Название | Макроэкономическое планирование и прогнозирование |
Количество страниц | 109 |
ВУЗ | БГУЭП |
Год сдачи | 2009 |
Содержание | ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ 5 1.1. Понятие планирования и прогнозирования 5 1.2. Виды планирования и прогнозирования 11 1.3. Методы прогнозирования, их взаимосвязь (краткосрочное, среднесрочное, долгосрочное) 19 ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ 26 2.1 Организация планирования и прогнозирования в Республике Беларусь 26 2.2 Опыт разработки и реализации государственных программ со-циально-экономического развития в Республике Беларусь 41 ГЛАВА 3 СОСТОЯНИЕ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 65 3.1 Зарубежный опыт организации планирования и прогнозирова-ния национальной экономики 65 3.2. Анализ основных положений Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на период 2006-2010гг. 75 3.3. Пути совершенствования системы планирования и прогнози-рования национальной экономики в Республике Беларусь 90 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 99 ВВЕДЕНИЕ Ожидание будущего для человека зачастую принимает форму прогноза (плана), который выражается мысленно, уст¬но или письменно. Конечно, египетский фараон Хеопс начал возведение своего захоронения, имея план действий; был свой прогноз исхода битвы со спартанским царем Леонидом у пер¬сидского царя Ксеркса; существовал прогноз морского путе¬шествия на запад в поисках Индии у Колумба; намечал план строительства столицы своего государства на реке Неве царь Петр. Все это — примеры прогнозов и планов, формы и мето¬ды выражения которых адекватны времени и событиям. Эффективное функционирование экономики возможно при условии прогнозирования и планирования ее развития и эффективной системы управления народным хозяйством. В настоящее время следует отметить непрерывно растущую потреб-ность в прогнозах. повсеместно стала острее осозноваться практическая ценность предсказательной функции научных теорий с целью принятия обоснованных решений. Возрастает актуальность повышения качества прогнозных исследований. Это требует углубленного изучения и разработки основных проблем, возникающих в прогнозировании. Решению этих проблем будут в определенной мере способствовать изучение и использование и мирового опыта. Основной целью написания данной дипломной работы является обоснование важности существования системы планирования и прогнозирования на макроэкономическом уровне и выявление направлений ее совершенствования в Республики Беларусь. Задачами проведенного исследования явились: o Раскрытие сущности планирования и прогнозирования, их ос-новных принципов, а также их методов; o Характеристика отечественной системы планирования и прогнозирования национальной экономики, а также выполнения планов-прогнозов социально-экономического развития; o Краткий анализ зарубежного опыта по построению системы планирования и прогнозирования; o Выявление направлений совершенствования отечественной сис-темы планирования и прогнозирования национальной экономики. Предметом исследования является система планирования и прогнозирования в управлении народным хозяйством. Объектом исследования выступает система планирования и прогнозирования национальной экономики в Республике Беларусь. В первой главе дипломной работы раскрыты сущность планирования и прогнозирования национальной экономики, их принципов, а также методов их осуществления, охарактеризованы виды планирования, их суть. Во второй главе описана система планирования и прогнозирования национальной экономики Республики Беларусь, раскрыт порядок составления планов-прогнозов на национальном уровне, а также перечислены органы, ответственные за их разработку. В третьей главе кратко описаны основные направления развития планирования и прогнозирования национальной экономики зарубежных стран. И на основе анализа позитивного опыта этих стран предложены пути совершенствования отечественной системы планирования и прогнозирования на макроуровне. При написании дипломной работы его автором использовались сле-дующие научные методы и приемы: метод логической абстракции, диалектический, метод сравнения, анализ и синтез, индукции, дедукции, метод группировки, статистического анализа, балансовый. При написании диплома использовалась литература следующих авторов: Борисевич В.И., Кандауровой Г.А., Ольсевич Ю., Евграшин А., Антоновой Н.Б., Андрианова В., Владимировой Л.П., Герасенко В.П. и др. |
Список литературы | ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение дипломной работы подведем ее итоги. Планирование представляет собой процесс научного обоснования целей, приоритетов, определения путей и средств их достижения. На практике оно реализуется путем разработки планов. Его отличительной чертой является конкретность показателей, их определенность по времени и количественно. План — это документ, который содержит систему показателей и ком-плекс различных мероприятий по решению социально-экономических задач. В нем отражаются цели, приоритеты, ресурсы, источники их обеспечения, порядок и сроки выполнения. Прогноз и план взаимно дополняют друг друга. Формы сочетания прогноза и плана могут быть самыми различными: прогноз может предшествовать разработке плана, следовать за ним, проводиться в процессе разработки плана, самостоятельно играть роль плана, особенно в крупномасштабных экономических системах, когда невозможно обеспечить точное определение показателей, т.е. план приобретает вероятностный характер и практически превращается в прогноз. Планирование нацелено на обоснование принятия и практической реализации управляющих решений. Цель прогнозирования — прежде всего, создать научные предпосылки для их осуществления. Эти предпосылки включают: научный анализ тенденций развития экономики; вариантное предвидение предстоящего ее развития, учитывающее как сложившиеся тенденции, так и намеченные цели; оценку возможных последствий принимаемых решений. Обоснование направлений социально-экономического прогнозирования заключается в том, чтобы, с одной стороны, выяснить перспективы ближайшего или более отдаленного будущего в исследуемой области, руководствуясь реальными экономическими процессами, сформировать цели развития, а с другой — способствовать выработке оптимальных планов, опираясь на составленный прогноз и оценку принятого решения с позиций его последствий в прогнозируемом периоде. К центральным экономическим органам планирования и прогнозирования в Республике Беларусь относятся: Министерст¬во экономики; Министерство финансов; Министерство труда; Ми¬нистерство статистики и анализа и др. Планирующим и координирующим центром является Министер¬ство экономики. Его роль в современных условиях возрастает в свя¬зи с повышением значимости прогнозов в системе управления наро¬дным хозяйством. Отраслевое прогнозирование и планирование обеспечивается соответствующими отраслевыми министерствами и ведомствами. Разрабатываемые в последние годы в Республике Беларусь программы, прогнозы, планы-прогнозы социально-экономического развития по своей сути и воплощают в себе принципы индикативного прогнозирования и планирования. В целях обеспечения преемственности социально-экономической по-литики государства данные основных направлений социально-экономического развития на долгосрочную перспективу используются при разработке программ социально-экономического развития на среднесрочный период времени. Главной целью социально-экономического развития на первую пяти-летку нового столетия стало - повышение благосостояния народа и приближение его к уровню экономически развитых европейских государств. Основными задачами социально-экономического развития Беларуси на 2001 - 2005 гг. стали: проведение грамотной макроэкономической политики для обеспечения устойчивого развития и роста эффективности реального сектора экономики; техническое перевооружение и модернизация экономики; создание необходимых условий для оздоровления населения, повышения уровня его образования и культуры; снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей и население; доведение среднемесячной заработной платы до уровня, эквивалентного 250 долл. США; повышение уровня пенсий по возрасту до 48%, стипендий - до 25 - 30% от средней заработной платы в народном хозяйстве; осуществление действенных мер по преодолению последствий чернобыльской катастрофы. Основными приоритетами на период 2001-2005 гг. были выбраны: - формирование эффективной системы здравоохранения; - активизация инновационной и инвестиционной деятельности; - наращивание экспорта товаров и услуг; - дальнейшее развитие жилищного строительства на безэмиссионной основе с максимальным использованием внебюджетных источников финан-сирования; - развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей. Результаты прошедшей пятилетки свидетельствуют о выполнении всех прогнозно-плановых показателей, определенных Программой социально-экономического развития на 2001-2005 гг. Аналогичная программа была разработана и на 2006-2010гг. В ней, в отличие от предыдущего документа, были выбраны следующие приоритеты: - инновационный путь развития экономики; - наращивание экспорта, - АПК; - энерго- и ресурсосбережение. Главная цель социально-экономического развития Республики Бела-русь на грядущую пятилетку – дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики, создания государства, удобного для людей. Таким образом, по сравнению с первой пятилеткой во второй особое внимание будет уделяться развитию инновационного типа воспроизводства, агропромышленного комплекса и модернизации производственных фондов на основе энерго- и ресурсосберегающих технологий. По мнению автора, основной проблемой функционирующей в республике системы планирования и прогнозирования национальной экономики является наличие директивных указаний по выполнению некоторых плановых показателей Программы, что влечет за собой искажение реальных результатов на местах. При этом отсутствуют прогнозы развития рынков сбыта отечественных экспортеров, анализ общемировой конъюнктуры, нет прогноза изменения цен на основные сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, которые республика импортирует в значительных объемах. В сложившихся условиях, по мнению автора, основными направлениями совершенствования системы планирования прогнозирования могут стать: 1) Составление реальных и достоверных прогнозов; 2) Разработка информативных и актуальных для отечественных субъектов хозяйствования прогнозов развития конъюнктуры мирового рынка, развитие основных торговых партнеров и групп стран, экономики Беларуси в це¬лом, ее отраслей и регионов, городских районов, товарных рынков. 3) Разработка реальных прогнозов развития наиболее выгодных для отечественных игроков на мировом рынке регионов сбыта. 4) Прогнозирование развития научно-технического потенциала определенных регионов, технологического уровня отраслей и основных конкурентов. 5) Отход от директивных показателей планов по основным макроэкономическим показателям. По мнению автора дипломной работы, реализация указанных выше мер позволит более эффективно и полезно для отечественной деловой среды осуществлять прогнозирования основных аспектов экономической жизни республики и мировой экономики в целом. 1. Акбашев Б. Управление, собственность и государственное регу-лирование экономики. // Российский экономический журнал. –1993г. -№4. –с.56-61. 2. Андрианов В. Государственное регулирование и механизмы са-морегуляции в рыночной экономике. // Экономист. –1996г. -№5. –с.22-30. 3. Борисевич В.И. Планирование и прогнозирование в системе го-сударственного регулирования экономики: теория, проблемы развития // Вестник БГЭУ. –1997. -№2. –с.33 4. Борисевич В.И. Планирование и прогнозирование в системе го-сударственного регулирования экономики: теория, проблемы развития // Вестник БГЭУ. –1997. -№2. –с.33 5. Вешторт В. Программы новые, идеи старые // Национальная Экономическая Газета. -2005. -№86. –С.8 6. Владимирова Л. П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие, М,: Издательский Дом «Дашков и К"», -2000г. -308с. 7. Герасенко В.П. Прогностические методы управления рыночной экономикой.Ч1. –Гомель: Альтаир, -1997г. –320с. 8. Государственное регулирование экономики / под ред. Антоновой Н.Б. –Мн.: Мисанта, -1997. -384с. 9. Государственное регулирование экономики: Курс лекций / Под ред. Н. Б. Антоновой. —Мн.: Мисанта, -1996. —360с. 10. Губанов С. Макроэкономическое планирование: новые подходы. // Экономист. –1996г. -№11. –с.37-52. 11. Евграшин А. Из практики французского индикативного планиро-вания // Российский экономический журнал. –1998. -№2. –С.84 12. Зайченко Н.П., Полоник С.С., Богданович А.В. Основные поло-жения национальной стратегии устойчивого социально-экономического раз-вития на период до 2020года // Белорусский экономический журнал. -2004. -№3. –С.3-24 13. Закон Республики Беларусь от 5.05.1998г. №157-З «О государ-ственном прогнозировании и программах социально-экономического разви-тия Республики Беларусь» (Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. –1998. -№20. -Ст.222) 14. Ковтуненко А.Н. Возможные пути обеспечения трансформации и эффективного развития экономики РБ // Белорусская экономика: анализ, про-гноз, регулирование. –2003г. -№8. –с.13-14. 15. Мысливченко А. Шведская модель общественного развития и современность // www.newgen.org 16. Мыцких Н. Рецепты процветания // Национальная Экономиче-ская Газета. -2005. -№100 –С.13-14 17. О модели экономики Беларуси // Белорусский банковский бюл-летень. –2003г. -№17. –с.38-47. 18. Ольсевич Ю. Индикативный план: мировой опыт // Проблемы теории и практики управления. –1993. -№5. –С.6 19. Постановление Совета Министров Республики Беларусь №1321 от 20.08.1998г. «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь "О го-сударственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь" (Собрание декретов, указов Президента и по-становлений Правительства Республики Беларусь. –1998. -№24. -Ст.629) 20. Постановление Совета Министров Республики Беларусь №141 от 2.02.2000г. «О разработке программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 - 2005 годы» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -2000. -№15. –Ст.5/2554) 21. Постановление Совета Министров Республики Беларусь №255 от 27.03.1997г. «О Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь» (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Прави-тельства Республики Беларусь. –1997. -№9. -Ст.332) 22. Постановление Совета Министров Республики Беларусь №445 от 3.04.2000г. «Об утверждении Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 года» (На-циональный реестр правовых актов Республики Беларусь. –2000. -№34. –Ст.5/2914) 23. Прогнозирование и планирование в экономике. / Герасенко В.П. –Гомель: ГКИ, 2001г. –52с. 24. Прогнозирование и планирование экономики. / Под ред. Г.А. Кандауровой. –Мн.: БГЭУ, 2003г. –184с. 25. Прогнозирование и планирование экономики: Учеб. пособие / Под общ. ред. В.И. Борисевича, Г.А. Кандауровой.— Мн.: Экоперспектива, 2000.—432с. 26. Прогонозирование и планирование экономики / под ред Борисе-вича В.И., Кандауровой Г.А. –Мн.: Экоперспектива, 2000 с.25 27. Радюк. А. Курс прежний // НЭГ. -2006. -№31. -С18. 28. Супян В. Роль государства в реализации приоритетов социально-экономического развития США // Проблемы теории и практики управления. –2000. -№5. –С.52 29. Типовые методические положения по подготовке долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов развития отраслей промышлен-ности утв. Министерством экономики Республики Беларусь №56 от 1.06.1999гг., Министерством финансов Республики Беларусь №187 от 14.07.1999г., Министерством статистики и анализа Республики Беларусь №154 от 16.07.1999г., Правлением Национального банка Республики Бела-русь №11.6г от 14.07.1999г. (Национальный реестр правовых актов Респуб-лики Беларусь. –1999. -№71. –Ст.8/685) |
Цена: | Договорная |