Название Государственный контроль соблюдения законодательства о защите прав потребителей
Количество страниц 55
ВУЗ Санкт-Петербургский институт внешнеэкономическихсвязей, экономики и права
Год сдачи 2009
Содержание Аннотация

Данная дипломная работа посвящена деятельности антимонопольных органов в области контроля соблюдения законодательства о защите прав потребителей.
В ней рассмотрена система федеральных и местных органов управления, занимающихся контролем соблюдения законодательства о защите прав потребителей, их задачи и полномочия; дан обзор работы антимонопольных органов по предупреждению и пресечению нарушений законодательства о защите прав потребителей и судебной защиты потребителей; проанализирована деятельность отдела по защите прав потребителей антимонопольного управления по Санкт-Петербургу и Ленинградской области; выявлены актуальные проблемы государственного контроля в сфере защиты прав потребителей; представлены выводы и предложения по их решению.



Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 4
1. СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 6
1.1. Федеральные органы управления в системе защиты прав потребителей. 6
1.2. Органы местного самоуправления в системе защиты прав потребителей. 14
2. РАБОТА АНТИМОНОПОЛЬНЫХ ОРГАНОВ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 21
2.1. Контроль соблюдения законодательства о защите прав потребителей. 21
2.2. Защита прав потребителей антимонопольными органами в суде. 29
3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ АНТИМОНОПОЛЬНЫХ ОРГАНОВ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ТУ МАП ПО СПБ) 37
3.1. Приоритетные направления работы в рамках реализации Закона и вопросы судебной защиты потребителей. 37
3.2. Проблемы контроля соблюдения законодательства в отдельных секторах потребительского рынка и потребительская пропаганда. 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 56



Введение

Создание в России действенной системы защиты прав потребителей является одной из основных задач государственной потребительской политики. Позитивные тенденции в экономике способствуют формированию качественной номенклатуры потребительского рынка, существенно влияют на расширение потребительского спроса населения и выдвигают новые задачи перед системой государственной и общественной защиты прав потребителей.
Опыт рыночного развития российской экономики доказал необходимость сохранения государственного контроля в вопросах организации защиты прав потребителей.
Права потребителей защищаются органами государства, на которые возложены обязанности контроля соблюдения законодательства о защите прав потребителей и которым предоставлены права по пресечению правонарушений и применению к правонарушителям мер ответственности за несоблюдение этого законодательства. К таким органам относится министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства России.
Цель данной дипломной работы определить направления по повышению эффективности деятельности антимонопольных органов (их территориальных управлений) в области контроля соблюдения законодательства о защите прав потребителей.
В соответствии с целью, выдвигаются следующие задачи:
- определить роль федеральных и муниципальных органов государственного управления в сфере защиты прав потребителей;
- проанализировать работу антимонопольных органов в сфере защиты прав потребителей и рассмотреть основные проблемы, возникающие в ходе работы по контролю соблюдения законодательства и в процессе судебной защиты прав потребителей;
- на примере Территориального Управления Министерства по антимонопольной политике по Санкт-Петербургу рассмотреть деятельность отдела по защите прав потребителей;
- выявить приоритетные направления деятельности отдела и рассмотреть практику судебной защиты прав потребителей;
- определить основные вопросы, с которыми сталкивается отдел по защите прав потребителей в процессе своей деятельности.
Дипломная работа состоит из введения, содержательной части, заключения и библиографии.
Список литературы Заключение

На сегодня Закон РФ “О защите прав потребителей” остается по мнению юристов наиболее нарушаемым из всех действующих законов. Практика показала, что более слабой в правовом плане стороной в потребительских отношениях является гражданин-потребитель. Всеобщая правовая безграмотность, как предпринимателей, так и потребителей, порождает массу проблем в правоприменительной практике и доказывает, что без участия государственных органов, наделенных властными полномочиями, защита прав потребителей и в особенности профилактика правонарушений в этой области крайне неэффективна.
Одним из распространенных видов нарушений является непредставление потребителям информации о наименовании хозсубъекта, юридическом адресе. При отсутствии этой информации потребитель лишен возможности направить претензию нарушителю и защитить свои права.
Так же отсутствие единообразия в области технического регулирования, применения терминов и определений продукции приводит к нарушениям требований законодательных актов в этой области и массовым жалобам потребителей в связи с приобретением товаров ненадлежащего качества.
Сейчас получила широкое распространение продажа товаров курьерским способом, посредством рекламы на телевидении. Возникающие нарушения в этой области связаны с непредставлением информации о сертификации товара, противопоказаниях и т.д. Отсутствие в ФЗ “О рекламе” положений, предусматривающих ответственность за непредставление информации о рекламодателе, изготовителе и продавце значительно усложняет реализацию норм Закона “О защите прав потребителей”.
Так же законодательным актом не предусмотрена ответственность за нарушение порядка организации и проведения лотереи, в связи с чем, продажа товаров по рекламе с применением розыгрыша получила массовый характер и усложняет соблюдение законодательства.
В то же время потребители вправе обратиться в суд с иском о защите их прав. Процессуальные льготы, такие, как освобождение потребителя от уплаты государственной пошлины и т.д., значительно облегчают самостоятельную защиту собственных прав, как потребителя, в суде.
Однако наиболее эффективным способом оказания помощи в разрешении споров является предоставление территориальным управлением заключения по делу. Это связано с тем, что такая форма защиты прав потребителей, как вступление в уже начатый потребителем процесс для дачи заключения по делу в условиях малочисленности территориальных управлений является наиболее применимой.
Так же сейчас расширяется практика предъявления территориальными управлениями исков в защиту неопределенного круга потребителей. Предметом таких исков является признание действий хозсубъектов противоправными. Однако территориальные управления МАП России ограничены в материальных и кадровых ресурсов, в связи с чем, участие в предъявлении исков в защиту неопределенного круга потребителей принимается значительно реже.
Рассмотрение исков, как правило, затягивается по вине ответчиков, в том числе путем неявки их в судебное заседание. Так же отсутствует судебная практика принудительного привода или воздействия путем применения штрафных санкций.
Осуществлению полномочий антимонопольных органов препятствует положение о соблюдении сроков составления протокола об административных правонарушениях и неоднозначность трактовки определения “немедленность”, отсутствие достаточного количества мировых судей и неохотное участие правоохранительных органов в обеспечении привода правонарушителей для составления протокола.
В территориальные управления с каждым годом все больше увеличивается численность письменных и устных заявлений потребителей с просьбой защитить их права. Этому способствовало ухудшение ситуации на потребительском рынке в связи с сокращением объема работы по контролю государственными органами. Так же следует отметить возросшее негативное отношение предпринимателей к госконтролю.
Невозможно не отметить увеличение количества обращений граждан и предпринимателей за разъяснением норм законодательства о защите прав потребителей. Для предотвращения потребительской безграмотности проводятся различные мероприятия, конференции и конкурсы.
Таким образом, федеральным органам исполнительной власти и органам местного самоуправления необходимо продолжать наращивать усилия по реализации национальной политики в сфере защиты прав потребителей как одно из условий повышения благосостояния населения.
Приоритетными должны оставаться мероприятия, направленные на обеспечение защиты законных прав и интересов потребителей и добросовестных товаропроизводителей в соответствии с полномочиями, установленными законодательством. По их результатам необходимо применять административные меры воздействия при тесном взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и другими контролирующими органами и организациями.
Продолжать работы в области совершенствования законодательства о защите прав потребителей, обеспечения согласованности применения норм законодательных актов, сопряженных с требованиями защиты прав и интересов потребителей и товаропроизводителей. Так же решить вопросы реформирования технического законодательства и привести в соответствие с требованиями отдельные положения ФЗ “О рекламе”. Следует принять ФЗ “О лотереи”, нормами которого установить ответственность за незаконное применение розыгрышей, в том числе при продаже товаров.

Список литературы:

1. Федеральный закон “О защите прав потребителей” от 7 февраля 1992 г.
2. Федеральный Закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” от 1 сентября 1995 г.
3. Федеральный Закон от 12 февраля 2003 “О Рекламе” Статья 26
4. Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" Статья 5
5. Указ Президента РФ № 1183 от 10.06.1994 года "О защите потребителей от недобросовестной рекламы"
6. Положение о территориальном управлении МАП России от 17.11.1999 N 441 (в ред. От 05.12.2002)
7. Гражданский кодекс Российской Федерации (с изменениями от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая 2001 г.)
8. Приказ ГКАП РФ от 4 апреля 1996 г. N 42 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения ГКАП России и его территориальными управлениями дел о нарушениях законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей" (с изм. и доп. от 11 марта 1999 г.)
9. Приказ ГАК РФ от 20 мая 1998 г. N 160 О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (с изм. и доп. от 11 марта 1999 г.)
10. Постатейный комментарий к Закону РФ "О защите прав потребителей" (И.А. Балушкин, Н.С. Михайлова)
11. Гражданский процессуальный Кодекс (ГПК РФ)от 1 февраля 20003 г. ст.245
12. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (действующая редакция). Статья 200, 238
13. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (КоАП РСФСР) от 20 июня 1984 г. (действующая редакция). Статья 146.4, 150.3
14. Атаманчук Г, “Теория государственного управления”, И: Омега-Л, Год издания: М. 2004
15. Рой О. М., “Система государственного и муниципального управления”, Издание:1-е, Спб. 2003 год
16. Алексеев А. В., “Защита прав потребителей в РФ”, М. 2003г.
17. Государственный доклад "Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2002 году", М 2003
18. Отчет о работе территориального управления по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Министерства РФ по антимонопольной политике за 2003 год. Раздел 6.
19. В.Гарабцов, Е. Кагалова, “Местное самоуправление и защита прав потребителей”, “Конкуренция и рынок”, СПб 2000г.
20. Е. Кагалова, “Кто платит, тот музыку и заказывает”, “Конкуренция и рынок”, СПб 2003г
21. Е. Кагалова, “Как потребителю реализовать свои права”, “Конкуренция и рынок” Спб 2002г
Цена: Договорная