Название | Управление качеством и конкурентоспособностью продукции |
Количество страниц | 86 |
ВУЗ | БГУЭП |
Год сдачи | 2009 |
Содержание | ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ И ЕЕ КОНКУРЕНТО-СПОСОБНОСТЬЮ 7 1.1. Качество продукции; конкурентоспособность на мировых рынках, ее показатели и методы оценки 7 1.2. Организация контроля качества на предприятии 19 1.3. Современный опыт управления качеством продуктов питания 26 ГЛАВА 2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЕ КОНТРОЛЕМ КАЧЕСТВА В ОАО «ГРОДНЕНСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ» 40 2.1 Влияние качества выпускаемой продукции на ее конкурентоспособность на внешних рынках 40 2.2 Стандартизация и сертификация продукции в ОАО «Гродненский мясокомбинат» 47 2.3 Контроль качества производимой продукции в ОАО «Гродненский мясокомбинат» 53 ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В ОАО «ГРОДНЕНСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ» 62 3.1. Предпосылки совершенствования системы управления качеством на предприятии в ОАО «Гродненский мясокомбинат» 62 3.2. Концепция самонаправляемых рабочих команд 67 3.3. Разработка системы управления качеством в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000 74 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 85 ВВЕДЕНИЕ Проблема качества и конкурентоспособности актуальна абсолютно для всех товаров и услуг. Особенно остро это проявляется при переходе к рыночной экономике. К работе в условиях жесткой конкуренции белорусским предпринимателям нужно быть готовыми уже сегодня. Предприятия любой формы собственности, не уделяющие внимания вопросам качества, потерпят поражение в конкурентной борьбе, им не помогут никакие протекционистские меры государства. Технология отечественного производства, технический уровень капитального оборудования, как правило, ниже, чем в индустриально развитых странах. Но даже если достаточно оперативно осуществить модернизацию производства, создать новые технологии, оправдать эти затраты на инвестиции возможно будет только за счет выпуска конкурентоспособной продукции или услуги, пользующейся спросом у потребителя. Примеры развития передовых промышленных стран показывают, что решение проблем качества должно стать национальной идеей, носить всеобщий характер, что требует массового обучения и профессиональной подготовки всех слоев общества от рядового потребителя до руководителя любого уровня. Во всем мире резко возрос спрос на профессионалов по управлению качеством в производстве. Так, в Европе и США вопрос подготовки менеджеров по качеству развернут в основном по двум направлениям: а) подготовка профессионалов по управлению качеством за счет получения специального второго высшего образования (по управлению качеством); б) создание системы непрерывного обучения работников всех категории, от которых зависит обеспечение качества продукции и услуг. Что касается последнего, то это означает, что весь жизненный и трудовой путь человека должен, в принципе, сопровождаться постоянным получением необходимого объема знаний как о качестве в целом, так и о конкретных путях его достижения по-своему для каждой профессии. Таким образом, выбранная тема дипломной работы является актуальной в современных условиях. Предметом дипломного исследования является управление качеством выпускаемой промышленным предприятием продукции. Объектом исследования является открытое акционерное общество «Гродненский мясокомбинат». Цель данной работы состоит в исследовании системы управления качеством на предприятии и определении направлений ее совершенствования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: раскрыть сущность понятий качества, конкурентоспособности и управления качеством; рассмотреть, каким образом осуществляется управление качеством и его контроль на предприятиях; проанализировать процесс управления качеством в ОАО «Гродненский мясокомбинат»; определить перспективные направления совершенствования системы управления контролем качества. На основании поставленных задач построена и структура дипломной работы, включающая в себя следующие разделы: введение, три главы, разделенные на параграфы, заключение и список использованных источников. Первая глава раскрывает сущность понятия качества, дает возможность ознакомится с распространенной системой управления качеством на предприятиях. Также в главе представлен современный опыт зарубежных стран в области управления качеством. Во второй главе описывается система управления качеством на ОАО «Гродненский мясокомбинат», ее место в общем управлении предприятием. Уделяется внимание вопросам стандартизации и сертификации продукции на предприятии, а также рассматриваются основы контроля качества. В третьей главе анализируются предпосылки совершенствования процессов управления качеством продукции. Внесены предложения по совершенствованию системы управления качеством: внедрение системы управления на основе требований международного стандарта ИСО серии 9000 как фактора повышения конкурентоспособности; предложены мероприятия по повышению ответственности работников производства и их личного участия в управлении контролем качества на предприятии. Методологической основой исследования является диалектико-материалистический подход к изучению экономических процессов и явлений, общенаучные методы исследования, системный подход, анализ и синтез, статистические наблюдения, сравнительный, аналитический методы, экспертные оценки и др. Информационную базу исследования составили материалы ОАО «Гродненский мясокомбинат». При написании дипломной работы изучены основные нормативно - правовые акты в сфере управления качества, монографическая и учебная литература, в частности труды таких известных ученых, как: Азгальдов Г.Г., Брун М., Георги Д., Гиссин В.И., Круглова Н.Ю., Власов Б.В., Кац Г.Б., Сероштан М.В., Михеева Е.Н., Горфинкель В.Я., Купрякова Е.М. Пелих А.С. и др., а также материалы периодических изданий. Необходимо заметить, что рассматриваемая тема исследования освещена в литературе в достаточной степени. |
Список литературы | ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях обострения конкурентной борьбы на интегрирующихся мировых рынках роль качества выпускаемой продукции значительно возрастает. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, в отдельных отраслях в силу сложности продукции и технологии производства трудоемкость контроля качества превышает третью часть общей трудоемкости изготовления изделий. Во-вторых, технический контроль завершает цикл изготовления детали, узла, детали или продукта а целом и является неотъемлемой частью технологии изготовления продукции. Главными задачами технического контроля являются предотвращение выпуска продукции, не соответствующей требованиям стандартов, технических условий, эталонов, технической документации, договорным условиям, а также укрепление производственной дисциплины и повышение ответственности всех звеньев производства за качество выпускаемой продукции. Контроль качества товаров в Республике Беларусь осуществляется на нескольких уровнях управления: на уровне предприятий, отраслевом и государственном. В систему органов управления качеством продукции входят: отделы технического контроля (ОТК) и их контролеры в цехах, рабочие, имеющие право самоконтроля; представители заказчика, если это предусмотрено контрактами на поставку. В настоящее время проблема контроля качества товаров на предприятии в нашей республике осложнена и тем, что изменение форм собственности, осуществление приватизации и акционирования привело к разукрупнению предприятий, увеличению количества малых и средних предприятий, производящих значительную массу товаров. На таких предприятиях возможен только самостоятельный контроль качества работниками, задействованными в технологическом процессе, а также контроль осуществляемый лицами ответственными за осуществление всего производственного процесса. Кроме того, такой контроль (самоконтроль) и более выгоден предприятию. Все вышеперечисленное требует создания единой системы организации и управления качеством распространяющейся на все стадии изготовления и использования продукции, учитывающей механизм воздействия разнообразных факторов и позволяющей обеспечить выпуск продукции на предприятии оптимального уровня качества. В руководстве ведущих западных компаний все большее распространение получает взгляд на качество продукции как основное условие обеспечения успеха на рынке. Специалисты США возлагали большие надежды на совершенствование управления качеством, которое должно было означать, по их мнению, радикальную перестройку сознания руководства, полный пересмотр корпоративной культуры и постоянную мобилизацию сил на всех уровнях организации на поиск путей к непрерывному повышению качества американской продукции. Главным в отношении к качеству в Японии является широкое внедрение научных разработок в области управления и технологии; высокая степень компьютеризации всех операций управления, анализа и контроля за производством; а также максимальное использование возможностей человека, для чего принимаются меры по стимулированию творческой активности (кружки качества), воспитанию патриотизма к своей фирме, систематическому и повсеместному обучению персонала. В Европе за редкими исключениями управление качеством остается, по существу, контролем качества. Широко внедрялись системы качества на основе стандартов ИСО серии 9000. Это привело к более последовательной позиции по вопросам качества, более надежным поставкам и более стабильному уровню качества в целом. Качество становится фактором обеспечения конкурентоспособности европейских стран. Для реализации такой стратегии им потребовалось создание Единых законодательных требований (директив), Единые стандартов и Единых процессов проверки, чтобы убедиться, что фирма соответствует требованиям рынка. Большое влияние на политику ведущих западных фирм оказали работы Д. Ниглета, Э. Деминга, Ф. Кроссби, Э. Шеррера, В. Шампутериана, К. Исикава, Д. Джураи. В целом, изучение организации процессов управления качеством на ОАО “Гродненский мясокомбинат” позволили сделать вывод о недостаточной их эффективности. Задачи, решаемые в процессе управления качеством продукции, рассредоточены по различным функциональным подсистемам, что не обеспечивает комплексность и оперативность расчетов. Преобладают задачи по учету дефектов, которые не способствуют выявлению причин обнаруженного брака и принятию оптимальных решений по управлению качеством. Исходя из этого возникает необходимость выделения комплекса задач по управлению качеством продукции в самостоятельную автоматизированную систему поддержки принятия решений. Внутри предприятия для выработки стратегии улучшения качества продукции следует назначать ответственное лицо, и под его началом создавать руководящий комитет, состоящий из высших управляющих. Процедура его деятельности начинается с установления «основных правил отличной работы». Одна из главных задач на этом этапе - разработка критериев оценки различных видов деятельности. Следующим и самым важным этапом формирования системы повышения качества продукции - является создание условий участия всех работников в решении проблем качества продукции фирмы. С этой целью предлагается внедрение самонаправляющих рабочих команд на ОАО «Гродненский мясокомбинат». Для вхождения в международную систему очень важно обеспечить последовательное сглаживание существующих различий учета качества выпускаемой продукции по системе ISO 9003. 1. Акулич М.В. Что такое товарная политика // Тэхналагiчная адукацыя. -2006. -№3. -С.85-96. 2. Альперин Л.Н. МС ИСО серии 9000: принципы, подходы и первый опыт использования // Стандарты и качество. -1989. -№ 9. -С.18-21. 3. Брун М., Георги Д. Управление качеством: затраты и выгоды // Проблемы теории и практики управления. -2000. -№1. -С.95. 4. Булко О.С. Конкуренция, конкурентные преимущества, конкурентные стратегии. -Мн.: Право и экономика, 2006. -73 с. 5. Воронов А.А. Конкуренция и конкурентоспособность. -Краснодар: КГУ, 2006. -163с. 6. Гиссин В.И. Управление качеством продукции. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2000г. -254с. 7. Гусейнов Г.Г. Конкуренция в условиях глобализации // Внешнеэкономический бюллетень. -2006. -№2. -С.3-10. 8. Долинская М.Г. Маркетинг в МС ИСО серии 9000 // Стандарты и качество. -1989. -№ 6. -С.84-88. 9. Дурович А.П. Конкурентоспособность товаров в системе маркетинга. -Мн.: БГЭУ, 1993. -58с. 10. Ивашов В.И., Изотова Л.И. Основные направления работ по стандартизации в мясной промышленности // Стандарты и качество. -1998. -№2. -C.64-67. 11. Исикава К. Японские методы управления качеством. -М.: Экономика, 1998. -289с. 12. Комлев Е.Б. Анализ конкурентоспособности товаров // Маркетинг в России и за рубежом. -2000. -№3. -С.45-59. 13. Круглова Н. Ю. Новые подходы к управлению качеством продукции // Российский экономический журнал. -1992. -№6. -С.63. 14. Кухаренко Л. Для защиты потребителя // Экономическая Газета. -2006. -№10 (530) от 08.02.2006. 15. Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. -М.: Юрайт, 2006. -224с. 16. Любченко В.И. К вопросу разработки и сертификации систем качества на предприятиях отрасли // Мясная индустрия. -1999. -№1. -С.9-12. 17. Международные стандарты. Международная организация по стандартизации. Управление качеством продукции ИСО 9000-9004, ИСО 8402. -М.: Издательство стандартов, 1988. -118с. 18. Несмелов Н.М. Пути сохранения качества продукции // Вестник БГЭУ. -2006. -№2. -С.74-79. 19. Никсон Ф. Роль руководства в обеспечении качества и надежности. -М.: Издательство стандартов, 1990. -306с. 20. Новак А. Без качества бессильно количество // Финансы, учет, аудит. -2006. -№1. -С.29-33. 21. Новицкий Н.И., Олексюк В.Н. Управление качеством продукции: Учебное пособие. -Мн.: Новое знание, 2006. -238с. 22. О государственной программе «Качество»: Постановление Совета Министров республики Беларусь от 4 сентября 1998 г. № 1380 // Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. -1998. -№25. -ст.658. 23. Об утверждении основных направлений обеспечения населения качественными и безопасными продовольственным сырьем и пищевыми продуктами: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 мая 2004 г. № 573 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -2004. -№77. -5/14251). 24. Обзор рынка мясной продукции // Российский продовольственный рынок. -2006. -№1. -С.47. 25. Окрепилов В.В. Управление качеством. -М.: Экономика, 1998. -318с. 26. Основы управления качеством продукции. -М.: Издательство стандартов, 1996. -112с. 27. Оценка качества / Под ред. Е.Е. Заденец. -М.: Экономика, 1972. -111с. 28. Полозов Ю.Е. Управление качеством продукции // Наука и техника управления. -1990. -№9. -С.7-12. 29. Родионова Л.Н. Оценка конкурентоспособности продукции // Маркетинг в России и за рубежом. -2000. -№1. -С.63-77. 30. Сегецци Г.Д. Политика европейских стран в области управления качеством // Стандарты и качество. -1988. -№5. -С.8-15. 31. Сенько В., Сафонов А. Развитие конкуренции и повышение качества продукции // Экономические науки. -1990. -№12. -С.3-10. 32. Сергеев А.Г. Сертификация. -М.: Логос, 2006. -264с. 33. Сергеев А.Д. Стандартизация. -М.: Логос, 2006. -240с. 34. Соркин С.Л. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Организация и управление: Курс лекций. -Гродно: ИСЗ, 1998. -310с. 35. Стандартизация и сертификация / Под ред. А.В. Ракова. -М.: Мастерство, 2006. -208с. 36. Стрельцов Н. Повышение конкурентоспособности экономики - залог успешного продвижения вперед // Белорусский фондовый рынок. -2006. -№7. -С.11-21. 37. Суконкина Е.В. Конкурентоспособность и качество продукции // Вестник БГЭУ. -2006. -№5. -C.18-21. 38. Томилин В.Н. Управление качеством в условиях перехода к рыночной экономике // Стандарты и качество. -1992. -№ 10. -С.21-25. 39. Управление качеством продукции / Под ред. А.П. Вавилова. -М.: Мысль, 1988. -201с. 40. Управление качеством промышленных изделий / Под ред. Л.И. Тягунова, Э.Г. Карапетяна. -СПб: ЛГУ, 1997. -245с. 41. Фальцман В.К., Давыдова Л.А. Основы управления предприятием -М.: ТЕИС, 2000. -122с. 42. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. -М.: ИНФРА-М, 2000. -312с. 43. Федоров Ю.С. Потребительские свойства и конкурентоспособность продовольственных товаров // Вестник БГЭУ. -1997. -№3. -С.87-89. 44. Феденя А.К. Организация производства и управление предприятием: Учеб. пособие. -Мн.: ТетраСистема, 2004. -192с. 45. Экономика предприятия и отрасли промышленности / Под ред. А.С. Пелиха. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. -418с. 46. Экономические проблемы повышения качества продукции: аспекты состояния и решения / Под ред. Ю.И. Ефимычева. -Н.Новгород.: Перспектива, 1996. -357с. 47. Яшева Г.А. Оценка конкурентоспособности: методологический подход // Вестник БГЭУ. -2006. -№6. -С.21-25. 48. Яшева Г.А. Конкурентоспособность предприятий легкой промышленности: оценка и направления повышения. -Витебск: УО «ВГТУ», 2006. -302с. |
Цена: | Договорная |