Название | Совершенствование коммерческой деятельности с целью повышения финансовой устойчивости предприятия в условиях риска (на примере филиала ГУП МО Мособлфармация Аптека №37/8 |
Количество страниц | 105 |
ВУЗ | МГУЭСИ |
Год сдачи | 2009 |
Содержание | ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ 8 1.1.Сущность и содержание коммерческой деятельности 8 1.2.Направления развития и показатели, характеризующие эффективность коммерческой деятельности 21 1.3.Диагностика финансового состояния и финансовой устойчивости коммерческой деятельности организации 31 ГЛАВА 2.АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ НА РЫНКЕ РЕАЛИЗАЦИИ АПТЕЧНОЙ ПРОДУКЦИИ 41 2.1.Общая характеристика предприятия 41 2.1.Анализ продаж Аптеки № 37/8 45 2.3.Анализ финансовых результатов деятельности организации 56 2.3.1. Анализ динамики и структуры имущества предприятия и источников его формирования 56 2.3.2.Анализ ликвидности и финансовой устойчивости организации 63 2.3.3. Анализ деловой активности и рентабельности аптеки 68 ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ АПТЕКИ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 73 3.1. Мероприятия по укреплению финансовой устойчивости и расчет их эффективности 73 3.2. Расчет влияния предложенных мероприятий на основные показатели деятельности предприятия 84 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 93 ПРИЛОЖЕНИЯ 96 ВВЕДЕНИЕ Актуальность дипломного исследования. В современных условиях экономического развития России наблюдается ряд новых аспектов деловой активности в сфере производства и обращения. Это связано с определенной демократизацией экономики, резким снижением степени централизма в управлении и, в конечном счете, с принятием ряда законодательных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, с помощью которых стали чаще проводиться свободные товарные сделки на внутреннем рынке и в отношениях с зарубежными партнерами. В предпринимательской среде четко выражено желание развивать товарный рынок и его инфраструктуру. Возникшие политические и экономические обстоятельства требуют новых подходов к управлению таких форм хозяйствования, которые были бы адекватны рыночным отношениям. Активное развитие прогрессивных форм ведения рыночного хозяйства, приватизация государственной собственности выводят на первый план проблемы изучения природы экономических явлений, которые в новых условиях играют особую роль. К их числу, прежде всего, относится коммерческая деятельность. В условиях переходной экономики развивается структура и формы организации коммерческой деятельности, расширяется практика самостоятельного выбора партнеров, клиентуры и экономических условий, преобразуется товаропроводящая сеть посреднических организаций, призванная обеспечить возможность широкого доступа всех потребителей к материальным ресурсам. Предприятия торговли существенно изменяют свои функции, организацию и технологию работы, становятся активными торговыми посредниками, которые строят отношения с клиентами на рыночных принципах. Рыночные отношения требуют качественно новых подходов к организации коммерческой деятельности. Для ее ведения в условиях рыночных отношений нужны соответствующего уровня квалификации специалисты, владеющие методиками изучения спроса, сегментирования рынка, организации договорной работы, компьютерных информационных технологий. Низкий уровень организации коммерции влечет за собой неблагоприятные экономические показатели деятельности. В настоящее время многие союзы потребительских обществ и их торговые организации работают убыточно. Одна из основных причин убыточности заключается в слабой организации коммерческой деятельности. Основой развития кооперативной торговли должно, стать хорошо поставленная коммерческая деятельность. Именно коммерческий подход может стать средством укрепления потребительской кооперации на сельском рынке, ликвидации ее убыточности. В связи с этим поиск путей совершенствования коммерческой деятельности торговых организаций потребительской кооперации представляет собой научную и практическую проблему. Степень разработанности проблемы. Концептуальные основы организации коммерческой деятельности нашли отражение в публикациях ряда отечественных ученых-экономистов: И.О. Ананьина, Ю.А,- Аванесова, М.И. Баканова, А.Р. Бернвальда, С.Н. Виноградовой, Ф.Г. Панкратова, Ф.Р. Половцевой, Т.К. Серегиной, Л.Ф. Столмова и др. Современные проблемы организации кооперативной торговли России рассматриваются в трудах Э.А. Арустамова, ИД. Барчука, П.И. Вахрина, Г.В. Маклакова, Л.П. Наговициной, О.А. Новикова, Р.А. Раицкого, В.В. Салия и др. Отечественные ученые исследуют различные причины убыточности и направления стабилизации деятельности торговых организаций потребительской кооперации. Но при этом упускают из вида коммерческую работу, ее уровень организации, структуру, в частности, на уровне областных (краевых) потребительских союзов, а также районных союзов (потребительских обществ). Они не получили достаточного освещения в научной литературе. В последние годы появились труды (в руссом переводе) зарубежных ученых: Ворс И., Паскье М., Рогер М., Ревентлоу П. Они рассматривают теоретические проблемы и практический опыт организации коммерческой деятельности предприятий экономически развитых стран. Основные проблемы исследования: новые формы оптовой торговли, маркетинговая деятельность, механизм хозяйственных связей между поставщиками и покупателями товаров. При всей ценности этих трудов содержащиеся в них рекомендации не могут полностью использоваться для организации российской экономики без учета экономических, политических, региональных, социальных и других факторов. Тем не менее, в процессе исследования автором внимательно изучался опыт функционирования торговых организаций потребительской кооперации наиболее развитых стран Европы и Америки. Поэтому назрела необходимость разработки конкретных предложений по совершенствованию коммерции в оптовой и розничной торговле на различных уровнях системы потребительской кооперации. Именно это и обусловили выбор темы дипломного проекта, круг исследуемых проблем и структуру работы. Цель и задачи. Цель дипломного исследования заключается в оценке состояния коммерческой деятельности организации и разработке основных направлений по её совершенствованию с целью повышения финансовых результатов хозяйствующего субъекта в условиях предпринимательского риска. Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи: • исследовать теоретические аспекты коммерции; выявить факторы, влияющие на коммерческую деятельность; раскрыть особенности коммерческой деятельности в системе потребительской кооперации; • определить основные показатели эффективности коммерции на современном этапе развития организации; • исследовать организацию коммерческой деятельности на примере конкретного хозяйствующего субъекта; • разработать проект мероприятий по улучшению показателей деятельности фирмы; • провести экономическое обоснование предлагаемых мероприятий. Предмет исследования - основные резервы и факторы повышения эффективности коммерческой деятельности и обусловленные ими методические инструменты совершенствования коммерции с целью развития предпринимательского потенциала организации Объект исследования - филиал ГУП МО «Мособлфармация» Аптека №378 Теоретико-методологические основы исследования представлены использованными в рамках авторской концепции фундаментальными положениями и категориальным аппаратом экономической теории, управления фирмой, маркетинга, способствовавшими развитию внутренней логики коммерческой деятельности и разработке направлений, цели и стратегий ее развития. В работе творчески использованы исследования зарубежных и российских ученых, разрабатывающих научный аппарат управления коммерческой деятельностью. Инструментарно - методический аппарат представлен методами: • логического обобщения - для обоснования необходимости уточнения научных понятий коммерческой деятельности; • системного подхода - для определения составляющих процесса анализа состояния предприятия и обоснования их взаимосвязи; анкетирования и статистических группировок при исследовании рынка аптечной продукции. Информационно-эмпирическую базу исследования составили материалы монографических исследований, статей и периодических изданий, отечественные и зарубежные публикации по вопросам коммерческой стратегии предприятия. Концепция дипломного исследования представлена системой положений, обосновывающих интегрированную роль маркетингового базиса в инструментальной основе коммерческой деятельности как совокупности мероприятий, процедур и видов работ по обеспечению рентабельности объекта, эффективность управления которым достигается посредством обеспечения долгосрочного конкурентного преимущества в условиях развития рыночных отношений. Рассмотрение вышеперечисленных аспектов позволит раскрыть тематику исследуемой работу и получить знания в области совершенствования коммерческой деятельности с целью достижения финансовой устойчивости организации в условиях предпринимательского риска. |
Список литературы | ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Чтобы торговое предприятие успешно функционировало, необходимо проводить глубокий анализ его коммерческой деятельности в зависимости от постоянно меняющейся рыночной среды. Это позволит сделать предприятие устойчиво прибыльным и конкурентно способным, обеспечить его развитие, предвидеть будущее. Проводя систематический и глубокий анализ коммерческой деятельно¬сти, можно: • быстро, качественно и профессионально оценивать результативность ком¬мерческой работы как предприятия в целом, так и его структурных под¬разделениях; • точно и своевременно находить и учитывать факторы, влияющие на полу¬чаемую прибыль по конкретным видам реализуемых товаров и предостав¬ляемых услуг; • определять расходы на торговую деятельность (издержки обращения) и тенденции их изменения, что необходимо для определения продажной цены и расчета рентабельности; • находить оптимальные пути решения коммерческих проблем торгового предприятия и получения достаточной прибыли в ближайшей и отдален¬ной перспективе. Объектом исследования стал филиал ГУП МО «Мособлфармация» Аптека № 37/8. Наиболее выгодными группами потребителей аптеки являются население от 40 до 60 лет, так как они больше привлечены к покупке товаров, продавае¬мых в Аптеке № 37/8. Такие группы людей лучше всех знают, где дешевле, дороже, качественней, именно на такие группы покупателей ориентируются продавцы- фармацевты. При рассмотрении всех факторов, влияющих на покупательское пове¬дение, можно сделать следующее заключение. Аптека № 37/8 находится в благоприятных условиях, на боль¬шом расстоянии отсутствуют фирмы-конкуренты. Торговая точка находится вблизи шоссе, по которому проходят как простые, так и деловые мар¬шруты. Процент обеспеченного населения намного выше, чем небогатого. В целом продаваемый ассортимент соответствует основным предъявляе¬мым требованиям: доступность, местонахождение, широта охвата товаров, качество обслуживания. В связи с дефицитом торговых площадей данному предприятию трудно расширять торговый ассортимент, недостаточная пло¬щадь для выкладки товара оказывает большое влияние на ассортиментную политику. За большой промежуток времени был сформирован оптимальный ассортимент, который удовлетворяет те основные потребности, которые вы¬двигает данный рынок. Для Аптеки № 37/ 8 2004 год был стартовым, поэтому основные экономические показатели деятельности невелики, но с наращением оборотов по основной деятельности значения показателей приближаются к норме. Хотя следует обратить внимание на увеличение дебиторской задолженности и значительное снижение чистой прибыли. Рост дебиторской задолженности в динамике свидетельствует о ее накоплении и отвлечении средств из оборота предприятия, что в свою очередь приводит к недополучению доходов и утрате платежеспособности предприятия. Результаты проведенного финансового анализа показали, что анализируемое предприятие находится в нестабильном финансовом положении, которое может быть вызвано нарушением платежеспособности, однако, предприятие имеет возможность восстановить равновесие путем оптимизации структуры активов и пассивов, а также путем обоснованного снижения уровня запасов, не используемых в обороте или используемых недостаточно эффективно. Для укрепления финансовой устойчивости Аптеки № 37/8 был разработан ряд мероприятий и представлены расчеты по их экономическому обоснованию. Основными из них можно выделить следующие: 1. Для сокращения дебиторской задолженности и ее доли в составе текущих активов организации необходимо выбирать надежных партнеров по бизнесу и оптимальную схему взаимодействий с ними. Указанная работа по контролю дебиторской задолженности совмещается с анализом дебиторов, который позволяет исключить на будущее дебиторов с высоким риском; 2. Аптека № 37/8 должно отслеживать и налаживать работу по формированию оборотных средств путем нормирования и контроля. Это позволит вывить внутренние резервы от нерационального использования средств и направить их на покрытие некоторых из коммерческих расходов; 3. Для увеличения роста объема выручки, а следовательно и получения дополнительной прибыли необходимо уделить особое внимание расширению розничной сети; 4. Для экономии расходов на доставку продукции от поставщиков, необходимо подобрать партнера, предлагающего более низкие цены на ее доставку. Это позволит предлагать клиентам продукцию по более низким ценам, что позволит не только занять на рынке прочную позицию и вести конкурентную борьбу, но и даст возможность привлечения новых клиентов; 5. Большую помощь в выявлении резервов улучшения финансового состояния предприятия может оказать рекламная компания для привлечения новых оптовых и розничных покупателей и маркетинговый анализ по изучению спроса и предложения, рынков сбыта и формированию на этой основе оптимального ассортимента и структуры производства продукции. Оценка ассортиментной политики предприятия позволит выявить труднореализуемые товары и наоборот, товары, пользующиеся повышенным спросом, что в свою очередь значительно отразится на результатах продаж; Изложенные мероприятия по укреплению финансовой устойчивости предприятия охватывают практически весь комплекс возникающих проблем и позволяют значительно повысить эффективность управления капиталом предприятия. Контроль дебиторской задолженности позволяет исключить на будущее дебиторов с высоким риском. Формирование оборотных средств путем нормирования и контроля позволит вывить внутренние резервы от нерационального использования средств и направить их на покрытие некоторых из коммерческих расходов. Разработка получения дополнительного дохода путем расширения розничной сети позволит получать дополнительную прибыль, а следовательно существенно улучшить финансовое состояние и тем самым сократить кредиторскую задолженность. Оценка ассортиментной политики предприятия позволит выявить труднореализуемые товары и наоборот, товары, пользующиеся повышенным спросом, что в свою очередь значительно отразится на результатах продаж. Анализ показал, что более доходными видами являются медикаменты и лекарственные травы, которые имеют более высокий уровень прибыли от продаж. Совокупная прибыль при внедрении предложенных мероприятий увеличится на 3282 тыс. руб. Это позволит предприятию нарастить объемы продаж и устоять на рынке в условиях конкуренции. Данные по основным показателям финансовой отчетности с учетом внедрения предложенных мероприятий изменятся в сторону увеличения, что положительно отразится на результатах финансовой отчетности деятельности предприятия. Что отразится на финансовой стабильности предприятия, а это в свою очередь может повлиять на дальнейший рост и расширение деятельности Аптеки № 37 / 8. 1. Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности: Учебное пособие. – М.: Дело и Сервис, 2004.-548с. 2. Абрютина М.С. Финансовый анализ коммерческой деятельности: Учебное пособие. - М.: Дело и сервис, 2005.-523с. 3. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебно-практическое пособие. – М.: Дело и Сервис, 2004.-485с. 4. Баканов М.И. Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры и задачи: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005.-425с. 5. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. – 2-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2004.-326с. 6. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – М.: ИНФРА–М, 2005.-456с. 7. Виноградова С.Н. Коммерческая деятельность. - М.: Финансы и статистика,2005.-547с. 8. Грузинов В.П., Грибов В.Д. «Экономика предприятия». Учебное пособие. – М.: «Финансы и статистика», 2001. – 208с. 9. Гусаров В.М. «Статистика». Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 463с. 10. Гончарук В. А. Развитие предприятия. М.: Дело, 2005.-852с. 11. Гончарук В. А. Маркетинговое консультирование. М.: Дело, 2004.-569с. 12. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента. Таганрог: ТРТУ, 2005.-681с. 13. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. – М.: Издательство «Финпресс», 2003.-529с. 14. Голубков Е.П., Е.Н.Голубкова, В.Д.Секерин Маркетинг: выбор лучшего решения. – М.: Издательство «Финпресс», 2003.-572с. 15. Горохов Н.Ю., Малев В.В. Бизнес-планирование и инвестиционный анализ. – М.: Информационно-издательский дом Филинъ, 2003 – 208 с. 16. Завьялов П. С., Демидов В. Г. Формула успеха: Маркетинг. -М.: Экономист, 2003.-304с. 17. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент. - М.: Юристъ, 2004. - 336с. 18. Зайцев Н.Л. Экономика организации.-М.: Издательство «Экзамен», 2003.-624с. 19. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика. - М.: Аспект-Пресс, 2005. - 415с. 20. Ивашкин Б.Н. Бухгалтерский учет в торговле: Учебно-практический курс. - М.: Дело и сервис,2005.-369с. 21. Осипова Л.В. Основы коммерческой деятельности. - М.: ИНФРА-М, 2004.-564с. 22. Панкратов Ф.Г., Серегина К.К. Коммерческая деятельность. - М.: ИНФРА-М, 2005.-426с. 23. Патров В. В., Быков В. А. Разделение товарооборота на оптовый и розничный. — М., 2004.-548с. 24. Пархачева М. А. Торговая деятельность: бухгалтерский и налоговый учет. Издание 3-е. — М., 2005.-423с. 25. Патров В. В., Пятов М. Л. Бухгалтерский учет и налогообложение операций с товарами. — М., 2005.-536с. 26. Риполь-Сараюси Ф.Б. Основы финансового анализа и управленческого анализа. - М.: Приор, 2004.-364с. 27. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – М.: ИНФРА–М, 2004.-469с. 28. Труханович Л.В., Щур Д.Л. Проверка торгового предприятия. - М.: Дело и сервис, 2005.-546с. 29. Экономика предприятия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара.-4-е изд., перераб. и доп.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.-670 с. 30. Экономика./ Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. -М.: «Проспект», 2005.-800с. 31. Экономика / Под ред. проф. А.Г. Грязновой, проф. И.П. Николаевой, проф. В.М. Кадыкова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Издательство «Единство», 2006.- 822с. 32. Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-методическое пособие - М.: 2003. - 510с. 33. Алексеев А.А. Маркетинговые принципы оптимизации глубины ассортимента продукции. - Журнал «Маркетинг и маркетинговые исследования в России», №6 (36) - 2006.-С.19-23. 34. Николаева Т.И. Системная оценка эффективности коммерческой деятельности предприятий торговли. - Журнал «Маркетинг в России и за рубежом», №4 - 2005.-С.25-26. 35. Грищенко О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. - http://www.aup.ru. 36. Козлов В.К., Уваров С.А., Щербаков В.В. Содержание и организация коммерческой деятельности. - http://www.marketing.spb.ru. 37. Анализ хозяйственной деятельности торгового предприятия. - http://www.kafedra-mg.mn.ru. 38. Ассортиментная политика. - http://www.retail.ru. 39. Управление запасами: от модели к реализации (часть вторая). - http://www.logist.ru. 40. .Характеристики розничного товарооборота. - http://www.torgresh.ru |
Цена: | Договорная |