Название Защита прав потребителей
Количество страниц 113
ВУЗ Київському національному університеті імені Тараса Шевченка
Год сдачи 2009
Содержание Введение 3
1. Потребительское право в Российской Федерации 5
1.1 Понятие потребительского права. История возникновения 5
1.2. Закон РФ «О защите прав потребителей». Новеллы Закона.
Основные понятия Закона 8
1.3. Развитие потребительского законодательства в РФ 13
2. Государственная и общественная защита прав потребителей 17
2.1. Полномочия органов государственной власти и местного управления в области защиты прав потребителей 17
2.2. Судебная защита прав потребителей. Компенсация
морального вреда 22
2.3. Права общественных объединений потребителей 25
3. Ответственность за нарушение потребительского законодательства 28
3.1. Гражданская ответственность 28
3.2. Ответственность по административному законодательству 38
3.3. Уголовно-наказуемые деяния в сфере потребительского права 45
4. Права потребителей как институт международного права 48
4.1. Международные принципы защиты интересов потребителей 48
4.2. Законодательство стран – участников СНГ 50
5. Недостатки законодательства о защите прав потребителей 53
Заключение 55
Приложение № 1 57
Приложение № 2 94


Введение



Защита прав потребителей – понятие, недавно вошедшее в нашу действительность. Работы по ее правовому и организационному обеспечению выдвинули ее в число основных направлений социально-экономической политики государства.
До недавнего времени потребители в нашей стране по существу были бесправны. Производители товаров и услуг диктовали им свои условия. Судебная защита практически отсутствовала. Только с принятием Верховным Советом Российской Федерации 7 февраля 1992 года Закона «О защите прав потребителей» у граждан появилась возможность реализовать свои права, закрепленные в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (№ 39/248 от 9 апреля 1985 г.)
Закон «О защите прав потребителей» (далее - Закон) - один из первых рыночных законов, имеющих прямое отношение к преобразованию экономики. Необходимость принятия специального закона была вызвана тем, что все действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны интересов потребителя, были заблокированы ведомственными нормативными актами и практически не действовали. Начало же перестройки российского общества, ориентация экономики на нужды человека требовали максимального расширения прав потребителей и закрепления мер, обеспечивающих реальное их осуществление на законодательном уровне.
Значение Закона не только в усилении социальных гарантий гражданина. Закон объективно повышает ответственность производителей, продавцов, исполнителей за качество своей работы, что в условиях отсутствия развитой конкуренции способствует повышению качества продукции и услуг и других организаций. Одновременно с этим Закон вносит существенные изменения в представления о некоторых вопросах в области нормирования качества продукции, о гарантийных и других сроках, связанных с качеством, информацией о продукции, ответственностью за нарушение прав потребителей и др.
Существующее законодательство о защите прав потребителей не исчерпывается одним только Законом РФ «О защите прав потребителей». Это целая группа нормативных актов, как законов, так и постановлений Правительства, регулирующих отдельные сферы потребительского законодательства.



Нормы потребительского законодательства содержатся не только в различных законах, но и принадлежат к различным отраслям законодательства. Перечень нормативных актов открывает Конституция РФ, которая закрепляет основные права граждан, а также устанавливает гарантии осуществления этих прав. От наиболее существенных нарушений потребителей защищают нормы административного и уголовного законодательства. Однако основное регулирование отношений с участием потребителей осуществляется нормами гражданского законодательства, в частности, Гражданского Кодекса РФ.
Кроме того, в сфере потребительского законодательства действуют несколько законов, напрямую затрагивающих интересы потребителей. Это, прежде всего, Закон «О стандартизации продукции и услуг», Закон РФ «Об антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур» и ряд других нормативных актов. Основное требование к содержанию таких актов – они не должны содержать нормы, противоречащие Закону РФ «О защите прав потребителей» и не должны снижать гарантии прав потребителей, уже предусмотренных действующим законодательством.
Список литературы Заключение


Правовое регулирование отношений граждан- потребителей товаров и услуг с организациями, осуществляющими деятельность в сфере торговли, бытового и иного обслуживания, регулируется не только Законом РФ «О защите прав потребителей», но и принятыми в соответствии с ним иными законодательными актами Правительства РФ, а также другими законами, содержащими нормы потребительского законодательства. Нормы потребительского право содержаться не только в различных законах, но и принадлежат к различным отраслям законодательства (к уголовной, административной и другим отраслям). Однако основное регулирование отношений с участием потребителей осуществляется Законом РФ «О защите прав потребителей».
В Законе «О защите прав потребителей» нашла свое отражение тенденция усиления законодательного регулирования отношений, направленных на охрану прав граждан.
Закон закрепил важнейшие международно признанные права потребителей: право на надлежащее качество, право на безопасность, на информацию, на государственную и общественную защиту интересов потребителей. Кроме того, Закон установил ряд дополнительных гарантий прав. К ним можно отнести право на льготы в сфере торгового, бытового и иного обслуживания, право на обмен товара ненадлежащего качества, признание недействительными условий договора, ущемляющих права потребителей. В Законе особое внимание уделено имущественной ответственности за нарушение прав потребителей и, в особенности, возмещению убытков. При этом положения Закона опираются на принципы гражданского права. Наряду с этим Закон содержит нормы, регулирующие ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потребителей.
Вместе с индивидуальной защитой интересов потребителей в Законе предусмотрена и коллективная защита. Основное ударение сделано на специальные государственные органы по защите прав потребителей, определена их компетенция.
Закон содержит фундаментальные права потребителей, опирается на основные принципы гражданского законодательства. Он регулирует гражданско-правовые отношения между потребителями-гражданами и организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере бытового, торгового и иного обслуживания. Закон тесно взаимодействует с законодательными актами, устанавливающими требования к деятельности таких организаций, качеству товаров и т.д.


Можно сказать, что с принятием Закона «О защите прав потребителей» в РФ начало формироваться потребительское законодательство как специфическая надстройка над отраслевым законодательством (не только гражданским, но и уголовным, административным и т.д.), основной целью которого является предоставление дополнительных гарантий защиты прав потребителей при их взаимодействии с организациями на рынке товаров и услуг и возложение на последних дополнительной ответственности за нарушение этих прав.
Однако, несмотря на явные преимущества последней редакции Закона по сравнению с предыдущими, она, тем не менее, содержит некоторые недостатки, которые можно устранить принятием новых изменений и дополнений.



Нормативные акты

1. Всеобщая декларация прав человека, принятая на 3-ей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.
2. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей» от 9 апреля 1985 г. № 39/248
3. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о сотрудничестве в области защиты прав потребителей от 23 мая 1994 г.
4. Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
5. Основы законодательства СССР и республик от 31 мая 1991 г. – Ведомости Верховного Совета СССР 1991 г., № 26, стр. 733
6. Гражданский кодекс РСФСР от 11 июня 1964 г.
7. Гражданский кодекс РФ, часть1 от 30 ноября 1994 г.
8. Гражданский кодекс РФ, часть2 от 26 января 1996 г.
9. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О защите прав потребителей»» от 9 января 1996 г. – Собрание законодательства от15 января 1996 г., № 3, стр.140, Российская газета от 16 января 1996 г.
10. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О защите прав потребителей»» от 17 декабря 1999 г. – Собрание законодательства от 20 декабря 1999 г., № 51, стр.6287, Российская газета от 21 декабря 1999 г.
11. Федеральный закон РФ «Об акцизах» от 7 марта 1996 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 10 января 1997, 14 февраля 1998 г.) – Собрание законодательства, 1996 г., № 11, стр. 1016
12. Федеральный закон « Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. (в ред. Федеральных законов от 17 мая 1997 г., 19 июля 1998 г.) – Собрание законодательства от 22 мая 1995 г., № 21, стр. 1930, Российская газета от 25 мая 1995 г.
13. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25 сентября 1998 г.(в ред. Федеральных законов от 26 ноября 1998 г., 22 декабря 1999 г., 12 мая
2000 г., 29 декабря 2000 г.) - Собрание законодательства от 28 сентября 1998 г., № 39,
стр. 4857, Российская газета от 3 октября 1998г.
14. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в статью 238 Уголовного


кодекса Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. – Собрание законодательства от 12
июля 1999 г., № 28, стр. 3490, Российская газета от 14 июля 1999 г.
15. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. – Ведомости Съезда Народных Депутатов и Верховного Совета РСФСР (ВСНД и ВС) 1992 г., № 15, стр. 766, 1993 г., № 29, стр. 1111
16. Закон РФ «О сертификации» от 10 июня 1993 г. – ВСНД и ВС 1993 г., № 26, стр. 917, Российская газета от 25 июня 1993 г.
17. Закон РФ «О стандартизации продукции и услуг» от 10 июня 1993 г. - ВСНД и ВС 1993 г., № 26, стр.966 , Российская газета от 25 июня 1993 г.
18. Приказ Государственного комитета по антимонопольной политике «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения ГКАП России и его территориальными управлениями дел о нарушениях законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей» (с изменениями от 11 марта 1999 г.) от 4 апреля 1996 г. – Российские вести от 30 мая 1996 г.


Комментарии к кодексам и законам

19. Закон «О защите прав потребителей». Практический комментарий. – М.: Информационно-издательский фонд «СПРОС» КонфОП, 2000 г. – 152 стр.
20. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, часть 1 (постатейный) / под ред. О.Н. Садикова. – М.: юридическая фирма «КОНТРАКТ»; ИНФРА – М, 1998 г. – XXII, 778 стр.
21. Комментарий к Кодексу РСФСР об административных правонарушениях / под ред. И.И. Веремеенко, Н.Г. Салищевой, М.С. Студеникиной. – М.: ООО Издательство «ПРОСПЕКТ», 1998 г. – 800 стр.


Статьи, учебники

22. Гражданское право. Учебник, часть 1/ под ред. А.П. Сергеева, В.К. Толстого. – М.: «Проспект», 1997 г. – 600 стр.
23. Корнилов Э. Практика применения законодательства о правах потребителей. – Российская юстиция, 1998 г., № 8 , стр.27
24. Парций Я.Е. Об изменениях в Законе РФ «О защите прав потребителей»
25. Парций Я.Е. Постатейный комментарий к Закону РФ «О защите прав потребителей»



26. Распопин А.Н., Смолянинов В.П. Справочник потребителя. Виды ответственности. – Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2000 г. - 141 стр.
27. Уголовное право. Учебник, особенная часть / под ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамова,
Г.П. Новоселова. – М.: Издательская группа ИНФРА-М – НОРМА, 1998 г. – 768 стр.
28. Укусова Е. Дела о защите прав неопределенного круга лиц. – Российская юстиция,
1997 г., № 11, стр. 3


Судебная практика

29. Обзор практики Верховного Суда «Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам» - Бюллетень Верховного Суда, 1995 г., № 10, стр. 10
30. Обзор практики Верховного Суда за 2-ой квартал 1996 г. – Бюллетень Верховного Суда, 1997 г., № 3, стр. 8
31. Определение судебной коллегии Верховного Суда РФ от 15 декабря 1998 г. – Бюллетень Верховного Суда, 1999 г., № 6, стр. 8
32. Определение судебной коллегии Верховного Суда РФ от 27 июля 1999 г. – Бюллетень Верховного Суда, 2000 г., № 2, стр. 9
33. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» от 20 декабря 1994 г. № 10 (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда от 25 октября 1996 г., 15 января 1998 г.) – Российская газета от 8 февраля 1995 г.
34. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» от 29 сентября 1994 г. № 7 (с изменениями от 25 апреля 1995 г., 25 октября 1996 г., 17 января 1997 г., 21 ноября 2000 г.) – Бюллетень Верховного Суда РФ 1995 г., № 3, стр. 9, Российская газета от 26 ноября 1994 г.
Цена: Договорная