Название | Внешняя политика Франции |
Количество страниц | 134 |
ВУЗ | АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ |
Год сдачи | 2009 |
Содержание | Введение 3
Глава I. Краткая характеристика президентов и их внешнеполитической деятельности в истории Франции после президентства де Голя 9 1.1. Внешняя политика Президентов Пятой Французской Республики 9 1.2. Экономическое положение Франции после 70-х гг 23 1.3. Национальные проблемы и перспективы Франции 36 Глава II. Геополитика Франции: история и современность 44 2.1. Франция и Европа: на пути к интеграции 44 2.2. Константы внутренней и внешней политики Франции 60 2.3. Внешнеторговая политика Франции. 70 Глава III. Казахстано - французские отношения 77 3.1. Дипломатические отношения Республики Казахстан с Францией 77 3.2. Казахстанско-французские торгово-экономические отношения 101 Заключение 112 Список использованной литературы 118 Приложения 125 Введение Извест¬но, что одним из важнейших элементов государственного су-веренитета является внешняя политика государства. Внешнеполитическая доктрина и внешнеполити¬ческий курс страны определяются главою государства. "Внешняя политика - это политика Президента", - говорит Н.А.Назарбаев . Глава государства, Президент Республики определяет векторы внешней политики, исходя из ее национальных инте¬ресов. Внешняя политика обслуживает интересы внутренней политики государства, иными словами, внешняя политика - это концентрированное выражение внутренней политики. Сказанное в полной мере относится и к Республике Ка¬захстан, к ее внешней политике. И одним из таких векторов внешней политики Рес-публики Казахстан является европейское направление. Когда речь идет о европейском направлении внешней по¬литики Казахстана, то имеется в ввиду ее политика на двух уровнях, а именно: на уровне отношений Республики Казах¬стан с Европейским Союзом (ЕС) и на уровне ее отношений с европейскими государствами на двухсторонней основе. Высокий экономический потенциал, авторитет и влияние Фран¬ции в мировой политике выдвигают ее в разряд одного из приори¬тетных партнеров Казахстана в Европе. Франция является одним из ведущих государств Европейского союза. Без нее не может быть принято ни одно решение, затрагивающее судьбы Европы. По многим важнейшим вопросам ее позиция является определя¬ющей, служит примером для других государств. Налаживание конструктивного сотрудничества с ней способствует укреплению позиций Казахстана в международном сообществе. Со своей сто¬роны Франция также заинтересована в развитии отношений с Казахстаном . Франция - самая большое государство Западной Европы, территория которой составляет около 550 000 кв. км, а население — 58.5 миллионов человек, что составляет 15.67 % всего населения Европейского Союза (1998). Европейская геополитика как нечто самостоятельное после окончания Второй мировой войны практически не существовала. Лишь в течение довольно краткого периода 1959–1968 годов, когда президентом Франции был "континенталист" Шарль Де Голль (1890–1970), ситуация несколько изменилась. Де Голль не был учёным в общепринятом смысле этого слова, он был политиком. Известный французский геополитик Филипп Моро–Дефарж подчёркивает, что "оригинальность Де Голля, его отличие от традиционных французских политиков состоит в спонтанном геополитическом мышлении в условиях чрезвычайно идеологизированной международной обстановки, когда Запад противостоял Востоку…Он стремился обеспечить статус великой державы при ограниченности средств четырьмя способами: 1) вновь обрести утраченную независимость в ключевой области, путём создания ядерных сил сдерживания, которые должны позволить в принципе самостоятельно гарантировать оборону национальной территории; 2) рационально управлять своим наследством (связи с бывшими французскими владениями); 3) обеспечить себе усилитель мощи, благодаря созданию европейской организации по инициативе Франции; 4) по-прежнему проводить независимую внешнюю политику, не оглядываясь на кого бы то ни было. Начиная с 1963 года Де Голль предпринял некоторые явно антиатлантистские меры, в результате которых Франция вышла из Северо-Атлантического союза и сделала попытки выработать собственную геополитическую стратегию. Но так как в одиночку это государство не могло противостоять талассократическому миру, на повестке дня встал вопрос о внутриевропейском франко-германском сотрудничестве и об укреплении связей с СССР. Отсюда родился знаменитый голлистский тезис "Европа от Атлантики до Урала". Эта "Европа мыслилась как суверенное стратегически континентальное образование совсем в духе умеренного "европейского континентализма" Де Голль признавал определённую общность интересов всего Запада, но настаивал на идее "европейской Европы", которая, по его словам, существовала бы "благодаря себе и для себя, проводя среди народов мира собственную политику" Роль геополитики в современном мире резко возросла по ряду причин. Вероятно, стратегическое определение международной политической ситуации даёт образ мира, развивающегося от старой биполярной модели, навязываемой двумя сверхдержавами, к будущей качественно новой интеграции. Интеграция в геополитике означает "многообразные формы объединения нескольких пространственных секторов". Интеграция может осуществляться как на основе военной экспансии, так и мирным путем. Существуют несколько путей геополитической интеграции экономический, культурный, языковый, стратегический, политический, религиозный и т.д. Все они могут привести к одинаковому конечному результату увеличению стратегического и пространственного объема блока. В массовом сознании довольно прочно укоренилось представление о европейской интеграции, как о чисто экономическом процессе. Здесь есть большая доля истины – экономика в интеграции превалирует. Но это не вся истина. С самого начала отцы-основатели интеграционного процесса мыслили его как процесс многообразный, выходящий за пределы чисто экономического взаимодействия. В Европейском Союзе исходят из того, что интеграция зиждется на трех «опорах». Это – экономический и валютный союз (первая), общая внешняя политика и политика безопасности (вторая), правосудие и внутренние дела (третья). В силу комплекса объективных и субъективных причин наиболее динамично развивалась и укреплялась первая и – несомненно – главная опора союза – экономическая. Новая политическая ситуация значительно изменила экономический и политический климат на континенте, поэтому перед современной Европой возникают новые проблемы, которые требуют осмысления с позиций разных наук, в том числе в геополитическом аспекте. Эти проблемы волнуют всех европейцев от Атлантики до Урала. Расширение контактов в последнее десятилетие двадцатого века позволяет европейцам надеяться на установление взаимопонимания, а следовательно, на успешное решение политических, экономических и социальных проблем. Французская Республика занимает значительное и во многом уникальное место в европейской и мировой политике. Страна, на всём протяжении своей истории игравшая далеко не последнюю роль в Европе, одна из семи ведущих экономически развитых стран, постоянный член Совета Безопасности ООН, обладательница ракетно-ядерного потенциала и активная участница западноевропейской интеграции с 1960-х годов пыталась занять автономное положение в биполярной структуре Европы и начала проводить курс, нацеленный на её постепенную реорганизацию. Поэтому в начале XXI века, когда многие явления и проблемы побуждают людей рассматривать нашу планету как единое целое, поскольку они могут быть решены только в том случае, если всё человечество или, по крайней мере, его значительное большинство, выработает единый подход к их решению, когда мир как географическое пространство уже полностью исследован, завоёван, поделён и загромождён, когда границы государств становятся всё более прозрачными, встаёт вопрос о том, каким будет "новый мировой порядок" в XXI веке, и какую роль в нём будет играть Европа вообще, и Франция, в частности. Поэтому изучение опыта Франции в реализации общеевропейской интеграции, на наш взгляд, не только не теряет актуальность, но и приобретает дополнительный смысл в наши дни, когда на повестке дня во всём мире стоит самый древний геополитический вопрос: кто будет обладать решающей мощью в будущем? Это особенно показательно в свете последних событий на Балканах, где, была сделана попытка построить новую модель международного взаимодействия в мире. Сможет ли Франция сохранить своё некогда автономное положение в Европе? Ответ на этот вопрос может дать осмысление её современной роли на европейском пространстве именно с геополитической точки зрения. Вопросы международной политики Франции достаточно популярны у отечественных и зарубежных исследователей. Однако, работ, касающиеся анализа подхода Франции к общему международно-политическому устройству в Европе в 1970-2003-х годах, а особенно с точки зрения геополитики, довольно немного, причём почти все они написаны за рубежом. Целью работы является, на основе уже накопленного багажа в таких науках, как история, политология и геополитика, проанализировать историю Европейской интеграции в правовой, экономической и геополитической перспективе. Правовые, экономические и геополитические аспекты представлены не только в единстве друг с другом, но также и противопоставлены через историю Европейской интеграции. Однако, как уже подчёркивалось, главной задачей является обращение к проблемам Европейской интеграции с точки зрения французской перспективы. В работе сделана попытка проанализировать механизмы власти и принятия решения в ЕС и роль его различных институтов. Особое внимание уделено вопросам, связанным с реализацией в Европе четырёх фундаментальных свобод - свободное движение товаров, людей, услуг и капитала и истории экономической интеграции и гармонизации европейских экономик. И, конечно же, затронуты проблемы, связанные с участием Франции и в целом европейских государств - членов НАТО в событиях на Балканах и перспективами этого Альянса в Европе. Хронологически приоритет отдан 1970-2003-им годам - наименее исследованному периоду, который оказался насыщенным структурными сдвигами, новыми явлениями и драматическими переменами, как в самой Франции, так и в мировом развитии. Для Казахстана изучение данных вопросов актуально не только в силу традиционных геополитических связей с Францией. Её опыт интересен для формирования новой модели внешнеполитического курса Казахстана в условиях пересмотра своей роли и нахождения механизмов совмещения национальных интересов с универсальными потребностями в углублении международного взаимодействия и его перестройке на морально-гуманистических началах. |
Список литературы | Заключение
Начиная с 1945г. европейское строительство стоит в центре внешней политики Франции. Для этого было несколько важных соображений: восстановить мир и гарантировать безопасность государств, закрепить демократическую форму управления, создать единое экономическое и валютно-денежное пространство, способное гарантировать процветание народам Европы. С этого момента генерал де Голль, Президенты - Помпиду, Жискар д'Эстен, Миттеран и Ширак - все время работали над конкретизацией и развитием этого европейского фундамента, чтобы сделать Европу экономически сильной и уважаемой на политической арене . В экономическом плане усилия сначала "Шести", затем "Двенадцати", а сегодня "Пятнадцати" государств-членов дали результат, о чем свидетельствует тот факт, что, имея в 1998г. ВВП в 8 346,3 млрд долларов (т.е. 50 000 млрд франков), Европейский Союз сравнялся сегодня со странами Северной Америки и опередил страны Азиатского региона. Сегодняшний этап состоит в том, чтобы, в частности, придать Европе настоящую политическую и валютную общность и подготовить ее в организационном плане к расширению за счет многочисленных государств, получивших статус кандидатов на вступление. Франция действовала в этом направлении в течение всего времени работы межправительственной Конференции, которая завершилась принятием Амстердамского Соглашения, подписанного 2ого октября 1997г. Она также добилась укрепления законодательства Сообщества в социальной сфере и сфере занятости. С 1ого января 1999г. евро стало полноправной валютой на финансовых рынках, в банках и на предприятиях. В настоящее время, по примеру своих европейских партнеров зоны евро, Франция готовится к введению в обращение наличных евро с 1ого января 2002г., то есть к четвертому этапу реализации Экономического и валютного союза (ЭВС). В плане безопасности, годы холодной войны, а также период нестабильности, последовавший за ними, наложили на все демократические нации, в том числе и на Францию, значительную ответственность. Участвуя в Североатлантическом Договоре (НАТО), Франция также является членом Западноевропейского Союза (ЗЕС), Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Европейского Корпуса, в котором Франция насчитывает около 13 000 человек. Наконец, будучи одной из пяти ядерных держав совместно с Великобританией, США, Россией и Китаем, Франция обеспечивает содержание и адаптацию своих сил сдерживания к новым стратегическим реалиям и планирует принять во внимание, европейский масштаб своей обороны, продолжая добиваться полного запрещения ядерных испытаний и принимая на себя обязательства в пользу обуздания гонки вооружений и разоружения. На международном уровне внешняя политика Франции становится понятной, если оценивать ее по тому уважению, с которым Франция относится к целям и принципам Организации Объединенных Наций. Эти цели и принципы в действительности являются чем-то вроде копии тех идеалов, которые подразумевает французская республиканская традиция. Также Франция не переставала с 1945г. защищать эту организацию, по участию в расходах которой она занимает четвертое место в мире, внеся в постоянный бюджет этой организации 377,1 млн франков в 1999г. (57,49 млн евро) и 590 млн франков (89,94 млн. евро) в бюджет специализированных организаций системы ООН. Поддерживаемая в этой роли своим статусом постоянного члена Совета Безопасности, высшей инстанции ООН, Франция, в частности, участвовала в нескольких операциях по поддержанию мира, проводившихся под эгидой ООН (Ближний Восток, Африка, Камбоджа, бывшая Югославия и т.д.). Обязательные взносы Франции на проведение операций по поддержанию мира достигли в 1999г. 378 млн франков (57,63 млн евро). Франция продолжает держать контингент "голубых касок" в Ливане, Палестине, Западной Сахаре, Анголе, Грузии и на ирако-кувейтской границе. Франция также оказывает поддержку деятельности ООН, направленной на помощь развитию. Участие Франции в помощи развитию является разносторонним выражением той солидарности, которую она предполагает поддерживать и развивать в отношении беднейших стран. Государственная помощь развитию (двусторонняя и многосторонняя) достигала в 1999г. 37 млрд франков (5,64 млрд евро) или 0,45% ВВП. Франция занимает третье место среди стран-доноров после Японии и США. Уделяя гуманитарной деятельности, особое место в своей внешней политике, Франция выражает на самом высоком уровне свое стремление сохранять те ценности, вдохновительницей которых она являлась. Она играла основополагающую роль в развитии гуманитарной деятельности и международного гуманитарного права. Французские культурные и образовательные заведения за границей включают в себя : 1) 270 лицеев и школ с французской программой, в которых учатся 160 000 человек 2) 150 культурных институтов и центров 3) 220 "Французских Альянсов" в более чем 140 странах обучают французскому языку 370 000 учащихся, а также организуют выставки, показ фильмов и т.д. 4) 27 исследовательских центров и 130 археологических поисковых партий работают на пяти континентах 5) 20 000 стипендий в год присуждаются иностранным учащимся и стажерам во Франции 6) 115 миллионов семей имеют доступ по кабельному и спутниковому каналам к французскому телевидению ТВ5 7) 30 миллионов радиослушателей слушают Международное Французское Радио (РФИ) Параллельно с поощрением культурных и научно-технических обменов, Франция стремится усилить значимость французского языка. С помощью Франкофонии она предполагает сделать из франкоговорящего сообщества (131 миллион человек, т.е. 2,5% населения земного шара) настоящую арену сотрудничества. Начиная с 1986г, состоялось восемь совещаний франкоязычных стран на высшем уровне. Встреча в верхах глав государств и правительств франкоговорящих стран, состоявшаяся в Ханое (Вьетнам) в ноябре 1997г., узаконила политические контуры фракоговорящего сообщества и назначила Генерального секретаря по франкофонии, выразителя политической воли сообщества и координатора его программ по экономическому, культурному и языковому сотрудничеству. Сообщество франкоговорящих стран в составе 51 государства вновь собралось в 1999г. на 8-ой встрече по Франкофонии на высшем уровне в Монктоне (Канада). Курс Франции в современной Европе непосредственно связан с теми принципами и реалиями, которые сформировались ещё при генерале де Голле. Голлизм, как явление, стремился обеспечить Франции одну из ведущих ролей в организации Европы и мира, а также использовать национальную идею для сплочения французского общества. Безусловно, это не могло не вызвать ответную реакцию ближайших геополитических партнёров Франции как в Европе, так и в мире. В 1980-е годы внешняя политика Франции претерпела интенсивную эволюцию. Во французском обществе началась переоценка голлистских традиций и укрепилась тенденция к интеграции в блоковую структуру Европы. Эта линия была в основном атлантической, направленная на повышение автономии Западной Европы по отношению к обеим сверхдержавам. Наметился возврат к концепции независимой "европейской обороны". Франция вновь сделала заявки на роль одного из главных гарантов европейского равновесия и вдохновителя "новой Европы". Объединение германии вызвало во Франции неоднозначные реакции. Хотя большинство французов и одобрили воссоединение, многие стали высказываться насчёт того, что теперь Германия станет мощным и недосягаемым конкурентом. Фундаментом нового европейского порядка президент Ф. Миттеран предполагал сделать Европейское Сообщество, которое, по его мнению, должно было быть связано с остальными государствами континента широкой сетью многостороннего сотрудничества в рамках так называемой конфедерации. Этот путь предполагал возможную альтернативу будущему расширению ЕС. При Миттеране очевидно произошёл отказ от прямых претензий на главенство Франции в Западной Европе и растущая тенденция к ограничению государственного суверенитета в пользу наднациональных структур, приоритет западноевропейской интеграции на остальными внешнеполитическими направлениями, согласие на участие США в европейской системе. При нынешнем президенте Шираке этот курс усилился. Однако в 1990-х годах во Франции обострились некоторые проблемы. Как во всех других западных демократических государствах, граждане во Франции больше обеспокоены проблемами внутри страны, чем за границей. Экономический кризис, устойчивые уровни безработицы, которые являются даже выше чем где-нибудь ещё в Европе, и существование того, что Жак Ширак называл, во время его кампании по выборам президента 1995 года, "социальным переломом " стоят на повестке дня сейчас. Перед лицом этих ежедневных трудностей, крупные международные или стратегические вопросы имеют ограниченный интерес. В течение выборов в Национальное Собрание 25 мая и 1 июня 1997 года, главные политические партии посвятили небольшое время внешней политике. Не только программы партий ничего не говорили о международных проблемах, но и их лидеры - Алэн Жюппэ из консервативной коалиции и Лионель Жоспэн из Социалистической Партии. Последние события на Балканах свидетельствуют о том, что в настоящий момент международные проблемы снова выходят на первый план. Франция и её официальный курс поддерживают США и НАТО в их действиях в Европе. Курс европейской валюты "евро" в связи с этим продолжает падать и это не может не беспокоить политиков в Европе. Безусловно, это может привести к возрастанию роли США и НАТО в Европе. Таким образом, геополитика в современном мире получает новое воплощение. Сейчас, в отсутствии в ближайшей и отдалённой перспективе крупных вооружённых конфликтов, необходимо, чтобы идея Европы завоевала сердца и умы французов. Европейский Союз сможет развиваться лишь тогда, когда он будет принят гражданами ЕС, когда его идеи будут наполнены жизнью, когда он займет прочное место в душах людей. Европейский процесс должен получить больше демократической легитимности. I. Работы общетеоретического характера 1. Назарбаев Н.А., Казахстан – 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев: Послание Президента страны народу Казахстана// Вечерний Алматы.- 1997. – 13 окт. 2. Назарбаев Н.А. На пороге ХХI века. Алматы, Онер, 1996.- 250 с. 3. Назарбаев Н.А. Пять лет независимости. – Алматы: Казахстан, 1996.- 624 с. 4. Нурсултан Назарбаев: Моя цель – построить нормальное демократическое общество// Казахстанская правда. – 2002. – 7 февраля. 5. Выступление Президента назарбаева Н.А. на расширенном заседании Коллегии МИД РК. 14 сентября 1998 г. //Дипломатия жаршысы. Спецвыпуск. 1998.- октябрь. С. 5- 7. 6. Об основных направлениях ванутренней и внешней политики на 2003 год. Послание Президента народу Казахстана Астана, апрель 2002 г.// Казахстанская правда. – 2002. – 2 мая. 7. Актуальные проблемы внешней политики Казахстана. Сборник статей под редакцией Токаева К.К. Подготовлено МИД Республики Казахстан. М.: Русский Раритет – 1998 г., 450 с. 8. Токаев К.К. Внешняя политика: Время размышлений, время действий. //Казахстан и мировое сообщество. – 1995, №2 9. Токаев К.К. Под стягом независимости. Очерки внешней политики. – Алматы: Бiлiм, 1997.- 736 с. 10. Токаев К.К. Внешняя политика Казахстана в условиях глобализации. – Алматы, 2000. – 584 с. 11. Идрисов Е. МИД – не торговый дом (О новом качестве казахстанской дипломатии) статья Министра иностранных дел РК Идрисова Е. // «Республика», 26 апреля 2001 г. 12. Ертысбаев Е.К. Демократизация в Казахстане: 1999- 2000 годы. – Алматы: Атамура, 2000. – 352 с. 13. История Казахстана в лицах: Политические портреты / под ред Григорьева В.К. и Кусаинова А.К. – Акмола, 1999. – 128 с. II. Источники 1. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 г. Внесены изменения: Законом РК от 7 октября 1998 г. № 284-1 // Казахстанская правда. - 08.09.95 г. 2. Постановление Правительства Республики Казахстан от 7 января 2002 года №5 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации задач, поставленных Президентом Республики Казахстан Назарбаевым Н.А. в торжественной речи 16 декабря 2001 года, посвященной празднованию 10-й годовщины независимости Республики Казахстан» 3. Компас. Вестник иностранной информации ИТАР_ТАСС, М. 2000г. №11 4. Конституция Франции, М., Международные отношения, 1996. 5. Положения резолюции Совета Безопасности Организации Объединенных Наций № 1373 от 28 сентября 2001 года 6. Декларация Правительства Республики Казахстан и Правительства Французской Республики о воздушном сообщении. Алматы, 17/10/93. (с момента подписания). // Опубликовано в Бюллетене международных договоров, 1997, № 1 7. Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Французской Республики в области культуры и искусства. Алматы, 17/10/93. (для РК - с момента подписания, для Франции - 23.04.98 г.) // Опубликовано в Сборнике документов по международному праву, т.2 8. Протокол об экономическом сотрудничестве между Правительством Республики Казахстан и Правительством Французской Республики. Париж, 23/09/92. (с момента подписания) 9. Договор о дружбе, взаимопонимании и сотрудничестве между Республикой Казахстан и Французской Республикой. Договор (с 13 ноября 1994 года). // Опубликовано в Сборнике документов по международному праву, т.1 10. Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Французской Республики о взаимном поощрении и защите инвестиций. Вступило в силу 21 августа 2000 г. 11. Протокол о намерениях создать франко-казахский нефтяной центр обучения и прикладных научных исследований между Министерством энергетики и минеральных ресурсов РК и Министерством экономики, финансов и индустрии Французской Республики. Вступил в силу 18 июня 2002 года. 12. Постановление Правительства Республики Казахстан от 15 декабря 2001 года №1644 «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности Организации Объединенных Наций 1373 от 28 сентября 2001 года». – Алматы: Вестник Правительства Республики Казахстан. – 2001. - №12. – с. 12. III. Монографии и статьи 1. Анохина-Московченко В. Шарль де Голль. - М.: Книга, 1991. 2. Арзаканян М. Ц. Де Голль и голлисты на пути к власти. - М., 1990. 3. Бирюлев В. Франция: вялое оживление // МЭМО. - 1997. -№6. 4. Бирюлев В. Франция: кризис позади // МЭМО. - 1995. - №2. 5. Большая советская энциклопедия. Третье издание, - Москва, издательство "Советская энциклопедия", 1974г. 6. Бюллетель Радио Свобода/ РСЕ 1999, 9.04. 7. Васютинский В. Н. Франсуа Миттеран // Вопросы истории. 1993. № 1. 8. Внешняя торговля развитых капиталистических стран, под ред. Устинова И. М. - М., “Международные отношения”,1989. 9. Внешняя торговля Франции // Коринф. - 1997. - №42 10. Вчера Нурсултан Назарбаев принял представителей деловых кругов Франции из ассоциации "Медеф Интерненационал" во главе с ее вице-президентом Кристианом Монсом // Казахстанская Правда от 19.04.00 г. 11. Гаджиев К.С. Геополитика: история и современное содержание дисциплины // Полис, 1996, № 2 12. Гранвиль Б. Политические проблемы экономических реформ во Франции. // Мировая экономика и международные отношения, №3-99 13. Данилов Д.А Западная Европа на постмаастрихтском этапе: развитие интеграции в сфере безопасности. - М. 1997 14. Дугин А.Г. Основы геополитики. - М. 1997 15. Европейская интеграция и права человека. Сборник статей.- Алматы, 1998. 16. Ежегодник, “Франция” – М., 1994 17. Журкин В.В. Европейский союз: внешняя политика, безопасность, оборона - М.1998 18. Ибрашев Ж.У., Енсебаева Э.Т. Об идее Соединенных Штатов Европы // Казахстан-Спектр. - 2001. -.№ 2. 19. Информация о Франции. – А. Парламент РК, 2002. 20. История европейской интеграции (1945 – 1994) / Под ред. А.С. Намазовой, Б.Эмерсон - М., 1995. 21. История России в контексте мировых цивилизации, курс лекций /под ред. В.В. Рябова, А.И. Токарева, В.В.Кириллова.- М.:Жизнь и мысль, 2000.-424с. 22. Казахстан и Европейский Союз. Сборник документов и материалов.-Алматы, 1997. 23. Кожокин Е.А. В поисках новой философии безопасности. - М. 1997 24. Колесов В. А. Экономика зарубежных стран. - М., 2000г. 25. Ломакин В. К. Мировая экономика. - М., 1998г. 26. Мадиярова Д.М. Стратегия формирования внешеэкономической деятельности. - Алматы: Экономика, 1999. -184 с. 27. Мальков Э.Д. Торгово - экономические отношения России с Францией // Бюллетень иностранной коммерческой информации. - 1997. - №49. 28. Мельянцев В.А. Крупные державы Востока, Запада и Россия: важнейшие тенденции развития на рубеже тысячелетий.//Восток. - 1999, №5. 29. Михеев В.С. США, Франция и европейская безопасность; РАН, Институт США и Канады. - М., «Наука», 1993 30. Молчанов Н. Н. Генерал де Голль. - М., 1988 г. 31. Моро-Дефарж Ф. Введение в геополитику. - М.1996 32. Нарочницкая Е.А. Франция в блоковой системе Европы - М. 1993 33. Основы внешнеэкономических знаний. - М.: Международные отношения, 1990. 34. Пономарева И.Б. Геополитические факторы внешней политики: современное видение // МЭиМО, 1990, № 1. 35. Ратиани Г.М. Франция, судьба двух республик. - М.: Мысль, 1980 г. 36. Рубинский Ю.Н. Эволюция франко-американских отношений и кризис "атлантической" политики США// Западная Европа и США. М.1968 37. Рубинский Ю.И.. Политические перемены во Франции: причины и последствия М. 1997. 38. Скуратов С. Некоторые аспекты Новейшей истории Франции. – М., 1997 г. 39. Славенов В.П. Очерки внешней политики Франции (1961-1986 гг.). - М.: Международные отношения, 1986 г. 40. Смирнов В.П. Генерал де Голль в годы второй мировой войны: становление идеологии голлизма. – М., 1990г. 41. Статистика внешнеэкономических связей, Н. Е. Григорук, - М., “Финансы и политика”, 1993. 42. Страны мира. - Минск, 2000г. 43. Таланов А. Духовное согласие - дорога к миру. // Казахстанская правда. - 29.01.2003 44. Туре Линне Эриксен. Всемирная история с 1850 года до наших дней /Пер. с норвежского Ф. Золотаревской.- Осло: Гюльдендаль,1994.- 552с. 45. Франция намерена активизировать сотрудничество с Казахстаном в политической и экономической сфере. // Казахстанская правда от 05.11.2002 46. Франция / отв. ред. В.Ю. Пресняков. - М.: Межд. отношения, 1993. 47. Шенаев В.Н. Особенности экономического развития Западной Европы. - М.:Наука, 1993. 48. «Экономика и управление в зарубежных странах» - М., 2000г. - №5 49. Экономическое положение Франции. // Бюллетень иностранной коммерческой информации. - 1997. - №105. 50. Экономика Франция и экономическая политика правительства // Коринф. - 1997. - №42. 51. Baun, M. J., 1996. An Imperfect Union. The Maastricht Treaty and the New Politics of European Integration. Boulder, Co: Westview 52. Bertrand Geneviéve La prise de décision dans l'Union europйenne, , La Documentation franзaise, 1998 53. El-Agra (ed.), 1990. Economics of the European Community. Philip Alan 54. jours Europe, numero special traite d'Amsterdam, 22 mars 1999 55. "L'Europe, petite histoire d'une grande idée", Découvertes Gallimard, 1998 56. Lodge (ed.), 1993. The European Community and the Challenge of the Future. 57. George, S., 1996. Politics and Policy in the European Union. 3rd ed. Oxford University Press. 58. De Grauwe, 1990. The Politics of Monetary Integration. Oxford University Press. 59. Gros-Thygesen, 1992. European Monetary Integration. From the European Monetary System to European Monetary Union. Longman & St. Martin Press. 60. Jacobs F - Corbett R., 1990. The European Parliament. Longman Current Affairs. 61. Lacouture J. De Gaulle. Paris, 1984-1985. V. 1-3. 62. Lodge (ed.), 1993. The European Community and the Challenge of the Future. 2nd edition 63. Organigramme de la Commission européenne: Annuaire institutionnel, 1998. 64. Rouanet PARIS Pompidou. Paris, 1969. 65. Roussel E. Pompidou. Paris, 1994. 66. Taulegne, 1993. Le Conseil européen. Presses Universitaires de France. 67. U.S. Department of State, Background Notes: France, March 1998, Released by the Bureau of European and Canadian Affairs. 68. U.S. Foreign Policy Agenda USIA Electronic Journals, Vol. 4, No. 1, March 1999 69. 50eme anniversaire de l'alliance atlantique allocution du president de la republique, m. Jacques chirac, lors de la ceremonie commemorative (washington, 23 avril 1999) |
Цена: | Договорная |