Название Лицензирование предпринимательской деятельности
Количество страниц 31
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2009
Содержание ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...…………...3

ГЛАВА I. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ……………………………………5
1.1.Основные понятия и основные принципы лицензирования предпринимательской деятельности…………………………………………….5
1.2.Процедура лицензирования предпринимательской деятельности……..7

ГЛАВА II. РОЛЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ПРОЦЕССЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…..15
2.1.Лицензируемые органы……………………………………...…………..15
2.2.Практика лицензирования в России…………………………………….19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……….27


ВВЕДЕНИЕ
Формирование в России рыночной экономики вызывает необходимость постоянного совершенствования и поиска новых правовых средств государственного регулирования предпринимательской деятельности. При этом воздействие на субъектов предпринимательской деятельности реализуется в форме обязательных требований, которые предъявляются к ним на разных стадиях осуществления определенных видов предпринимательской деятельности. В ряду таких требований установлено и требование, состоящее в необходимости получения предпринимательской лицензии. Причем регламентация этого требования, как на уровне законодательных актов, так и принимаемыми в соответствии с ними подзаконных нормативных актов, позволяет утверждать, что сложился правовой институт лицензирования предпринимательской деятельности .
Рассмотрение проблем лицензирования предпринимательской деятельности является достаточно актуальным, поскольку значительное число видов предпринимательской деятельности подлежит лицензированию. Также в современных условиях развития предпринимательства в России актуальной является проблема контроля государства в лице различных органов за деятельностью хозяйствующих субъектов. Этот контроль преследует двоякую цель. Во-первых, с помощью контроля происходит упорядочение создания и деятельности предпринимателей. Так, с помощью контроля, избегается создание «фирм-однодневок», не способных отвечать по своим обязательствам, тем самым государство охраняет права и свободы своих граждан. Во-вторых, государство стремится извлечь доход для себя и защитить свои права, монополии на наиболее приоритетные виды деятельности2.
Объектом исследования является лицензируемая предпринимательская деятельность.
Предметом исследования стали нормативно-правовые акты, регламентирующие общие и специальные вопросы лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности, исследования ведущих ученых-юристов в области предпринимательского права, административного и гражданского права, а также теории государства и права.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе теории предпринимательского, административного и гражданского права провести комплексное исследование проблем регулирования лицензирования предпринимательской деятельности.
Теоретической основой исследования являются научные труды отечественных правоведов как в области общей теории права, так и отраслевых юридических наук. Среди них следует выделить работы Анохина В.С., Ваниева А.Г., Гандилова Т.М., Дойникова И.В., Ершовой И.В., Евдокимовой В.Н., Шестакова А.В.
Список литературы ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время законодательство Российской Федерации о лицензировании вместе с экономикой переживает переходный период, одной из характерных черт которого является либерализация отношений, устранение неоправданных бюрократических препятствий для предпринимательской деятельности. Одна из главных целей принятия Федерального закона №128-ФЗ – сокращение количества лицензируемых видов деятельности почти наполовину (с 215 до 120 без учета других федеральных законов). Со дня вступления в силу лицензирование видов деятельности, не указанных в п. 1 ст. 17 закона, прекращается. Это означает, в частности, прекращение лицензионного контроля за осуществлением упомянутых видов деятельности, срок действия лицензий на которые еще не истек. Первоначально разработчики нового закона предлагали включить в этот список лишь 30 видов деятельности, учитывая зарубежный опыт лицензирования. Так, в Австрии существует 28 лицензируемых видов предпринимательства, в Великобритании – 38, в Японии – 39. А в соответствии с прежним лицензионным законодательством многие крупные предприятия России были вынуждены получать по 200 – 300 различных лицензий. Однако многочисленные ведомственные лоббисты добились его многократного увеличения. Пункт 2 ст. 1 закона №128-ФЗ предусматривает виды деятельности, на которые действие данного закона не распространяется. Всего таких видов деятельности предусмотрено 17. Это те виды деятельности, лицензирование которых осуществляется в соответствии со специальным законодательством ввиду специфики указанных видов деятельности. Таким образом, принятые ранее федеральные законы и иные нормативные правовые акты (в том числе положения о лицензировании), регулирующие виды деятельности, упомянутые в п. 2 ст. 1 Федерального закона №128-ФЗ, продолжают действовать без изменений и не подлежат приведению в соответствие с данным законом.
Согласно ст. 5 Федерального закона №158-ФЗ полномочия Российской Федерации в области лицензирования осуществляются Президентом и Правительством Российской Федерации. При этом полномочия являются едиными для указанных органов власти. На основании ст. 5 федерального закона №128-ФЗ полномочия в данной области осуществлялись исключительно Правительством Российской Федерации, но в соответствии с основными направлениями внутренней политики государства, которые устанавливаются Президентом Российской Федерации.
Следует отметить, что в последние годы сохраняется тенденция закрепления за федеральным центром все большего количества лицензируемых видов деятельности и ослабления позиций субъектов Федерации в части государственного регулирования экономических отношений путем сокращения перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Так, Постановлением Правительства РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 24 декабря 1994 г. №1418 к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации относилось лицензирование 24 видов деятельности. Постановление Правительства РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 11 апреля 2000 г. №326 сократило перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществлялось органами исполнительной власти субъектов РФ, с 24 до 18. Постановлением Правительства РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 11 февраля 2002 г. №135, вступившим в силу 14 марта 2002 г., данный перечень лицензируемых видов деятельности был еще сокращен – осталось 5 видов деятельности, подлежащих лицензированию исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

I. Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. - М.:Республика,2007.- 42 с;
2. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая//СЗ РФ.- 1994.- № 32.); Гражданский кодекс Российской Федерации, часть вторая //СЗ РФ.- 1996. № 5.; Гражданский кодекс Российской Федерации, часть третья //СЗ РФ.- 2001.- № 49;
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ;
4.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ;
5. О внесении изменений в федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Федеральный закон от 02.07.2005 №80-ФЗ;
6. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу отдельных законодательных актов Российской Федерации // Федеральный закон от 02.11.2004 № 127-ФЗ;
7.О внесении изменений в федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»// Федеральный закон от 11.03.2007 № 32-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.02.2007)// СЗ РФ.- 2007.- № 11;
8.О лицензировании отдельных видов деятельности//Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ (ред. от 23.12.2007) (принят ГД ФС РФ 13.07.2001) //СЗ РФ.- 2001.- № 33;
9.О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)//Федеральный закон от 08.08.2001г. № 134-ФЗ;
10.О лицензировании отдельных видов деятельности//Федеральный закон от 25.09.1998 №158-ФЗ;
11.Об иммунопрофилактике инфекционных болезней//Федеральный закон от 17.09.1998г №157-ФЗ;
12.О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения//Федеральный закон от 16.07.1998 №101-ФЗ;
13.О науке и государственной научно-технической политике//Федеральный закон от 23 августа 1996г. №127;
14.О предприятиях и предпринимательской деятельности//Федеральный закон от 25.12.1990г. №445-1;
15. Об утверждении формы документа, подтверждающего наличие лицензии //Постановление Правительства РФ от 11.04.2006. №208;
16.Об организации лицензирования отдельных видов деятельности //Постановление Правительства РФ от 26.01.2006. №45;
17.Об утверждении положения о лицензировании деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами // Постановление Правительства РФ от 04.07.2007;
18. Об утверждении положения о лицензировании
внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль//Постановление Правительства РФ от 15.09.2008 №691;
19.О лицензировании //Письмо МНС РФ от 06.12.2007 № БК-6//Финансовый вестник. Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет.- 2007.- № 2. С. 24-55;
20.О бланках лицензии на введение лицензионной деятельности//Письмо Минэкономики РФ от 18.01.1995 № СВ-16/031-12;
21. Об утверждении административного регламента исполнения федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению лицензирования в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции //Приказ Минфина РФ от 10.10.2008 № 111н;
22. О лицензировании деятельности инвестиционных фондов, деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, а также деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию// Приказ ФСФР РФ от 07.02.2008 № 08-4/пз-н;
23.Об утверждении методических указаний по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации по лицензированию деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ//Приказ Минздравсоцразвития РФ от 10.06.2008 № 278н;
24. Об утверждении формы приложения к лицензии // Приказ Ространснадзора от 07.08.2007 № ГК-549фс;
25. О внесении изменений в приказ Роспотребнадзора от 5 июня 2006 г. № 147 и утверждении форм документов, используемых в процессе лицензирования//Приказ Роспотребнадзора от 25.04.2007 №90;
26. Об утверждении порядка лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг//Приказ ФСФР РФ от 06.03.2007 №07;
27. Об утверждении положения о порядке выдачи именных разовых лицензий на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты//Приказ Минсельхоза РФ от 04.01.2001 №3;
28. Об утверждении положения о порядке выдачи долгосрочных лицензий// Приказ Минсельхоза РФ от 26.06.2000. № 569;

II. Исследования, авторефераты, монографии
29. Анохин В. С. Предпринимательское право: Учебник для вузов //Анохин, Виктор Стефанович. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 400 с;
30. Гражданское право: Учеб. для вузов по спец. «Юриспруденция» . Т. 1 /Отв. ред. Е.А. Суханов. - М.: Волтерс Клувер, 2004. - 816 с;
31. Дойников И.В. Хозяйственное (предпринимательское) право. Вопросы и ответы: Учеб. пособие для вузов / И. В. Дойников. - М.: Книга сервис, 2007. - 256 с;
32. Дойников, И.В. Предпринимательское право в схемах: Учеб. пособие для юрид. и экон. вузов / И. В. Дойников. - М.: ПРИОР, 1999. - 124 с;
33. Ершова И.В. Предпринимательское право: Учебник для вузов по спец. «Юриспруденция» / И. В. Ершова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юриспруденция, 2007. - 544 с;
34. Попондопуло В. Ф. Коммерческое (предпринимательское) право: Учебник для вузов по спец. «Юриспруденция» / Попондопуло Владимир Федорович; С-Петербургский гос. ун-т, юрид. фак. - М.: Юристъ, 2007.-668 с;
35. Шестаков А.В. Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности / А. В. Шестаков. - М.: Дашков и К`, 2000. - 140 с;
III. Сборники, статьи
36. Аузян А. Административные барьеры в экономике: задачи деблокирования / А. Аузян, П. Крючкова // Вопр. экономики. - 2001.- № 5. - С. 73-88;
37. Ваниев А.Г. Лицензирование как один из аспектов реструктуризации государственной системы / А. Г. Ваниев // Ресурсы регионов России. - 2001.- № 1. - С. 2-8;
38. Версан В. Регулирование рынка: баланс интересов производителей и потребителей / В. Версан // Стандарты и качество. - 2007.- № 7. - С. 56-61;
39. Гандилов Т.М. Правовые проблемы регистрации и лицензирования предпринимательской деятельности / Т. М. Гандилов // Юрист. - 2001.- № 3. С. 10-13;
40. Гущин А. Лицензионное производство / А. Гущин // Право и экономика. - 2004.- № 2. - С. 8-12;
41.Евдокимова В.Н. Лицензионный договор / В. Н. Евдокимова // Патенты и лицензии. - 2001.- № 9. - C. 37-44;
42. Мельничук Г. Лицензирование как форма государственного регулирования / Г. Мельничук // Российская юстиция. - 2007.- № 5. - С. 30-31;
43.Парций Я. О лицензировании отдельных видов деятельности: [Коммент. законодательства] / Я. Парций // Хоз-во и право. - 2007.- № 1. - С. 31-40;
44. Тотьев К. Лицензирование по новым правилам: необходимость и перспективы реформ: [Коммент. законодательства] / К. Тотьев // Хоз-во и право.-2001.-№12.-С.3-11;
45. Федотова И. Лицензий не будет. Бизнес перейдет на саморегулирование //Российская газета- 2004.- 26 мая (№108).- С. 4.
Цена: Договорная