Название | Становление местного управления в Российской Федерации |
Количество страниц | 72 |
ВУЗ | МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ РФ |
Год сдачи | 72 |
Содержание | Введение
Глава 1. Основные теории местного самоуправления. Глава II. Система земского самоуправления на основании реформ второй половины ХIХ века. 1. Место земского самоуправления в системе государственной власти. а) Земское самоуправление на основании Положения о земских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864г. б) Земское самоуправление на основании Положения о земских учреждениях от 12 шоня 1890г. 2. Материально-финансовая база земского самоуправления Глава III Советы — органы государственной власти. 1. Место местных Советов в системе органов государственной власти. а) Организация государственной власти на местах по Конституции РСФСР 1918 года и Конституции РСФСР 1925 года. б) Организация государственной власти на местах по Конституции СССР 1936 года и Конституции РСФСР 1937 года. в) Организация государственной власти на местах по Конституции СССР 1977 года и Конституции РСФСР 1978 года. 2. Материально-финансовая база деятельности местных органов государственной власти.. Глава I Система местного самоуправления на основании Конституции РФ 1993г. и Федерального Закона РФ от 28.08.95г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». 1. Территориальные основы местного самоуправления в Российской Федерации. 2. Финансово-экономическая основа местного самоуправления. Заключение. Список нормативных актов и используемой литературы. Введение. Важнейшей составной частью процесса совершенствования политической системы в России является реорганизация механизма государственной власти. Качественно новый элемент здесь - реализация концепции местного самоуправления, которое, как показывает опыт многих развитых стран, является необходимой структурой демократического режима в правовом государстве. Охватывая своими институтами почти все стороны демократической организации местной жизни, местное самоуправление дает возможность рациональным способом децентрализовать и деконцентрировать многие функции государственной власти, перенести принятие решений по всем вопросам местной жизни в территориальные сообщества, тем самым стимулируя активность граждан и обеспечивая их реальную сопричастность к таким решениям. Российское государство традиционно отличалось высокой степенью централизации управления. Но ни один из периодов в истории Российского государства нельзя считать свободным от элементов самоуправления. Но даже в периоды наивысшего расцвета Российского чиновничьего централизованного государства элементы самоуправления сохранялись в городах и сельских общинах. Таким образом, неоспорима актуальность исследования, посвященного проблемам местного самоуправления. Однако, как верно указывает И. Н. Ончинников, та проблема, которая сегодня обсуждается под названием «местное самоуправление» - это проблема не организации систем управления на местном уровне. Это гораздо больше: это вопрос организации всей системы государственного управления, который не может быть решен отдельно от вопроса организации государственного управления как в субъекте Федерации, так и в стране в целом. Но данная работа не сможет, конечно же, охватить все аспекты данной проблемы. Предметом исследования станет процесс становления и развития местного самоуправления в России. А рамки исследования будут ограничены исследованием двух базовых основ местного самоуправления, а именно территориальной и финансовой. Бесспорно, что вопросы организации власти в государстве неразрывно связаны с его территориальным устройством, поскольку функционирование местных органов власти осуществляется в границах определенных территориальных единиц, на которые делится территория государства. Такое подразделение территории государства именуется административно-территориальным делением: оно выступает неотъемлемой частью государственного устройства. Территориальная же основа местного самоуправления как институт муниципального права представляют собой совокупность правовых норм, .закрепляющих и регулирующих территориальную организацию местного самоуправления, формирование и состав территории муниципального образования, границы территории муниципального образования, порядок их установления и изменения. Кроме того, реальность и эффективность местного самоуправления определяется материально-финансовыми ресурсами, имеющимися в распоряжении муниципальных образований и составляющими в своей совокупности финансово-экономические основы местного самоуправления. Как институт муниципального права, финансово- экономические основы местного самоуправления представляют собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные сформированием и использованием муниципальной собственности, местных бюджетов и иных местных финансов в интересах населения муниципальных образовании. Вопросы территориальных и материально-финансовых основ местного самоуправления по-разному решались на разных этапах становления и развития местного самоуправления в России. Таким образом, цель исследования состоит в том, чтобы проследить развитие элементов самоуправления в истории России и их сосуществование с элементами государственного управления на основании анализа территориальных и финансовых основ самоуправления на разных этапах развития государства, начиная с реформ второй половины девятнадцатого века. Для достижения данной цели необходимо будет решить следующие задачи. Во первых, прежде чем анализировать практическую реализацию идеи местного самоуправления, необходимо будет определиться с основными теоретическими разработками по данной проблеме. Во-вторых, следует проанализировать правовое положение уездных и губернских земских учреждений на основании Положения о земских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864, а также Положения о земских учреждениях от 12 июня 1890 г., на основании которых попытаемся проследить соотношение государственной власти и местного самоуправления на данном этапе. Намеренно оставим без внимания систему городского самоуправления данного периода с тем, чтобы более подробно остановиться именно на земском самоуправлении. В-третьих, необходимо будет определить особенности организации управления на местах в период советской власти на основании положений Конституций РСФСР 1918, 1925, 1937 и 1978 годов, а также Конституций СССР 1924, 1936, 1977 годов. И, наконец, в-четвертых, проведем анализ современного состояния местного самоуправления путем изучения его территориальных и финансовых основ на основании Конституции РФ 1993г. и Федерального Закона РФ от 28.08.95г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В заключении попытаемся сделать вывод о понятии и сущности муниципальной власти, ее разновидностях на примере истории России. Основными методами исследования станут конкретно-исторический и сравнительно-правовой. В данной работе будут проанализированы как нормативные акты, регулирующие вопросы местного самоуправления на разных исторических этапах, так и работы известных ученых, посвященные данной теме (Васильев В.И., Ончинников И.И., Выдрин И.В., Кокотов А.Н., Писарев А.Н., Пискотин М., Гладышев А.Г., Гильченко Л.В., Авакьян С., Азовкин А.И., и др.). |
Список литературы | Заключение.
Итак, проследив за этапами становления самоуправления, следует сказать, что процесс этот, конечно, далеко не закончен. Россия изначально была государством сильно централизованным. И если рассматривать власть публичную как сложное понятие, в которое входит и муниципальная, и государственная власть, то, безусловно, последняя занимала значительно более весомые позиции, не только, не спеша делиться своими функциями, но и стараясь распространить свое влияние на сферу муниципальной власти. Таким образом территориальная организация местной власти практически на всех этапах истории зависела от власти центральной. Так, в результате Земской реформы 1 64 года в России было введено земское самоуправление, но в целях сохранения прочности государственной власти были предусмотрены ограничения, которые не позволяли считать публичную муниципальную власть того периода властью политической. Земства были введены не на всей территории страны, причем только действовали только в уездах и губерниях и отсутствовали в волостях. В целом органы самоуправления находились под жестким контролем органов государственной власти. Модель земского самоуправления характеризовалась сильной зависимостью от государственной власти и, как следствие, территориальной ограниченностью. Однако неоспоримым достоинством являлось то, что в систему государственного управления привносились элементы самоуправления, гарантией развития которых являлась заложенная возможность самофинансирования. В основу организации власти на местах после 1917 года был положен принцип единства системы Советов как органов государственной власти с жесткой соподчиненностью нижестоящих органов вышестоящим. То есть отвергалась сама идея муниципальной власти, которая была бы параллельной власти государственной. Отсюда и принцип построения, жестко увязанный с системой административно-территориального деления. Следовательно, обоснованным являлся принцип «демократического централизма», обеспечивающий иерархичность в построении единой централизованной системы государственных органов, а также соподчиненность государственных органов, действующих на разных территориальных уровнях государственного управления. То есть, в данном случае нельзя говорить об удачной или неудачной модели самоуправления, поскольку на местах оно было заменено государственным управлением с его строгой иерархичностью и соподчиненностью государственных органов разных уровней. Таким образом, история убедительно показывает, что, безусловно, опыт самоуправления в России присутствует, но назвать его богатым довольно сложно. Элементы самоуправления если и появлялись, то находились под строгим контролем государственной власти. В то время как законодателем на современном этапе активно использовались заимствования из практики самоуправления зарубежных стран, которая в любом случае отличается от российской. И, хотя теоретические построения законодателя, касательно самоуправления как конституционной основы в целом и территориальных и финансовых основ самоуправления в частности, представляются во многом верными и обоснованными, но практическая их реализация, в отсутствие надлежащего опыта, приводит к довольно плачевным результатам, о которых поднимался вопрос в четвертой главе. То есть, переход от государственному управлению к самоуправлению на местах, как и любая другая перемена в управлении, должен проходить как можно плавней, что не было учтено действующим законодательством. Проведенное исследование показало, что не всегда принятое “сверху” решение о децентрализации в форме самоуправления может быть легко реализовано. Чтобы соответствующие нормы заработали, необходимо создать в государстве и обществе соответствующие условия. Иначе органы самоуправления будут не более чем придатками системы государственного управления. Однако, российский опыт государственного развития дает основание говорить и о том, насколько важно в большом многонациональном государстве сочетать государственное управление с элементами самоуправления, внимательнее относиться к испокон веков существовавшим в стране традиционным формам политического участия, представительства, самоуправления, а также создавать новые формы, не противоречащие традициям. На нынешнем этапе важным условием преодоления отчуждения между государством и обществом может стать широкое развитие институтов регионального и местного общественного самоуправления. Это положительно скажется не только на оптимизации государственного управления в целом, но и будет способствовать укреплению единой многонациональной России, смягчению межнациональных противоречий, ускорению процесса формирования в России гражданского общества. 1. Конституция РФ,-М.: 1994. 2. Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 года 4807-1 “Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления” //Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. К 18. Ст. 635. 3. Федеральный закон от 28 августа 1995 года З 154-ФЗ (в ред. от 17 марта 1997 года) “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” //Собрание законодательства РФ. 1995. 35. Ст. 3506. 4. Федеральный закон от 21 июля 1997 года Т 123-ФЗ приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации” //Собрание законодательства Российской Федерации. 1997.З 30. Ст. 3595. 5. Федеральный закон от 25 сентября 1997 года М 126-ФЗ финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации” //Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. З 39. Ст. 4464. 6. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 3 3020-1 (ред. от 10 сентября 1993) “0 разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт- Петербурга и муниципальную собственность”. 7. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 22 июля 1993 З 5498-1 “0 создании муниципальных банков в городах” //Российская газета. 1993. 30 июля. 8. Постановление Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации от 10 июня 1994 г. З 134-1 Гд “06 обеспечении конституционных прав населения на местное самоуправление в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации” //Российская газета. 1994. 21 июня; Ведомости ФС Российской Федерации. 1994. ЗЧ 6. Ст. 284. 9. Постановление Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации от 31 января 1996 г. К 41- ГД составе комитета Государственной думы по вопросам местного самоуправления” //Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. 6. Ст. 516; Ведомости ФС РФ. 1996. Х 5. Ст. 145; Государственная дума. Постановления и другие документы 1996У 1. 10. Постановление Государственной думьи Федерального Собрания Российской Федерации от 10 июля 1996 г. З 527-и Гд ходе исполнения Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” и об обеспечении конституционных прав населения на самостоятельное решение вопросов местного значения”. 11. Указ Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. З 2265 “О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации” //Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. К 52. Ст. 5071; Российская газета. 1993. 25 декабря. 12. Официальное разъяснение пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года К 2265 “0 гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации”. Утверждено Главным правовым управлением Президента Российской Федерации от 14 марта 1994 г. З 4 //Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. З 12. 13. Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 У 2284 (в ред. от 14 марта 1996 года) “О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации” //Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. Х 1. Ст. 2. 14. Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 З 769 “Об организации подготовки государственных минимальных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов” //Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. М 22. Ст. 2666; Российская газета. 1996. 29 мая. 15. Постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 декабря 1993 г. К 1325 “О финансировании объектов социально культурного и коммунально-бытового назначения, передаваемых в ведение местных органов исполнительной власти при приватизации предприятий” //Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. 52. Ст. 5091. 16. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1995 № 1251 “0 федеральной программе государственной поддержки местного самоуправления” |
Цена: | Договорная |