Название Франчайзинг в ресторанном бизнесе
Количество страниц 103
ВУЗ Российский государственный социальный университет
Год сдачи 2009
Содержание ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЕСТОРАННОГО БИЗНЕСА 7
1.1. ЭВОЛЮЦИЯ, ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ОСОБЕННОСТИ 7
ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ 7
1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ 12
1.3. ОБЗОР СОВРЕМЕННОЙ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ В РОССИИ 16
ГЛАВА II. ФРАНЧАЙЗИНГ КАК НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ 32
2.1. ИСТОРИЯ, СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА 32
2.2. СХЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ УЧАСТНИКОВ ФРАНЧАЙЗИНГА 39
2.3. ФРАНЧАЙЗИНГ В РОССИИ В СФЕРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ 45
ГЛАВА III. ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ – СЕТЕВОГО РЕСТОРАНА В Г. ЗЕЛЕНОГРАДЕ 56
3.1. ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЛИКА Г. ЗЕЛЕНОГРАДА 56
3.2. СПЕЦИФИКА ЗЕЛЕНОГРАДСКОГО РЫНКА ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ 68
3.3. ОРГАНИЗАЦИЯ СЕТЕВОГО РЕСТОРАНА В Г. ЗЕЛЕНОГРАДЕ 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 91
ПРИЛОЖЕНИЯ 93


Введение

Питание как процесс употребления пищи удовлетворяет самую насущную потребность человека, выступает необходимым условием существования людей, их общественной и трудовой деятельности. Общественное питание в своих коллективно организованных формах является важнейшим фактором и механизмом реализации социальной политики.
Сегодня конкуренция на рынке общественного питания в России приобрела такую остроту, что уже недостаточно просто «быть», надо быть лучшим или по крайней мере «на уровне» в своем сегменте. Понятие «лучший» включает в себя множество составляющих, реализация и соблюдения которых для большинства предприятий общественного питания сопряжена с определенными трудностями. Главная тема сегодня - борьба за качество обслуживания. Катастрофически остро уже несколько лет стоит проблема подбора, воспитания и удержания персонала.
Помимо этого, перед рынком общественного питания встала проблема законодательства и защиты интересов бизнеса. И эта общая, если не беда, то проблема, заставляет конкурентов, забывая о борьбе друг с другом, вспоминать о единстве задач и объединяться, как во всевозможные союзы и ассоциации, чьей задачей является защита интересов бизнеса, так и для проведения съездов и форумов, где есть возможность обсудить общие проблемы и наметить пути их решения, обменяться опытом и продемонстрировать реальную силу и вес сектора, с которым необходимо считаться при принятии решений, его затрагивающих. Так, в настоящий момент рестораторы ведут конструктивную работу с Министерством труда по вопросу формирования свода профессиональных стандартов индустрии, введение которых предусматривается вступлением России в ВТО. И то, что с представителями отрасли считаются и советуются - неплохой показатель как для отрасли, так и для общества в целом.
Объем российского рынка общественного питания с каждым годом растет. Ежедневно магазинами и предприятиями общественного питания продается товаров более чем на 330 млн руб., организациями бытового обслуживания оказывается свыше 630 видов различных услуг. Каждый день более 450 тыс. работников в 17 тыс. магазинах, ателье, мастерских, столовых, барах и в других точках обслуживают москвичей и гостей города. В настоящее время каждое второе малое предприятие работает в сфере потребительского рынка, доля индивидуальных предпринимателей в бытовом обслуживании превышает 50%.
Настоящий ресторанный бум сегодня переживает и столица России. Ежемесячно в Москве открывается с десяток новых кафе и ресторанов, а темпы роста ресторанного рынка достигают 40% в год. Между тем наиболее динамично сегодня развивается средний и дорогой сегмент, в то время как рынок фаст-фуда - наиболее востребованного и популярного вида общественного питания - растет крайне медленно. На протяжении двух последних лет этот рынок увеличивался на 10-15% ежегодно . Если на Западе, по данным консалтинговой компании Maxpro, на фаст-фуд приходится порядка 60% всего ресторанного рынка в денежном выражении и подавляющая часть рынка в количественном выражении (по числу заведений, персоналу и т. д.), то в России рынок быстрого питания составляет около 30% всего общепита в денежном выражении и примерно 50% - в количественном . При этом развитие российского фаст-фуда идет в основном за счет западных игроков, в то время как отечественные сети ресторанов быстрого питания, ориентированные на национальную кухню, развиты очень слабо. Этот фактор в полной мере можно отнести и к Москве.
Современная экономика развитых стран является экономикой услуг. Валовой внутренний продукт, например, стран европейского Союза и США, сегодня на 70% формируется в этой сфере.
Неуклонно растет доля услуг в конечном продукте промышленного производства.
Но современная экономика наследовала высокие стандарты эффективности от предшествовавшего индустриального этапа развития общества и это означает, что этап «кустарного» существования сферы услуг, при котором каждое из предприятий было результатом «штучного» предпринимательского труда, окончен. Современный предприниматель хочет высокого качества и предсказуемости в услугах, т.е. стандартизации.
А массовое производство сложной продукции требует также организации массовых услуг по ее эксплуатации. Ответом на все эти вызовы и стал франчайзинг, с чем и связана актуальность темы настоящего дипломного проекта.
Вышеизложенная проблематика обусловила цель настоящего дипломного проекта – изучить особенности франчайзинга в ресторанном бизнесе.
Объект исследования – франчайзинг и его особенности.
Предмет исследования – специфика франчайзинга в ресторанном бизнесе.
В задачи проекта входит:
- изучение теоретических основ организации ресторанного бизнеса;
- анализ эволюции, основных тенденций развития и особенностей формирования российского рынка общественного питания;
- исследование классификации и стандартизации предприятий общественного питания;
- обзор современной сферы общественного питания в России;
- исследование франчайзинга как новой концепции развития сферы общественного питания;
- изучение истории, сущности и основных направлений франчайзинга;
- анализ схемы взаимоотношений участников франчайзинга;
- исследование франчайзинга в России в сфере общественного питания;
- описание процесса организации предприятия общественного питания – сетевого ресторана в г. Зеленограде;
- исследование сферы общественного питания как элемента формирования облика г. Зеленограда;
- описание процесса организации сетевого ресторана в г. Зеленограде.
Теоретической и информационной базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных специалистов, изучающих системы общественного питания, материалы специализированной периодической печати: журналы «Эксперт», «Питание и общество», «Практический маркетинг», «Ресторанное дело», «Ресторан Эксклюзив», «Ресторанные ведомости», «Торговое оборудование» и др.; данные Госкомстата, материалы научно-практических конференций по заявленной проблематике.
Настоящая работа состоит из введения, заключения, трех глав и приложений. Использованные в процессе написания дипломного проекта источники указаны в списке литературы.
Список литературы Подводя итог нашему исследованию, отметим следующее.
Сфера общественного питания за годы реформ претерпела существенные изменения и доказала в целом свою высокую мобильность и конкурентоспособность. В последнее время наблюдается заметное повышение качества продукции и обслуживания потребителей в данном секторе.
В ближайшее время можно ожидать довольно жесткой конкуренции в борьбе за российского покупателя, и задача наших торговых предприятий - сохранить цивилизованную отечественную торговлю и национальную культуру питания. Для этого есть временной ресурс три-пять лет. Эта цифра объясняется тем, что по количеству магазинов, ресторанов и кафе в пересчете на душу населения Россия значительно отстает от мировых стандартов и здесь есть резерв для деловой активности. Так, анализ отечественного рынка в области общественного питания показал, что в ближайшие три года объем реализации только фаст-фуда может быть увеличен в пять раз и составит около 1,5 млрд долларов в год. Это же касается и сетевых рестранов.
Сейчас, согласно ряду печатных изданий и высказываниям специалистов в данной области, наиболее перспективным направлением развития предприятий питания является создание сетей под единой торговой маркой. Это оказывается экономически наиболее целесообразным, т.к. позволяет экономить значительные средства (в пересчете на одну торговую точку) на заготовочном процессе (единый заготовочный цех для большого количества объектов фаст-фуда) и рекламе, а также обеспечить требуемый оборот с помощью большого количества малых предприятий, расположенных в разных, наиболее проходимых районах города. Вдобавок некоторое количество товара из магазина можно запустить в собственное мини-производство полуфабрикатов. То есть присутствует простор для творчества.
Как показал анализ, сектор общественного питания в Москве и Подмосковье является одним из наиболее перспективных и прибыльных. Многие возможности рынка еще не задействованы, поэтому есть основания утверждать о высоком потенциале роста отрасли.
Все большую популярность приобретают отечественные сети ресторанов «быстрого питания», являющиеся наиболее востребованными сегодня массовым потребителем. Улучшается качество питания и уровень обслуживания.
Россия в своем развитии неизбежно будет повторять мировые тенденции: роль и значение сферы услуг в её экономике будут расти, а малый бизнес возьмет на себя основное бремя в деле обеспечения подъема уровня жизни населения.
Следовательно, неизбежный рост числа и влияния малых фирм потребует активного использования франчайзинга в самых неожиданных областях хозяйственной деятельности.
Ресторанный бизнес входит в тройку самых быстро развивающихся видов услуг и является одним из наиболее ярких представителей малого бизнеса. В развитых странах в 7 из 10 заведений работают менее 20 человек., но тем не менее, рестораны обеспечивают до 9% рабочих мест в национальных экономиках.
Экономическая ниша ресторанного бизнеса неуклонно растет. Так, если в середине прошлого века средний американец тратил в заведениях общественного питания 25% тех средств семейного бюджета, которые были предназначены для покупки продуктов, то начале ткущего века эта доля выросла до 53%. Эта же тенденция явно прослеживается в странах Европы. В целом, поэтому же пути идет и Россия: по мере роста и стабилизации отечественной экономики все больше денег наше население оставляет в различных заведениях общепита.
При этом статистика показывает, что ресторанный бизнес является безусловным мировым лидером по масштабам использования франчайзинга: эту форму организации использую 35% ресторанов полного обслуживания и 60% заведения «фаст-фуда».
Вышеуказанные факторы – залог успешного развития общественного питания в городе в соответствии с лучшими мировыми стандартами. Этому во многом будет способствовать и франчайзинга и ресторанного бизнеса.



1. Конституция Российской Федерации – принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – СПС «Консультант-Плюс» - май 2007 г.;
2. Постановление Госстандарта России от 05.04.95 N 198. 3.
3. Борисов М. В поисках национального монопродукта //Эксперт, 17 февpаля 2003.
4. Васильев С.С. Экономика общественного питания.-М.: Экономика, 2004.
5. Журнал «Гостиница и ресторан» – 2003.- № 4.
6. Введение во франчайзинг /Под ред. С. А. Силинга. - Санкт-Петербург, 2003.
7. Исаенко А.В., Исаенко Е.В. Направления стабилизации и развития общественного питания потребительской кооперации.-Белгород, 2005.
8. Карнакова Г.Кофейный бум - продолжение следует.//Ресторанные ведомости.-2002.-№ 10.
9. Карякина И. Концепция общественного питания в торговых центрах //Материалы 2-ой Конференции «Концепция российского торгового центра» 19-20 Апреля 2002 года, организатор - «Русский проект».
10. Козак В.Э. Производительный и непроизводительный труд.-Киев: Наукова думка, 2006.
11. Кохно П. А., Микрюков В. А., Комаров С. Е. Менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2003.
12. Львова Е. Первый блин инвестирования// Санкт-Петербургский строительный еженедельник № 35 14.10.2006.
13. Майоров А. Франчайзинг «по-русски» //Ресторанные ведомости.-2005.-№ 9.
14. Марченко А. Современные тенденции развития торговли, общественного питания и рынка оборудования в России //Российская торговля, N 8 (14), 2002.31 октября 2002 г.
15. Материалы журнала «Ресторанное дело»-1911.-№№ 1-4.
16. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2002.
17. Мировому лидеру сетей быстропита McDonald's последнее время приходится нелегко // Известия. 31.03.2003.
18. Муздыбаев К. Динамика уровня жизни в Москве и области.- М.: Изд-во «СМАРТ», 2005.
19. Мусатов А.Трапезников М. Петербургский GrillMaster будут спасать москвичи//Ведомости.-23 сентября 2002 г.
20. Насонкина М., Волкова Л. Аппетит приходит во время... экскурсии //Невское время No 223(2445) 6 декабря 2000 г.
21. Особенности русской национальной кухни //Продовольственная газета.-2005.-№ 8.
22. Петраков А.А. Сравнительный анализ тенденций развития индустрии питания в Москве и регионах //Тезисы доклада на пленарном заседании III Всероссийского конгресса рестораторов и руководителей предприятий питания в Москве 25-26 октября 2002 г.- М., 2002.
23. Журнал «Ресторан Эксклюзив».-2003.-№ 1.
24. Рынок Фаст фуд //Оптовик №41, 12-18 октября 2004 г.
25. Триста процентов прибыли //Торговое оборудование.-2000.-№ 3.
26. У русской «фаст-фуд» - свои «изюминки». //Торговое оборудование.-2004.-№ 2.
27. Чернов Г.Е. Управление системой общественного питания.-СПб.: СПбГУЭФ, 2005.
28. Чернов Г.Е. Социально ориентированные системы общественного питания: управление, конкуренция, информатизация.- СПб.: СПбГУЭФ, 2004.
29. Журнал «Экономика торговли».-М.:Экономика, 2003.
30. Яковлева Ю. Ресторан с «мышиной» концепцией //Торговое оборудование.-2003.-№ 8.
Цена: Договорная