Название Инструменты управления краткосрочными финансовыми активами
Количество страниц 30
ВУЗ МГУСИ
Год сдачи 2009
Содержание Введение 3
1. Теоретические аспекты управления краткосрочными активами предприятия 5
1.1 Сущность и место краткосрочных финансовых активов в структуре оборотного капитала предприятия 5
1.2 Способы и инструменты управления краткосрочными финансовыми активами 9
1.3 Формирование эффективной политики управления дебиторской задолженностью, денежными средствами и краткосрочными финансовыми вложениями 10
2. Анализ эффективности управления краткосрочными активами на примере ООО “Массив” 16
2.1 Краткая характеристика предприятия ООО “Массив” 16
2.2 Анализ рентабельности ООО “Массив” 19
2.3 Анализ оборачиваемости краткосроных финансовых активов ООО “Массив” 21
2.4 Анализ эффективности использования краткосрочных финансовых активов ООО “Массив” 24
Заключение 27
Список литературы 30


Введение

В данное время, с переходом экономики к рыночным отношениям, повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастает значение финансовой стойкости субъектов хозяйствования. Все это значительно увеличивает роль анализа их финансового состояния: наличие, размещение и использование денежных средств.
В коммерческих предприятиях на первых этапах деятельности, в условиях жесткой конкурентной борьбы рыночной экономики, малая прибыльность и высокое обращение финансовых активов оставляют руководству предприятия малое время реагирования при изменении ситуации на рынке. Для выживания и развития предприятия необходимо максимально четко и эффективно управлять его финансовыми активами. Одна из характерных особенностей экономических отношений - прагматизм участников. Любая ценность материального или нематериального характера, который фигурирует в процессе таких отношений, представляет интерес лишь в том случае, если владение ею оказывает содействие достижению какой-то цели, прежде всего экономического характера. Основа деловой активности - наращивание экономического потенциала предприятия. Вкладывая капитал в какой-нибудь инвестиционный проект, предприниматель рассчитывает через некоторое время не только возместить запущенный в оборот финансовый капитал, но и получить определенную прибыль. Оценка этой прибыли, базируется на анализе текущего финансового состояния и прогнозах будущих поступлений от инвестиции.
Объектом исследования курсовой работы выступает предприятие, занимающееся производством и продажей мебели - ООО “Массив”.
Предметом исследования выступают отношения связанные с функционированием краткосрочных финансовых активов предприятия.
Основной целью написания курсовой работы является изучение сущности и инструментов управления краткосрочными финансовыми активами на примере конкретно взятого предприятия ООО “Массив”.
Исходя из поставленной цели в работе необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические аспекты управления краткосрочными активами предприятия;
- сформировать эффективную политику управления краткосрочными активами предприятия;
- провести анализ эффективности управления краткосрочными активами на примере ООО “Массив” и сделать соответствующие выводы по результатам анализа.
Для реализации перечисленных задач предполагается использовать методы финансового анализа, а именно коэффициентный анализ эффективности использования краткосрочных финансовых активов. Для эффективного использования финансовых активов предполагается использовать совокупность экономико - статистических и эконометрических методов.
Отметим, что в сфере эффективного использования краткосрочных финансовых активов предприятия существует большое количество фундаментальных и методических работ, использование которых позволит довольно полно раскрыть тему курсовой работы.
Применение перечисленных выше методов и методик с учетом практики их использования, приведенной в экономической литературе, позволит достичь цели курсовой работы.

Список литературы Заключение

В ходе проделанной работы необходимо сделать ряд нижеследующих выводов.
Предприятие самостоятельно финансирует все направления своих расходов соответственно производственным планам, распоряжается имеющимися финансовыми ресурсами, вкладывая их в производство продукции в целях получения прибыли.
Краткосрочные финансовые активы предприятия, которые направляются на его развитие, формируются за счет:
а) амортизационных отчислений;
б) прибыли, полученной от всех видов хозяйственной и финансовой деятельности;
в) дополнительных паевых взносов участников в обществах;
г) средств, полученных от выпуска облигаций;
д) средств, которые мобилизуются с помощью выпуска и размещения акций в акционерных обществах открытого и закрытого типов;
е) долгосрочного кредита банка и других кредиторов (кроме облигационных займов);
з) других законных источников (например, добровольных безвозмездных взносов предприятий, организаций, граждан).
Краткосрочные финансовые активы предприятия характеризуются той частью его активов, которые характеризуются либо непосредственно денежными активами, либо теми финансовыми ресурсами, которые можно быстро и с минимальными потерями трансформировать в денежные средства. К финансовым активам предприятия в российской экономической литературе относятся [19, с.37]:
а) денежные средства предприятия и его счета в коммерческих банках;
б) дебиторская задолженность за предоставленные услуги, отгруженные товары;
в) краткосрочные финансовые вложения предприятия.
Управление денежными средствами, рыночными ценными бумагами, дебиторской задолженностью, кредиторской задолженностью, начислениями и другими элементами краткосрочных финансовых активов (кроме производственных запасов), а также решение вопросов по этим проблемам требует значительного количества времени. При этом проявляется основная проблема управления финансами: выбор между уровнем рентабельности и риском неплатежеспособности (не допущение стоимости активов предприятия менее стоимости его кредиторской задолженности).
Финансовой службе ООО “Массив” целесообразно постоянно контролировать очередность сроков финансирования кроткосрочных активов, выбирая один из нескольких существующих на практике способов:
а) хеджирование (компенсация активов обязательствами при равных сроках погашения);
б) финансирование по краткосрочным займам;
в) финансирование по долгосрочным займам;
г) финансирование преобладающее при долгосрочных займах (консервативная политика);
д) финансирование преобладающее при краткосрочных займах (агрессивная политика).
В нынешних условиях предприятие может поддерживать обеспеченность привлеченных займов следующими методами:
а) увеличением части ликвидных активов;
б) удлинением сроков, на которые выдаются займы предприятию.
Для улучшения финансового положения ООО “Массив” необ¬ходимо:
1) следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности. Значительное превышение дебиторской задол¬женности создает угрозу финансовой устойчивости организа¬ции и делает необходимым привлечение дополнительных ис¬точников финансирования;
2) контролировать состояние расчетов по просроченным за¬долженностям;
3) по возможности ориентироваться на увеличение количе¬ства заказчиков с целью уменьшения риска неуплаты монополь¬ным заказчикам.
Грамотное управление денежными средствами, ведущее к рос¬ту платежеспособности предприятия, получению дополнительного дохода — важнейшая задача финансовой работы. Дебиторская и кредиторская задолженность - не¬избежное следствие существующей в настоящее время системы денежных расчетов между органи¬зациями, при которой всегда имеется разрыв вре¬мени платежа с моментом перехода права собст-венности на товар, между предъявлением платеж¬ных документов к оплате и временем их фактической оплаты. Анализ дебиторской задол¬женности включает комплекс взаимосвязанных во¬просов, относящихся к оценке финансового поло¬жения предприятия.
Результат проведенного финансового анализа ООО “Массив” показал, что 1 наибольший удельный вес в структуре ликвидных активов занимает готовая продукция и товары (73%). Это необходимо рассмотреть с двух сторон. С одной стороны, на предприятии происходит затоваривание, плохо работает сбытовая сеть. Но с другой стороны, так как ООО “Массив” не только реализует готовую продукцию, но и принимает заказы на проведение проектных работ, то возможно, как в первом, так и во втором отчетном годах деятельности на предприятии накопились данные заказы, которые в скором времени будут разработаны для заказчиков. Значительную долю в структуре краткосрочных финансовых активов занимает дебиторская задолженность (10%), что тоже можно рассматривать двояко. С одной стороны, это задолженность по уже разработанным и внедренным проектам заказчиков. А с другой стороны, это остаток, который должны заплатить заказчики проектов, находящихся на этапе внедрения непосредственно у предприятий - заказчиков. Наибольший темп прироста произошел по статье денежные средства и их эквиваленты (119%). Это связано с увеличением объёмов реализации продукции. В этом случае необходимо рассмотреть возможность вложения предприятием части нераспределенной прибыли в инвестиции (как краткосрочные, так и долгосрочные) в сравнении с накапливанием средств на текущем счете. Положительным моментом является сокращение размера дебиторской задолженности. Это снижение вызвано оплатой оставшейся суммы долга заказчиков на разработку проектов.
Приращение остатков денежных средств на один рубль оттока составляет 0,6 копеек, о чем свидетельствует значение коэффициента ликвидности денежного потока. ООО “Массив” характеризуется достаточно высокими значениями показателей рентабельности денежных потоков. Так, на 1 рубль положительного денежного потока приходится 0,27 рубля прибыли, на 1 рубль среднего остатка денежных средств прибыли приходится 0,524 коп., а на 1 рубль чистого потока денежных средств приходится прибыли 0,768 коп.
Для улучшения финансовых показателей, с учетом проведенного финансового анализа, было предложено оптимальное соотношение краткосрочных финансовых активов, которое позволит повысить рентабельность до отметки 38,20%, прибыль при том же объеме активов 338,21 тыс. руб., а коэффициент ликвидности 1,32. Также были предложены методы и тактические шаги по достижению предложенного оптимального состава активов предприятия ООО “Массив”.



1. Бланк И.А. Финансовый менеджмент. - Киев, Ника-Центр Эльга, 2005
2. Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности. М.:Финансы и статистика, 2003
3. Ковалев В. В. Финансовый анализ: управление капиталом, выбор инвестиций, анализ отчётности. М.:2006.
4. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Москва, 2001.
5. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. М.: ИНФРА-М, 2005
6. Балабанов И.Т. "Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом?". - М.: Финансы и Статистика, 2004.
7. Ковалев В.В. «Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности.» - М.: Финансы и статистика, 2003г. - 432с.
8. Крейнина М.Н. «Финансовое состояние предприятия. Методы оценки».- К. .: ИКЦ «Дис», 2005г- 224с..
9. Стоянов Э.А., Стоянова Э.С. "Экспертная диагностика и аудит финансово-хозяйственного положения предприятия". - М.: Перспектива, 2004.
10. "Финансовый менеджмент: теория и практика"/ Под ред. Стояновой Э.С.- М.: Перспектива, 2003.
11. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. «Методика финансового анализа» - М.: ИНФРА- М, 2003г. - 176с.
12. Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия. Грачев А.В., М.: «ДИС» - 2003г., 208 стр.
13. Бухгалтерский учет. Бородина В.В. М.: «Книжный мир» - 2004 г., 208 стр.
14. Бюджетное управление. Серия статей журнала «Экономика и время» №9-10 за 2004г., №9-12, 45-47 за 2005г., №4, 8, 12, 18 за 2006 г.
15. Бочаров В.В. Управление денежным оборотом предприятий и корпораций. М.: Финансы и статистика, 2005. - 141 с.
16. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. - Киев: Изд-во "Ника - Центр", 2005.
17. Финансовый менеджмент: теория и практика: /Под ред. Е.С. Стояновой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во "Перспектива", 2004. - 656 с.
18. Ковалев В.В. Финансовый анализ: управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 512 с.
19. Уткин Э.А. Финансовый менеджмент. - М.: Издательство "Зерцало", 2004. - 272 с.
20. Ковалева А.М. Финансы в управлении предприятием: М.-Финансы и статистика,2004. - 339с.
21. Управленческий учет: учебное пособие / Под редакцией А.Д. Шеремета.-М: ФБК-ПРЕСС,2005.-48 с.
Цена: Договорная