Название | Деятельность общеобразовательной школы по осуществлению педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка-инвалида |
Количество страниц | 81 |
ВУЗ | МГИУ |
Год сдачи | 2009 |
Содержание | Введение ……………………………………………………………………………………….3
1 ГЛАВА. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ С РЕБЕНКОМ- ИНВАЛИДОМ …………………………………………………………………………………7 1.1. Личностные особенности детей-инвалидов 1.2. Характеристика семей, воспитывающих ребенка-инвалида……………………………19 1.3. Интеграция детей-инвалидов в социум…………………………………………………..34 2 ГЛАВА. КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ С РЕБЕНКОМ-ИНВАЛИДОМ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ…………………………………………………….50 2.1. Модель комплексного сопровождения семьи с ребенком-инвалидом в общеобразовательной школе. 2.2. Деятельность образовательного учреждения по реализации сопровождения семей с детьми-инвалидами…………………………………………………………………………….58 2.3 Содержание и анализ результатов педагогического эксперимента…………………….67 Заключение………………………………………………………………………………...……77 Список использованной литературы……………………………………………………….…80 Введение. Образовательная политика России в начале XXI века характеризуется серьезным изменением целей, содержания и функций образования. На смену старой парадигме образования приходит новая, основанная на сознательном осуществлении гуманистических подходов и приоритетности общечеловеческих ценностей (А.Г. Асмолов, Б.С. Гершунский, М.В. Кларин, Г.К. Селевко, П.Г Щедровицкий и др.). Ориентация в социуме и образовании на принятие таких ценностей как личность, ее свобода, право на выбор, переосмысление прав человека, прав ребенка, прав инвалидов, признание единого сообщества, состоящего из разных людей с различными проблемами, способствует реальному воплощению идей гуманизации. Российское государство и общество, находясь в ситуации переходного периода от культуры полезности к культуре достоинства (В.М, Астапов, О.И. Лебединская, Б.Ю, Шапиро, 1995), нуждается в разработке и освоении новых целей, функций образования и воспитания, новых технологий и педагогических стратегий, гибких организационных форм в отношении детей-инвалидов. По справедливому мнению И,Ф, Дементьевой, Л.Я. Олиференко, Т.Н. Шульги, педагогическая активность должна быть направлена на более полную самореализацию и социализацию таких детей, на максимально возможное включение их в жизнь общества и социальные отношения, на преодоление изолированности, замкнутости их существования, а это, в свою очередь, обусловливает, помимо медико-психологического сопровождения, необходимость усиления социально-педагогической составляющей в работе с различными категориями детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. При этом, согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, такая возможность должна быть им предоставлена преимущественно в системе общего образования, что соответствует Стандартным правилам обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993 г,). Одним из самых мощных средств социализации ребенка и эффективных социальных сил, влияющих на формирование его личности, выступающих в качестве главного условия реализации его задатков и способностей, расширяющих простор для самореализации, является семья, которая, по свидетельству М.П. Гурова, обладает огромным диапазоном воспитательного воздействия и уникальностью методов воспитательного и психологического влияния. Однако, по мнению Б.Р. Лившиц, при всем многообразии психолого-педагогических исследований, появившихся в последнее время и посвященных изучению различных аспектов влияния семьи на развитие ребенка, недостаточное внимание уделяется педагогике сопровождения семейного воспитания в семьях, воспитывающих детей-инвалидов. Аналогичную выше названной точку зрения мы обнаруживаем и в исследованиях семьи нетипичного ребенка О.С. Бажановой. Автор, изучавший возможности системного подхода к организации педагогической поддержки такой семьи, утверждает, что поддержке индивидуального развития личности ребенка-инвалида в семье, способствующим этому воспитательным отношениям пока уделено в теории педагогики недостаточно внимания. Ведущая роль семьи в процессе социализации и социальной адаптации детей с нарушениями развития, отмечается в работах таких авторов, как Л.И. Аксенова, О.Е. Буланова, Е.Л. Гончарова, Н.Н. Малофеев, И.И. Мамайчук, Н.М. Назарова, В.В. Сабуров, Л.М. Шипицына и др. При этом исследователи подчеркивают, что дети-инвалиды испытывают повышенную необходимость в опоре на взрослых, что их судьба в значительной степени зависит от позиции семьи. В отношении детей с ограниченными возможностями семья является одним из существенных, а в некоторых случаях практически единственным ресурсом развития личности ребенка, стимулирующим процесс его социализации и самореализации. Но, к сожалению, по мнению ряда исследователей (О.Е. Буланова, В.В. Коркунов и др.), данный аспект проблемы еще не получил достаточного освещения и разработки в педагогической теории и практике. Это в значительной степени обусловлено традиционным пониманием роли семьи ребенка-инвалида в реабилитационном процессе как исполнителя предписаний специалистов и недооценкой ее реабилитационного, социализирующего и человекотворческого потенциала. Вне поля зрения исследователей оказались проблемы теоретико-методологической и психолого-педагогической подготовки родителей к осуществлению процесса интеграции ребенка-инвалида в социум: реализации интегрированного обучения детей-инвалидов в условиях общеобразовательных школ. В связи с этим возникают противоречия между необходимостью активизации процесса интеграции ребенка-инвалида в социум и отсутствием педагогической модели сопровождения семьи с ребенком-инвалидом в образовательном процессе, между необходимостью участия родителей в процессе комплексной реабилитации ребенка-инвалида и их недостаточной педагогической подготовленностью, между потребностью участия родителей детей с ограниченными возможностями в процессе интегрированного обучения как одном из условий его эффективности и отсутствием программы подготовки родителей таких детей к этому процессу. В целом актуальность проблемы исследования определяется противоречием между необходимостью стимуляции и эффективного использования реабилитационного, социализирующего и развивающего потенциала семейного воспитания детей-инвалидов и недостаточной теоретической и практической разработанностью данной проблемы в педагогике. Наличие противоречия препятствует эффективной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями и его социальному развитию. Исходя из актуальности проблемы развития детей-инвалидов в условиях современного социума, объектом исследования является процесс интеграции детей-инвалидов в общеобразовательные учреждения. Предмет исследования – содержание деятельности общеобразовательной школы по осуществлению педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка-инвалида. Цель исследования - разработка и апробация модели педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребёнка-инвалида. Предварительное изучение проблемы позволило в качестве гипотезы выдвинуть следующее предположение: процесс интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями должен способствовать социализации детей-инвалидов. Этот процесс будет эффективен, если будет целенаправленно формироваться готовность родителей детей-инвалидов к реализации интегрированного обучения их ребенка в условиях общеобразовательной школы, что возможно посредством разработки и реализации модели педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребёнка-инвалида. В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования были определены его задачи: 1. Охарактеризовать личность ребенка-инвалида. 2. Выявить характерологические особенности семей, воспитывающих ребенка-инвалида. 3. Проанализировать особенности интеграции детей-инвалидов в социум посредством включенности в школьное (классное) сообщество, посредством организации занятий в специализированных реабилитационных центрах. 4. Разработать и апробировать модель педагогического сопровождения семьи с ребенком-инвалидом В соответствии с целями и задачами использовались следующие методы педагогического исследования: - теоретический анализ психологической и педагогической литературы, научно-исследовательских трудов и публикаций; - изучение практического опыта в сфере семейного воспитания детей-инвалидов; - анализ опыта работы общественных организаций по работе с семьями, воспитывающими детей-инвалидов; - анкетирование родителей детей-инвалидов; - педагогический эксперимент. База исследования - семьи детей-инвалидов, находящихся на надомном обучении в муниципальных образовательных учреждениях г. Владимира, объединенных в рамках общественной организации детей-инвалидов «Надежда». Практическая значимость исследования состоит в направленности его результатов на совершенствование процесса интегрированного обучения и воспитания детей-инвалидов. Разработанная модель педагогического сопровождения семей детей-инвалидов и программа подготовки родителей способствует повышению их компетенции в вопросах интегрированного обучения детей-инвалидов. |
Список литературы | Заключение.
Осознавая особую значимость проблемы образования и воспитания детей-инвалидов в современном обществе, мы осуществили наше исследование в области анализа специфики психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка-инвалида как среды, наиболее заинтересованной и благоприятствующей интеграции своих детей в социум. Целенаправленный анализ теоретико-методологических подходов в процессе исследования социально-педагогических проблем семьи с ребенком-инвалидом позволил сконцентрировать внимание на личностных особенностях детей с ограниченными возможностями, особенностях семей и семейных отношений в семьях, воспитывающих детей-инвалидов, проблеме интеграции детей-инвалидов в социум. В своем анализе мы опирались на исследования отечественных и зарубежных ученых в области возрастной коррекционной педагогики и психологии, в области семейного воспитания (Л.И. Аксенова, О.С. Бажанова, О.Е. Буланова, Е.Л. Гончарова, Б.Р. Лившиц, Н.Н. Малофеев, И.И. Мамайчук, Н.М. Назарова, В.В. Сабуров, Л.М. Шипицына и др.). В ходе теоретического исследования нами были определены особенности личностного развития детей с ограниченными возможностями, особенности семей, осуществляющих воспитание детей-инвалидов. В качестве приоритетной стратегии в создании оптимальных условий для развития детей-инвалидов была выделена и проанализирована стратегия интеграции детей-инвалидов в социум с опорой на исследования Л.И. Аксеновой, Л.С. Выготского, Н.Н. Малофеева и др. Здесь также были отмечены проблемы по практической реализации данной стартегии. Одной из таких особо значимых проблем была определена работа с семьями детей-инвалидов по организации их целенаправленного психолого-педагогического сопровождения в оказании помощи в воспитании детей с ограниченными возможностями. Практическая часть исследования была посвящена анализу опыта разработки и реализации содержания деятельности общеобразовательной школы по осуществлению педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, что позволило разработать комплексную модель сопровождения семьи с ребенком-инвалидом в условиях общеобразовательной школы. Основу для разработки модели составило представление о цели и назначении психолого-педагогического сопровождения семьи, сформулированной как создание комплекса условий по оказанию помощи детям с ог¬раниченными возможностями по поиску своего место в жизни, формированию своей активной жизненной позиции, укреплению системы навыков здоровой жизнедеятельности. Для реализации данной цели были определены основные задачи и основные организационные принципы деятельности специалистов по реализации психоло¬го-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями: - психолого-недагогическая помощь детям с проблемами в разви¬тии; - поддержка семей и родителей, воспитывающих этих детей, посредством ори-ентации на максимально возможное взаимодействие с родителями, близким окружением ребенка; - максимальное уважение личности родителя и ребенка-инвалида, ориентация на развитие возможностей ребенка для его адаптации к жизни в обычном социуме; - опора на научно обоснованную базу в профессиональной деятельности; - сотрудничество с ведущими специалистами во всех необходимых областях; выстраивание отношений плодотворного сотрудничества между разными специалистами; - согласованный междисциплинарный подход к диагностической и коррекционной работе на всех уровнях; оптимальное сочетание диагностиче-ской, консультативной, коррекционной и др. форм работы; - гибкость и вариативность структуры сопровождения, позволяю¬щей настраиваться на оказание эффективной помощи каждому конкретному ребенку, каждой конкретной семье, создавать индивидуализированные программы сопровождения; - конфиденциальность; - открытость и взаимодействие с учреждениями разной ведомст¬венной принадлежности, оказывающими помощь детям с ограниченными возможностями и их семьям; - пристальное внимание к сфере отношений в целом как к принци¬пиальному фактору; от того, как выстроятся отношения между детьми, меж¬ду взрослым и ребенком, в значительной степени зависят результаты. Психолого-педагогическое сопровождения семьи с ребенком-инвалидом должно базироваться на соблюдении основных методических принципов: - сочетания целенаправленности и гибкости психолого-педагогической помощи; - последовательности и поэтапности психолого-педагогической помощи; - непрерывности и системности процесса; - ориентации на индивидуальные положительные особенности раз¬вития ребенка, его возможностей и способностей; - развития личности ребенка в целом, а не отдельных психических функций; - эмоционально положительного развивающего взаимодействия. Организационную модель психолого-педагогического сопро¬вождения семей с детьми-инвалидами можно представить двумя взаимосвязанными блоками, соот¬ветственно двум основным направлениям ее деятельности. Первый блок ориентирован на детей и включает в себя организацион¬ные формы оказания психолого-недагогической помощи детям с ограничен¬ными возможностями здоровья. В условиях консультативно-диагностической деятельности осуществля¬ются следующие виды психолого-педагогической помощи: - диагностика (мониторинг) развития ребенка; - развивающие занятия, проводимые педагогами и направ¬ленные на стимуляцию нормально развивающихся функций, коммуникатив¬ных способностей; - коррекционные занятия; - совместные игры. Второй блок оказывает психолого-педагогическую помощь ро¬дителям детей с проблемами в развитии: - индивидуальное консультирование родителей в отношении задач и необходимых направлений психолого-педагогической помощи ребенку, ее продолжительности; - групповое консультирование и занятие с родителями с целью формирования активной позиции по отношению к проблемам ребенка. В ходе апробации разработанной модели сопровождения семьи с ребенком-инвалидом была разработана и реализована программа формирования готовности родителей и детей с ограниченными возможностями к интегрированному обучению в общеобразовательной школе. По результатам реализации данной программы были сделаны выводы, что наличие специально разработанных программ педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, позволяет росту эффективность работы с семьями детей-инвалидов, а значит - способствует созданию благоприятных условий для развития детей с ограниченными возможностями. Список использованной литературы 1. Федеральный закон РФ № 15 от 10.01.03 «О социальной зайдите инвалидов в Российской Федерации». 2. Указ президента Российской Федерации от 26.12.1991 г. №328 «О дополнитель-ных мерах по социальной поддержке населения». 3. Положение о детском доме-интернате для умственно отсталых детей Министерства социального обеспечения РСФСР. Утверждено приказом МСО РСФСР от 6 апреля 1979 г. №35. 4. Положение о доме-интернате для престарелых и инвалидов Министерства соци-ального обеспечения РСФСР. Утверждено приказом МСО РСФСР от 27 декабря 1978 г №145. 5. Положение о детском доме-интернате для детей с физическими недостатками Министерства социального обеспечения РСФСР.// Утверждено приказом МСО РСФСР от 5 ноября 1980 г. №122. 6. Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью. — М.: ЦИЭТИ., 1993, 68 с. 7. Указание "О взаимодействии органов социальной защиты населения и службы милосердия Российского Красного Креста в вопросах социальной защиты малообеспечен-ных групп населения от 15 мая 1993 г. №1-32-4. 8. Алексеева Л.С. и др. "Об опыте организации социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в школе - комплексе "Детская личность". Президентская программа "Дети России". Москва, 2005. 9. Багаева Г.Н., Исаева Т.А. «Социальная работа с семьей ребенка с ограниченны¬ ми возможностями», Институт социальной работы, М.: Мир, 2005. 10. Блохина СИ., Козлова В.П., Старшинова А.В. К вопросу об организации детских реабилитационных центров в России // Рос. Журнал социальной работы. - 2006. - №1. - С. 21-22. 11. Бондаренко Г.И. Социально-эстетическая реабилитация аномальных детей/Де-фектология. - 2006. - №3. - С. 60-61. 12. Боровая Л.П. Социально-психологическая помощь семьям, имеющих тяжело больных детей // Социально-педагогическая работа. - 1998. - №6. - С. 59-63. 13. Выготский Л. С. Принципы воспитания физически дефективных детей // Собр. соч.: В 6 т. -М., 1999.-Т. 5. 14. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений. - М.: «Академия», 2004. - 280 с. 15. Горячев М.Д. Социальная опека над ребенком. - Самара: Изд-во Самарский университет, 2006. - 41 с. 16. Грачев Л.К, Программа работы с семьями, имеющими детей-инвалидов. - М.: Академия, 2005. - 128 с. 17. Горячева Т.Г. Психологическая помощь детям с врожденными пороками сердца и их семьям // Мир психологии. 2006. №2.с.28 18. Дементьева Н.Ф., Болтенко В. В., Доценко Н.М. и др. "Социальное обслуживание и адаптация лиц пожилого возраста в домах-интернатах". / Методич. рекоменд. -- М:ЦИЭТИН, 1995 С.96 19. Дементьева Н.Ф., Модестов А.А. Дома-интернаты: от призрения к реабилитации. — Красноярск, 1993, 195 с. 20. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан. -М.: Нова, 2001, 135 с. 21. Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю., Соболь А.Я. Организационно-методические аспекты деятельности социального работника. В кн.; Социальная работа в учреждениях здравоохранения. — М.: Департамент проблем семьи, женщин и детей МСЗ РФ. Центр общечеловеческих ценностей, 1999. 22. Дефектология. Словарь-справочник / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Педагогика, 2003. - 236 с. 23. Дмитриев А.А. О некоторых проблемах интегрированного обучения детей с особыми образовательными потребностями // Дефектология. - 2006. - №4. - С. 4-8. 24. Иващенко Г.М., Ким Е.Н. Об опыте работы по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в Московском клубе "Контакты-1" президентская про¬ грамма "Дети Росси". - М.: Нова, 2005- 74 с. 25. Исаев Д.Н. Психология больного ребенка: Лекции. - С-Пб.: Издательство ППМИ, 2003. - 76 с. 26. Интегрированное обучение: проблемы и перспективы. - СПб.: Педагогика, 2006. - 153 с. 27. Каткова И.П., Кузнецова В.В. Методические основы организации работы в семьях детей-инвалидов // Социальная работа в учреждениях здравоохранение. - М: Наука, 2002. - С. 214. 28. Комаркова И.Ю. Интеграция в общество инвалидов с нарушением опорно- двигательного аппарата // Работник социальной службы. - 2006. - №4.- С. 57-63. 29. Курбатов В.И. Социальная работа. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. 30. Карвялис B.C. Специальное образование детей с ограниченными возможностя-ми и подготовка педагогов-дефектологов //Дефектология. 2006. №1.с.43 31. Матейчек З.А. «Родители и дети» М.: «Просвещение», 2004. С. 136 32. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родите-лей.- М.: Педагогика - Пресс, 2002. - 80 с. 33. Малофеев Н.Н. Актуальные проблемы интегрированного обучения. Материалы Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями) 29 — 31 января 2006. - М.: Мир, 2006. 34. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России. (Результаты исследования, как основа для построения проблемы развития) //Дефектология. 2005.№4. с.32 35. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М.: Мир, 2003. С. 278 36. Никитина Л. Основные направления и методы социально-педагогической работы // Воспитание школьников. - 2006. - №9. - С. 13-15. 37. Панов A.M. Центры социальной реабилитации детей с ограниченными возмож-ностями - эффективная форма социального обслуживания семьи и детей // Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы. - М: Психология, 2005. С.220 38. Печерских Е.А., Емельянов М.В., Игнатьева Е.В., Барткова Н.А., Ковалёва Г.А. Владимирская общественная организация инвалидов-колясочников "Ассоциация Десница". - Справочное пособие по философии независимой жизни. - М.: Нова, 2005. 130 с. 39. Реабилитация детей с ограниченными возможностями // Социальная работа. - 2006. - №2. - С.46-47. 40. Российская энциклопедия социальной работы. Т. I. Под ред. А.И. Панова, Е.И. Холостовой. - М.: Институт социальной работы, 2005. - 354 с. 41. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 "Дефектология". -3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 192 с. 42. Социальная работа с инвалидами: Настольная книга специалиста / Под. Ред. Е.М. Холостовой. - М.: Институт социальной работы, 2006. - 210 с. 42. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведе-ний / Под ред. Н.М.Назаровой. - М.: "Академия", 2005. - 400с. 43. Степашов Н.С. Состояния социально-групповых затруднений жизнедеятельности человека. - Курск, 2005. - 96 с. 44. Социальное обслуживание населения и социальная работа за рубежом. — М: Институт социальной работы ассоциации работников социальных служб, 2004, 108 с. 45. Ткачева В. В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклоне-ниями в развитии // Дефектология. 2005. №1. с.38 46. Ханжин Е.В., Карпова Т.П., Ерофеева П.П. Основы социальной работы. - М.: Изд. центр "Академия", 2005. - 127 с. 47. Холостова Е.И. Технология социальной работы. — М.: ИНФРА, 2005. - 348с. 48. Цукерман И.В. Проблема социализации выпускников специальных школ для де¬ тей инвалидов /; Дефектология. 2005. №1. с21 49. Шевчук Л.Е. Интегрированное обучение учащихся с особенностями развития в общеобразовательном учреждении // Дефектология. - 2006. - №6. - С.28-31. 50. Шипицина Л.М., Рейсвепкван К. Навстречу друг другу: пути интеграции. - СПб., 2006! 51. Шматко Н.Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение // Дефектология. - 2006. - № 1. - С. 41 -45. 52. Янькова И.А. Социально-педагогичекие программы направленные на преодоление социальной эксклюзии детей-инвалидов // Асперанский сборник, 2005. - С. 312-318. |
Цена: | Договорная |