в целом, но чем больше от него зависит, тем больше он (чиновник) в силах сделать, большего добиться. Куда будет направлена эта энергия, его знания и воз-можности, может решить только он сам. Никакой контролирующий орган и никакой закон не в силах подчинить себе его. Существует много способов направить почти всемогущего образован-ного и энергичного чиновника в нужное русло, например, мощнейший и забытый в настоящее время мотивационный механизм – идеология, а так же другие способы мотивации и стимуляции, собранные в единый мотивационный комплекс. Устойчивые приоритеты, задачи и цели могут быть заложены в мысли чиновника только таким путем. И только сам он может выбрать – принять ценности, проповедуемые данной идеологией, моралью или отбросить их и действовать в своих интересах, но уже на ниве свободной коммерции и предпринимательства. Сегодня, мы видим, что существующая система мотивации труда гос-служащих в Российской Федерации имеет множество недостатков. Но в то же время у нее есть и большое количество неиспользованных преимуществ: огромный арсенал материально обеспеченных мотивационных механизмов предоставил законодатель. Проблема лишь в том, чтобы научиться их пра-вильно использовать. Как показали исследования, подавляющее большинство государствен-ных служащих работает сверхурочно (до 90%). При этом основная часть оп-рошенных (60%) выполняет эти работы постоянно. Это говорит о том, что неправильно оцененный труд нередко служит причиной выхода полноценного служащего из строя за пределы государственной службы. И здесь мы встречаем еще одно противоречие государственной служ-бы: наличие эффективных мотивационных механизмов не предопределяет их эффективного использования руководителями госструктур, которые сами являются объектами тех же мотивационных механизмов, которыми они благополучно не пользуются, ибо не имеют должной мотивации для этого. Круг замыкается. Выход – вынести орган, отслеживающий эффективность использования имеющихся мотивационных механизмов за пределы оргструктур, сделать его внештатным контролирующим органом (по образцу прокурорского надзора), и тем самым замкнуть другой круг, в котором государственные служащие должны мотивировать и стимулировать государственных же служащих. Автор показал также в своей работе, что в развитых странах идет не-прерывное движение по совершенствованию оплаты труда госслужащих, с привязкой ее к различным социально-экономическим аспектам, происходя-щим в регионе или всей стране. Как поступают сегодня многие развитые страны, чиновников растят почти «с пеленок», учат их мыслить государственными, и даже мировыми ка-тегориями, без чего на современном уровне интеграционных процессов про-сто невозможно выжить: события, которые еще десять-пять лет назад каза-лись незначительными и локальными, сейчас отражаются в самых разных регионах планеты. Одна из причин такой скорости и масштабности распространения событий и их следствий – всеобщая информатизация, компьютеризация и развитие всемирной сети Интернет. . Автор пришел к выводу, что современному чиновнику для полноценно-го функционирования с полной самоотдачей нужна особая среда, охваты-вающая все его потребности и отражающая все его наклонности. Он не дол-жен чувствовать себя ни на миг оставленным наедине. Но в то же время он должен ощущать себя хозяином в огромном государственном механизме. Для этого необходима постоянно действующая система повышения квалификации государственных служащих, доносящая в полном объеме по-следние веяния профессиональных особенностей деятельности ГС (в том числе компьютерно-информационные и человеческие технологии). Не стоит забывать и о личности ГС. Высокоразвитое самосознание управленца переносит его деятельность на новый уровень понимания окру-жающего мира, позволяет ему заглядывать далеко вперед, предвидеть над-вигающуюся опасность, а в случае ее неминуемости – мобилизовать силы общества оптимальным образом. Главное в этом – целостное видение мира и сознание того, что нам всем в этом мире жить, и нам, и нашим потомкам. Но сегодня большинство наших сограждан ориентированы на сиюми-нутные прибыли. Мы переводим на денежные знаки и степень успешности, и перспективу, и свои силы. Универсальность этой единицы меры просто без-гранична. Но деньги всегда остаются деньгами, имеющими свойство исся-кать. И тогда мы остаемся один на один с будущим. Перспектива успешного развития региона, страны и всего человечества – вот ориентир, к которому должен стремиться государственный служащий. А предопределить это стремление призваны мотивационные механизмы и правильные способы их реализации, и это уже давно понимают руководители во многих странах ми-ра, поставившие себе приоритетной задачей «воспитание» государственных чиновников. Законы и нормативно-правовые акты 1. Закон Свердловской области от 25.06.97 (№ 40-ОЗ) «О регулировании оп-латы труда в Свердловской области». // Областная газета. 2 июля 2006. 2. Конституция Российском Федерации. М., 1993. 3. Конституция Соединенных Штатов Америки. 1787 4. Конституция СССР. М., 1987 5. Положение о федеральной государственной службе (в ред. Указов Президента РФ от 29.04.94 N 841, от 09.08.95 N 834) 6. Постановление Президиума Верховного Совета РФ и Правительст-ва РФ от 30.12.1992 №4249-1/1042. «Об упорядочении оплаты труда работников органов представительной и исполнительной власти». 7. Постановление Главы города Екатеринбурга от 25.09.95 N 620 «О заработной плате работников бюджетной сферы» 8. Постановление Главы администрации Свердл. обл. от 20.10.93 № 270 «О мерах по организации системы государственной и муници-пальной службы в Свердловской области» // Собрание законода-тельства Свердловской области. 9. Постановление Правительства Свердл. обл. от 22.01.97 N 45-п "Об организации работы по реализации указа губернатора Свердловской области от 29.12.95 №62 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Свердловской области". // Собрание законодательства Свердловской области. 2006, N 1 10. Постановление областного Совета народных депутатов и Главы администрации Свердловской области от 27.01.93 № 26/11 «О должностных окладах работников органов государственной власти и местного самоуправления» 11. Постановление Правительства Свердловской области от 19 октября 1999 года № 1213-ПП // Собрание законодательства Свердловской области. 12. Указ Президента РФ от 04.04.92 N 361. «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» 13. Указ Президента РФ от 07.02.95 N 103 (ред. от 09.08.95) «О госу-дарственном заказе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих» 14. Указ Президента Российской Федерации от 03.06.1993 №848 «О первоочередных мерах по организации системы государственной службы Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. №23. Ст.2108. 15. Постановление Правительства РФ от 13.09.94 N 1047, в ред. от 19.09.97 «Об организации переподготовки и повышения квалифика-ции государственных служащих Федеральных органов исполни-тельной власти». 16. Указ Президента Российской Федерации от 11.01.1995 №33 (ред. от 09.08.1995 №834) «О Реестре государственных должностей Федераль-ных государственных служащих». // Российская газета. 1995. 25 января. 17. Федеральный закон N 119-ФЗ, 31.07.95, принят 5 июля 1995 года. «Об основах государственной службы Российской Федерации» 18. Федеральный закон от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнитель-ных органов государственной власти субъектов Российской Феде-рации» (принят ГД ФС РФ 22.09.1999). // «Собрание законодатель-ства РФ», 18.10.1999, N 42, ст. 5005 19. Указ Президента Российской Федерации от 06.09.1995 №900 // Собра-ние законодательства Российской Федерации. 1995. №37. Ст.3588. «О первоочередных мерах по улучшению работы с кадрами в системе го-сударственной службы и реализации Федерального закона "Об осно-вах государственной службы Российской Федерации"» 20. Областной Закон от 18.10.95 N 26-ОЗ. «О государственной службе Свердловской области». Принят областной Думой 5 октября 1995 г. 21. Постановление правительства Свердловской области от 29.12.95 N 62 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государ-ственные должности свердловской области» 22. Федеральный закон от 24.10.97 N 134-ФЗ (принят ГД ФС РФ 10.10.97) «О прожиточном минимуме в российской федерации». 23. Закон Свердловской области от 19.03.98 N 17-ОЗ «О конкурсе на замещение вакантной государственной должности государствен-ной службы Свердловской области» (принят Свердловской обла-стной думой 25.02.98) Книги, монографии, периодика 24. Бабина С.И., Гришиковец В.Б. Стимулирование труда персонала предприятия в индустриально развитых странах. Кемерово, Человек и труд. 1993. 260 с. 25. Вебер М. Основные социологические понятия. // Избранные произ-ведения. М., Мысль. 1990. 283 с. 26. Вебер М. Политика как призвание и профессия. // Избранные произ-ведения. М., Политическая литература. 1990. 628 с. 27. Верховин В.И. Профессиональные способности и трудовое поведе-ние. М., МГУ, 1992. 320 с. 28. Верховин В.И. Социальная регуляция трудового поведения и произ-водственной организации. М., МГУ, 1991. 422 с. 29. Вестник государственной службы. №3. 1993. 213 с. 30. Виханский О.Л. Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, орга-низация, процесс. М., «Экономические науки». 2006. 431 с. 31. Вишневский Ю.Р. Ради чего мы работает. Свердловск, Изд-во УрГУ, 1988. 236 с. 32. Восленский М. Номенклатура. М., «Советская Россия». 1991. 350 с. 33. Государственная служба. Регулирование трудовых отношений. За-рубежный опыт. М., «Политиздат». 1995. 352 с. 34. Грачев М.В. Управление трудом. М., «Политиздат». 1990. 366 с. 35. Емельянов Е., Поварницына С. Ваша Миссия. М., «Экономика», 1998. 218 с. 36. Замфир К. Удовлетворенность трудом. М., 1983. 198 с. 37. Ильясов Ф.Н. Удовлетворенность трудом. Ашхабад, «Серена». 1988. 426 с. 38. Клуниченко Н.М. Некоторые социальные и социально-психологические факторы труда и руководства. Барнаул, Изд-во АлтГУ. 1988. 150 с. 39. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., «Педагогика». 1971. 189 с. 40. Маркович Д. Социология труда. М., «Экономика». 1988. 404 с. 41. Международная научная конференция "Наука управления на пороге XXI века". Государственная академия управления им. С. Орджони¬кидзе. 3-5 ноября 2006. 105 с. 42. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М. «Экономика», 1992. 625 с. 43. Мотивация труда работников в условиях современного производст-ва. М., «Юридическая литература», 1989. 225 с. 44. Мухабетов Т.И. Мотивационный механизм управления трудом. Ал-ма-Ата, «Камил», 1991. 325 с. 45. Наумов А.Н. Организация, нормирование и стимулирование труда. Л., «Экономика», 1990. 102 с. 46. Оучи У. Г. Методы организации производства: японский и американ-ский подходы. М., «Зарубежная литература», 1992. 506 с. 47. Патрушев В.Д., Калмакан Н.А. Удовлетворенность трудом: социаль-но-экономические аспекты. М., «Экономика», 1993. 203 с. 48. Принцип Питер. Лоуренс Дж. Питер. М., «Знание», 2006. 160 с. 49. Поварич И.П. Виды и формы организации стимулирования труда. Кемерово, «Знамя», 1990. 266 с. 50. Поварич И.П., Прошкин Б.Г. Стимулирование труда: системный под-ход. Новосибирск, «Академия», 1990. 332 с. 51. Пронников В.А., Ладанов И. Д. Управление персоналом в Японии. М., «Зарубежная литература», 1988. 361 с. 52. Пшенников В.В., Японский менеджмент. 27 уроков для нас. М., «Япония сегодня». 2006. 321 с. 53. Социология труда. Киев, «Экономика», 1991. 118 с. 54. Санталайнен Т., Поренне П. Управление по результатам. М., «По-литиздат», 1994. 135 с. 55. Тулеев А. Как жить дальше? М., «Политиздат», 1993. 88 с. 56. Экономика предприятия / Под ред. Семенова В.М. М., «Экономиче-ские науки», 2006. 136 с. 57. Цандер Э. Практика управления. М. «Политиздат», 1993. 289 с. Периодические издания 58. Голдман М. Теория управления в США и России: сравнительный ана-лиз. // Проблемы теории и практики управления. 2006. №1. С.3-9. 59. Государственная кадровая политика и механизм ее реализации // Курс лекций. М.: Изд-во РАГС.2006. С.10-98. 60. Демидова Л. Пути повышения эффективности государственного сектора. // Проблемы теории и практики управления. М. 1998. №4. С.45-60. 61. Комарова Н. Мотивация труда и повышение эффективности работы. // Человек и труд. 2006. №10. С.27-35. 62. Лобанов В. Административные реформы - вызов и решения. // Про-блемы теории и практики управления. 1998. №1. С17-26. 63. Лобанов В. Реформирование государственного аппарата: мировая практика и российские проблемы. // Проблемы теории и практики управления. 1999. №1. С.66-79. 64. Патрушев В.Д., Бессокирная Т.П. Рабочие на частном предприятии: мотивация, оплата труда и удовлетворенность работой. // Социоло-гические исследования, 1998, №4. С.121-143. 65. Савеленок Е. Идеология компании и изменения в организации. // Проблемы теории и практики управления. 1998. №6. C.29-35. 66. Шмидт Г. Государственная служба накануне ХХI века: риски, шансы, условия. // Наука управления на пороге XXI века. Материалы Меж-дународной научной конференции. Государственная академия управления им. С.Орджоникидзе. 2006. С.216-249. 67. Филиппов А. Проблемы мотивации в управлении ХХI века // Наука управления на пороге XXI века. Материалы Международной науч-ной конференции. Государственная академия управления им. С.Орджоникидзе. 2006. С.109-142. Психологическая литература 68. Березин Ф. Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988. С. 69. Кучвальская А. Коррупция и власть: кто победит? // Судебный вест-ник. 1998. №1 70. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971. 71. Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса. М., 1981 72. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Абрахам Маслоу и психология самоак-туализации. М., 1995 73. Фресс П., Пиаже Ж., Экспериментальная психология: оптимум мо-тивации. М.,1975 Справочно-статистические материалы 74. Краткий словарь по социологии. М., 1988. 75. Краткий словарь системы психологических понятий. М., 1984. 76. Новые слова и значения. Словарь-справочник. М., 1971. 77. Советский энциклопедический словарь. М., 1980. 78. Современный словарь иностранных слов. М., 1992. 79. Современный Энциклопедический словарь. Изд. «Большая Россий-ская Энциклопедия», 2006. 80. Толковый словарь живого великорусского языка (современное на-писание слов). В. Даль. М., 1998. 81. Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. "Русское слово", 2006. |
Цена: | Договорная |