Название | Состояния и выявление перспектив привлечения иностранных кредитов в экономику РБ |
Количество страниц | 99 |
ВУЗ | БГУЭП |
Год сдачи | 2009 |
Содержание | Введение 4
1. Иностранное кредитование, как одна из форм привлечения инвестиций: понятие, формы, история становления 7 1.1. Понятие, формы иностранного кредитования 7 1.2. Возникновение, развитие и значение иностранного кредитования в мире 18 2. Иностранное кредитование в Республике Беларусь на современном этапе 24 2.1. Необходимость привлечения иностранных кредитов в экономику Республики Беларусь 24 2.2. Условия и цели предоставления кредитов Республике Беларусь 28 2.3. Структура привлеченных иностранных кредитов в Республику Беларусь 1992-2004 гг. 47 2.4. Практика использования иностранных кредитных ресурсов Гродненской табачной фабрикой «Неман» 58 3. Проблемы и перспективы привлечения иностранных кредитов в Республику Беларусь 72 3.1. Проблемы формирования кредитного рейтинга Республики Беларусь 72 3.2. Направления совершенствования государственной политики в сфере привлечения иностранных кредитов в Республику Беларусь 78 Заключение 87 Список использованных источников 91 ВВЕДЕНИЕ Функционирование экономики переходного периода характеризуется целым комплексом проблем, упорядочение и разрешение которых является насущной задачей экономической политики государства. Одной из них является проблема обновления основных фондов и привлечения инноваций из-за рубежа. В настоящее время и Республике Беларусь внутренние источники инвестирования, основу которых составляют национальные сбережения, весьма ограничены для наращивания экономического потенциала страны, не обеспечивают требуемых объемов капитальных вложений для обновления и модернизации производства, внедрения новых технологий и современных систем управления. В значительной мере недостающие источники капитальных вложений могли бы заменить иностранные инвестиции. Однако доля иностранных инвестиций, привлеченных в Республику Беларусь, в общей структуре капитальных вложений составляет всего около 4%. Основная часть из них представляет связанные товарные кредиты, т.е. кредитные иностранные инвестиции, возврат которых гарантирует государство. В то же время наиболее выгодными для государства являются прямые иностранные инвестиции, поскольку иностранный инвестор действует в данном случае на свой страх и риск. Задача государства, соответственно, - создание благоприятного инвестиционного климата. Международные рейтинговые агентства относят Республику Беларусь к странам с высоким экономическим и политическим риском, что делает для нее практически недоступным мировой рынок капиталов. Продолжающаяся на протяжении последних лет финансовая нестабильность, высокая инфляция, валютные ограничения, административное регулирование цен, сдерживание приватизации делали Республику Беларусь малопривлекательной для иностранных инвесторов. Государственное регулирование иностранных кредитных инвестиций в Республике Беларусь не обладало полнотой и системностью, процесс формирования системы государственного регулирования шел спонтанно, не всегда в интересах всею общества в целом. В этой связи научное осмысление роли и места иностранного кредитования в национальной экономике, формирование целостной системы государственного регулирования иностранного кредитования в условиях переходной экономики Республики Беларусь приобретает особую актуальность. Специфические условия переходной экономики Республики Беларусь требуют пересмотра некоторых устоявшихся стереотипов в отношении иностранных кредитов, совершенствования системы их государственного регулирования с целью создания предпосылок для увеличения притока прямого иностранного капитала в страну. Правительство Республики Беларусь еще в 1996г. в соответствии с Национальной программой привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь планировало вложить в экономику страны до 50 миллиардов долларов США инвестиций. Ежегодная потребность в инвестициях оценивалась в 15 млрд. долл. США в год. Если, по оценкам экспертов Всемирного Банка, ВВП Беларуси составлял во второй половине 90-х гг. 25 - 30 млрд. долл. США в год, то потребность в ежегодных инвестициях составляла более 50% ВВП. Очевидно, что источники для таких объемов капиталовложений в Республике Беларусь отсутствуют. Анализ теории и практики международного движения капитала, современного состояния инвестиционного процесса в Республике Беларусь позволяет сформировать принципиально новые подходы к построению системы государственного регулирования иностранных инвестиций в Республике Беларусь. Исследование роли и места иностранного кредитования, формирование системы государственного регулирования иностранных кредитных инвестиций обусловлено настоятельной необходимостью интеграции Республики Беларусь в систему мирохозяйственных связей, выбора оптимальных путей и способов трансформации основ хозяйственной жизни страны. Таким образом, целью данной дипломной работы является изучение состояния и выявление перспектив привлечения иностранных кредитов в экономику Республики Беларусь. Для достижения поставленной целью решаются следующие задачи: - Исследуется понятие, формы и значение иностранного кредитования; - Изучается история возникновения и развития механизмов иностранного кредитования; - Анализируется структура и условия предоставленых иностранных кредитов, а также динамика иностранного кредитования в Республике Беларусь на современном этапе, влияние иностранных кредитов на экономику страны; - Рассматривается пример реализации конкретного инвестиционного проекта, направленного на модернизацию оборудования крупного промышленного предприятия; - Выявляются проблемы и перспективы привлечения иностранных кредитов в Республику Беларусь. Поставленные цель и задачи обусловили структуру дипломной работы, которая состоит из 3 разделов, разделенных на параграфы, последовательно раскрывающие тему работы, введения и заключения, списка использованной литературы и приложений. Для полного раскрытия темы дипломной работы автором использовалась в основном периодическая литература, большую помощь оказали исследования и отчеты института приватизации и менеджмента и Всемирного банка. При исследовании темы работы использовались такие универсальные методы экономической теории, как анализ, синтез, диалектики и системности, исторический, а также экономико-математические методы. |
Список литературы | ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Зарубежный капитал является, пожалуй, наиболее реальным инвестиционным ресурсом в переходной экономике. Иностранные кредитные инвестиции остаются важнейшим источником финансирования капиталовложений, а также дефицита текущего счета платежного баланса. Велика их роль в обеспечении экономического роста стран, в передаче технологии, ноу-хау и передового опыта. Лидерами в привлечении иностранных кредитов в странах с переходной экономикой остаются Польша, Венгрия и Чехия, на долю которых стабильно приходится около половины иностранного капитала, поступающего в страны Центральной и Восточной Европы. Приливу прямых иностранных инвестиций способствуют относительно благоприятные инвестиционные рейтинги крупных международных агентств. Хотя преимущества иностранных кредитных инвестиций очевидны, однако значительный их приток оказывает отрицательное влияние на платежный баланс, растет внешний долг и, как следствие – бремя по его уплате ложится на всех. Кроме того, прилив иностранных кредитов в страны данного региона создал для них проблемы, связанные с национальной безопасностью. Так, за последние годы возросла зависимость данных экономик от колебаний коньюнктуры на рынках Евросоюза, от деятельности и решений транснациональных компаний. Необходимость более широкого привлечения иностранных кредитов в экономику Республики Беларусь очевидна. Наряду с мобилизацией собственных ресурсов именно приток иностранного капитала способствует быстрому и эффективному развитию экономики страны–реципиента. Это — первоочередной приоритет. Иностранные кредиты, в принципе, не только не препятствуют развитию отечественного бизнеса и экономики в целом, но и открывают перед ними новые перспективные возможности. Используя их, белорусские предприятия смогут более быстро модернизировать свое производство, освоить новейшие технологии. Согласно расчетам Министерства экономики Республики Беларусь, потребность в инвестициях на 2002-2010гг. составит 39 млрд. долларов. Доля инвестиций ВВП составит в 2010г. 26-28% (в 2000г. -19,8%). Ежегодная же потребность в иностранных инвестициях кредитах возрастет до 2 млрд. дол. Причины, детерминирующие сдерживание притока иностранных кредитов в республику, разные. Среди них чаще всего называют нестабильность и недостаточную четкость законодательства, чрезмерное применение государственных регулирующих мер, особенно в области налогов, тарифов, административных процедур институционализации и функционирования иностранных инвесторов и как следствие низкий кредитный рейтинг страны. Указывается на определенную финансовую и экономическую нестабильность, которые осложняются неплатежами, значительным по ряду лет бюджетным дефицитом. Недостаточно различной информации, необходимой иностранным инвесторам для развертывания операций в Беларуси. Есть и другие обстоятельства, влияющие на данный процесс. Тот факт, что в 2003 с мертвой точки сдвинулся процесс получения Беларусью странового рейтинга не может не радовать. В текущем году финансовым консультантом по вопросам получения Беларусью более высокого финансового рейтинга, по всей видимости, станет Лондонское отделение французского банка BNP Paribas. В бюджете на 2004 год предусмотрены средства на оплату услуг рейтингового агентства и финансового консультанта. В 2004 году также планируется осуществить пробный выпуск белорусских гособлигаций на европейском рынке. Правительство считает, что рейтинг будет на уровне «В-» по шкале Standard & Poors. На наш взгляд, это справедливые ожидания, в то же время ниже этого уровня находятся только рейтинги категории дефолта. Получение странового рейтинга международного рейтингового агентства должно позитивно отразиться на международном сотрудничестве и иностранном кредитовании в частности. Безусловно, необходимо добиваться дальнейшего улучшения инвестиционного режима, сделать более перспективными стратегию и механизмы стимулирования и привлечения иностранных инвестиций. И важнейшим приоритетом в связи с этим в предстоящие годы является улучшение инвестиционного климата в стране по всем его составляющим. Создание более благоприятного инвестиционного климата в стране предполагает решение многих вопросов. Налогообложение, количество и ставки налогов, налоговые льготы, гарантии собственности, механизмы ценообразования и валютные расчеты, уровень законности и целесообразности деятельности контрольных органов являются ключевыми факторами, определяющими состояние инвестиционного климата. Опыт ряда стран показывает, что даже при экономико–финансовых и организационно–технических сложностях в отраслях народного хозяйства более значительный иностранный капитал возможно привлечь за счет создания для иностранного кредитора благоприятного правового режима, надлежащей законодательной базы. Значительные шаги в данном направлении уже сделаны. 22 июня 2001г. был принят Инвестиционный кодекс Республики Беларусь. Поскольку осуществление инвестиций связано с определенным риском для инвестора, в целях его минимизации всегда стоит вопрос о гарантиях и компенсациях иностранным кредиторам, устанавливаемых как внутренним законодательством, так и международными договорами. Во внутреннем законодательстве нашей страны положения о гарантиях и компенсациях инвесторам закреплены прежде всего в Инвестиционном кодексе Республики Беларусь. Иностранные кредиторы готовы предоставлять финансовые ресурсы для отечественной экономики, однако, без надежных гарантий их возвратности и доскональных бизнес-планов белорусских предприятий, четких программ модернизации основных производственных фондов на заимствования надеяться бесполезно. Так, например, в настоящее время практически все немецкие поставщики технологического оборудования предлагают свои услуги на белорусском рынке вместе с конкретными, уже давно успешно опробованными белорусскими предприятиями схемами финансирования. От белорусских предприятий требуется только желание и возможность получения поддержки (правительственных гарантий) со стороны собственного государства при реализации крупных проектов стоимостью свыше 2 миллионов EUR [37, с.8]. Вместе с тем, проведенный анализ реализации инвестиционного проекта РУПП «Гродненская табачная фабрика «Неман» показал, что проведение широкомасштабной модернизации с использованием заемных средств в свободно-конвертируемой валюте не обязательно влечет усиление позиций на конкурентном рынке. Необходимо также наличие продуманной маркетинговой политики. И ещё неизвестно, что важнее. 1. Абрамович А. Инвестиции для развития экономики Республики Беларусь. // Вестник высшего хозяйственного суда Республики Беларусь. –2002г. -№8. вып 1. –с. 26-30. 2. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. –М.: Юристь. –1999г. –368с. 3. Амирханова Ф. Внешний долг: непривычные решения. // Экономика и жизнь. -1999г. -№2. –с.4. 4. Андрианов В. Место и роль иностранных капиталов в экономике России. // Общество и экономика. –2003г. -№1. –с.67-104. 5. Андросов Л., Бирюкова О. Спорили о займах и списании долгов // Белорусский рынок. –2004. -№ 39 6. Балацкий Е. Иностранные инвестиции и экономический рост. // МЭ и МО. –2003г. -№1. –с.52-64. 7. Бальчевская О.В., Бербасова Н.Ю. К проблеме внешнего финансирования Республики Беларусь // Тезисы докладов международной межвузовской научной конференции «Региональная экономика - проблемы и перспективы». -Мн.: БГУ, 1998. –С.45 8. Басс Л. Иностранные инвестиции для экономического роста. // Внешняя торговля. –2004г. -№3. –с. 15-17 9. Беларусь в цифрах. Статистический справочник. –Мн.: Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, 2004г. 10. Белаш Т.Л. Опыт государственного регулирования привлечения иностранных инвестиций. // Проблемы управления. –2002г. -№3. –с.44-48. 11. Бирюкова О. Синица уже почти в руке // Белорусский рынок. –2004. -№47 12. Винторт В. Национальная программа может привлечь инвесторов, если будет выполняться. // НЭГ. –2002г. -№39. –с.5. 13. Грачёв Н.Н. Иностранные инвестиции в Республике Беларусь: государственная политика и правовой режим. –Мн.: ООО «Мисанта», 1999г. –88с. 14. Данилов Ю.А. Рынок государственного долга: Мировые тенденции и российская практика. – М., 2002. – 432 с. 15. Дадалко В.А. Международные экономические отношения: Учеб. Пособие. –Мн.: Армита-Маркетинг, Менеджмент, 2000. –488с. 16. Дашкевич В. Запахло ли дефолтом? // Белорусская газета. –2004. -№43 17. Жбанов С. Не потекут кредиты из-за чужеземных рейтингов // Белорусская газета. -2005. –№2 18. Жбанов С. Невыездная модель // Белорусская газета. –2004. -№41 19. Жбанов С. Правительство расхотело «БЭ» // Белорусская газета. –2004. -№38 20. Задолженность Беларуси перед внешним миром превысила иностранные активы // Национальная экономическая газета. –2004. -№ 76 21. Звонова Е.А. Внешнее финансирование и экономический рост: проблемы взаимодействия в развивающихся и «переходных» странах. // www.vestnik.fa.ru 22. Зевин Л. и др. Инвестиционные проблемы СНГ. // Общество и экономика. –2003г. -№11. –с.80-90. 23. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь от 22.06.2001г. №37-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. –2001. -№62. –Ст.2/780) 24. Кашкан С. Иностранные инвестиции и их роль в трансформировании мировой экономики стран Центральной Европы. // Геаграфiя: праблемы выкладання. –2001г. -№4. –с.28-35. 25. Кобяков А. Инвестирование – условие устойчивого роста. // Беларусская думка. –2003г. -№3 . –с. 3-9. 26. Комаров В. Инвестиции в СНГ. // Экономист. –2003г. -№11. –с.80-90. 27. Крылович И. Денежная ароматерапия// Белорусский рынок. –2005. -№2 28. Лабин Д.К. Некоторые проблемы международного правового регулирования инвестиций. // Государство и право. –1998г. -№10. –с.94-101. 29. Локтева Т. Инвестиции: две стороны одного процесса. // Планово-экономический отдел. –2003г. -№5. –с.17-19. 30. Лысюк Р.С. Проблемы и перспективы инвестиционного кредитования в Республике Беларусь. // Бухгалтерский учет и анализ. –2002. -№3. –С.41-44 31. Маненок Т. Иранцы отказались // Белорусский рынок. –2005. -№ 17 32. Моисейчик Г. Проблемы и перспективы развития инвестиционной сферы. // Директор. –2002г. -№10. –с. 10-13. 33. Мойсейчик Г.И. Внешний государственный долг и его обслуживание. // Белорусский экономический журнал. –2000г. -№3. –С.107-117. 34. Мойсейчик Г.И., Жбанов С. Не потекут кредиты из-за чужеземных рейтингов // Белорусская газета. -2005. –№2 35. Мохнач Г. Иностранные инвестиции здесь и сейчас. // Беларусская думка. –2003г. -№1. –с.81-86. 36. Насута С. Инвестирование в экономику и льготы по таможенным платежам в Республике Беларусь. // Банковский вестник. –2001г. -№9. –с.5-8. 37. Нежинец Е. За кредитом в Германию. // Белорусский рынок. –2004. -№11. –С.8 38. Ничипорович С. Иностранные инвестиции за 9 месяцев 2003г. // Планово – экономический отдел. –2003г. -№6. –с. 22 - 25. 39. Новик В.В. Государственное регулирование иностранных инвестиций в условиях переходной экономики в Республике Беларусь. –Мн.: «Право и экономика». –2000г. –158с. 40. Новик В.В. Иностранные инвестиции в переходных экономиках. // Белорусский экономический журнал. –2001г. -№1. –с.61-70. 41. О внешнем государственном долге: Закон Республики Беларусь от 22 июня 1998 г. N 170-З. // Республика. –1998г. –2№28. –с.4. 42. О внутреннем государственном долге Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 29.09.1996г. №615-XIII. // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. –1996г. -№32. –Ст.581. 43. Общая теория денег и кредита: Учебник для вузов. / Под ред. проф. Е.Ф.Жукова. –2-е изд., перераб. и доп. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. 44. Раков А. Государственный долг и макроэкономическая стабилизация (на примере Республики Беларусь) // Белорусский банковский бюллетень. – 2001. -№44. -С.35 45. Саркисянц А. Г. Проблемы внешней задолженности. // Деньги и кредит. -2001г. -№2. –с.94-108. 46. Саркисянц А.Г. Весь мир живет в долг. // Независимая газета. - http://politeconomy.ng.ru 47. Сенько А.Н. Приоритетные направления иностранного инвестирования в экономику Республики Беларусь. // Вопросы экономики. –2001г. -№4. –с. 13-15. 48. Статистический ежегодник Республики Беларусь. –Мн., 2004г. 49. Ткачёв С. Об иностранных инвестициях и государственных интересах. // Вестник высшего хозяйственного суда Республики Беларусь. –2003г. -№20. –с. 14-27. 50. Томашевская О. МВФ про Беларусь забудет? // http://naviny.by/ru/print/?id=39517 51. Федорова М. Беларусь и МВФ в расчете // http://foreigndebt.by.ru/publication/2005/naviny080205.htm 52. Чернявский Ф. Проблемы организации инвестиционного кредитования в Республике Беларусь. // Банковский вестник. –2003. -№13. –С.22-23 53. Шарова Ю. Горький мед белорусских долгов // http://naviny.by/ru/print/?id=38256 54. Шулейко С.Г. Институциональные факторы в системе иностранного инвестирования национальной экономики (концептуальный анализ). – Гомель, 2001 55. Юрик В. Влияние иностранных инвестиций на экономику Беларуси. // Белорусский банковский бюллетень. –2003г. -№9 . –с.24-29. 56. http://www.foreigndebt.by.ru 57. Официальный интернет-сайт Министерства финансов Республики Беларусь http://www.ncpi.gov.by/minfin/Market 58. www.belpages.com 59. www.charter97.by 60. Официальный интернет-сайт посольства Республики Беларусь в Российской Федерации www.embassy.bel.by 61. Официальный интернет-сайт Института приватизации и менеджмента г.Минск www.ipm.by 62. http://www.gazetasng.ru 63. Официальный интернет-сайт Администрации Президента Республики Беларусь http://srv.president.gov.by/rus/map/econ.shtml 64. www.ebrd.org 65. Официальный интернет-сайт Министерства иностранных дел Республики Беларусь // |
Цена: | Договорная |