Название | Юрисдикционные полномочия |
Количество страниц | 87 |
ВУЗ | МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ РФ |
Год сдачи | 2009 |
Содержание | ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЮРИСДИКЦИОННЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ 7 § 1. Полномочия гражданских служащих 7 § 2. Полномочия военных государственных служащих 15 § 3. Полномочия служащих правоохранительных органов 21 ГЛАВА 2. ЮРИДИЧЕСКИЕ ПОЛНОМОЧИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ СОТРУДНИКАМИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ 26 § 1. Юридические полномочия, применяемые сотрудниками уголовно-исполнительной системы в постсоветский период (в период нахождения в системе МВД) 26 § 2. Юридические полномочия, применяемые сотрудниками уголовно-исполнительной системы после перехода УИС в ведение Минюста РФ 42 § 3. Современные юридические полномочия, применяемые сотрудниками уголовно-исполнительной системы ФСИН 59 § 4. Перспективы развития юридических полномочий, применяемых сотрудниками уголовно-исполнительной системы 74 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 83 ВВЕДЕНИЕ Уголовно-исполнительная система, являющаяся составной частью правоохранительных органов России, представляет собой совокупность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера, а также обеспечивающих содержание под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений. Эта система является многофункциональной, так как не только исполняет наказания в виде лишения свободы или без изоляции от общества, но и организует привлечение осужденных к труду, осуществляет общую и профессиональную подготовку специалистов, проводит санитарно-профилактическую работу и лечение осужденных, занимается оперативно-разыскной деятельностью, принимает участие в социальной работе с осужденными и контроле за их поведением. Юрисдикционные полномочия служащих уголовно-исполнительной системы направлены, в первую очередь, на решение основных задач уголовно-исполнительного законодательства – регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации. Целями их законодательного закрепления являются обеспечение эф-фективности исполнения уголовных наказаний, улучшение условий отбывания наказаний и содержания заключенных под стражей, приближение их к международным стандартам обращения с заключенными, повышение качества воспитательного процесса, создание реальных условий для последующей социальной реабилитации лиц, освобождающихся из исправительных учреждений, а также совершенствование форм и методов производственно-хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы и привлечения осужденных к труду, реформирование производственного потенциала системы. Кроме того, предполагается существенно повысить уровень соци-альной защищенности и профессиональной подготовки работников уголовно-исполнительной системы. Реформирование уголовно-исполнительной системы, начатое во ис-полнение Указа Президента Российской Федерации от 28 июля 1998 г. № 904 с передачей ее в ведение Министерства юстиции Российской Федерации, позволило укрепить правопорядок в местах лишения свободы, достичь динамичного снижения уровня преступности и количества нарушений режима в исправительных учреждениях, уменьшить традиционную конфронтацию между персоналом уголовно-исполнительной системы и осужденными, улучшить микроклимат в коллективах сотрудников. В то же время в деятельности уголовно-исполнительной системы остается нерешенным ряд проблем, связанных с нарушением прав человека, что оказывает негативное влияние на положение дел в исправительных учреждениях и сдерживает процесс реформирования системы в целом. В том числе, это относится и к реформированию юрисдикционных полномочий государственных служащих, занятых в УИС. Этим и обусловлена актуальность сформулированной темы дипломной работы, которая позволяет не только определить новые подходы к исследованию института юрисдикционных полномочий сотрудников УИС, но и систематизировать накопленные международным опытом, юридической наукой, знания. Степень научной разработанности проблемы. Понятие института юрисдикционных полномочий сотрудников УИС практически не используется в юридической науке и правоприменительной практике. Отдельные проблемы правового регулирования юрисдикционных полномочий сотрудников УИС редко рассматривались в правовой науке. Общетеоретические аспекты разрабатывали такие ученые, как Зубарев С.М., Зубков А.И., Селиверстов В.И., Стручков Н.А., Уткин В.А., Шмаров И.В. и др. В дипломной работе также используются работы ученых в сфере уголовно-исполнительного и других отраслей права – Иванова С.А., Иванкиной С.А., Куренного А.М., Маврина С.П., Хохлова Е.Б., Громова В.Г. а также других авторов, комментарии к уголовно-исполнительному законодательству, учебники уголовно-исполнительного права. Цель и задачи исследования вытекают из актуальности и степени научной разработанности проблемы. Целью представленной работы выступает комплексный теоретико-правовой анализ проблем института юрисдикционных полномочий сотрудников УИС, проведенный по следующим направлениям: – всесторонний анализ правовых актов, действующих в Российской Федерации как источников правового регулирования юрисдикционных полномочий сотрудников УИС; – выявление сущности и значения института юрисдикционных полно-мочий сотрудников УИС; – рассмотрение проблем применения права в области реализации норм о юрисдикционных полномочиях сотрудников УИС. В рамках данных направлений предполагается решить следующие задачи: – выявить тенденции развития норм российского законодательства о юрисдикционных полномочиях сотрудников УИС в свете их унификации с международными стандартами обращения с заключенными; – определить понятие, формы, сущность и значение института юрис-дикционных полномочий сотрудников УИС; – проанализировать законодательство Российской Федерации о юрисдикционных полномочиях сотрудников УИС. Объект и предмет исследования определяются тематикой работы, ее целью и задачами. Объектом научного анализа настоящей работы являются институт юрисдикционных полномочий сотрудников УИС, как теоретическая категории и как правовое явление социальной действительности. Предметная направленность определяется выделением и изучением, в рамках заявленной темы, нормативно-правовых источников как внутригосударственных, принятых на федеральном уровне, так и международно-правовых документов. Методологической основой исследования является диалектический метод. В ходе исследования использовались обще– и частнонаучные, а также специальные методы познания. Общими явились методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, наблюдения и сравнения. В качестве общенаучных методов, с помощью которых проводилось исследование, использовались метод структурного анализа, системный и исторический методы. В качестве частнонаучного метода выступил конкретно-социологический. К специальным методам, использовавшимся в работе, следует отнести формально-юридический метод, исторический, сравнительно-правовой методы. Данные методы позволили наиболее последовательно и полно рассмотреть различные аспекты института юрисдикционных полномочий сотрудников УИС в рамках цели и задач исследования. Эмпирическая база исследования построена на нормативном материале и судебной практике. Нормативную основу составили: Конституция РФ, федеральное законодательство, затрагивающее вопросы юрисдикционных полномочий сотрудников УИС, положения международных договоров. Научная новизна исследования заключается в том, что оно представляет собой одну из попыток комплексного теоретико-правового анализа института юрисдикционных полномочий сотрудников УИС как одного из институтов уголовно-исполнительного права. |
Список литературы | ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Минюст России активно реализует обязательства, взятые на себя нашей страной при вступлении в Совет Европы. В целях безусловного исполнения федерального законодательства, гарантирующего соблюдение конституционных, гражданских, экономических и иных прав человека в деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Минюстом России создана система ведомственного контроля, состоящая из Управления по контролю за соблюдением законности и прав человека в деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы центрального аппарата, отделов по соблюдению законодательства в федеральных управлениях Минюста России по федеральным округам, а также отдела по правам человека в ГУИН Минюста России и помощников начальников территориальных органов УИС по правам человека. Основная задача системы – осуществление ведомственного контроля за соблюдением в деятельности учреждений и органов УИС внутреннего законодательства, международных правовых норм в области прав человека, конституционных прав и законных интересов осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также сотрудников УИС. Управление по контролю за соблюдением законности и прав человека в деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России играет при этом организующую и координирующую роль. Решение Минюста России о создании системы ведомственного контроля позитивно воспринято и поддержано Советом Европы. Поскольку проводимая государством уголовная политика направлена на сокращение применения лишения свободы и развитие института наказаний без изоляции от общества, предполагается усиление ведомственного контроля за применением таких наказаний и их исполнением. Повышенное внимание международных организаций, правительственных и парламентских структур к проблеме соблюдения прав наиболее социально уязвимых категорий граждан определяет необходимость тщательного контроля применительно к интересам несовершеннолетних и женщин, содержащихся в УИС. Важным направлением дальнейшей работы станет конструктивное взаимодействие с государственными и негосударственными структурами, занятыми защитой прав человека. Это является серьезным шагом на пути обеспечения за должным осу-ществлением сотрудниками УИС своих юрисдикционных полномочий. В целях оперативного взаимодействия с российскими и международ-ными правозащитными организациями будет активно использоваться Интернет-сайт Минюста, а в будущем организована «горячая линия», на которую родственники и законные представители лиц, содержащихся под стражей, и осужденных, правозащитники смогут направить информацию о нарушениях законности и прав человека в деятельности УИС. Развитие и укрепление института ведомственного контроля за соблю-дением законности и прав человека в УИС обусловит повышение эффективности деятельности пенитенциарной системы и авторитета Минюста России в стране и за ее пределами. Продолжается реформирование уголовно-исполнительной системы Минюста России. Постановлением Правительства РФ от 29 августа 2001 г. утверждена федеральная целевая программа «Реформирование уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (2000-2006 годы)», выполнение которой позволит дополнительно ввести 45,7 тыс. мест для арестованных, 215 тыс.кв.м жилой площади для сотрудников, 1863 места в исправительных учреждениях и привлечь к труду не менее 40 тыс. неработающих осужденных. Правительство РФ много внимания уделяет вопросам социальной реабилитации как осужденных, так и граждан, освобождаемых из мест лишения свободы. Продолжается процесс гуманизации условий отбывания наказания, соблюдения прав человека, лишенного свободы, а также предупреждения распространения туберкулеза и других инфекционных заболеваний в местах лишения свободы, что несомненно, сказывается и на изменении круга полномочий сотрудников УИС в сторону усиления их социальных и гуманитарных полномочий в процессе отбывания осужденным наказания. 1. Конституция Российской Федерации (с изм. от 14.10.2005) // РГ от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ от 17.10.2005, № 42, ст. 4212. 2. Уголовно-исполнительный Кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 09.05.2005) // СЗ РФ от 13.01.1997, № 2, ст. 198, СЗ РФ от 09.05.2005, № 19, ст. 1754. 3. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Рос-сийской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ // СЗ РФ от 02.08.2004, № 31, ст. 3215. 4. Федеральный закон «О системе государственной службы Россий-ской Федерации» от 27.05.2006 № 58-ФЗ (ред. от 11.11.2006) // СЗ РФ от 02.06.2006, № 22, ст. 2063, СЗ РФ от 17.11.2006, № 46 (ч. 1), ст. 4437. 5. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 22.04.2005) // СЗ РФ от 01.06.1998, № 22, ст. 2331, СЗ РФ от 25.04.2005, № 17, ст. 1483. 6. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 17.10.2005) // СЗ РФ от 30.03.1998, № 13, ст. 1475, Российская газета от 20.10.2005, № 235. 7. Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.1995 № 103-ФЗ (ред. от 07.03.2005) // СЗ РФ от 17.07.1995, № 29, ст. 2759, СЗ РФ от 07.03.2005, № 10, ст. 763. 8. Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные на-казания в виде лишения свободы» от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. от 22.08.2004) // ВСНД и ВС РФ от 19.08.1993, № 33, ст. 1316, СЗ РФ от 30.08.2004, № 35, ст. 3607. 9. Закон РФ «О милиции» от 18.04.1991 № 1026-1 (ред. от 09.05.2005) // ВСНД и ВС РСФСР от 18.04.1991, № 16, ст. 503, СЗ РФ от 09.05.2005, № 19, ст. 1752. 10. Указ Президента РФ «Вопросы Федеральной Службы исполнения наказаний» от 13.10.2004 № 1314 (ред. от 12.07.2005) // СЗ РФ от 18.10.2004, № 42, ст. 4109, СЗ РФ от 18.07.2005, № 29, ст. 3037. 11. Указ Президента РФ «Вопросы прохождения военной службы» от 16.09.1999 № 1237 (ред. от 17.04.2006) (вместе с «Положением о по-рядке прохождения военной службы») // СЗ РФ от 20.09.1999, № 38, ст. 4534, СЗ РФ от 21.04.2006, № 16, ст. 1508. 12. Указ Президента РФ «О передаче уголовно-исполнительной систе-мы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации» от 28.07.1998 № 904 (ред. от 08.05.2005) // СЗ РФ от 03.08.1998, № 31, ст. 3841, СЗ РФ от 09.05.2005, № 19, ст. 1787. 13. Указ Президента РФ «О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 08.10.1997 № 1100 // СЗ РФ от 13.10.1997, № 41, ст. 4683. 14. Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой Про-грамме «Реформирование уголовно-исполнительной системы на 2005 – 2006 годы» от 29.08.2001 № 636 (ред. от 09.06.2005) // СЗ РФ от 17.09.2001, № 38, ст. 3743, СЗ РФ от 20.06.2005, № 25, ст. 2503. 15. Приказ Минюста РФ «О мерах по реализации Федерального закона от 21 июля 1998 г. № 117-фз и Указов Президента Российской Федера-ции от 8 октября 1997 г. № 1100 и от 28 июля 1998 Г. № 904» от 24.03.1999 № 56 (ред. от 15.07.2006) (вместе с «Положением о Главном Управлении исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации») // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 26.04.1999, № 17, Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 08.12.2006, № 49. 16. Анопко В. Влияние гуманизации уголовного законодательства на изменение численности и состава осужденных // Преступление и нака-зание. – 2006. – № 6. 17. Бахрах Д.Н. Административное право России. – М., 2000. 18. Всеобщая декларация прав человека // Международные акты о пра-вах человека: Сборник документов / Сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лука-шева. 2-е изд., доп. – М.: Издательство «НОРМА», 2005. 19. Военное право: Учебник. Серия «Право в Вооруженных Силах – консультант». – М.: За права военнослужащих, 2004. 20. Государственная служба / Под ред. А.В. Оболонского. – М., 1999. 21. Гришковец А.А. Проблемы соотношения норм административного и трудового права при регулировании отношений в сфере государст-венной службы // Государство и право. – 2005. – № 12. 22. Громов В.Г. Уголовно-исполнительный кодекс РФ и цели наказания // Следователь. – 1999. – № 1. 23. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. – 1982. – Т. 4. 24. Жулин А.Б. Показатели результативности как основа администра-тивной реформы / Состояние и механизмы модернизации российского государственного управления. – М., 2004. 25. Зубарев С.М. Правовое обеспечение реформы уголовно-исполнительной системы: Автореф. дисс. : канд. юрид. наук. – М., 1999. 26. Зубарев С.М., Хуторская Н.Б. Вопросы совершенствования право-вого регулирования деятельности уголовно-исполнительной системы // Преступление и наказание. – 1999. – № 9. 27. Зубков А.И. Карательная политика России на рубеже тысячелетий. – М., 2000. 28. Зубков А.И., Зубкова В.И. Проблемы реформирования уголовной (карательной) политики на современном этапе // Журнал российского права. – 2005. – № 5. 29. Зубкова В.И. Уголовное наказание и его социальная роль: теория и практика. – М., 2005. 30. Иванов С.А., Иванкина С.А., Куренной А.М., Маврин С.П., Хохлов Е.Б. Правовое регулирование отношений в сфере госслужбы // Эконо-мика и жизнь-ЮРИСТ. – 2004. – № 6. 31. Калинин Ю. Н. Краеугольные задачи реформирования преступле-ния и наказания // Преступление и наказание. – 2001. – № 7. 32. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РФ / Под общ. ред. проф. О.О. Миронова; науч. ред. проф. А.С. Михлин и проф. В.И. Селиверстов. – М., 2006. 33. Комментарий к Уголовно-исполнительному Кодексу Российской Федерации / Под ред. А. И. Зубкова. – Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2001. 34. Кудашкин А.В. Военная служба в Российской Федерации: теория и практика правового регулирования. – СПб.: Издательство «Юридиче-ский центр Пресс», 2006. 35. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах // Международные акты о правах человека: Сборник документов / Сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. 2-е изд., доп. – М.: Издательст-во «НОРМА», 2005. 36. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Фе-дерации / Отв. ред. В.В. Лазарев. 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Спарк, 2001. 37. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной сис-темы Министерства юстиции РФ в 2005 году. Ежегодный статистиче-ский сборник. – Тверь, 2006. 38. Основные принципы обращения с заключенными // Международ-ные акты о правах человека: Сборник документов / Сост. В.А. Карташ-кин, Е.А. Лукашева. 2-е изд., доп. – М.: Издательство НОРМА, 2005. 39. Охотский Е.В. Правовой статус государственного служащего Рос-сийской Федерации // Государство и право. – 2006. – № 9. 40. Пономарев П.Г. Международно-правовые стандарты обращения с осужденными и национальные варианты их реализации. – Рязань, 1994. 41. Рябинин А.А. Проблемы наказания на новом этапе совершенство-вания уголовного и уголовно-исполнительного законодательства. До-модедово, – 2000. 42. Селиверстов В.И. Теоретические проблемы правового положения лиц, отбывающих наказание. – М., 1992. 43. Селиверстов В., Шмаров И. Правовое регулирование исполнения наказаний в виде лишения свободы и смертной казни // Российская юс-тиция. – 1997. – № 5. 44. Селиверстов В.И., Шмаров И.В. Уголовно-исполнительный кодекс: концепция и основные положения // Законность. – 1997. – № 5. 45. Советский энциклопедический словарь. – М., 1989. 46. Старков О.В., Милюков С.Ф. Наказание: уголовно-правовой и кри-минологический анализ. – СПб., 2001. 47. Стручков Н.А. Курс исправительно-трудового права. Проблемы Общей части. – М., 1984. 48. Уголовно-исполнительная система в 2001-2005 годах (сравнитель-ный анализ): Информационно-аналитический сборник. – Тверь, 2006. 49. Уголовно-исполнительное право России: Учебник / Под ред. А.И. Зубкова. – М.: Норма, 2001. 50. Уголовно-исполнительное право: Учебник / Под ред. В.И. Селивер-стова. – М., 2006. 51. Уголовно-исполнительное право: Учебник / Под ред. И.В. Шмаро-ва. – М.: БЕК, 1996. 52. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (офици-альный текст в последней редакции). Постатейный научно-практический комментарий под общей редакцией д.ю.н., профессора А.С. Михлина и д.ю.н., профессора В.И. Селиверстова. – М.: Агентство (ЗАО) «Библиотечка «Российской газеты», 2004. 53. Уткин В.А. Европейские тюремные правила и проблемы их реали-зации. – Томск: ТГУ, 1996. 54. Уткин В.А. Международные стандарты обращения с осужденными и проблемы их реализации. – Томск: ТГУ, 1998. 55. Философский словарь. – М., 1931. |
Цена: | Договорная |