Название | Государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий |
Количество страниц | 34 |
ВУЗ | МГИУ |
Год сдачи | 2009 |
Содержание | ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....3 ГЛАВА I. ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ КАК ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ………………….…………..5 1.1.Естественные монополии. Основные понятия……………………….5 1.2.Современные инструменты государственного регулирования естественных монополий……………………………………………………...….9 ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В РОССИИ: ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ, ПРОТИВОРЕЧИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЩЗВИТИЯ…………………….….18 2.1. Реформы 1992-2007 гг……………………………………………......18 2.2.Реформирование естественных монополий в контексте Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года…………………………………………………………..25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...29 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ..30 ВВЕДЕНИЕ Естественные монополии в рыночной экономике – явление противоречивое, обладающее положительными и отрицательными свойствами. Как разновидность монополистической структуры, они сочетают в себе все негативные проявления монополизации рынка и могут приводить к злоупотреблению неограниченной рыночной властью. Естественные монополии в России служат источником инфляционных импульсов, усугубляя социально-экономические диспропорции в обществе. В то же время, выступая необходимым элементом воспроизводственного процесса и представляя общественно значимые, системообразующие отрасли народного хозяйства, естественные монополии играют и положительную роль в жизни государства, т.к. они являются наиболее устойчивыми отраслями, а их деятельность тесно интегрирована во все сферы социальной, политико-экономической жизни . Такой противоречивый характер развития естественных монополий в России говорит об актуальности исследуемой темы. Более того, с учетом вышесказанного требуется взвешенная государственная политика в вопросе регулирования деятельности субъектов естественных монополий. Объектом исследования являются естественные монополии и государственный контроль над их деятельностью. Предметом исследования стали нормативно-правовые акты, регламентирующие общие и специальные вопросы государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий, исследования ведущих ученых-юристов в области предпринимательского права. Цель данной работы – раскрыть сущность естественных монополий, обосновать необходимость государственного регулирования естественных монополий, обозначить стратегию государства в вопросе регулирования естественных монополий в России. Теоретической основой исследования являются научные труды отечественных правоведов как в области общей теории права, так и отраслевых юридических наук. Среди них следует выделить работы Андросова К.Г., Баранова Э.Ф., В.С. Белых, Богачковой Л.Ю., Бутыркина А.Я., Гольденберга И.А., Садикова О.Н., Олейника О.М., Яковлева В.Ф. и др. А также юристов дореволюционной эпохи: Каминки А.И., Шершеневича Г.Ф. |
Список литературы | ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Неограниченная экономическая власть, которой обладают хозяйствующие субъекты, действующие на таких участках рынка, создает угрозу злоупотребления ими своим исключительным положением. Это порождает проблему регулирования и контроля их деятельности со стороны государства. Отношения между государством и субъектами естественных монополий имеют огромное значение. Они решающим образом влияют на бюджетообеспеченность страны и сохранение социальной стабильности в силу того, что естественно-монопольные сферы являются, по сути, фундаментом жизнеобеспечения. Характер взаимодействия государства и естественных монополистов не может быть одинаковым для всех отрезков времени, он определяется конкретно-исторически. Государственное воздействие на них должно осуществляться в правовой форме. Правовому регулированию естественных монополий присущ комплексный характер — оно осуществляется с помощью норм различных отраслей права (гражданского, предпринимательского, административного, налогового, уголовного и др.) Надлежащая регламентация естественных монополий предполагает согласованность нормативных предписаний, содержащихся в различных отраслях и институтах права, равно как в многочисленных ведомственных правовых актах. Степень согласованности правовых предписаний, а следовательно, и их эффективность может быть выявлена лишь при комплексном исследовании указанных отношений. Проблемы правового воздействия на естественные монополии во многом обусловлены причинами как экономического, так и социального характера. Процессы реструктуризации, демонополизации в области энергетики, связи, железнодорожного транспорта определяют необходимость разработки четких правовых механизмов. I. Нормативно-правовые акты 1. Конституция Российской Федерации. - М.:Республика,2002.- 42 с; 2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию единой энергетической системы России//Федеральный закон от 04.11.2007 №250-ФЗ; 3. О внесении изменений в Федеральный закон «О естественных монополиях»//Федеральный закон от 04.05.2006 №62-ФЗ; 4.О связи//Федеральный закон от 07.07.2003 №126-ФЗ; 5.О несостоятельности (банкротстве)//Федеральный закон от 26.10.2002 №127-ФЗ; 6.О почтовой связи//Федеральный закон от 17.07.1999 №176-ФЗ; 7.Об особенностях несостоятельности (банкротстве) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса//Федеральный закон от 24.06.1999 № 122-ФЗ; 8.Об энергосбережении//Федеральный закон от 03.04.1996; 9.О естественных монополиях//Федеральный закон от 17.08. 1995 №147-ФЗ; 10.О банках и банковской деятельности//Федеральный закон от 02.12.1990 №395-1; 11.О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках//Закон РСФСР от 22.03.1991 №948-1; 12.О государственном комитете Российской Федерации по обеспечению монополии на алкогольную продукцию//Указ Президента РФ от 10.01.1998 №14; 13.Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий//Указ Президента РФ от 28.04.1997 №426; 14.О дополнительных мерах по ограничению роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий и созданию условий для стабилизации работы промышленности//Указ Президента РФ от 17.10.1996 №1451; 15.О федеральной энергетической комиссии//Указ Президента РФ от 29.11.1995 №1194; 16.О некоторых мерах по государственному регулированию естественных монополий в Российской Федерации//Указ Президента РФ от 28.02.1995 №220; 17.О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий//Указ Президента РФ от 16.09.1992 №1392; 18.О порядке ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий//Постановление Правительства РФ от 22.09.2008 №707; 19.О внесении изменений в правила принятия федеральной службой по тарифам решений по определению (установлению) цен (тарифов и (или) их предельных уровней) в сфере деятельности субъектов естественных монополий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 №332//Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 №430; 20. О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей//Постановление Правительства РФ от 23.04.2008 №293; 21.О государственном регулировании тарифов на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов//Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 №980; 22.Об утверждении правил согласования инвестиционных программ субъектов естественных монополий в электроэнергетике//Постановление Правительства РФ от 19.01.2004 №19; 23.О системе отчетности, представляемой в федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественных монополий//Постановление Правительства РФ от 20.10.2003 №638; 24.Об обеспечении соблюдения экономически обоснованных принципов формирования цен на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий//Постановление Правительства РФ от 13.10.1999 №1158; 25.Об утверждении программы мер по структурной перестройке, приватизации и усилению контроля в сферах естественных монополий//Постановление Правительства РФ от 07.08.1997 №987; 26.О временных мерах по специальному регулированию хозяйственной деятельности предприятий – монополистов в 1992 году//Постановление Правительства РФ от 27.02.1992 №132; 27.О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года//Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р; 28.Об утверждении основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 года и перечня проектов по их реализации//Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 №1663-р; 29.По выявлению монопольных цен//Временные методические рекомендации Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур от 21.04.1994; 30.О Федеральном законе «О естественных монополиях»//Письмо ВАС РФ от 07.09.1995 №С5-7/ОЗ-538; 31.От контроле за деятельностью предприятий-монополистов//Письмо ВАС РФ от 19.04.1993 № С-13/ОП-122; 32.О торгах на товарных биржах товарами предприятий-монополистов//Письмо ФСФР РФ от 31.07.2008 № 08-ВМ-02/16238; 33.Об утверждении временного положения о реестре субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль//Приказ ФСТ РФ от 26.08.2004 № 59; 34.Об утверждении форм решений и предписаний по рассмотрению дел о нарушениях федерального закона «О естественных монополиях»//Приказ МАП РФ от 24.08.2001; 35.Об утверждении форм отчетности предприятий отраслей естественных монополий, представляемых в органы регулирования естественных монополий//Постановление Госкомстата РФ от 18.09.1997 №65; 36.Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 17.02.1997; II. Исследования, авторефераты, монографии 37. Андросов К.Г. Государственное регулирование естественных монополий: Препринт. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000. - 36 с; 38. Андросов К.Г. Естественная монополия в реформируемой экономике: Автореф. дис. канд. экон. наук / СПбГУЭиФ. - СПб., 2000. - 20 с; 39. Бекларян Л.А., Акопов А.С. Модель поведения естественной монополии в условиях переходного периода. - М., 2000. - 74 с; 40. Государственное регулирование естественных монополий: Опыт, проблемы, перспективы: Сб. ст. и матер. / Под ред. О.В.Коломейченко, В.Н.Ворожейкина. - СПб., 2000. - 254 с; 41. Нельговский И.Е. Режим естественных монополий в Российской Федерации. - М.: Манускрипт; Юристъ, 2002. - 288 с; III. Сборники, статьи 42. Александров Ю. МПС: монополия путей сообщения. Зачем железным дорогам реформы? // Новое время. - 2000. - N 45. - С.18-19; 43. Астапов К. О государственном регулировании естественных монополий // Общество и экономика. - 2003. - N 4-5. - С.274-287; 44.Баранов Э.Ф. Влияние тарифов и стоимости услуг естественных монополий на инфляцию // Банковское дело. - 2003. - N 2. - С.6-10; 45.Бесхмельницын М.И. Экономическое и финансовое состояние естественных монополий // Финансовый бизнес. - 2003. - N 5. - С.6-13; 46. Богачкова Л.Ю. О проблемах оптимизации функционирования естественных монополий в современной российской экономике // Вестн. ВолГУ. Сер.3. - 2001. - Вып.6. - С.165-169; 47. Бутыркин А.Я. Проблемы реформирования естественных монополий // Мировая экономика и международные отношения. - 2003. - N 12. - С.3-11; 48.Вишневер В.Я. К вопросу о государственном регулировании естественной монополии // Финансовый капитал: механизм движения: Сб. науч. тр. - М.: Логос, 2000. - С.124-140; 49.Гольденберг И.А. Проблемы институциональной реформы и регулирование естественной монополии // Пробл. прогнозирования. - 2002. - N 2. - С.98-119; |
Цена: | Договорная |