Название | Выработка стратегии финансово-хозяйственной деятельности предприятия |
Количество страниц | 138 |
ВУЗ | Орловская региональная академия государственной службы |
Год сдачи | 2009 |
Содержание | ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 7 1.1 Понятие стратегического управления и его роль в управлении предприятием 7 1.2 Виды стратегий и особенности их реализации 16 1.3 Зарубежный опыт стратегического управления 35 2 КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ФИНАНСОВО - ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО «ОРЕЛНЕФТЕПРОДУКТ» 46 2.1 Общая характеристика финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Орелнефтепродукт» 46 2.2 Комплексный анализ финансового состояния предприятия 52 2.3 Анализ результативности существующей стратегии предприятия 66 Привлекательность рынков 78 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕГО ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 81 3.1 Обоснование необходимости диверсификации деятельности предприятия 81 3.2 Основные направления диверсификации и расчет финансовых потоков 88 3.3 Сравнительная оценка эффективности способов мобилизации финансовых ресурсов и расчет эффективности проекта 100 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 112 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 115 ВВЕДЕНИЕ Основной идеей стратегического управления является идея органичного последовательного приспособления организации к изменяющейся обста¬новке внешней среды, идея целевого подхода к решению любых управ¬ленческих задач и организации системы управления в целом. Но чтобы уметь приспосабливаться к изменениям внешней среды и при этом всегда выдерживать курс на достижение поставленных целей, организация долж¬на иметь стратегию. Для того, чтобы конкурировать в сложной и быстроизменяющейся сегодняшней обстановке, фирма должна определиться с теми, кто управляет разработкой стратегии - стратегическими менеджерами. Их задача - обеспечение деятельности всей организации по определенному направлению. Они отличаются от функциональных менеджеров, которые обеспечивают реализацию отдельных функций бизнеса (кадры, снабжение, производство, продажа, обслуживание клиентов, учет) и занимают уникальное положение в компании, управляя всей организацией в стратегическом смысле. Хорошая информированность предусматривает возможность принятия широкого диапазона управленческих решений на разных уровнях управления. Менеджеры должны создать сеть источников информации в различных частях организации, что даст им возможность оставаться в пределах оперативных реальностей. Они должны уметь распределять свое время и энергию среди различных дел, решений или проблем. Они должны знать, когда надо делегировать ответственность, а когда надо включаться в частное решение. Таким образом, в связи с активно меняющейся геополитической си-туацией и переходом от планово-социалистической, административно-командной экономики к рыночной, становится актуальным такое новое понятие в национальной экономике каковым является стратегическое управление. В отличие от России, где термин «стратегическое управление» появился только в 90-х годах, в международной практике он был сформулирован в начале 70-х годов с целью переноса центра внимания высшего руководства на внешнее окружение, для того, чтобы своевременно и правильно реагировать на происходящие в нем изменения. Именно поэтому, на мой взгляд, данная тема наиболее актуальна, так как от принятых правильных стратегически целесообразных и научно-обоснованных решений зависит благополучие, как отдельных организаций, предприятий так и общества в целом. Наибольший вклад в создание и развитие стратегического управления внесли М.Пертер, И.Ансофф, А.Томпсон, А.Стрикленд, Д.Хан и другие. Наиболее известны работы следующих российских авторов: Т.Л.Азоева, М.А.Алексеевой, О.С.Виханского, В.В.Гончарова, П.В.Забелина, Н.А.Соломатина и др. К сожалению, практически отсутствуют публикации, описывающие опыт стратегического управления конкретно на предприятиях страны. Целью работы является разработка направлений совершенствования деятельности предприятия. В связи с поставленной целью работы опреде-лим задачи, которые будут решены в процессе исследования: определение теоретических аспектов стратегического управления предприятием; анализ основных подходов к совершенствованию системы управления предприятием на основе выработки стратегии развития; анализ организационно – правовых и экономических аспектов функционирования ЗАО «Орелнефтепродукт»; выявление проблем системы стратегического управление на ЗАО «Орелнефтепродукт»; разработка основных направлений совершенствования стратегическим управлением на ЗАО «Орелнефтепродукт»; разработка стратегии развития ЗАО «Орелнефтепродукт». Объектом исследования в работе выступило ЗАО «Орелнефтепродукт». Предметом исследования выступает система управления стратегией развития на ЗАО «Орелнефтепродукт». Теоретической и методологической основой исследования послужили труды ведущих ученых по изучаемой проблеме, законодательные и нормативные акты РФ, нормативно-справочные материалы, рекомендации научно-исследовательских учреждений. В работе использовались данные годовых отчетов предприятия, материалы статистической отчетности. При написании дипломной работы применялись следующие методы исследования: монографический, анализа, расчетно-конструктивный, и др. ДОКЛАД Уважаемый председатель государственной аттестационной комиссии, уважаемые члены комиссии, уважаемые присутствующие! Вашему внима-нию представляется дипломная работа на тему «Стратегия развития финансово-хозяйственной деятельности предприятия (на материалах ЗАО «Орелнефтепродукт», г. Орел)» Появление новых запросов, изменение позиции потребителя, интернационализация бизнеса, появление новых, зачастую совершенно неожиданных возможностей для осуществления бизнеса, развитие информационных систем, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других факторов привели к резкому возрастанию значения стратегического управления. Главная цель данного дипломного проекта разработать рекомендации по формированию стратегии развития ОГУП «Орловский центр «Недвижимость» и обосновать источники ее финансирования. Эффективность деятельности предприятия, его положение на рынке принципиально зависят от выбранной стратегии развития предприятия. В настоящее время стратегическое управление является важнейшим фактором успешного выживания в усложняющихся условиях. Поэтому как руководители новых компаний, так и директора многих государственных предприятий подходят к пониманию необходимости разработки стратегии развития. Отличительные особенности стратегического управления приведены в таблице 1 демонстрационного листа 1. Процесс стратегического управления, рассматриваемый с позиций процесса принятия решений, дробится на шесть взаимосвязанных управленческих процессов. Эти процессы логически следуют один из другого. Это является важной особенностью структуры стратегического управления. Схематически структура стратегического управления изображена на рисунке 1 демонстрационного листа 1. Модель процесса стратегического управления представлена на рисунке 1 демонстрационного листа 2. Традиционная модель формирования стратегии предприятия приведена на рисунке 2 демонстрационного листа 2. Для разработки адекватной меняющимся условиям внутренней и внешней среды стратегии развития необходимо проведение комплексного анализа деятельности предприятия. Результаты проведенного анализа представлены на ДЛ 3. В работе проведена разбивка рынка по сегментами и анализ привлекательности каждого сегмента ДЛ 4. Исходя их этого тактический план будет выглядеть следующим образом: учитывая специфику товаров и основываясь на проведенном анализе, необходимо принять решение об установке автоматической линии розлива смазочных масел в мелкой расфасовке для автомобилей, а также открыть станции технического обслуживания на территории АЗС. Кроме этого необходимо сосредоточить основные усилия на прямом маркетинге, такой маркетинг не требует больших финансовых ресурсов, однако нуждается в хорошей координации работ, чему должно помочь внедрение в структуру предприятия отдела маркетинга. Ситуация на рынке обслуживания автомобилей напрямую зависит от тенденций развития отечественного автопарка. За последние 10 лет он уве-личился в 2,5 раза и в настоящее время состоит более чем из 30 млн. машин. Ежегодно этот показатель повышается на 8–8,5%. По данным Департамента автомобильного транспорта Минтранса РФ, в России к 2005 г. будет насчитываться уже 45–46 млн. машин. В то же время на одну тысячу россиян приходится всего 170 автомобилей, что ниже уровня развитых стран почти в четыре раза. То есть российский автопарк в ближайшее время ожидает только рост, причем достаточно активный. Так что в отношении автосервисов сложилась благоприятная конъюнктура — устойчивое и значительное увеличение числа потенциальных потребителей данных услуг. Что же касается самих автосервисов, то и их число неуклонно растет, причем преобладание сетей до сих пор не прослеживается. В результате бурного развития автомобилестроения и повышения спроса на автомобили авторемонтный бизнес переходит от обычного обслуживания к после аварийному ремонту автомобилей, тем самым становится более рентабельным, превращаясь в существенный экономический фактор современных промышленных стран. Основные тенденции развития и требования к автомастерским: - повышение квалификации специалистов - перенос акцента с обслуживания на после аварийный ремонт - увеличение инвестиций на оснащение и приборы - расширение готовности к обслуживанию - применение новых технологий и химико-технологических разработок Все выше перечисленное приводит: - к снижению продолжительности пребывания автомобиля в мастерской для ремонта - сокращению расходов производственных средств - сокращению потребности в материалах и запасных частях - увеличению стоимости труда и заработной платы. Интересы, стремления и желания автомобилестроителей и авто вла-дельцев во всех намечающихся тенденциях совпадают. Необходимо, чтобы и авторемонтный бизнес активно развивался в полном соответствии с об-щими тенденциями. Проводя анализ авто ремонтного рынка, мы пришли к выводу, что из 14 более-менее оснащенных сервисных центров только Improtex Motors оснащен лучше всех, вложив в оснащение кузовного участка не менее 120 тыс. USD, остальные центры оснащены на 50 и менее процентов. Все авто сервисы имеют одни и те же проблемы, т.е. необученный, технически не грамотный персонал с кустарным методом работ, низкая оплата труда, что не способствует техническому росту, отсутствует маркетинг - работа с клиентом. Было проведено анкетирование авто владельцев, пользующихся услугами основных авто сервисов города Орла. Результаты анкет были проанализированы и на их основании получены наиболее точное на сегодня состояние авто рынка города. 53% опрошенных клиентов не удовлетворены уровнем выполненных работ и качеством услуг, 32% опрошенных недовольны ценообразованием из-за непрофессионального подхода по оценке повреждений автомобиля, 48% опрошенных на вопрос "является ли автомобиль частью вашего имиджа?" ответили положительно. Отсюда можно сделать вывод о стабильной динамике спроса на комфортабельные автомобили, кроме того, покупка дорогого автомобиля позволяет хоть как-то сохранить капитал от нестабильности местного рынка. Многих от покупки дорогого автомобиля сдерживает низкий профессиональный уровень сервисных услуг. В связи с этим, открытие СТО экономически оправдано. Расчеты плана маркетинга, риска и плана денежных поступлений и расходов представлены на ДЛ 5, 6, 7. Мы предлагаем несколько действенных позиций по маркетингу, которые помогут привлечению авто владельцев и утвердить имидж предприятия как стабильного профессионального помощника: 4. Выдача сервисных книжек с записью проделанной работы со сроком гарантии. Это дает право авто владельцу предъявлять обоснованные претензии автосервису, а мы со своей стороны будем нести полную юридическую ответственность за проделанную работу. 5. Если авто владелец обслужен в нашем автосервисе на сумму свыше 500 USD, то ему будет предоставлена 20%-ная скидка на все после-дующие услуги в течение текущего года. 6. Будут изготовлены буклеты с последующим распространением по точкам реализации автомобилей и запасных частей с предложением о предоставлении 15%-ной скидки авто владельцам, прибывшим в наш автосервис от их имени. Рассчитанные показатели эффективности проекта и оценка различных вариантов его финансирования представлены на ДЛ 8 и 9. Доклад окончен, спасибо за внимание. |
Список литературы | ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основной идеей стратегического управления является идея органичного последовательного приспособления организации к изменяющейся обста¬новке внешней среды, идея целевого подхода к решению любых управ¬ленческих задач и организации системы управления в целом. Но чтобы уметь приспосабливаться к изменениям внешней среды и при этом всегда выдерживать курс на достижение поставленных целей, организация долж¬на иметь стратегию. Для того, чтобы конкурировать в сложной и быстроизменяющейся сегодняшней обстановке, фирма должна определиться с теми, кто управляет разработкой стратегии - стратегическими менеджерами. Их задача - обеспечение деятельности всей организации по определенному направлению. Они отличаются от функциональных менеджеров, которые обеспечивают реализацию отдельных функций бизнеса (кадры, снабжение, производство, продажа, обслуживание клиентов, учет) и занимают уникальное положение в компании, управляя всей организацией в стратегическом смысле. Хорошая информированность предусматривает возможность принятия широкого диапазона управленческих решений на разных уровнях управления. Менеджеры должны создать сеть источников информации в различных частях организации, что даст им возможность оставаться в пределах оперативных реальностей. Они должны уметь распределять свое время и энергию среди различных дел, решений или проблем. Они должны знать, когда надо делегировать ответственность, а когда надо включаться в частное решение. Таким образом, в связи с активно меняющейся геополитической си-туацией и переходом от планово-социалистической, административно-командной экономики к рыночной, становится актуальным такое новое понятие в национальной экономике каковым является стратегическое управление. В отличие от России, где термин «стратегическое управление» появился только в 90-х годах, в международной практике он был сформулирован в начале 70-х годов с целью переноса центра внимания высшего руководства на внешнее окружение, для того, чтобы своевременно и правильно реагировать на происходящие в нем изменения. Обобщая результаты проведенного в работы исследования необходимо отметить следующие. ЗАО «Орелнефтепродукт» испытывает недостаток собственных средств, однако коэффициенты платежеспособности находятся в пределах нормативных, степень независимости предприятия находиться на достаточно высоком уровне. В общем, о данном предприятии можно говорить как о практически платежеспособно и финансово устойчивом. К возможностям ЗАО «Орелнефтепродукт», которые в дальнейшем будут способствовать развитию фирмы, относятся: улучшение уровня жизни, изменение рекламных технологий; развитие информационной отрасли и т.д. К угрозам, которые могут затормозить развитие предприятия, относятся: изменение покупательских предпочтений; изменение правил ввоза продукции; снижение уровня жизни населения; появление принципиально нового товара и т.д. Для оценки стратегической привлекательности портфеля ЗАО «Орел-нефтепродукт» был проведен анализ по результатам которого сделаны выводы, о том, что на очень привлекательных рынках работают СХП 1, СХП 4, СХП 5, СХП 7; Слабую конкурентную позицию занимают СХП 3, СХП 2, СХП 1; В стадии зарождения и роста находятся СХП 6, СХП 4, СХП 1, СХП 5, СХП 7 в стадии зрелости и спада находятся СХП 8, СХП 9, СХП 10, СХП 3, СХП 2; Генераторами основных средств являются СХП 8, СХП 9, СХП 10, однако к ним можно отнести СХП 7 и СХП 3. Основными потребителями средств являются СХП 1, СХП 4, СХП 6, а также СХП 2 и СХП 5; Предприятие имеет в своем портфеле большее число СХП на стадии роста и развития, чем на стадии спада, поэтому необходимо соблюдать равенство доходов финансовых средств и расходов на инвестиции. Таким образом, по всем основным характеристикам суммарный стратегический портфель ЗАО «Орелнефтепродукт» является достаточно сбалансированным и его можно считать привлекательным для инвестиций, однако для увеличения доходности он требует некоторой диверсификации. Так как ЗАО «Орелнефтепродукт» работает на рынке с сильной конкуренцией, то для него наилучшей будет комбинированная стратегия, нацеленная на решение своих конкурентных преимуществ (в частности разработка рекламного бюджета) и предусматривающая более глубокое проникновение и географическое развитие рынка (совершенствование каналов распределения), с последующей вертикальной интеграцией вверх. Это можно сформулировать следующим образом: сначала минимизировать издержки и тем самым укрепить свою конкурентную позицию, при этом освоить продажу более широкого ассортимента сопутствующих товаров, затем выйти на новые рынки, заключив договора в регионах, затем закрепиться в них, а в дальнейшем стремиться к приобретению доли акций производящих предприятий. Тактический план будет выглядеть следующим образом: учитывая специфику товаров и основываясь на проведенном анализе, необходимо принять решение об установке автоматической линии розлива смазочных масел в мелкой расфасовке для автомобилей. Кроме этого необходимо сосредоточить основные усилия на прямом маркетинге, такой маркетинг не требует больших финансовых ресурсов, однако нуждается в хорошей координации работ, чему должно помочь внедрение в структуру предприятия отдела маркетинга. Расчеты показывают, что проект по внедрению автоматической линии является высокоэффективным и в праве претендовать на финансовую под-держку. Проект рекомендуется также другим потенциальным инвесторам для их участия в его полном и долевом финансировании. 1. Конституция Российской Федерации" (с изм. от 09.06.2002) (принята всенародным голосованием 12.12.1993) "Комментарии к Конституции Рос-сийской Федерации" под ред. Л.А. Окунькова. – М.: Издательство БЕК, 1996. 2. "Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) //"Российская газета", N 238-239, 08.12.1994. 3. "Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995)- //"Российская газета", N 23, 06.02.1996, N 24, 07.02.1996, N 25, 08.02.1996, N 27, 10.02.1996. 4. "Налоговый Кодекс Российской Федерации (Часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) // "Российская газета", N 148-149, 06.08.1998. 5. "Налоговый Кодекс Российской Федерации (Часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) –//"Собрание законода-тельства РФ", 07.08.2000, N 32. 6. Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 (ред. от 09.10.2003) "О конкурен-ции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" - //"Ведомости СНД и ВС РСФСР", 18.04.1991, N 16. 7. Ассэль Г. Маркетинг: принципы и стратегия: Учебник для вузов. — М.: ИНФРА-М, 1999. 8. Багиев Г.Л., Тарасович В.М. Маркетинг. - М.: ОАО Изд-во «Экономи-ка», 1999. 9. Баркан Д.И. Маркетинг для всех. – М.: «Культ - информ - пресс», 1999. 10. Бизнес в России: Универсальный юридический справочник пред-принимателя. Отв. ред. М.Ю. Тихомиров. - М.: «Инфра – М», 1996. 11. Все о маркетинге: Сборник материалов для руководителей пред-приятий, экономических и коммерческих служб. - М.: Азимут-центр, 1999. 12. Голубков Е.П. Маркетинг: выбор лучшего решения. - М.: Эконо-мика, 2000. 13. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. - М.: Финпресс, 1999. 14. Гордон М. Снабжение и сбыт // Риск. – 1997, № 3-4. 15. Дихтль Е., Хершген X. Практический маркетинг: Учебное посо-бие. - М.: Высшая школа, 1999. 16. Дурович А.П. Маркетинг в предпринимательской деятельности. - Минск: Финансы, учет, аудит, 1998. 17. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория стати-стики: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2000. 18. Зимина Н. В. Развитие концепции маркетинга на предприятиях // Маркетинг в России и за рубежом. - 2000, №6 19. Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2000. 20. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер с англ./ Общ. Ред. Пеньковой Е.М. - М.: Прогресс, 1990. 21. Котлер Ф., Армстронг Г, Сондерс Д. Основы маркетинга: пер. с англ. - СПб: Издательский дом «Вильяме», 2000. 22. Кравченко Р.Г. Математическое моделирование экономических процессов - М.: «Колос», 1998. 23. Крылов И.В. Маркетинг. - М.: Центр, 1998. 24. Лебедев О.Т., Филиппова Т.Ю. Основы маркетинга. Европейская перспектива. - СПб.: Наука, 2000. 25. Маркетинг: Учебник / А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлюгов, С.А. Кра-сильников и др.; Под ред. А.Н. Романова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. 26. Маркетинг: Учебник / Под ред. Проф. Э.А. Уткина. - М.: Тандем: ЭКС-МОС, 1998. 27. Ноздрева Р.Б., Гречков В.Ю. Маркетинг: Учебник. - М.: Юристъ, 2000. 28. Панкрухин А.П. Маркетинговые стратегии // Маркетинг в России и за рубежом. – 1999, №5. 29. Панкрухин А.П. Товарная политика и ее инструментарий // Мар-кетинг в России и за рубежом. – 1998, №6. 30. Попов Е.В. Сегментация рынка // Маркетинг в России и за рубе-жом. -1999, №2 31. Практикум по маркетингу / Леншин И. и др. - Орел: Труд, 1997. 32. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: ИП «Экоперспектива», 1997. 33. Тунеев М.М., Сухоруков В.Ф. Экономико-математические мето-ды в организации и планировании производства: Учеб.пособие. - М.: Финан-сы и статистика, 2000. 34. Учет и анализ эффективности производства / под ред. Аксененко А.Ф., М: «Финансы и статистика», 2000. 35. Черчиль Г.А. Маркетинговые исследования. - СПб.: Питер, 2000. 36. Экономика сельского хозяйства / под ред. Добрынина В.А., М: Агропромиздат», 1990. 37. Яновский A.M. Как вывести на рынок новый товар // ЭКО. – 2002, № 11. 38. Бабич А.М. Финансы / Учебник. М.: «Экономика», 2001. – 760 с. 39. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной дея-тельности предприятия / М.: ИНФРА-М, 2000. – 215 с. 40. Волков О.Ф. Экономика предприятия / М.: ИНФРА-М, 1997. – 416 с. 41. Володин А.А. Управление финансами / Учебник. М.: ИНФРА-М, 2004. – 504 с. 42. Горемыкин В.А. Бизнес-план: методика разработки / М.: «Ось-89», 2002. – 864 с. 43. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент / Учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2004. – 415 с. 44. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Учебник. М.: ИНФРА-М, 2000. – 424 с. 45. Колчина Н.В. Финансы предприятий / М.: ЮНИТИ, 2002. – 447 с. 46. Коссов В.В. Бизнес-план: обоснование решений / М.: ГУ ВШЭ, 2000. – 270 с. 47. Лапуста М.Г. Предпринимательство / Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2004. – 534 с. 48. Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент / Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 269 с. 49. Поляк Г.Б. Финансовый менеджмент / Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 527 с. 50. Попов В.М. Бизнес-планирование / Учебник. М.: Финансы и статисти-ка, 2003. – 672 с. 51. Романовский М.В. Финансы предприятий / Учеб. пособие. М.: Финан-сы и статистика, 2001. – 384 с. 52. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Учеб. пособие. Минск: 2000, - 688 с. 53. Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной дея-тельности / М.: ИНФРА-М, 2003. – 303 с. 54. Скамай Л.Г. Экономический анализ деятельности предприятий / Учебник. М.: ИНФРА-М, 2004. – 296 с. 55. Тренев Н.Н. Управление финансами / Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2000. – 496 с. 56. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент / Учебник. М.: Дело, 2004. – 448 с. 57. Чечевицына Л.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности / Учебник. М.: Издательский дом «Дашков и КО», 2005. – 325 с. |
Цена: | Договорная |